Особенности средневековой монархии на Востоке
Скачать 21.27 Kb.
|
Особенности средневековой монархии на Востоке. Восток в Средние века развивался по своему особому пути. У восточных стран не было такой четкой границы между древним миром и средневековьем. Для Европы этим рубежом стал распад Римской империи. В результате она оказалась в самом центре формирования новых стран и нового общественного строя – феодального. Восток же в это время продолжал свое обычное развитие. Для восточных стран в эпоху средневековья характерно асинхронное развитие. Некоторые из них ушли далеко вперед и уже жили при феодальном строе, когда у многих еще продолжали существовать племенные союзы. Переход к средневековым формам происходил в разных странах по-разному. Где-то он протекал спокойно, а в некоторых государствах был результатом серьезных политических потрясений. Восточные цивилизации имели свои особенности и сильно отличались от европейских. Для них было характерно следующее: 1. земля принадлежала государству; 2. в основе общества находилась сельская община; 3. крупные города играли роль религиозных и торговых центров. Основу общества и государства в восточных странах составляла сельская община. Восток в Средние века, кратко говоря, имел схожую схему управления во многих странах. Крестьяне и ремесленники, входящие в общину, обрабатывали землю и производили продукт. Право на землю и ресурсы было только у государственного аппарата. Община отдавала излишки произведенного продукта в виде налогов государству. Чем выше ступень в государственном аппарате занимал человек, тем больше ресурсов и власти было в его руках. В Средние века народы восточных стран не были замкнутыми, они активно вступали в торговые и политические взаимоотношения. При этом они делились техническими новинками, новыми способами производства и обработки земли. Большое влияние на ход исторического развития стран Востока оказало широкое распространение государственной собственности на землю, которая сочеталась с общинной. Это сдерживало развитие частной собственности, препятствовало созданию системы барского хозяйства с правом частной собственности феодалов на землю, которые использовали бы труд крепостных крестьян. Основой традиционной цивилизации является община. Постепенно существующие в ней родо-племенные связи замещаются этническими, хозяйственными, религиозными, профессиональными и т.п. Базой развития общества становится унаследованная от родо-племенного строя корпоративность -- включенность человека в социальное, религиозное или профессиональное сообщество, призванное сохранить существующий порядок вещей. При этом интересы сообщества стоят над интересами отдельной личности, а ее собственностью распоряжается община. Интересы корпорации ограничивают свободу личности. Такая система не терпит изменений и очень консервативна. Подавляющая часть населения проживает в деревне. Города являются центрами ремесла и торговли, но доля городского населения невелика. Политическую и культурную жизнь организуют традиции и обычаи. Верховная власть связана с владением землей и носит личностный характер. В результате этого складывается иерархическое устройство общества. Восточные цивилизации возникли независимо друг от друга. Они создали первые системы письменности, открыли принципы государственности и нормы сосуществования людей, различавшихся этнически, социально, имущественно, профессионально и религиозно. Их исторический опыт был использован цивилизациями, возникшими в более позднее время. На Востоке сложилась первая в истории командно-распределительная система экономики. Ее основой было земледелие, отделившееся от ремесла на начальном этапе складывания государства. Хозяйство носило натуральный характер. Экономика, требовавшая трудоемких земляных работ, была основана на восточной форме собственности; верховным собственником земли выступало государство в лице правителя. Он был главным организатором работ по созданию и поддержанию в порядке системы ирригационных сооружений, ведал распределением воды и урожая. Проблема избытка рабочей силы решалась путем поголовного привлечения общинников к строительству грандиозных сооружений. При отсутствии прямых (независимых от верховной власти) экономических, политических и культурных связей между общинами централизованное государство играло огромную роль. Оно было обожествленной силой, контролирующей, регулирующей и направляющей действия и поступки людей. Основой порядка была ничем не ограниченная и никем не контролируемая власть правителя -- живого бога или главного жреца. Он был верховным собственником земли, верховным главнокомандующим, высшей инстанцией в суде. Опорой власти царя был бюрократический аппарат, управлявший от его имени. Человек был полностью подчинен государству. Оно эксплуатировало не отдельного общинника, а всю общину. Как пользователи земли общинники отдавали государству часть урожая, выполняли общественные работы и несли рекрутскую повинность. Земледельцев нередко прикрепляли к земле, а ремесленников -- к профессии. Такой тип государственности является деспотическим (от греческого слова деспот -- повелитель). Восточное общество было иерархичным и делилось на сословия -- замкнутые группы населения со сходным набором обязанностей и привилегий; принадлежность к сословиям была наследственной. Каждый человек занимал строго определенную общественную нишу. На вершине иерархии стояли правитель и высший слой знати, состоявшей из родовой, управленческой и военной аристократии и жречества. К средним слоям принадлежали чиновники; бюрократический аппарат контролировал все сферы жизни. Низ общественной иерархии составляли ремесленники и свободные общинники-земледельцы. В ряде стран Востока население делилось на касты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга. Восточное общество было построено на общинном коллективизме. Община не только была основной производственной единицей, но и обеспечивала социальную стабильность. Община имела самоуправление и была замкнутой. Принадлежность к ней являлась привилегией. Члены общины обычно несли коллективную ответственность за всё, что случалось на ее территории. Такая система могла существовать только при неизменности ее звеньев и при соблюдении традиции, мыслившейся как абсолютная истина. Главным было воспроизведение опыта отцов, который считался высшей ценностью. Это и замедляло изменения в обществе. Таким образом, можно выделить основные особенности монархии в средневековом Востоке: - четкая приверженность традициям; - восточная деспотия с организованным бюрократическим аппаратом; - сильная и сплочённая община как ключевой элемент социальной жизни; - преобладание государственной собственности на землю - глава государства являлся одновременно его религиозным главой. Основная литература Овчинникова О.Г. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебное пособие. 2-е изд. Саратов, 2019. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/80984.html. ЭБС «IPRbooks», по паролю. Всеобщая история государства и права. Том 1. Древний мир и средние века [Электронный ресурс]: учебник / Н.П. Дмитревский, М.В. Зимелева, С.Ф. Кечекьян [и др.]; под редакцией В.А. Томсинова. М., 2019. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/78879.html. ЭБС «IPRbooks», по паролю. Дополнительная литература История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / сост. В.Н. Дряхлов. Саратов, 2018. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/77286.html. ЭБС «IPRbooks», по паролю. Кричевцев М.В. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс]: курс лекций. Новосибирск, 2018. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87114.html. ЭБС «IPRbooks», по паролю. Морозова О.Г. История государства и права зарубежных стран. Ч. 1 [Электронный ресурс]: хрестоматия. Краснодар, Саратов, 2019. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81856.html. ЭБС «IPRbooks», по паролю. Суровень Д.А. Преступления против личности в Древней и Средневековой Японии [Электронный ресурс]: Вестник Удмуртского университета. 2012.. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/prestupleniya-protiv-lichnosti-v-drevney-i-rannesrednevekovoy-yaponii-chast-1-prestupleniya-protiv-zhizni. НЭБ «Киберленинка», свободный. Томсинов В.А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Новое и Новейшее время [Электронный ресурс]: М., 2012. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6751.html. ЭБС «IPRbooks», по паролю. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: в 2 т. / под ред. К.И. Батыр, Е.В. Поликарпова. М., 2003. |