Главная страница

Медик. Особенности северного возрождения. Влияние реформации на европейскую культуру Нового и Новейшего времени


Скачать 16.79 Kb.
НазваниеОсобенности северного возрождения. Влияние реформации на европейскую культуру Нового и Новейшего времени
АнкорМедик
Дата17.10.2022
Размер16.79 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаosobennosti_severnogo_vozrozhdenia.docx
ТипДокументы
#738336

Особенности северного возрождения. Влияние реформации на европейскую культуру Нового и Новейшего времени.

1 Слайд.

Северным Возрождением мы называем искусство Нидерландов (Голландии), Германии, Франции XV- XVI веков. На севере Европы, в отличие от Италии, художники не знали античного искусства и в своем творчестве скорее продолжали традиции средневековой готики с ее эмоциональностью, глубокой верой. Но с итальянским Возрождением их объединял интерес к человеку и реальной жизни.  

2 слайд

Если на итальянское Возрождение повлияла античность с ее культом красоты телесной, жизни земной, то на северное возрождение оказала воздействие готика с ее мистикой, некоторой даже мрачностью, возвышенностью, интересом к обыденным деталям и загадочным языком символов. У людей на картинах нидерландцев больше одухотворенности и почти детской веры чем у итальянцев. Таковы пастухи на картине «Поклонение пастухов» у Гуго ван дер Гуса. Мы видим, как озаряются их грубоватые лица восхищением от созерцания младенца Христа.

Люди на портретах Рогира ван дер Вейдена углублены в себя, словно пребывают в непрерывном общении с Богом.

3 слайд

На картинах художников Северного Возрождения люди не так красивы, как те, что нарисованы, у Рафаэля, не так сильны, как у Микеланджело, но изображены с уважением к их личности, внутреннему миру. Итальянские художники создают картины все более светского характера. У северян сохраняется религиозный дух средневековья с его законами. Так, если у итальянцев обнаженное тело в искусстве воспринималось спокойно, и Микеланджело написал их множество даже на потолке Сикстинской капеллы, то подобные примеры на севере редки. Так, изображения Адама и Евы на Гентском алтаре ван Эйка и диптихе Дюрера имели сложную судьбу и долго воспринимались как непристойные.

4 слайд

Примерно в одно время были написаны картины «Поклонение волхвов» итальянцем Боттичелли и немцем Хансом Мемлингом. Если второй передает евангельский сюжет в соответствии со средневековыми традициями, то у Боттичелли мы видим вполне светскую сцену, где изображены члены семьи Медичи, другие известные флорентийцы и даже он сам (справа в желтом плаще).

5 слайд

У художников Северного возрождения, кроме умения показать внутренний мир человека, поражает обилие деталей, та тщательность, с которой изображены предметы, находящиеся даже на большом расстоянии. Это было продолжением средневековых традиций, так как те или иные предметы имели символическое значение на языке христианства (роза, лилия связывались с Богоматерью, четки — знак благочестия и т.д.). Но с другой стороны в тонкой проработке деталей ощущался интерес к земному миру.

6 слайд
Говоря влияние реформации на европейскую культуру Нового и Новейшего времени, можно сказать, что новая эпоха восприняла от Ренессанса:

- представление о ценности индивидуальности и зачатки индивидуализма;

- философское и религиозное свободомыслие;

- политическую идеологию "макиавеллизма";

- доверие к развивающей образования;

-требовательность к смыслам и совершенства искусства;

- стремление к совершенству во всем.

7 слайд

"Фаустовской культурой" назвал культуру Нового времени О. Шпенглер. Он использовал образ легендарного мага и волшебника И. Фауста, который якобы жил в XVI в. в Германии и продал душу дьяволу за магические умения. Легенда о Фаусте принадлежит к жанру демонологической литературы, однако созданный ею образ олицетворяет черты культуры Нового времени, а именно стремление любой ценой истины и знаний, особенно тех, которые помогут изменить мир, приблизиться к Богу и стать творцом.

8 слайд

И.В. Гете в поэме "Фауст", кроме увлеченности своего героя наукой, подчеркнул его предельный индивидуализм, безразличие к моральным принципам, а также стремление выйти за пределы во всем и во что достичь своей цели. В то же время для XVIII-XIX вв. характерно преклонение перед Фаустов жаждой знаний ради служения на благо людям. Именно такие особенности, по мнению О. Шпенглера, присущие выдающимся ученым Запада "первопроходцам новых континентов, выдающимся реформаторам и политическим деятелям.

9 слайд

Итоги реформационного движения невозможно охарактеризовать однозначно. С одной стороны христианского мира, который объединял все народы Европы под духовным руководством папы римского, больше не существовало, равно как и не существовало единой христианской культуры. Единая церковь была заменена множеством национальных церквей, которые часто находились в зависимости от светских правителей, тогда как раньше клирики могли апеллировать к папе в качестве арбитра. С другой стороны, национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы. При этом существенно повысился культурный и образовательный уровень жителей Северной Европы, которая до этого была как бы окраиной Христианского Мира - необходимость изучения Библии приводила к росту как начальных учебных заведений (в основном в форме приходских школ), так и высших, что выразилось в создании университетов для подготовки кадров национальных церквей. Для некоторых языков специально была разработана письменность, чтобы иметь возможность издавать на них Библию.

The End. Конец.


написать администратору сайта