ПЗ. Особенности ударного вокализма русских говоров
Скачать 238 Kb.
|
1 2 Стилистические особенности диалектной речи I. Теоретическая часть: 1. Почему писатели и поэты обращаются к диалектной лексике? 2. Какие существуют способы введния диалектизмов в текст художественного произведения? 3. Функционально-стилевые разновидности диалектной речи. 4. Понятие о стилевой дифференциации в современных диалектах. 5. В чем проявляются черты народно-поэтической речи. Понятие о лингвофольклористике. 6. Элементы профессионально-технического стиля и черты публичной речи в диалектах. II. Практическая часть: В отрывке из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» найдите проявления диалектной речи. Мужик что бык: втемяшится В башку какая блажь - Колом ее оттудова Не выбьешь: упираются, Всяк на своем стоит! Такой ли спор затеяли, Что думают прохожие - Знать, клад нашли ребятушки И делят меж собой... По делу всяк по своему До полдня вышел из дому: Тот путь держал до кузницы, Тот шел в село Иваньково Позвать отца Прокофия Ребенка окрестить. Пахом соты медовые Нес на базар в Великое, А два братана Губины Так просто с недоуздочком Ловить коня упрямого В свое же стадо шли. Давно пора бы каждому Вернуть своей дорогою - Они рядком идут! Идут, как будто гонятся За ними волки серые, Что дале - то скорей. Идут - перекоряются! Кричат - не образумятся! А времечко не ждет. За спором не заметили, Как село солнце красное, Как вечер наступил. Наверно б ночку целую Так шли - куда не ведая, Когда б им баба встречная, Корявая Дурандиха, Не крикнула: "Почтенные! Куда вы на ночь глядючи Надумали идти?.." 2. Определите, какие диалектизмы встречаются в отрывках из произведений С.А. Есенина Хорошо под осеннюю свежесть Душу-яблоню ветром стряхать И смотреть, как над речкою режет Воду синюю солнца соха. («Хорошо под осеннюю свежесть…»); За тёмной прядью перелесиц, В неколебимой синеве, Ягнёночек кудрявый – месяц Гуляет в голубой траве. («За тёмной прядью перелесиц…»); Вот и опять у лежанки я греюсь, Сбросил ботинки, пиджак свой раздел. Снова я ожил и снова надеюсь Так же, как в детстве, на лучший удел. («Снежная замять дробится и колется…»). И третий мой бокал я выпил, Как некий хан, За то, чтоб не сгибалась в хрипе Судьба крестьян. («1 мая»). Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хруптом мысленно кусаю огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы. («Голубень»). Вечер чёрные брови насопил. Чьи-то кони стоят у двора. Не вчера ли я молодость пропил? Разлюбил ли тебя не вчера? («Вечер чёрные брови насопил…»); Пятками с облаков свесюсь, Прокопытю тучи, как лось; Колесами солнце и месяц Надену на земную ось. («Инония»). 3.Проанализируйте драму Л.Н. Толстого «Власть тьмы» с точки зрения использования в ней диалектизмов разных типов. Обратите внимание на способы введения в текст драматического произведения диалектизмов. Найдите диалектные черты в свадебной песне с. Стояново Одоевского района Тульской области Уж вы, гости, гости мои, Дорогие, полюбезные мои, Дорогие, полюбезные мои, Посидите, побеседуйте у нас. У нас на дворе-то дожь, дожь, Дожь дожжит, за воротами метелица метет, За быстрой рекой зелёный сад цветет, За быстрой рекой зелёный сад цветет, Там чижечки, воробушки поют, Они поют, выговаривают, Красных девушек на улицу зовут. Воля, воля красным девушкам, Молодушкам гульба миновалася. Как у нашей молодушки случилось три заботушки, Как у нашей молодушки случилось три заботушки. Как случилось три заботушки: Как и первая забота – молода, Как и первая забота – молода, Нажила я себе мужа молодца, Молодец, молодецкий сын, С молодцами молодец водится, С дураками не ватажится. Найдите диалектные элементы в отрывке из рассказа о свадебном обряде с. Стояново Одоевского района Тульской области А потом садятся за стол. Этот же стол накрывают у жениха. Если чужая деревня, там свои игрицы, если эта, то те же девки будут величать. Обыгрывают так же. На стол каравайцы подают – пшенную кашу, смешанную с рисом на молоке, яиц туда столько вобьют. Каравайцы последними подают. Эти каравайцы подают – свадьбе конец. Литература: 1. Русская диалектология. Под ред. Л.Л. Касаткина. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 2. Прохорова В.Н. Диалектизмы в языке художественной литературы. – М., 1957. 98 с. 3. Чернец Л.В. «Черная, потом пропахшая выть!..» О диалектизмах в художественном произведении // Русская словесность, 2005, № 3. [Электронный ресурс: http://tezaurus.oc3.ru/library.php?view=d&course=3&raz=6&pod=1&par=14]. 4. Курносова, И.М. Очерки лексикологии и лексикографии языка писателей Центрального Черноземья (А.И. Эртель, И.А. Бунин, Е.И. Замятин): монография [Текст] / И.М. Курносова. – Елец: ЕГУ им. И.А.Бунина, 2009. – 220 с. 5. Праведников С.П. Основы фольклорной диалектологии. – Курск: Курский государственный университет, 2010. – 231 с. Практическое занятие № 13 КОЛЛОКВИУМ Изучение особенностей тульских говоров Проблемы и вопросы для обсуждения: История изучения тульских говоров: основные этапы. Ученые-языковеды, исследовавшие тульские говоры. История формирования Тульского края и история формирования тульских говоров. Место тульских говоров на диалектологических картах МДК и ИРЯ. Основные изоглоссы и ареалы, формирующие тульские говоры. Фонетические особенности тульских говоров. Исследование Н.Б.Париковой об умеренном яканье в тульских говорах. Грамматические особенности тульских говоров. Лексические особенности тульских говоров. Изучение тульских говоров Ф.П.Филиным. Изучение тульской лексики И.Н.Чусовой. Особенности построения «Материалов к словарю тульских говоров» и «Словаря тульских говоров». Отражение тульских диалектных черт в произведениях художественной литературы. Современное (нач. ХХI века) состояние тульских говоров, возможные перспективы и проблемы их изучения. Определите комплекс диалектных черт в следующих записях: [// М’ин’е′ пъсыла′л’и пъб’ара′цъ, jа′ н’и пашла′. Када′ была′ ма′л’ин’к’ьjь, с’а′ду нъ зава′л’инку, уот и пла′ч’у, а е′с’ хо′ца, а е′с’ н’е′ч’ьвъ. Ш’а′с фспо′мн’иш’, и сл’о′зы б’а′рут’. А ш’а′с аб’jада′имс’и. А мы′-тъ таγда′ пъшанца′, муч’и′цы, иич’и′к пъпа′ръч’т’у н’ис’о′м усваи′х. С мълаца′м’и хад’и′л’и, съб’ара′л’ис’а в пан’о′вах, в ба′бах, н’иху′жы как уо¢т ш’а′с пака′зъвъjут’. П’е′с’н’и иγра′л’и, γармо′н’и бы′л’и. Кълдава′л’и, cапаγи′ ч’е′р’ьс кры′шу к’ида′л’и. Куды′ сапо′х но′съм упа′д’ит’, то′т жын’и′х. А мы быва′лч’ь вал’а′имс’и, а р’иб’а′тъ в’и′д’ут’, натка′jут’ ло′γвы… Ус’о′ бы′ла в’ис’ало′. А р’иб’а′тъ-тъ нач’а′л’и ту′т хад’и′т’. Ш’а′с-тъ н’и вда′р’ут’, н’и заб’jу′т’, а тады′-тъ аγо′н’ пату′шут’ да ч’о′рт’и шо д’е′лаjут’. Дра′ка ид’о′т’, тады′ Трул’у как зар’е′зъл’и-тъ… О-о-оj! Е′тъвъ, ч’ьрв’ака′-тъ, Ко′л’у. Дв’э′ ра′ны, уот так’и′jь уот, бы′л’и в бо′к jаму′, кро′ф’ жужжа′лъ. За Дун’а′шу, да, за Ти′ш’т’ину. Ύъвар’и′т’׃ «Jа уш фс’а′ на дражжа′х дражу′.» Уо′т жыз’н’-тъ кака′jь была′ //] [// Jа′ пашла′ с п’атна′тцът’и л’э′т рабо′тат’ ф калхо′c. С’э′jал’и на с’э′jалкъх, мълат’и′л’и в руч’ну′jу, ваз’и′л’и наво′с, сн’э′γъзъд’ирж’а′н’иjь д’э′лал’и, ваз’и′л’и з’арно′ нъ-ыл’ива′тър. В’аза′ла нъ-лашад’а′х снапы′. Абраба′тывъла св’аклу′, къкуру′зу т’а′пал’и, пато′м за с’и′лъсъм хад’и′л’и. Снапы′ ваз’и′л’и нъ-лашад’а'х, з’арно′ уб’ира′л’и в ры′γу, а сало′ма фс’а′ на у′л’ицъ клала′с’а. Калхо′зныj аγаро′т капа′л’и лапа′там’и пъд γурцы′, марко′ф’. С Шу′ркъj jэ'з’д’ил’и за с’и′ласъм. Баран’и′л’и на быка′х. Бы′лъ два′ быка': М’и′т’к’а - д’э′да М’и′тр’иjа (н’изна′jу от’э′ч’иства), Ал’о′ша. Ка′к пътхва′т’ат’ и б’ижа′т’ в р’э′ч’ку. За с’э′jалкъй хад’и′ла, мн’э′ тада′ папа′д’а, скажу′т: «Какова′ кл’а′па та′м γл’ад’э′ла». Кашо′лкам’и к’ида′л’и св’о′клу. Кажды′j Бо′жыj д’э′н’ рабо′тал’и. Сало′му фс’у′ сн’э′γом завjу′ч’ит’, а мы′ лапа′ткам’и сн’э′х атк’и′дывъл’и. Ну, бу′д’а, фс’о′ //] [// Jа′ фс’у′ жы′з’н’ уд’ир’э′в’н’и. Нас во′с’им’ ч’илав’е′к у ма′м’и бы′ла. Jа′ пато′м фзаво′д’и фс’о′ вр’е′м’а рабо′тала. Уж’е′ взро′слаjа была′, катлы′ ОПК фърмава′ла. Мы ск’е′м вм’е′ст’и уч’и′л’ис’ ф ФЗО с’т’е′м ипъжын’и′л’ис’. На′м таγда′ л’ет пъш’ысна′цат’ бы′ла. Он уjэ'хал jа′ заб’ир’е′м’и’н’ила, рад’ила′. Атн’иво′ н’ип’ис’ма′, н’идушы′, н’ич’иво′. Jа′ пато′м узна′ла, он тр’и ра′за жын’и′лс’и, и ука′ждаj жын’э′ падва′ д’ит’а′. Jа′ каγда′ фзаво′д’и рабо′тала, ум’ин’е′ Вало′д’а (сын) зъбал’е′л. Jа′ уво′л’илъс’и, а м’ин’е′ сказа′л’и. Пайд’о′ш’ взаво'т рабо′тат’, кварт’и′ру им’е′иш, н’ито′ адб’ира′им. Напро′т’иф сас’е′т ж’ы′л, у н’иво′ дво′и ма′л’ч’ика. И и′м н’е′куда иjа′ адна′. М’ин’е′ пр’ишло′с’ сн’и′м саjд’и′т’с’а… вбара′к’и жыла', пато′м кварт’и′ру да′л’и. Та′м зато′ ум’ин’е′ бы′л ма′л’ин’к’иj γаро′д’ик. Jа′ в’идро′ карто′шк’и пасо′д’у, ам’ишо′к нъкапа′jу. Ту′т з’имл’и′ мно′γъ, здаро′в’иjата иjа′ н’е′ту. Р’иб’а′та падо′кна б’е′γаjут’, хул’иγа′н’ут’. Та′к вът жы′з’н’ ку′выркъм прашла′. В’е′к γвар’и′т’ праж’ы′т’, н’ипо′л’и п’ир’ийт’и′ //] [// Ну, ваjна′ нъч’ала′с’а фсо′рък фтаро′м. Jа′ уш была' н’ив’е′стъ. А н’изна′jу, ско′къ мн’е′ гадо′ф бы′лъ. Е′ту, а ту′та, када′ н’е′мцы-тъ к на′м пр’иjэ′хал’и, л’у′д’и ра′дъвъл’ис’. М’о′т върава′л’и. Во′т, До′н’а н’ис’о′т’, с’астра′ м’аjа′, пр’а′мъ в’у′пт’и, адн’и′х пч’о′л пр’ин’асла′: „Фс’е′ то′ш’ут’, ул’ьи′, а jа′ хо′т’ ч’удо′ч’ик дъ зъхват’и′лъ”. Ну, а ту′т нач’а′л’и ваjну'. Н’е′мцы жгл’и′ ту′т фс’о′. А у нас γара′ была', высо′къjь. А тут кака′j-тъ скл’и′с’. Во′т ан’и′ бо′ч’т’у-тъ, бал’шу′jу, с’т’икл’а′нуjу, сп’и′рту ръскало′л’и. Мы е′тът сп’и′рт пъдб’ара′т’. Ис сн’е′γу! Ну, т’ип’е′рч’ь к л’уд’а′м хад’и′лъ нъч’ава′т’. Быва′лч’, спа′т’ н’е′γд’ь. С’ид’и′м, в’из’о′м, л’и′бъ хто′ кружава′, хто′ наск’и′. С’ид’и′м пъткапт’у′шкъjу… А пасл’а′ вайны′ калхо′с н’и дава′л н’ич’аво′. Къласко′ф съб’ир’о′м, нъталт’о′м, н’иху′жы. Съб’ир’о′м трахма′л’ч’ику, пампу′шык нъп’ик’о′м, нъjид’и′мс’и…//] [// У дом пр’ишо′л… да бы′л у м’ин’э′ жан’и′х ад’и′н, он тако′j тр’апа′ш’ был Гр’и′шка хо′ш н’и тр’апа′ш’, а э′нтът хвал’и′ць, тр’апа′ц… Мы ус’о′ рабо′тъл’и, н’и как вот ш’а′с: вас ат’э′ц уасп’и′тъваит’, а мы капа′л’и γаро′т, у калхо′з’и капа′л’и, ва вр’э′м’а ваjны′. Как пад’д’э′н’ьм ч’илав’э′к п’а′т’, п’ирв’ирн’о′м. На быка′х ц’э′лыj д’э′н’ па′шым. А атту′да н’ис’о′м в’аза′нку дро′ф: тап’и′т’ п’э′ш’ку, γаро′т зъγара′жывът’. Э′тъ ва′с ш’а′с ат’э′ц жал’э′ит’: jиму′ дв’ан’а′цът’ γадо′ф, а он да′в’ич’ь γавр’и′т’… к нам фс’иγда′ наш’а′лн’ик’и пр’ихад’и′л’и… У нашыj ба′т’и… Пашла′ с н’э′мцьм, э′тъ ишшо′ пас’о′д’ут’, за с’э′нъм у ск’и′рт. Накла′л’и с н’и′м пъ в’аза′нк’ь… а он γавр’и′т’ таб’э′, ма′ткъ. Этъ ужэ′ апасл’а′ на′с выjкуи′ръвъл’и у Мана′инк’ь за′тр’и к’ило′м’итра, н’и хвата′лъ тр’и′цът’ кило′м’итръф ат фро′нту, был’и дл’ь Ак’э′. И на′с вы′γнал’и… на′ры аста′л’ис’ь. Пра м’ин’э′ в γаз’э′т’и нап’иса′л’и… ба′бка-тъ сваво′ бра′та иска′ла… Паjэ′хъл’и на сва′д’бу туды′… а он знако′маj… Вот ид’о′т по'jаст, кул’jэ′рскиj по′jаст, в’э′с’ бл’ист’и′т’…фс’э′ см’иjу′тс’и на м’ин’э′… ба′пка астала′с’ //] Литература: История изучения тульских говоров. Хрестоматия. Автор-составитель Н.А.Красовская. Тула, 2008. Красoвская Н.А. Тульские гoвoры и oсoбеннoсти изучения диалектнoй лексики (мoнoграфия). Тула: Издательствo ТГПУ им. Л.Н.Тoлстoгo, 2012. 144 с. Красoвская Н.А. Вoзмoжнoсти пoлевoгo рассмoтрения диалектных антрoпoцентрических глагoлoв (на материале тульских гoвoрoв) (мoнoграфия). Тула: Издательствo ТГПУ им. Л.Н.Тoлстoгo, 2013. 195 с. Д.А.Романов, Н.А.Красовская. Материалы к словарю тульских говоров. Тула, 2008, 2010, 2011, 2012, 2013, 2014, 2016. Н.Б.Парикова. Происхождение и состояние умеренного яканья в Тульской группе южновеликорусских говоров к середине ХХ века. Тула, 2008. И.Н.Чусова. Очерки тульских говоров. Тула, 2002. Р.И.Аванесов. Очерки русской диалектологии. М., 1949 (и последующие издания). Русская диалектология. Под ред. Р.И.Аванесова и В.Г.Орловой. М., 1965. К.В.Горшкова. Историческая диалектология русского языка. М., 1972. К.Ф.Захарова, В.Г.Орлова. Диалектное членение русского языка. М., 1970. 1 2 |