Весна Священная Игорь Стравинский 8 класс. Весна Священная 8 класс. Особенности тем и образов в музыке начала xx века.
Скачать 37.04 Kb.
|
. Тема: «Особенности тем и образов в музыке начала XX века.» Цель: На примере сравнения произведений различных искусств, объединённых общей темой, вывести учащихся на проблему урока: отобразить мир сказочной мифологии. Задачи: 1) уметь отразить понимание художественного воздействия выразительных средств, 2) проводить анализ взаимосвязи различных видов искусств с жизнью; 3) овладеть художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности; 4) проявить творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; 5) совершенствовать навыки сотрудничества в ходе решения музыкально-творческих задач. 6) расширят свои представления об истории возникновения музыки, разнообразии её связей с окружающим миром, огромной роли музыки в жизни людей на протяжении всех веков её существования, богатство и разнообразие музыкальных жанров и форм. Методы и приёмы работы: - частично-поисковый; - метод погружения; - «Музыкальная палитра»; - метод имитационного моделирования; - приём визуализации; Ход урока: 1 .Организационный момент. Слайд № 1 «Издревле правда нам открылась, В сердцах высоких утвердилась; Старинной правды не забудь». И. В. Гёте, Учитель - Есть в искусстве темы, к которым обращались и обращаются во все времена все те, кто проявляет интерес к культуре. Эти темы пришли в мир одновременно с человеком, и несмотря на то, что в разные эпохи они воплощались в искусстве по-разному, само их существование уже говорит о том, что во все времена интересы и стремления людей были не такими уж непохожими. Учитель: – Что же это за темы ? – ответы уч. – Мифологические. Что такое миф? (предания. Легенды, мифы, сказания) Слайд № 2 миф - синтез земной реальности с реальностью потусторонней Учитель: - Едва ли до нас дошли бы такие удивительные свидетельства жизни людей давних эпох, если бы не созданные ими легенды и мифы, а также полные таинственного волшебства старинные сказки, и поныне не утратившие своей поэтической прелести. (что такое фольклор) Сказочно-мифологические темы за долгие века развития музыки получили самое полное и последовательное воплощение: ведь природа музыкального искусства во все времена тяготела к волшебному, возвышенному, эмоциональному. Учитель: -Назовите произведения композиторов ,раскрывающих эту тему. Слайд № 3 Ответы уч. - ( «Кащей Бессмертный» и «Золотой петушок» Н. Римского-Корсакова, «Баба Яга» и «Волшебное озеро» А. Лядова, «Жар-птица» «Дафнис и Хлоя» М. Равеля - вот далеко не полный перечень произведений, определивших музыкальное направление первой четверти ХХ столетия.) Слайд № 4 Проблемные вопросы темы: Может ли музыка нарисоват сказку или миф? Может ли музыка изображать явления природы? Понять Каким образом сказочно-мифологические темы влияют на характер музыки. Как можно «озвучить» молчащую природу. Слайд № 5-Важные элементы мифа Учитель: Благодаря им, этим чудесным сказкам и мифам, мы, современные люди, также способны испытывать чувство таинственного единения с природой, с живой и полной тайн стихией. -Было ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающий мир природы одухотворён? - Возможно ли для современного человека чувство слияния с миром природы? Прочитайте стихотворения, отражающие такое состояние.(дом.задание)\Уч-ся читают фрагменты стихов.подчеркивающих единение человека с природой. Учитель: Вот видите, не случайно во все времена – и в древних народных сказаниях, и в современной поэзии – к природе часто обращаются как к одухотворённому началу. Начало ХХ века, века социальных и индустриальных революций, ознаменовалось появлением огромного числа выдающихся музыкальных произведений. «В будущее мы входим, оглядываясь на прошлое», говорил французский поэт ХХ века Поль Валери, подчёркивая непреходящее значение истин, которые никогда не станут старыми, бесконечно возрождаясь в каждом новом поколении. И в обращении rjvgjpbnjhjd к глубинным пластам культурной памяти, не угадывается ли стремление ещё раз понять человека, его сокровенную природу - стремление, особенно понятное в эпохи больших потрясений, переломов и распутий? -Одним из произведений, созданных в переломное время начала ХХ века (1913 год), был балет И. Стравинского «Весна священная». Слайд № 6 Игорь Фёдорович Стравинский русский, французский и американский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Его творчество вобрало в себя практически все ведущие направления и стили своей эпохи. Слайд № 7 Замысел «Весны священной» пришел к Стравинскому внезапным озарением (зрительные представления будущих произведений вообще были у него часты). Как он вспоминал в «Хронике моей жизни», «однажды, когда я дописывал в Петербурге последние страницы “Жар-птицы”, в воображении моем совершенно неожиданно, ибо думал я тогда совсем о другом, представилась старуха-ведунья из языческих времен , возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность». Видéние , посетившее Стравинского, было, однако, не вполне неожиданным, ибо питалось оно популярными тогда поэтическими и живописными образами. Слайд № 8 Этот замысел зрел, укреплялся и рос в сотрудничестве с Н. Рерихом, живописный дар которого в те годы воспевал язычество, «праславянство», «скифство» (увлечение, характерное для русского предреволюционного искусства. Славянская архаика была одной из главных тем живописи Николая Рериха, ставшего автором либретто нового произведения. Премьера «Весны священной», поставленной «Русским балетом» Дягилева в Париже 29 мая1913 года, сопровождалась бурным выражением негодования со стороны публики. Слайд № 9 «Весна священная» не имеет определенного сюжета. Это именно «картины языческой Руси» (подзаголовок балета), оживающие в буйных плясках доисторических славян, заклинающих весеннее пробуждение природы. На сцене исполняются старинные древнеславянские пляски, игры, обряды и ритуалы. Драматургически он строится следующим образом Действие балета делится на 2 части. Первая – «Поцелуй земли». В ней несколько музыкальных эпизодов: Вступление, Весенние гадания, Пляски щеголих, Игра умыкания, Вешние хороводы, Игра двух городов, Шествие Старейшего-Мудрейшего, Поцелуй земли, Выплясывание земли. Вторая часть – «Великая жертва». В ней также несколько музыкальных эпизодов: Вступление, Тайные игры девушек, Хождение по кругам, Величание избранной, Взывание к праотцам, Действо старцев, Великая священная пляска (Избранница). Либретто балета Игоря Стравинского «Весна священная» Славянское племя собиpается на пpаздник священной весны. Одна из девушек должна быть пpинесена в жеpтву богу Солнца. Избpанницей становится возлюбленная Пастуха, котоpый не в силах ее спасти. Учитель: Вступление рисует суровый, дикий и пустынный пейзаж нагромождения скал, среди которых неподвижно сидят две группы — юноши и девушки. Всматриваясь в священный камень, они ждут его вещего знака. Девушки поднимаются. Среди них появляется Старец. Они водят вокруг него хороводы - Какими средства использовал композитор для создания картины. (Слушание) Включить вступление «Весна священная» -что происходит в звучании оркестра? Ответы Учитель: Каким? (свирель, дудка, жалейка) Учитель: как звучат голоса инструментов? Ответы учеников. Тематизм «Весны священной» опирается на зазывные кличи веснянок, отдельные интонации свадебных песен. Новшество «Весны» – «варварская разноголосица», самостоятельная жизнь оркестровых голосов-попевок, подражающих первобытным инструментам. Человеческие звуки неотделимы здесь от природных – таково «пробуждение весны» во Вступлении, в котором Стравинский, по его словам, хотел передать «царапанье, грызню, возню птиц и зверей». Учитель: Почему Стравинский выбирает такой ход?-ответы. Старец направляется к священному кургану, за ним — девушки. Начинаются весенние гадания и танцы юношей. Землю, еще не проснувшуюся от зимнего сна, утаптывают молодые ноги танцем, заклинают ее расстаться с зимой. Чтобы умилостивить силы природы, танцуют и девушки. Обрядовые движения символизируют повседневный труд. Девушки прядут пряжу, юноши взрыхляют землю, чтобы заставить ее дать обильные всходы. Танцы становятся все более живыми. Девушки и юноши захвачены движением. Слушанин Пляски Щеголих Танец, наполненный счастливым упоением, переходит в дикую пляску. Учитель: Умыкания девушек. Каждый юноша уводит с собой избранную. Начинаются Вешние хороводы, Слушание «Вешние хороводы» Накопленные за долгие месяцы зимы силы рвутся наружу. Старец силится унять выхваляющихся юношей. К его мудрым, полным значения словам прислушиваются разгоряченные игрой юноши. Они падают на землю, чтобы выразить свое преклонение перед нею. Опускается ночь. Последние лучи солнца окровавили облака. Девушки усаживаются у костра, окружая Старца. Чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтоб ожила природа, чтоб люди могли пожинать дары земли, нужно окропить землю девичьей кровью. Дабы избрать среди подруг жертву, девушки водят круги, затевают Тайные игры, в конце которых приступают к обряду Величания Избранной. За ними следует Действо взывания к праотцам, переходящее в Священную пляску Избранницы. Земля приняла жертву: луг зеленеет, на деревах распускаются листья. Расцветает жизнь. Все племя, охваченное восторгом и благодарностью земле, выражает свои чувства в Великой священной пляске. Слушание «Священная пляска»(Видео) Учитель: какие средства выразительности главенствуют в этой сцене. Почему? Ответы – 1. в этой сцене главную роль играет ритм. упругий, агрессивный. подвижный, динамичный. 2.Стравинскиий наверно хотел передать пульс новой эпохи. Учитель: -Согласны ли вы с утверждением, что в «Весне священной» необыкновенно сильна и выразительна могучая стихия ритма? С чем это связано? -Ритм переходит из фонового в первостепенный. сокрушительных ударов там-тама Учитель : Какой же образ создал Стравинский , Что хотел показать? -Можно ли считать балет И. Ф. Стравинского «Весна священная» музыкальной картиной языческой Руси и почему? Вывод: Мир сказок, мир художественной литературы, обнаруживают насыщенную многовековую историю взаимоотношений человека и природы, где можно найти всё: любовь и благодарность, коварство и низость, непримиримую вражду и безмятежную гармонию. Новизна «Весны священной» поражает еще сильнее, если задуматься об истоках не в народной, а в профессиональной музыке. Ее явление подобно чуду. Наверное, Стравинский был прав, закончив свои воспоминания о ней такими словами: «“Весне священной” непосредственно предшествует очень немногое. Мне помогал только мой слух. Я слышал и записывал то, что слышал. Я – тот сосуд, через который прошла “Весна священная”»… Исполнение песни М.Таривердиева «Маленький Принц» Именно в рамках «Русских сезонов» и была исполнена «Весна священная». Её замысел заключается в том, чтобы средствами музыки - тембров, гармоний, но прежде всего ритма показать извечное соотношение природных, стихийных сил жизни, из которых произрастает все: цветение весны, радость, любовь, - и законов древнего порядка. И вот что удивительно: этот балет, столь необычный по тематике, такой далёкий от интересов европейского искусства (создавался и исполнялся он в Париже), от социальных потрясений своего времени, стал подлинным художественным взрывом. Французский публицист Жан Кокто назвал «Весну священную» шедевром, «симфонией, исполненной дикой печали, запечатлевшей землю в состоянии произрастания, шумы древних хижин и становищ, напевы, идущие из глубины веков, прерывистое дыхание скота, глубокие потрясения». Возможно, что в этой обращённости к вечным истинам - истине природы, истине древних законов, данным сквозь призму музыкального звучания современности, и заключён секрет необыкновенной актуальности данного произведения. Ведь ничто не меняется в мире людей: те же силы движут побуждениями, что и тысячи лет назад, и те же оковы древних обычаев противостоят этим слепым и могучим силам. |