Главная страница
Навигация по странице:

  • «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

  • РЕФЕРАТ по дисциплине «

  • Основная часть

  • Список используемых источников

  • религиоведение_реферат_Ислам. Особенности вероучения и культа ислама


    Скачать 28.93 Kb.
    НазваниеОсобенности вероучения и культа ислама
    Дата03.03.2022
    Размер28.93 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файларелигиоведение_реферат_Ислам.docx
    ТипРеферат
    #381644

    ПРИВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ

    ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»

    ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

    ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ

    (ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ)


    РЕФЕРАТ
    по дисциплине «Религиоведение»
    на тему«Особенности вероучения и культа ислама»


    Выполнила:
    студентка 2 курса гр. 18/Д-202 очной формы обучения



    Н. Новгород 2020 г.


    Введение

    Ислам (в переводе с арабского – предание себя Богу, покорность), наряду с буддизмом и христианством, является одной из трех мировых религий. Также относится к числу наиболее распространенных религий на планете – ислам исповедуют более миллиарда человек. Мусульманские общины имеются в более чем 120 странах. В некоторых странах он является государственной религией.

    Распространение охватывает страны Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и Африки и оказывает существенное влияние на социальную, политическую и культурную жизнь.

    По происхождению, Ислам самая «новая» из мировых религий. Ислам возник в VII веке н. э., в силу ряда объективных исторических причин. Разложение родоплеменного строя, кризисные явления в экономической и политической жизни вызвали усиление тенденций к объединению и созданию политически устойчивых государств. Для этих целей нужно было идейное знамя, под которым бы осуществилось объединение сил народов. Таким знаменем и стал - Ислам.

    Основная часть

    Зародившийся в VII в. ислам максимально основывался на предшествующем культурном развитии аравийского общества. Ислам явился закономерным этапом в длительной и последовательной эволюции религиозных форм сознания населения Аравии. Возникновение мусульманской религии связывается с деятельностью Пророка Мухаммеда. Это реальная историческая личность. Родился Мухаммед Ахмад ибн Абд Аллах в 570 году в Мекке. Происходил он из племени курейшитов. Рано осиротел. Мухаммад занимался торговлей, сопровождением караванов, вел финансовые дела богатой вдовы Хадиджи, на которой потом женился. Он жил в Мекке, впоследствии священном городе мусульман. В Мекке, как упоминалось выше, находилось святилище Кааба, в котором располагались фетиши, в том числе и «черный камень» метеоритного происхождения, осмыслявшийся как важный объект поклонения. Мухаммад был склонен к уединению; он знал иудейскую и христианскую догматику, а также взгляды ханифов, сторонников единобожия, не принадлежавших к конкретной конфессии.

    В возрасте 40 лет Мухаммаду были ниспосланы первые божественные откровения, вскоре он уверовал в свое предназначение посланника Божьего и начал проповедовать, т. е. нести людям истинную веру, что в первую очередь было связано с утверждением монотеизма, а впоследствии вылилось в таухид (важнейший исламский догмат о единственности Аллаха).

    В 630 г. пророк завершил создание первой мусульманской общины (умма), которая строилась не на основе кровного родства, а по принадлежности к одному вероучению.

    Основные положения вероучения ислама изложены в трех источниках. Первым является Коран. Он состоит из 114 сур (глав), каждая сура из аятов (стихов) и представляет собой рифмованную прозу.

    Вместе с Кораном основу вероучения, культа и в целом образа жизни мусульманской общины составляет – Сунна, основанная на устных и письменных рассказах о жизни Мухаммада, его проповедях.

    Третьим источником является Шариат (от арабского - верный путь к цели, закон, предписания, установленные в качестве обязательных). Это комплекс закрепленных Кораном и Сунной правил, которые определяют убеждения, нравственные ценности и религиозную совесть мусульман. Иными словами это сборник моральных законов, комплекс правил поведения, включающий самые разнообразные нормы, а также традиции и обычаи.

    В вероучении ислама можно выделить семь основных положений (догматов), которые являются Символом веры мусульманина:

    1. Вера в единого Бога. В противоположность христианскому учению о божественной Троице ислам утверждает, что Бог един. Многобожие рассматривается как тяжкий грех. У мусульман Бог – Аллах. «Он – Аллах – един, Аллах – вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один» (Коран, сутра 11 2). В исламе сложилась теория «прекрасных имен» Аллаха (асма ал-хусна), всего их 99 и сверх них находится величайшее имя, известное только пророкам. Аллах сотворил все сущее. При чтении Корана в начале любой суры мусульманин должен произносить басмалу, представляющую собой стандартное восклицание, обращенное к Аллаху: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!».

    2. Вера в ангелов и демонов. Ангелы у мусульман – это бестелесные существа, которые беспрекословно выполняют поручения Аллаха. Среди ангелов существует определенное разделение труда: в исламе есть ангелы-хранители (их двое у каждого человека); ангелы, которые охраняют могилы; ангелы – посланцы Аллаха и ангелы, возглавляющие рай (ридван) и ад (малик). Мусульмане признают также существование сверхъестественных противников Аллаха – демонов (ангелов, вышедших из подчинения Богу) и их главы Шайтана (другое имя главы демонов – Иблис).

    3. Вера в святость Корана (калам Аллах). Ислам учит, что Коран является книгой нерукотворной, существующей предвечно, как и сам Бог, она – его «слово». Оригинал этой книги находится на небесах. Поэтому в мусульманском богословии принят догмат о нерукотворности, вечности Корана. А если Коран представляет собой нерукотворное «слово Божье» и является вечным атрибутом его бытия, он никем не может быть изменен, и мусульмане в своей жизни должны руководствоваться только предначертаниями, содержащимися в этой вечной книге Бога.

    4. Вера в пророков и посланника Мухаммеда. Пророки не сверхъестественные существа. Это люди, через которых вещает Господь. Число пророков огромно, их не меньше 100 тыс., хотя в Коране упомянуты лишь 28. Девять из них называются «стойкими»: Нух (Ной), Ибрахим (Авраам), Дауд (Давид), Якуб (Иаков), Иусуф (Иосиф), Аййуб (Иов), Муса (Моисей), Иса (Иисус) и, наконец, Мухаммед, которому был явлен Коран. Мухаммед считается «печатью пророков», т. е. последним в цепи пророков, которые проповедовали человечеству. Исламская традиция рассматривает Мухаммеда как совершеннейшего человека. Жизнь его, особенно начиная с первого откровения, есть предмет тщательного изучения, образец для толкования, почитания и подражания.

    5. Вера в рай и ад (джанна, джаханнам). Мусульманам, неуклонно выполняющим все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное блаженство в раю (джанна), а неверным и отклонившимся от принципов вероучения – мучения в аду (джаханнам).

    6. Вера в божественное предопределение. Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию Бога.

    7. Вера в бессмертие души. Приверженцы ислама верят в существование особой субстанции (души), покидающей тело в момент смерти и в воскресение ее из мертвых в день Страшного суда.

    На раннем этапе существования мусульманской общины сложились представления о пяти столпах мусульманского вероучения (аркан ад-дин), из которых четыре содержат обрядовые и моральные предписания:

    1. Наиболее значим следующий столп: «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха». В короткой фразе – «Шахаде» – залючены два основных догмата ислама. Первый о едином и единственном Боге Аллахе, второй о Мухаммаде как о единственном праведном Пророке, посланнике Божьем, верно донесшем до людей слово Аллаха, единственно праведном, но не единственном вообще, т. к. Аллах посылал «людям Писания» (иудеям и христианам): Мусу (Моисея) и Ису (Иисуса Христа).

    2. Вторая обязанность мусульманина – намаз, салят (молитва). Она состоит из ракатов (системы положений тела и словесных формул). Молящийся во время обряда обращает лицо к кибле (Мекке), а заверша ется намаз произнесением шахады. В экстремальных условиях, например во время боевых действий, точное соблюдение этих правил необязательно. Ежедневный намаз обычно пятикратный: на рассвете, полуденный, предвечерний, на закате солнца, с наступлением темноты. В структуре исламского культа существуют и другие молитв, такие как молитвы-просьбы, похоронно-поминальные и т. д. Для совершения салята необходима мусалла (молитвенная подстилка), обычно одна ее торцовая сторона округлая или заостренная: во время молитвы этот край будет передним (обращенным к Мекке и Медине, как и лицо молящегося). Для подсчета прочитанных молитв используются тасбих (четки), обычно состоящие из 99 бусин, по числу славословий Аллаху. Важно, чтобы наиболее важная полуденная пятничная молитва и предшествующая ей проповедь хутба состоялись в мечети.

    3. Соблюдение поста (саум, руза, ураза). Человек должен воздерживаться от пищи, напитков, наркотиков, супружеских отношений в пе риод светового дня. От поста освобождаются немощные, больные, беременные, дети, воины, путешественники или приравненные к воинам категории лиц. Постятся в различные месяцы, но самый главный саум проходит в течение месяца рамадан.

    4. Хадж (паломничество в Мекку) является четвертым столпом веры. Хадж является обязанностью каждого мусульманина. Он совершается в месяц зуль-хиджа по мусульманскому календарю, хотя умра (малое паломничество) может проходить в любое время года. Выполнение этого предписания не является строго обязательным, но очень рекомендуется.

    5. К столпам веры относится и закят – налог на имущество и финансы, который осмысливается плательщиком как очищение самого человека и его богатства. Формально закят является формой помощи нуждающимся мусульманам целью которой, является достижение социальной справедливости, иногда религиозный налог трансформируется в государственный; закят дополняется и объединяется с садака (пожертвованием).

    Важно отметить, что достаточно много внимания уделяется брачно-семейным отношениям (завадж). Брак в исламе рассматривается как религиозная обязанность мусульманина. Коран разрешает мужчине иметь не больше четырех жен, к которым он обязан относиться одинаково справедливо и выделять каждой при заключении брака особое имущество (махр). Процедура развода довольно проста для мужа (талак) и для жены (фасх, хул).

    Не менее значимое значение имеют и существующие запреты. Это касается вина, свинины, мяса хищных птиц, мертвечины, крови и всякого животного, заколотого не во имя Аллаха, т. е. не по мусульманскому обычаю.
    Заключение

    Ислам - одна из самых интересных религий в мире. Ислам играет важную роль на национальном уровне, потому что это одно из наиболее распространенных религиозных движений.

    Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его первых и основных адептов, но и всех народов ближневосточного региона, многих народов Средней Азии, Кавказа и значительной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов, но и их культурные традиции, нормы морали, предания, которые и сегодня во многом определяют жизнь многих народов.

    Путем войн, страны и народы сохраняли и развивали собственные доисламские культурные традиции. Однако на протяжении веков почти абсолютного господства ислама доисламские традиции либо безвозвратно уходили в прошлое, либо настолько преобразовывались, что практически свелись лишь к национально-культурной специфике. Разумеется, эта специфика весьма дорога каждому из народов исламского мира, так как отражает его лицо и придает ему оригинальный собственный облик. И в этом смысле ее нельзя недооценивать, считать чем-то второстепенным. Однако важно подчеркнуть, что у любого из мусульманских народов она перекрывается комплексом норм и предписаний общего для всех них ислама.

    Список используемых источников:

    1. Лобазова О.Ф. Религиоведение. – М., 2007.

    2. Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. – М., 2000.

    3. Религиоведение: учебное пособие / Г.Ю. Тихонова, Е.В. Гиниятова, 2013.


    написать администратору сайта