Реферат детское изобразительное. Особенности восприятия цвета детьми младшего дошкольного возраста
Скачать 31.65 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИ филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Омский государственный педагогический университет» в г. Таре (Филиал ОмГПУ в г. Таре) Факультета педагогики, менеджмента и информационных технологий в образовании Кафедра педагогики и развития образования РЕФЕРАТ На тему: «Особенности восприятия цвета детьми младшего дошкольного возраста» Выполнила: студентка 2 курса, 22 группы Профиль: Начальное образование и Дошкольное образование Речапова Алсу Сафиулловна Проверила: к. п. н. доцент Демидович Елена Анатольевна Тара – 2019 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………...... 3 Глава I. Теоретические аспекты восприятия цвета детьми младшего дошкольного возраста 1.1 Характеристика возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста ……………………………………………………………….…..…… 4 Глава II. Особенности цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста 2.1 Состояние цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста… 7 2.2 Формирование цветовосприятия у детей ………………………………… 11 Заключение …………………………………………………………………… 15 Список использованной литературы ………………………………………… 17 Введение Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Цвет как свойство предмета и явления познается детьми через восприятие. Процесс восприятия и передачи цвета детьми изучали многие психологи (Венгер Д. А, Запорожец А. В. и др.), искусствоведы (Бакушинский А. В., Волков Н. Н. и др.), педагоги (Езикеева В. А., Я. А. Коменский, М. Монтессори, Ф. Фребель, и др.) Дошкольный возраст является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. В вопросах сенсорного воспитания детей дошкольного возраста в разных видах деятельности важную роль сыграли работы (Венгера Л. А., Ветлугиной Н. А., Запорожца А. В., Комаровой Т. С. и др.). Исследования показывают, что чувство цвета включает в себя восприятие цвета в окружающей жизни и искусстве, умение передавать цвет при создании образа в рисунке, аппликации; подбирать цвета, оттенки и создавать их в изобразительной деятельности с целью создания цветового образа, а также выражать индивидуальное отношение к цвету. Знакомство с цветом предметов, объектов, явлений окружающей жизни и цветовое решение изображений детьми в их рисунках, аппликациях способствуют развитию у них эстетического восприятия, чувства цвета.[6] Цветовые впечатления, которые дети получают из окружающей жизни, должны быть организованы, приведены в известную систему. Только при этом условии дети могут сравнивать предметы по цвету, устанавливать цветовое сходство и различие. Детям также необходимо знать цвета, их названия, их отношения друг к другу и свойства. Из всего вышесказанного можно утверждать, что данная тема актуальна. [5] Глава I. Теоретические аспекты восприятия цвета детьми младшего дошкольного возраста. 1.1 Характеристика возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста В возрасте 3–4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Главной особенностью игры в этом возрасте является ее условность. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. [8] На четвёртом году жизни у детей продолжают развиваться психические функции, возрастают физические возможности, показатели роста. Повышается активность ребёнка, усиливается его целенаправленность, более разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают намеренный характер. В разных видах деятельности – в игре, рисовании, конструировании, а также в повседневном поведении, дети начинают действовать в соответствии с заранее намеченной целью, хотя в силу неустойчивости внимания эта цель может теряться. Ребёнок быстро отвлекается, оставляет одно дело ради другого. [1] В рисовании возможности ребёнка начинают определяться графическими образами – представлениями о том, как изображаемый предмет должен выглядеть на бумаге. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет. В изобразительной деятельности дети переходят к намеренному изображению предметов, хотя способы реализации этого намерения ещё несовершенны. [7] В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других. Совершенствуется сенсорное развитие. Попыток рассмотреть предмет или ощупать его у ребёнка не наблюдается. На вопрос, каков предмет, дети не отвечают. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и другие. Они становятся образами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов. [12] Преобладающей формой мышления становится наглядно – образное мышление. Ребёнок оказывается способным объединить предметы не только по внешним сходствам (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит объединение имеющих общее назначение или входящих в общую ситуацию объектов. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса - и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку родителей и других взрослых. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. [15] В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждения об окружающем. Таким образом, достижения в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста создают благоприятные условия для существенных сдвигов в характере обучения. Глава II. Особенности цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста. 2.1 Состояние цветовосприятия у детей младшего дошкольного возраста. Изобразительное творчество - это особый процесс, поскольку его результат относится к сфере духовного, личностного самовыражения. Строя отношения со специалистом, владеющим языком искусства, ребенок получает новый опыт, который он может нести в жизнь. Через творчество ребенок адаптируется, "примеряет" себя к окружающему миру. Истоки изобразительного творчества ребёнка относятся к раннему возрасту, а к началу дошкольного детства ребёнок, как правило, уже имеет некоторый (хотя и ограниченный) запас представлений, позволяющих ему создавать отдельные образы. В детский рисунок внедряются разные формы опыта, который ребёнок получает в процессе действий с предметами, их зрительного восприятия, самой графической деятельности и обучения со стороны взрослых. [6] В ходе развития рисования у ребёнка появляется потребность пользоваться цветом. При этом начинают проявляться две тенденции в использовании цвета. Одна тенденция заключатся в том, что ребёнок использует цвет произвольно, т.е. может раскрашивать предмет или его части любимыми красками, часто не соответствующими реальному цвету предмета. Так, у нарисованного человечка одна рука может оказаться красной, а другая синей; отдельные пряди волос на голове могут быть нарисованы разными цветами. Другая тенденция заключается в том, что ребёнок стремится окрасить изображаемый предмет в соответствии с его действительным цветом. При этом дети используют цвет некоторых предметов в качестве их обязательного признака и закрашивают изображение предмета однотонно, без передачи оттенков. Это объяснятся тем, что дети пользуются знанием цвета предмета, установленным со слов взрослых, минуя собственное восприятие. [14] В младшем дошкольном возрасте складываются предпосылки для усвоения детьми системы основных цветов и некоторых оттенков. Как и в постижении других свойств предметов, дети первоначально усваивают основные, бессознательно отбрасывая детали. Характерно, что в этом возрасте в процессе продуктивной деятельности усвоение названий цветов происходит как бы «незаметно», словно без обучения. Но это не так. Окружающие взрослые в процессе общения в повседневной жизни многократно повторяют ребёнку название того или иного цвета и устанавливают взаимные связи между цветами окружающих объектов, цветами изобразительных средств и цветами – определениями. В результате ребёнок запоминает систематичность красок в наборе. По мнению Е.А. Флериной, к 3-4 годам у детей возникает потребность знать, называть и различать 5-6 различных цветов. Основное внимание дети обращают на передачу формы и строения предмета, а передачу цвета производят лишь в отдельных случаях, когда цвет интенсивен, ярок, пробуждает эмоции, привлекает внимание детей. [7] В этом возрасте отношение к цвету как свойству, присущему данному предмету, неустойчиво: повторяя изображение предмета, ребёнок может изменить окраску по своему вкусу. Так, нередко первое изображение ёлки выполняется зелёным цветом; второе – любым другим цветом: красным, синим и т.д. Лишь постепенно локальный цвет некоторых предметов усваивается детьми как обязательный признак. В то же время дети способны найти подходящий цвет к создаваемому образу и правильно воспринимать основные качества цветов. Н. П. Сакулина рекомендует знакомить детей с цветами в процессе самой изобразительной деятельности. Знать отвлеченные цвета детям нужно лишь после того, как у них путем наблюдения окружающего накоплен достаточный опыт цветовых представлений. Такого рода опыт накапливается у детей относительно рано, и в 3 - 4 года уже возникает потребность знать названия и различать пять - шесть наиболее отличных друг от друга и насыщенных цветов. [15] Без обучения могут быть усвоены только часто встречающиеся цвета: красный, зелёный, жёлтый, синий. Названия цветов – серый, голубой, розовый – устанавливаются позднее и обычно после особого к ним внимания. Вследствие небольшого опыта особую трудность для детей представляет то, что не все предметы и их цвета соответствуют представлениям о них детей. Вступая в дошкольный возраст, ребёнок может владеть действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Глаз детей приучается вначале к простейшим, а затем к более сложным цветовым сочетаниям. Дети начинают предпочитать одни цветосочетания другим, употребляя выражения: ʺэто красивоʺ, ʺмне нравится этот цветʺ, ʺэто некрасивоʺ, ʺмне не нравится такой цветʺ и т.д. Считая проблему художественного восприятия цвета наиболее существенной в изобразительной деятельности, Е.А. Флерина отмечала, что дети любят цвет, он доставляет им ʺэстетическое наслаждениеʺ. Рисуя красками, маленький ребёнок не столько занят цветовым отображением предмета, сколько окраской своего рисунка в тот цвет, который его особенно привлекает. Он пользуется цветом как выразительным средством (яркая расцветка того, что особенно нравится, что он любит). [7] Имея представления о жёлтом и красном цветах, но не зная оранжевого цвета, дети склонны оранжевые предметы воспринимать как красные или жёлтые. Усвоенные эталоны влияют не просто на название, но прежде всего на само восприятие свойств, когда детям предлагают молча подбирать к образцу объекты точно такого же цвета. Трёхлетние дети во многих случаях по жёлтому образцу подбирают только жёлтые объекты, а по красному – красные и оранжевые, по синему образцу они подбирают только синие, а по голубому – и голубые, и синие. Особенно ярко это обнаруживается в случае, если образец сначала показывают детям, потом убирают и выбор надо произвести по памяти. По образцу выбор производится правильно в случае, если цвет знаком, а по образцу малознакомого цвета – ошибочно. Причина в том, что, получая, например, жёлтый образец, дети сразу же соотносят его с имеющимся у них эталоном и узнают как жёлтый. После этого они отбирают жёлтые объекты, а остальные отбрасывают, как ʺне такиеʺ. Оранжевый образец ставит ребёнка в затруднительное положение, так как у него нет представления об оранжевом цвете, и он использует жёлтый. Усложнение продуктивной деятельности ведёт к тому, что ребёнок постепенно усваивает всё новые и новые цвета. Значительный вклад в развитие у детей чувства цвета внесли работы Е.А. Аркина. Он использовал три метода работы с цветом: метод подбора, метод называния, метод выбора по называнию. Это позволило установить, что уже в 4 года у детей развита способность к цветоощущению. [3] 2.2 Формирование цветовосприятия у детей. Анализ психолого-педагогических исследований, программно-методической литературы и современной практики позволяет нам определить круг положений, направленных на формирование чувства цвета у детей младшего дошкольного возраста: - Формировать у детей умения различать предметы по цвету, называть цвета, подбирать сходные по цвету предметы и использовать в художественной деятельности такие цвета: красный, синий, зелёный, жёлтый, белый, чёрный и оттенки – голубой, розовый. - Прежде всего детей следует знакомить с реальным, основным цветом предметов: трава, листья на деревьях, ёлочка зелёного цвета; помидоры красные, одуванчики, лютики и некоторые другие цветы жёлтого цета и т.д. - Вместе с тем рассматривая, созданные человеком: игрушки, предметы быта ( одежду, посуду и др.), транспорт, здания – обращать внимание на их окраску, спрашивая, а что есть ещё такого же цвета. Это способствует образованию у детей ассоциативных связей на основе общности цвета; у них формируется умение объединять предметы по сходству по одному из признаков – цвету. - Дети 3 лет ещё не могут смешивать краски с целью получения нового цвета или оттенка, однако, чтобы они поняли, как получается новый цвет, им следует показать, как можно получить голубой цвет, розовый. - Если некоторые дети знают цвета, не обозначенные в программах, необходимо подтверждать правильно названный ребёнком цвет, положительно оценивая знания малыша, спросив при этом, что бывает такого цвета, где видел ребёнок такой цвет. Это будет стимулировать интерес детей к цветовой стороне окружающей жизни. - В этом возрасте у детей может проявиться предпочтение к какому-то цвету. К этому следует относиться с пониманием, вместе с тем стимулировать использование в рисовании и других цветов. Решение задач по формированию цветового восприятия подразумевает создание необходимых условий для успешной работы над этой проблемой: системной работы по формированию чувства цвета у детей в процессе изобразительной деятельности; использование в работе с детьми цвета, колорита произведений народного и классического изобразительного искусства; систематических наблюдений в природе; использование в работе дидактических игр; эстетическое оформление среды. Решая задачи развития у детей цветовосприятия, прежде всего необходимо научить их различать и называть цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, искусстве, эмоционально откликаться на цвет, его сочетания, оценивать их как красивые и некрасивые. Без этих начал невозможно воспитание сознательного использования цвета в рисунках. Однако в практике работы с детьми часто отсутствует система. Можно столкнуться со случайностью и эпизодичностью. Вместе с тем необходимо постоянно развивать у детей осознанное восприятие цветового богатства мира, обращая их внимание на разнообразие цветов и оттенков окружающих предметов и явлений. Особое значение в развитии восприятия цвета имеет изобразительная деятельность. Поэтому первое, что необходимо включить в систему работы с детьми после наблюдений восприятия цвета, - это занятия по изобразительной деятельности, изобразительному искусству, экскурсии, прогулки на природу. Природа – великий художник. Многие поколения художников учатся у неё. Цвет в природе существует не сам по себе. Он тесно вязан со всеми сезонными изменениями в окружающем мире, состоянием погоды, временем суток. Цвета окружающих предметов воздействуют друг на друга. Лучше увидеть действительность помогает систематическое знакомство детей с искусством. Искусство – важный фактор формирования чувства цвета у детей. Наиболее доступные виды изобразительного искусства для детей, включающие цветовое богатство мира, - иллюстрации в детских книгах, произведения живописи (репродукции) и народное декоративно – прикладное искусство. Большое значение имеет в работе с детьми слово воспитателя и речь самих детей. Важно, чтобы ребёнок не только видел цвет, но и слышал от воспитателя его обозначение. Следует чаще пользоваться сравнениями, так как они вызывают в памяти знакомый образ, ярко его характеризует и ребёнок устанавливает ассоциативные связи с ранее имевшимся опытом, что облегчает осознание видимого, проявление эмоционального отношения к нему. Важнейшим условием является также среда, которая окружает ребёнка. Необходимо научить его видеть красоту окружающей жизни, и прежде всего в быту: красивое оформление групповой комнаты, приятную по цвету одежду, детей и педагогов. Ребёнка следует постепенно, умело вводить в мир гармонии цвета. Объяснять детям, какие цвета подходят друг другу наглядно на образцах. Очень важно посоветовать, какие лоскутки взять для кукольных платьев, прежде чем шить для их наряд. Ведь сочетание цветов в одежде может воспитывать и вкус, и безвкусицу. Изобразительная деятельность не может осуществляться без наличия разнообразного материала, литературы, произведений искусства, дидактических игрушек, а также пособий по цвету. Использование пособий с детьми имеет большое значение для формирования у детей чувства цвета. Это является необходимым условием. Большую роль использованию пособий придавали Ф.Фребель, М. Монтессори, Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина и др. Заключение Цвет - главный компонент воспринимаемого предмета тогда, когда он: стал сигналом в результате выработанного рефлекса; является характерным признаком предмета; обозначается словом при восприятии незнакомого предмета; конкурирует с незнакомой детям геометрической формой. Цвет выполняет роль основного выразительного языка живописи, с овладения которым начинается приобщение ребёнка к изобразительному искусству. Именно через овладение языком цвета, более доступным для ребёнка, чем язык формы, линии, объёма, величины и т. д. дети открывают многообразие и смысловую наполненность живописных образов. Возможность восприятия и выражения в цвете настроения позволяет ребёнку через красоту увидеть и ощутить ценность и радость добра. Приобретая опыт видения многоцветья мира, ребенок получает определенный эмоциональный тонус. Он способен радоваться многообразию цветов, восхищаться ими. Благодаря этому, его эстетическое восприятие расширяется, обогащается палитра изобразительных средств, с помощью которых он сможет более тонко выразить свои чувства и отношение в процессе создания изображения. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие цветов может в дальнейшем проявляться у ребёнка в виде наблюдательности, его способности подмечать особенности предметов и явлений. В процессе обучения в школе восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в согласованной работе с мышлением, воображением и речью. К 3–4 годам ребенок способен различать 5–6 цветов и начинает обращать внимание на цветовые характеристики объектов. Поэтому «неправильную» окраску объектов на своем рисунке может объяснять очень оригинально, с фантазией: зеленая лошадка такая, потому что валялась в травке, а голубая пила водичку; розовая киска, потому что она хочет быть красивой, а оранжевый зайчик, потому что белого на листочке бумаги не видно. В этом возрасте малыши интересуются цветом игрушек («Не хочу зеленую машину, а хочу красную!»), с удовольствием рассматривают цветные картинки в книжках, радуются яркой одежде. А разрисовывая фломастерами стены или свои ручки и ножки, дети искренне хотят, чтобы вокруг было все красиво. Хорошо различая цвета, дети тем не менее могут путать их названия, особенно если это касается похожих цветов, например, красного и оранжевого или желтого и оранжевого. Да и в самих цветах, бывает, путаются. Так, для большинства детей младшего дошкольного возраста красный и оранжевый – это один цвет. А темно-синий и голубой – совершенно разные. Первый воспринимается как темный, не вызывает положительных эмоций и редко используется в рисовании. А вот голубой оценивается как светлый и позитивный, хоть по популярности, несомненно, проигрывает красному и желтому. Список использованной литературы Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук [Текст]: учебное пособие/ Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер. - Москва: Просвещение, 1988. – 144 с. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст]: учебное пособие/ Л.С. Выготский. - Санкт-Петербург: Союз, 1997. - 322с. Васильева, М.А, Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: методические указания/ М.А. Васильева. – Москва: Воспитание дошкольника, 2006. - 319с. Запорожец, А.В. Сенсорное воспитание дошкольников [Текст]: учебное пособие/ А.В. Запорожец . - Москва: Просвещение, 1963 - С.98. Казакова, Т.Г. Развитие у детей творчества [Текст]: учебное пособие/ Т.Г. Казакова . - Москва: Просвещение, 1987 - 227 с. Комарова, Т.С. Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников [Текст]: учебное пособие/ Т.С. Комарова. – Москва: Педагогическое общество России, 2005. – 144с. Мир детства: Младший дошкольник [Текст]: учебное пособие / под ред. А.Г.Хрипновой. – Москва: Педагогика, 1981. - 400с. Особенности психического развития детей 4-х летнего возраста [Текст]: учебное пособие / под. ред. Д. Б. Эльконина. - Москва: Просвещение, 1988. - 345с. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [Текст]: учебное пособие/ Э.Г. Пилюгина. - Москва: Просвещение, 1983. – 210с. Психическое развитие дошкольников [Текст]: учебное пособие/ под ред. О.М. Дьяченко - Москва: Педагогика, 1984. - 128с. Песталоцци, И.Г. Педагогическое наследие [Текст]: учебное пособие / И. Г. Песталоцци [и др.]. - Москва: Просвещение, 1987. - 496с. Пилюгина, Э.Г. Сенсорные способности малыша [Текст]: учебное пособие/ Э.Г. Пилюгина. - Москва: Просвещение, 1996 - с.44. Преганов, А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори [Текст] / А. Преганов // Дошкольное воспитание. – 1989. - №10. - С.19 – 27. Cакулина, Н.П. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]: методические указания / Н.П. Сакулина. - Москва: Просвещение, 1969 г. – 242с. |