Частное учреждение высшего образовани1. Особенности релиигиозного сознания студентов российского исламского института
Скачать 62.78 Kb.
|
Исламизм с его откровенно антизападной направленностью, набирающей силу в мусульманском мире и активно действующей в мусульманской диаспоре, всеми средствами стремится воспрепятствовать процессу ее интеграции в западное общество. Он стремится укрепить в ней исламскую идентичность, превратив ее в оплот своей антизападной идеологии и политики. Существующие различия между западными и арабскими странами не являются непреодолимыми или, более того, ведущими к неизбежной конфронтации и национально-конфессиональному противостоянию. Давнее межцивилизационное общение является логической основой для развития дальнейшего сотрудничества и взаимодействия между ними. Использование традиционных форм и норм развития и соответствующая адаптация западных могут стать основой для взаимовыгодных отношений. Объективность и диалог, отсутствие «гегемонизма» в подходе к проблеме сотрудничества со стороны западных стран и понимание того, что ни европейские, ни исламские ценности не угрожают ни тому, ни другому обществу, должны стать основой культурных и политических отношений между исламским и западным миром. Усиливающаяся глобализация ведет к созданию тесных контактов во всех областях мирового развития, и каждая культура, каждая цивилизация должны, участвуя в этом неизбежном процессе, привнося свою самобытность, принимать и адаптировать ценности других цивилизаций. 2.2. Проблема понятийной интерпретации «Европейского Ислама и Евроислама» В настоящее время в соответствии с миграционной картиной Европейского континента (далее Европа, Старый Свет, Старый континент), куда за последние сто лет мигрировало большое количество мусульманского населения из стран третьего мира и многих других мусульманских стран, можно заметить своего рода идеологическую трансформацию исламской системы вероисповедания в контексте европейской глобализации ислама, вследствие чего появляются такие новые общественно-политические понятия религиозного типа, как «европейский ислам» (англ., European Islam) и «евроислам» (англ., Euroislam). однако необходимо отметить, что вышеуказанные термины, содержащие в себе концепцию международного интеграционного исламского права, нельзя путать с «исламом в Европе» (англ., Islam in Europe) - «белый ислам» (англ., white Islam), так как исторически первые мусульмане появились в Южной Европе уже в VIII веке, пытаясь завоевать Испанию, переплывая Гибралтарский пролив [4]. Следовательно, «ислам в Европе» - это коренное мусульманское население Старого Света, то есть «белая мусульманская Европа» (англ., White Muslim Europe). Именно «белая мусульманская Европа» является антиподом большому количеству иммигрантов из стран третьего мира, так как на территории Старого континента проживают коренные, «белые» мусульмане, и где в их лице религия пророка Мухаммеда существует веками [2]. Интеграционные терминологические системы в контексте современной глобализации. Авторами современных интеграционных концепций «европейского ислама» и «евроислама» являются известные ученые, публицисты, писатели и активные общественные деятели: Тарик Рамадан (англ., Tariq Ramadan, 1962), профессор философии колледжа в Женеве и профессор ислама в университете Фрибура (Швейцария), и Бассам Тиби (англ., Bassam Tibi, 1944), немецкий политолог сирийского пртагсхождения, профессор международных отношений. В настоящее время Тарика Рамадана считают одним из ста наиболее выдающихся интеллектуалов и новаторов XXI века, его по праву можно назвать родоначальником концепции «европейского ислама», на основании которой ученый проводит активную работу построения «новой европейской мусульманской идентичности» (англ., New European Muslim identity). Тарик Рамадан отмечает, что мусульмане в Европе должны принимать полное участие в общественной и культурной жизни старого света, где возможен некий идеологический синтез европейской культуры и мусульманской этики, утверждая, что «европейские мусульмане должны отделить исламские принципы от их культуры происхождения и закрепить их в культурной реальности Западной ЕВРОПЫ», а «европейцы со своей стороны должны начать рассматривать ислам как европейскую религию» [3]. Во многих своих научных работах ученый подчеркивает тот факт, что мусульманская культура - не есть чисто арабская культура и ее нельзя отождествлять лишь с арабским народом. Ислам - это религия людей в целом, без какой-либо национальной или территориальной принадлежности: «И [еще] из Его знамений - создание небес и земли, разнообразие ваших языков и цветов [кожи]. Воистину, в этом - знамения для тех, кто обладает знанием» (30 сура «Румы», 22 аят); «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас - наиболее благочестивый. Воистину, Аллах - знающий, сведущий» (49 сура «Комнаты», 13 аят) [7]. Тарик Рамадан в своей книге «Ислам: прошлое и настоящее» (2018 г.) (англ., Islam: the essential) пишет, что «в XIX веке в Европе слову «Аллах» дали определение «Бог арабов», что превратило религию последователей пророка Мухаммеда в «религию арабов» (необходимо отметить, что арабы-христиане также в молитвах называют Бога Аллахом), а все, что касалось ислама, представлялось сквозь призму Востока. Конечно, не стоит отрицать тот факт, что многие культурные элементы были заимствованы из обществ других стран Азии и Африки, а затем интегрированы в жизнь большинства мусульманских стран» [5, с. 264]. Однако принципы, обряды и цели ислама, по рассуждениям Рамадана, практически полностью совместимы с любыми культурами, что делает Послание (Коран, в котором предоставлены вся теория, все постулаты и столпы исламской системы вероисповедания) общим, иными словами, многофункциональным всемировым призывом: «можно быть арабским, африканским, азиатским, американским или европейским мусульманином, и это никоим образом не противоречит идеологии ислама, а напротив, представляет собой результат единения между уникальной системой принципов и ритуалов, с одной стороны, и разнообразием культур - с другой» [5, с. 265]. Такой процесс религиозно-идеологической интеграции не является новшеством для мусульманской системы, ислам уже на протяжении всей своей истории развития сформировал своего рода индусский, африканский, турецкий и арабский варианты фактически существующей единой исламской системы вероисповедания, которая в силу своего универсализма способна выражаться в мировом культурном разнообразии [5, с. 265]. Немецко-сирийский политолог Бассам Тиби с 1992 года в своих работах и выступлениях стал достаточно широко использовать новый политико-идеологический термин религиозной направленности «евроислам», с помощью которого профессор всесторонне пытался описать малоизвестный тип исламской концепции в соответствии с нынешней миграционной картиной мира, где исламская система в силу своего немусульманского месторасположения принимает некоторые западные политические ценности (плюрализм, терпимость, отделение церкви от государства), в целях создания определенной формы «евроислама», способной поддерживать мирный диалог в соответствии с европейскими ценностями. Данное понятие отражает концепцию интеграции мусульман в качестве европейских граждан, в итоге представляя собой «либеральную европизацию ислама» (англ., liberal Europeanization of Islam) или «либеральный ислам» (англ., liberal Islam) [3]. Употребляя вышеуказанный термин, Бассам Тиби тем самым проводит четкую идеологическую грань между так называемым «светским исламом» (англ., secular Islam) и «исламизмом» (англ., Islamism), представители которого отвергают теорию «евроислама». интернет-словарь «Academic.ru» дает следующее определение понятию «исламизм»: «Исламизм» - это религиозно-политическая идеология и практическая деятельность, направленные на создание условий, при которых любые противоречия внутри общества и государства, где есть мусульманское население, а также межгосударственные отношения с их участием, будут решаться на основе норм шариата (совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама) [1]. Выводы к главе второй. Для современного западного и мусульманского общества характерно настороженное, а порой и враждебное отношение друг к другу. Подобные стереотипы массового сознания являются благоприятной почвой для роста, с одной стороны, исламофобии на Западе, а с другой - радикального антизападного исламизма в мусульманском мире, идеологические и политические установки которого подрывают процесс взаимодействия, исторически присутствующий в развитии западной и исламской цивилизаций. В поисках взаимопонимания между мусульманским миром и Западом следует помнить уроки исторического прошлого и объективно и трезво оценивать глубокие взаимосвязи этих цивилизаций. Исламистов, проживающих на европейском континенте в настоящее время, не более 5 %, но несмотря на их малочисленность, они представляют собой не менее опасное меньшинство, так как пытаются заблокировать ислам в рамках крайне консервативной, иными словами, даже реакционной, не поддающейся каким-либо временным и территориальным трансформациям исламской политико-общественной идеологии. Заключение В сoвременном мире ислам, являясь одной из самых широко распространенных религий, выражает надежды и ожидания самых различных слоев мусульман. Появляются в том числе и радикальные трактовки его догматов, подпитывающие исламский экстремизм и терроризм как инструмент в достижении определенных политических целей. Исламский экстремизм по своему главному назначению является базовым элементом в террористической структуре и представляет собой прежде всего идеологию, смысловой формат которой отождествляется с идеями радикального реформирования всех действующих институтов власти и гражданского общества, а также последующим внедрением положений тех самых коранических традиций, которые лежат в основе призывов к практическому применению различных силовых стратегий для того, чтобы реализовать набор политических целей и определенных задач с помощью такого достаточно сильного инструмента в политической борьбе настоящего времени, как исламский терроризм Список литературы 1. Аверинцев С. С. Теизм. Новая философская энциклопедия. ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/ green- stone3/library/collection/newphilenc/document/HASH01169b48a469a83c6b8d4d16 (дата обращения: 2. Алиева В.Р., Назаров Р.Р., Юнусова Д.М. СМИ на языках этнических меньшинств (на примере Узбекистана) // Конгресс этнографов и антропологов России. Доклады и выступления. Саранск: РАН, 2007. 3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М. : Международные отношения, 2010. 256 с. 4. Бжезинский З. Выбор. Мировое господство или глобальное лидерство / пер. с англ. Е.А. Нарочницкой, Ю.Н. Кобякова. М., 2005. 288 с. 5. Вызовы религиозного экстремизма в глобализирующемся мире: коллективная монография. Казань, 2017. 232 с. 6. Гараджа В. И. Харизма // Новая философская энциклопедия / ИФ РАН. URL: https://iphlib.ru/ greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASHbb6bbed980347b8e2096bb 7. Голос Ислама.ш. Белая исламская Европа: история и перспективы // URL: https:// golosislama.com/news.php?id=34556 8. Деминцева Е. Б. Магрибинцы во Франции: история эмиграции и эволюция диаспоры: дис. ... канд. ист. наук : 07.00.03 [Электронный ресурс]. URL: https://www. dissercat.com/content/magribintsy-vo-frantsii-istoriya-emigratsii-i-evolyutsiya-diaspory 9. Долгов Б.В. Генезис исламистского движения в общественно-исторической динамике Алжира, Туниса и арабо-мусульманской диаспоры Франции в 1970-2015-е годы : дис. ... д-ра ист. наук. М., 2017. 606 с. 10. Донцов В. Е. Ислам в международных отношениях // Дипломатический ежегодник 1997. М. : Научная книга, 1997. С. 62-89. 11. Европейский ислам - European Islam // URL: https://ru.qwe.wiki/wiki/European_Islam 12. Желтов В.В., Желтов М.В. Исламский терроризм: радикализация, рекрутирование, индоктринация : монография. 2-е изд. М., 2019. 110 с. 13. Ислам в Европе. История европейских мусульман // URL: https://medinaschool.org/li- brary/obshestvo/istoriya-islama/islam-v-evrope 14. Канке В. А. Современная философия. М. : Омега-Л, 2013. 329 с. 15. Кепель Ж. Джихад. Экспансия и закат исламизма. М. : Ладомир, 2004. 468 с. 16. Ланд Р. Г. Ислам в истории России. М. : Восточная литература РАН, 1995. 267 с. 17. Ланда Р.Г. Политический ислам: предварительные итоги. М., 2005. 286 с. 18. Льюис Б. Ислам: что пошло не так? // Россия в глобальной политике. 2003. Т. 1. № 1. С. 94-101. 19. Мавляутдинов И. С. Ислам, политика и современность // Вестник экономики, права и социологии. 2012. Апрель - Май - Июнь. URL: http://www.vestnykeps.ru/0212/50.htm 20. Малахов В., Летняков Д. Ислам в восприятии российского общества: сравнительно-политический аспект // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2018. № 2(36). С. 248-271. 21. Малашенко А. В. Ислам во внешней политике России // Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспект. 2007. № 7. С. 28-32. 22. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / под ред. П. Бергера, С. Хантингтона; пер. с англ. В. В. Сапова. М. : Аспект Пресс, 2004. 379 с. 23. -Морозов И.Л. Политический экстремизм: особенности эволюции при переходе от индустриального общества к информационному : монография. Волгоград, 2007. 458 с. 24. Морозов И.Л. Экстремистские политические идеологии в условиях глобализации: от концептуальной рациональности к религиозному экстремизму // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2009. № 1 (15). С. 148-155. 25. Наумкин В. В., Кузнецов В. А. Исламский мир и исламские организации в современной мирополитической системе // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. М., 2013. № 4. 26. Наумкин В. В., Макаров Д. В. Исламский фактор в мировой политике и интересы России // Стратегия России. 2007. № 7. С. 53-66. 27. Наумкин В.В. Ислам и мусульмане: культура и политика. Статьи, очерки, доклады разных лет. М.; Н. Новгород, 2008. 768 с. 28. Нысанбаев А. Н. Становление глобальной этики взаимопонимания // Вопросы философии. 2017. № 8. С. 11-20. 29. Островская Е. А. Исламский проект глобализации и его ключевые составляющие // Теория и практика общественного развития. Краснодар, 2015. № 17. 30. Островская Е. А. Социология религии. СПб., 2018. 31. Рамадан Т. Ислам: прошлое и настоящее / пер. с англ. З. Нестеровой. М.: Азбука- Аттикус: КоЛибри, 2018. 288 с. 32. Резван Е.А. Введение в коранистику. Казань, 2014. 408 с. 33. Рыбаков С.Е. Анатомия этнической деструктивности. - Бюллетень Московского Университета. № 3. М. 2011. C.22-23/ 34. С.М. Соловьев. Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева. Брюссель, 1977. 448 с. 35. Садыхова А .А. Евроислам: две концепции и перспективы // URL:https://cyberleninka. ru/article/n/evroislam-dve-kontseptsii-i-perspektivy-1/viewer 36. Следзевский И. В. Десекуляризация мирового сообщества как источник напряженности в международных отношениях и мировой политике // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т. 11. № 4. 37. Словари и энциклопедии на академике // URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/475941 38. Трофимов С. В. Религиозный вопрос и светское государство: кризис регуляции по Д. Эр- вье-Леже // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. Т. 23. № 4. С. 126-146. DOI: 10.24290/1029-3736-2017-23-4-126-146. 39. Фаляк.ру. Перевод смыслов Священного Корана Магомеда-Нури Османова // URL: https://falaq.ru/quran/osma 40. Фатенков А. Н. Мировоззренческие апории современной России // Философская мысль. 2014. № 1. С. 203-262. DOI: 10.7256/2306-0174.2014.1.10624. 41. Фукуяма Ф. Началась ли история опять? [Электронный ресурс] / пер. с англ. А. Коноваленко. URL: http://old.russ.ru/pol- itics/20021112-fuku.html 42. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Т. Велимеевой. М., 2020. 640 с. 43. Эрвье-Леже Д. В поисках определенности: парадоксы религиозности в обществах развитого модерна // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2015. № 1 (33). С. 254-268. 44. Яран С. Д. Рациональность веры в Бога в современной философии религии / пер. с турецкого И. С. Мавляутдинова; под науч. ред. Л. С. Астаховой / ИСФНиМК К(П)ФУ. Казань : ИД МеДДок, 2017. 212 с. |