моя курсовая работа печать. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста рассказов с нравственной проблематикой
Скачать 86.88 Kb.
|
Особенности восприятия детьми дошкольного возраста рассказов с нравственной проблематикой. СОДЕРЖАНИЕ Введение.............................................................................................................................2 Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста рассказов с нравственной проблематикой .............................................................................................................................................6 1.1.Специфика восприятия у детей дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях……………………………..…………………………..6 1.2. Восприятие дошкольниками рассказов с нравственной проблематикой………………………………………………………………………….15 Глава 2 Организация и результаты констатирующего эксперимента по выявлению особенностей восприятия детьми 5-6 лет рассказов с нравственной проблематикой.................................................................................................................20 2.1. Цель, задачи, методика исследования уровня восприятия рассказов с нравственной проблематикой детьми дошкольного возраста. Методика констатирующего эксперимента....................................................................................................................202.2. Экспериментальная работа по выявлению уровня восприятия рассказов с нравственной проблематикой детьми 3 – 4 лет и 5-6 лет..........................................23 2.3. Уровни восприятия рассказов с нравственной проблематикой детьми 5-6 лет......................................................................................................................................23 Заключение……………………………………………………………………………...27 Списки используемых источников……………………………………………………28 Приложения......................................................................................................................31 ВВЕДЕНИЕ Дошкольный возраст – период активного формирования художественного восприятия ребенка [22, с.9].Проблема формирования художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста актуальна в современном дошкольном образовании, так как эстетическое или художественное развитие детей имеет особую важность для государства и общества. В соответствие с современными направлениями развития образования, дошкольные образовательные организации должны выпустить из детского сада творческого, эмоционально чувствительного ребенка, способного воспринимать красоту окружающих предметов. В своих исследованиях Б.М. Теплов [29, с.198] отмечал: «Художественное полноценное восприятие – это умение, которому необходимо учить и этому способствует расширение и укрепление знаний, представлений детей об окружающей действительности, развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости к прекрасному». Л.М. Гурович, в своей книге провела анализ положений ученых: А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Л.С. Славиной, Д.М. Арановской, Н.С. Карпинской – и пришла к выводу, что дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребенка [22, с 199]. В старшем дошкольном возрасте начинается новый этап в развитии интереса к художественной литературе. В отличие от предыдущего этапа, когда восприятие художественной литературы совмещалось с другими видами деятельности, например, с игрой, старшие дошкольники переходят к стадии развития собственного отношения к художественной литературе. Приобщение старших дошкольников к художественной литературе является одной из актуальных проблем дошкольного образования, т.к. в наше время информацию можно получить из общедоступных источников. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» одной из задач дошкольного образования является развитие эстетических качеств детей дошкольного возраста [2, с.64]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В «ФГОС ДО» ставится задача, направленная на формирование восприятия художественной литературы, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений [1]. В комплексных программах дошкольного образования таких как «Детство» и «От рождения до школы» ставится задача – развитие художественного восприятия [23, c.127; 29, c.102]. Дошкольный возраст – это период, когда восприятие художественной литературы детьми дошкольного возраста становится главным увлечением дошкольников, именно благодаря восприятию художественной литературы мы развиваем у ребенка его творческие способности, творческое воображение и ассоциативное мышление. Художественная литература – это вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Одним из жанров художественной литературы является рассказ. Нравственный рассказ – это сложное для восприятия и понимания ребенком произведение, осознание и понимание которого является нравственный вывод. К сожалению, родители все меньше и меньше времени уделяют на чтение рассказов детям, поэтому дети перестали любить сказки рассказы, они не готовы к их полноценному восприятию. Для того, чтобы воспринять художественное произведение, нужно воспринять ее героев, а именно главного героя, так как именно на нем строится весь сюжет произведения. Воспринять художественного героя значит воспринять внешность, действия, поступки, душевное состояние, чувства и мысли героя, воспроизводить картины жизни героя. Дети в настоящее время воспринимают только внешность и поступки героя, не видя другие его характеристики. Существуют разнообразные средства художественного восприятия, такие как чтение рассказа, инсценировки, драматизация. Современное дошкольное образование ориентировано на процесс всестороннего развития личности ребенка с целью полноценной социализации в контексте окружающей действительности. Особое внимание уделяется формированию и развитию восприятия детей. Это связно с тем, что восприятие, как психологический процесс направлен на обеспечение познания мира с целью становления общей картины относительно определенных предметов, явлений и т.д. В контексте восприятия немаловажное значение имеет специфика восприятия детьми дошкольного возраста рассказов с нравственной проблематикой. Нравственная позиция личности ребенка также формируется в дошкольной образовательной организации, поэтому внедрение рассказов с нравственной проблематикой позволяет ребенку сформировать необходимые ценностные ориентиры через восприятие сюжета рассказа, анализ поведения героев. Методологические основы исследования: труды Л.В. Запорожца, Б.М. Теплова, Н.С. Карпинской о художественном восприятии и его развитии в дошкольном возрасте; труды Л.М. Гурович, Л.Б. Береговой, В.И. Логиновой, М.П. Воюшиной о восприятии художественной литературы; труды Р.И. Жуковской, Н.С. Карпинской, Специфика развития восприятия детей дошкольного возраста представлена в работах следующих авторов: Р. Бендлер, Д. Гриндер, Л. А. Венгер, В. Вундт, Ш. А. Надирашвили, Д. Нормам, Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, В. Н. Носуленко и др. Объект – познавательный процесс детей дошкольного возраста. Предмет – особенности восприятия детьми дошкольного возраста рассказов с нравственной проблематикой. Цель - изучить особенности восприятия детьми дошкольного возраста рассказов с нравственной проблематикой. Задачи:
Гипотеза: восприятие детьми дошкольного возраста рассказов с нравственной проблематикой будет эффективнее, если: - использовать различные литературные произведения; -использовать рассказы с нравственной проблематикой в интеграции с беседой. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования особенностей восприятия детьми дошкольного возраста рассказов с нравственной проблематикой.
Под восприятием в психологии, как правило, понимается создание субъективного образа, в результате действия объективной реальности на органы чувств человека. Оно возникает как следствие синтеза ощущений с помощью представлений и имеющегося опыта, т. е. это синтез объективного с помощью субъективного (Р. Бендлер, Д. Гриндер, Л. А. Венгер, В. Вундт, Ш. А. Надирашвили и др.) [22, с. 1034-1035]. Наиболее важные особенности восприятия (предметность, целостность и др.) составляют основу в формировании субъективного образа объективного мира и самого перцептивного образа этой реальности (П. Линдсей, Д. Нормам, Б. Ф. Ломов, А. В. Беляева, В. Н. Носуленко, Ш. А. Надирашвили и др.). В процессе восприятия осуществляется категоризация предметов, событий, ситуаций, которая близка, а иногда и идентична понятийной категоризации. Следовательно, восприятие взаимосвязано с мышлением человека. С.Г. Якобсон отмечает, что восприятие человека представляет собой единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мышления [28, с. 41]. На отношение между восприятием и мышлением можно посмотреть с позиции решения «перцептивных» и «умственных» проблем. Э. Айрес по этому поводу пишет: «Между решением перцептивной проблемы и решением умственной проблемы есть и сходство, и различие. В обоих случаях приходится искать гипотезу, которая объяснила бы наблюдаемые факты, в обоих случаях есть элегантные[1, с.88]. Восприятие объекта во многом определяется психологическими особенностями человека. В этом отношении можно считать справедливой точку зрения, согласно которой у каждого человека существует своя модель восприятия мира. Этот подход присутствует в теориях и технологиях НЛП (Р. Бендлер, Д. Гриндер) [9, с. 176]. Здесь модель восприятия строится из индивидуального опыта человека и трех универсальных процессов: обобщения, когда человек на основании сведений о ряде сходных событий представляет себе всю категорию аналогичных проблем; исключения, то есть способа целесообразного использования наших возможностей, которые используются не только для того, чтобы действовать в окружающем мире, но и чтобы ограничивать себя; искажения - процесса, который позволяет человеку творчески воспринимать мир, свойственный только ему, сильно отличающийся от иных представлений других людей. Наряду с индивидуальными особенностями восприятия, можно выделить типические, согласно которым возможно выделение психологических типов в партнерском взаимодействии. Использование типических особенностей восприятия у отдельных учащихся здесь выступает основой гомогенности в учебной деятельности. Другими словами, опираясь на особенности восприятия, можно построить учебную группу, в которой все учащиеся будут поставлены в равные условия и будет действовать принцип: «обучая всех - обучаем каждого» [12, с. 78-80]. В качестве условий формирования образа восприятия в рамках психологического пространства можно принять: 1) активность субъекта восприятия; 2) обратную связь; 3) достаточное количество информации; 4) структурированность информации[18, с. 108]. Итак, восприятие рассматривается как психологический феномен, способствующий определять и анализировать объективную реальность через субъективные особенности личности. Дети дошкольного возраста имеет свои особенности развития, которые предопределяют личностное развитие детей в целом, а также становление нравственного развития. Дети дошкольного возраста отличаются интенсивным психическим развитием. Именно в это период происходят изменения, связанные с разными сферами, начиная с психофизиологической и заканчивая формированием личности ребенка. Память у детей носит непроизвольный характер. Они склонны запомнить только то, что вызывает у них интерес или яркие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. Главной особенностью детей в этот период является развитие произвольного внимания, а также формирование воображения, которое имеет непосредственную связь с речью ребенка [17, с. 92]. В дошкольном возрасте формирование представления находится в постоянном развитии, поэтому дети уже могут свободно и беспрепятственно анализировать различные пространственные формы и ситуации. Конечно, результаты, получаемые в процессе деятельности, не всегда имеют положительную окраску, но дети младшего дошкольного возраста уже безошибочно могут расчленять пространственные образы, при этом акцентируя внимание не только на отражении предметов, расположенных в том или ином пространстве, но и на их взаимном расположении относительного друг друга. В период дошкольного возраста уже происходит полноценное развитие и формирование различных форм образного мышления, поэтому можно отметить интенсивное развитие познавательных процессов у детей, выражающийся в формировании новых умений, навыков, которые, в большей, степени направлены на изучение окружающей среды, анализу ее свойств. Также дети уже могут целенаправленно воздействовать на них для реализации поставленных задач [19, с. 70]. Дети в дошкольном возрасте проявляют склонность к развитию логического мышления, в рамках этого периода оно становится базой для дальнейшего процесса интеллектуального становления детей, что необходимо для развития ребенка как полноценной личности. Дети накапливают опыт практических действий, происходит развитие восприятия памяти, воображения, дети становятся более уверенными в своих силах, что также отражается на их уровне самооценки, без которой невозможно достичь конечного положительного результата в рамках развития детей дошкольного возраста. В этом возрасте больше внимание уделяется постановке более сложных целей и задач, которые ребенок должен достичь самостоятельно, опираясь на свои способности [7, с. 62]. В дошкольном возрасте дети уже самостоятельно начинаю стремиться к далекой (в том числе и воображаемой) цели, выдерживая при этом сильное волевое напряжение в течение довольно длительного времени. В дошкольном возрасте одним из наиболее действенных в плане мобилизации волевых усилий мотивов является оценка действий взрослыми. Необходимо отмесить, что к моменту достижения младшего дошкольного возраста происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время он становится более активным в поиске новой информации. В это период дети отличаются активным становлением и формированием памяти, воображения, пространственных представлений, образного мышления. Это позволяет им в большей степени изучать окружающий мир, учиться анализировать себя, свои поступки, взаимодействовать с окружающими. Еще одной характерной особенностью детей представленного возраста выступает тесная связь психического развития ребенка с его практической деятельностью. Воспринять предмет для ребенка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нем, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения [13, с. 112]. В это время формируется определенный объем знаний и навыков. Ребенок уже умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей [23, 189]. Ребенок все больше стремится познать новое социальное положение, что сказывается на образовании его внутренней позиции. Именно она и определяет поведение и деятельность ребенка, и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающему миру. Итак, дети дошкольного возраста имеют свои психолого-педагогические особенности, которые выступают основой дальнейшего развития и формирования новых знаний и представлений. В это период дети отличаются активным становлением и формированием памяти, воображения, пространственных представлений, образного мышления. Это позволяет им в большей степени изучать окружающий мир, учиться анализировать себя, свои поступки, взаимодействовать с окружающими. Анализ литературы показал, что дошкольный возраст определяется интенсивным развитием психики ребенка. Именно в контексте указанного этапа происходит полное и интенсивное развитие детей. На начальном этапе происходит становление познавательных процессов, а именно развиваются следующие процессы: - ощущение; - непроизвольное внимание; - активная речь; - предметное восприятие. Постепенный процесс развития способствует накоплению у ребенка опыта, словарного запаса, что непосредственно отражается на анализе окружающего мира посредством формирования восприятия. Каждый этап дошкольного развития выражается в следующих аспектах становления развития, имеющих актуальное значение для развития восприятия детей. Если у ребенка существуют проблемы в рамках становления познавательного процесса, то это отражается и на развитии восприятия, поскольку познавательная особенность позволяет изучать окружающую действительность. Процесс становления восприятия захватывает весь период дошкольного возраста, при этом формирование восприятия происходит под воздействием различных видов деятельности:
Необходимость восприятия детей детерминирована тем, что оно позволяет ребенку получить первичную информацию о мире, при этом ближе познакомиться с различными объектами, предметами и т.д. Развитие восприятия тесно связано с игровой деятельностью. Это обусловлено тем, что в процессе игровой деятельности происходит моделирование окружающей действительности, что еще больше вызывает интерес познания. Особую роль имеют ролевые игры, позволяющие проигрывать определенные роли детьми, тем самым позволяя им сталкиваться с реальной действительностью через сформированные образы. Для детей дошкольного возраста восприятия является одним из основных познавательных процессов, который позволяет ребенку объединить в единую картину всю полученную информацию [25, с. 52]. Восприятие для дошкольников выступает также с позиции основной базы для развития мышления, речи, памяти, воображения и т.д. Представленные процессы имеют важное значение для дальнейшего развития уже в период младшего школьного возраста. Процесс развития восприятия у детей дошкольного возраста имеет свои особенности:
В дошкольном возрасте восприятие также связано с сенсорным развитием. При этом сенсорное развитие позволяет детям знакомиться с различными цветами, оттенками, формами, величинами предметов. При этом в контексте данного процесса выделяются и способы восприятия: 1) внешние пробы, к которым относятся такие приемы, как: прикладывание образца к предмету, обведение контура образца и предмета пальцем. Данный способ характерен для детей младшего дошкольного возраста. 2) зрительное сравнение, когда дети на глаз воспринимают предмет, могут без помощи внешних проб сравнивать, соотносить его с другими предметами. Характерно для детей старшего дошкольного возраста [5, с. 78-20]. Таковы основные линии развития восприятия детей дошкольного возраста. Лишь посредствам систематического и целенаправленного обучения возможно достичь высокого уровня сенсорного развития дошкольников. Становления восприятия позволяет дошкольникам ориентироваться в пространстве. Это связано с тем, что дети начинают овладевать умением анализировать и запоминать пространственное расположение объектов, а также их взаимную связь между собой в рамках расположения. Первоначальные представления о направлениях пространства, которые усваивает трехлетний ребенок, связаны с его собственным телом. Оно является для него точкой отсчета, по отношению к которой ребенок только и может определять направление. Например, определить положение других частей тела в качестве правых или левых ребенку удается только по отношению к положению правой руки [8, с.118]. Дальнейшее развитие ориентировки в пространстве заключается в том, что дети начинают выделять отношения между предметами (один предмет за другим, перед другим, слева, справа от него, между другими). Только к концу дошкольного возраста у детей появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции, умение менять точки отсчета. Необходимо выделить и особенности ориентировки во времени. Ориентировка во времени для ребенка дается труднее, чем в пространстве. Это связано с тем, что ребенок до определенного момента не может связать определенные процессы своего развития с конкретным периодом времени. У ребенка знакомство со временем начинается только с усвоением обозначений и мер времени, выработанных людьми. А эти обозначения и меры усвоить не так-то легко, поскольку они имеют относительный характер. Усваивая представления о времени суток, дети, прежде всего, ориентируются на собственные действия: утром умываются, завтракают; днем играют, занимаются, обедают; вечером ложатся спать. Представления о временах года усваиваются по мере знакомства с сезонными явлениями природы [11, с.34]. Особые трудности связаны с усвоением представлений о том, что такое «вчера», «сегодня», «завтра», это объясняется относительностью данных понятий. Представления о больших исторических периодах, последовательности событий во времени, длительности жизни людей на протяжении дошкольного возраста обычно остаются недостаточно определенными. Таким образом, особенности восприятия детей дошкольного возраста связаны с тем, что в это возрастной период восприятие непосредственно связано со спецификой познавательного развития. Чем выше уровень познавательного развития, тем интенсивнее происходит становление восприятия. Стоит отметить, что развитие восприятия подразделяются на определенные этапы, затрагивающие возрастные особенности детей в конкретный промежуток времени. Также восприятие связано с формирование пространственных и временных представлений, поскольку происходит становление основы дальнейшего развития восприятия. 1.2. Восприятие дошкольниками рассказов с нравственной проблематикой. Применение рассказов в рамках развития детей дошкольного возраста непосредственно связано с требованиями ФГОС. Использование литературы определяют особенности развития речи детей дошкольного возраста, культуры, нравственной позиции. М.П. Воюшина, Т.Г. Рамзаева разработали критерии умений анализировать произведение детей среднего и старшего дошкольного возраста:
Формировать эти умения необходимо системой. В младшем дошкольном возрасте формирование восприятия проходит через постановку вопросов к прочитанному. Вопросы помогают детям понять причинно-следственные связи, осознать позицию автора, выбрать собственное отношение к прочитанному. М. П. Ваюшина выделила основные принципы анализа художественного произведения: 1 Цель анализа художественного произведения — анализ текста, отношения автора к тому, что он передаёт в произведении. 2 Анализ возможен только после эмоционального восприятия произведения. 3. Анализ должен быть избирательным, обсуждаются только те элементы произведения, которые наиболее ярко выражают идею.
М. Р. Львов, В. В. Горецкий, О. В. Сосновская утверждали, что формирование восприятия должно вестись по логически законченным частям, которые определяет педагог, исходя из содержания и структуры произведения. Основные методические положения, определяющие подход к формированию восприятия у детей среднего и старшего дошкольного возраста, сводятся к следующим:
Применение рассказов в рамках развития детей дошкольного возраста непосредственно связано с требованиями ФГОС. Использование литературы определяют особенности развития речи детей дошкольного возраста, культуры, нравственной позиции. Реализация рассказов с нравственной проблематикой рассматривается через возрастные особенности детей дошкольного возраста:
При восприятии литературного произведения в центре внимания ребенка главный персонаж. У детей вызывают интерес внешность, действия, поступки. Дети воспринимают в основном динамику событий, при этом восприятие сюжета имеет фрагментарный характер. В процессе чтения дети хорошо отмечают начало и конец сюжетной линии, могут легко представить образ героя, также способны видеть в поведении героя правильные и неправильные действия [15, с. 708]. После четырех лет у детей наблюдаются изменения в понимании литературных произведений. Это связано в первую очередь с расширением представлений, обогащением личного жизненного опыта, знаний детей. Они начинают четко ощущать границы между реалистическими и сказочными жанрами. Интенсивно развивающее воссоздающее воображение, поэтому для понимания произведения уже не требуется иллюстрация. Дошкольники легко устанавливают простые причинно-следственные связи в сюжете. Могут вычленить главное в последовательности действий. Однако скрытые замыслы героев детям еще не понятны. Ориентируясь на свой опыт и знания норм поведения, чаще всего, дают правильную оценку действиям героя, но выделяют только простые и понятные им поступки. Скрытые мотивы героев по-прежнему не замечают. Дети сопереживают героям произведений, но не ставят задачу оценить героя, события.
3)В подготовительной группе дошкольники начинают осмысливать произведения не только на уровне установления причинно-следственных связей, но и понимают эмоциональный подтекст. Дети видят не только разнообразные действия героя, но и выделяют ярко выраженные внешние чувства. Усложняется эмоциональное отношение к героям[21, с.228]. 4)На седьмом году жизни ребенок способен осмысливать многие произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами. Он начинает проникать во внутренний смысл произведения, в эмоциональный подтекст. Такого рода способность свидетельствует о формировании умения становиться в отдельных случаях над героем, рассматривать события с точки зрения автора [22, c.11]. Выводы по первой главе. Таким образом, к особенностям восприятия произведений художественной литературы следует отнести следующие положения. К 6 – 7 годам детское восприятие достаточно хорошо развито, но оно все еще не произвольное и основывается в первую очередь на чувствах и эмоциях. В старшем дошкольном возрасте у детей возникает интерес к содержанию произведения. Ребенок может понимать текст без помощи иллюстраций. У ребенка формируется умение воспринимать литературное произведение в единстве его содержания и формы. Усложняется понимание героя литературного произведения. Исходя из анализа литературы, мы можем выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста героя литературного произведения:
-характеризуется противоречивыми поступками, нравственными переживаниями сложными мотивами;
В любом возрасте применение рассказов с нравственной тематикой определяется следующими ситуациями: - ситуация сознательного восприятия и понимания рассказа; - ситуация выделения нравственного содержания рассказа или отдельных его эпизодов; - ситуация актуализации и проявления нравственных чувств; - ситуация перекреста нравственных конфликтов рассказа с собственным поведением; - ситуация переноса моральных установок рассказа на собственное поведение. Итак, специфика применения рассказов с нравственной проблематикой определяется возрастными особенностями детей дошкольного возраста, а также имеет определенную структуру, которая выражается в ситуациях применения рассказов. ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ РАССКАЗОВ С НРАВСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМАТИКОЙ. 2.1 Цель, задачи, методика исследования уровня восприятия рассказов с нравственной проблематикой детьми дошкольного возраста. Цель констатирующего эксперимента: выявить и описать исходные уровни восприятия детьми рассказов с нравственной проблематикой. Для достижения данной цели предстоит решить следующие задачи:
Для реализации первой задачи нами разработана методика, в которой выделены критерии восприятия рассказов с нравственной проблематикой. Методике предшествовала предварительная работа, целью которой являлось знакомство с детьми, выявление знаний о нравственных качествах. Предварительная работа проводится за два дня перед диагностикой. В ходе этой работы были проведены дидактические игры. Далее представим описание методики: диагностика проводится с двумя группами детей. Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Косточка» по методике, описанной О.С. Ушковой, В.И. Яшиной. Ответы детей фиксируются в протоколах. Далее ответы анализируются и оцениваются по критериям. Критерии (1-8), относящиеся к особенностям восприятия художественных произведений, а именно рассказов с нравственной проблематикой. Критерии оценки: 1.Наличие оценки рассказа. Ребенок способен понимать рассказ, дает оценку рассказу и обьясняет, оценивает отрицательно или положительно, почему он так думает, приводя примеры, оценивается тремя баллами; понимает рассказ , оценивает ,но не обьясняет причину симпатии двумя баллами. Одним баллом, когда оценивает словами « понравился», «не понравился». 2.Восприятие сюжетной линии. Оценивается тремя баллами, если выделяет сюжет рассказа, способность выделять содержание, видеть последовательность событий и связь между ними. Двумя баллами, путается в событиях. Одним баллом, не понимает сюжета. Ноль баллов - не видит сюжета. 3. Выделение главного героя среди второстепенных. Описание внешнего вида. Тремя баллами оценивается, ребенок описывает внешний вид, называет детали; оценивается двумя баллами, если описание неполно, одним баллом, если пытается описать неверно. Ноль баллов – не описывает, не называет. 4.Описание характера главного героя. Тремя баллами оценивается, ребенок называет все черты характера героя и к чему это ведет, оценивается двумя баллами, если описание неполно, одним баллом, если названа одна черта. Ноль баллов – не описывает, не называет. 5.Оценка поступка главного героя. Тремя баллами, исходя из сюжета правильно оценивается поступок, способен привести пример. Оценивается двумя баллами, если сомневается в правильности поступка. Одним баллом, не оценивает поступок главного героя. Ноль баллов – не называет поступок. 6. Оценка и понимание мотивации главного героя. Способность выделить мотив и к чему он приведет главного героя, увидеть связь мотива и поступка оценивается тремя баллами, двумя баллами, если выделяется мотив, но не называется связь, один балл - не выделяется мотив героя. Ноль баллов – нет оценки мотивации. 7. Выделение второстепенных героев и оценка его влияния на главного героя. Оценивается тремя баллами, когда выделяются все второстепенные герои и устанавливается связь с главным. Двумя баллами, если назван один второстепенный герой. Одним баллом, когда называются, но не отличаются от главного. Ноль баллов - не выделяет и не различает. 8.Выделение нравственного вывода, способность перенести его в реальную жизнь. Оценивается тремя баллами, ребенок способен сделать нравственный вывод и применить его в действительности, приводит примеры. Двумя баллами, способен выделить нравственный вывод, не соотносит со своими поступками. Одним баллом затрудняется с нравственным выводом или делает неправильный вывод. Ноль баллов не выделяет. Количественная обработка полученных данных позволит определить уровень восприятия у детей в возрастной динамике рассказа с нравственной проблемой. Уровень определяется на основе подсчета количества баллов по каждому критерию. Качественный анализ полученных данных позволяет представить характеристику уровней. Высокий уровень: 17 – 21 баллов – Наличие оценки рассказа. Ребенок способен понимать рассказ, дает оценку рассказу и обьясняет, оценивает отрицательно или положительно, почему он так думает, приводит примеры. Выделяет сюжет рассказа, способность выделять содержание, видеть последовательность событий и связь между ними. Выделяет главного героя среди второстепенных, описывает внешний вид. Дает описание характера главного героя, ребенок называет все черты характера героя и к чему это ведет. Способен выделить мотив главного героя и к чему он приведет главного героя, увидеть связь мотива и поступка. Выделяет второстепенных героев и оценивает его влияние на главного героя. Ребенок способен сделать нравственный вывод и применить его в действительности. Средний уровень: 10 – 16 баллов. Ребенок понимает рассказ, но не оценивает. Понимает сюжет, но путается в событиях. Выделяет главного героя среди второстепенных, но описывает внешний вид неполно. Способен назвать характер героя, но соотнести с поступком и мотивацией затрудняется. Не способен выявить связь влияние второстепенных героев на главного. Нравственный вывод делает неправильно. Низкий уровень – до 10 баллов. Способен дать оценку рассказу, неполно, выделяет сюжет, главных героев и способен неполно описать внешний вид, не видит мотивации, не способен сделать нравственный вывод. Нулевой уровень(дети занимались другими делами или просто молчали, не давая ответов). Ход и результаты экспериментальной работы представлены в следующем параграфе. 2.2. Экспериментальная работа по выявлению уровня восприятия рассказов с нравственной проблематикой детьми 3 – 4 лет и 5-6 лет. В исследовании приняли участие 22 ребенка 3 – 4 лет (1 младшая группа) и 28 детей 5-6 лет (2 старшие группы.) База исследования МБДОУ № 16 «Дубок » г. Архангельска. Методика проводилась группой во время свободной деятельности детей в течение нескольких дней. Ответы детей фиксировались в протоколах (примеры протоколов представлены в приложении 1 . Проанализировав ответы детей младшей группы можно сделать вывод о том, что детям младшей группы сложен этот жанр художественной литературы и по программе нет рекомендованных рассказов, в основном это сказки. Из 30 детей старших групп ответы в беседе давали 28. Лишь у шестерых детей был отмечен высокий уровень восприятия. У 19 детей был определён средний, низкий, нулевой уровни. По разработанным критериям дошкольники показали следующие результаты (Приложение 2, таблица 1). Опишем результаты в совокупности по двум группам. 2.3. Уровни восприятия рассказов с нравственной проблематикой детьми 5-6 лет. На основе проведённого обследования по разработанной нами методике, было выявлено три уровня восприятия рассказов с нравственной проблематикой детьми 5-6 лет. Количественный и качественный анализ. Распределение детей групп «А» и «Б» по уровням представлено в таблице. Таблица 1 – Количество детей в распределения по уровням на этапе констатирующего эксперимента.
Высокий уровень восприятия показали двое детей, что составляет 7 % от общего количества испытуемых. Эти дети свободно делают нравственный вывод, переносят его на практику и способны применять знания в жизни. Средний уровень восприятия рассказа показали 17 детей, что составляет 60% от общего количества испытуемых. Низкий уровень восприятия рассказа продемонстрировали 6, что составляет 21 % от общего количества испытуемых. Пример низкого уровня фантастического рассказа: Нулевой уровень восприятия трое детей, что составляет 10%.
Вывод по второй главе Таким образом, по итогам экспериментальной работы по исследованию по выявлению особенностей и уровней восприятия детьми 5-6 лет рассказов с нравственной проблематикой. Дети по возрасту чуть старше имеют более высокий показатель, то есть в процессе работы отражают все критерии восприятия рассказа, делают правильные логичные выводы, а детям чуть младше сложнее описать героев , оценить мотивацию и поступок главного героя, поэтому так велико количество детей со средним уровнем. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Целью нашего исследования было изучить особенности восприятия детьми дошкольного возраста рассказов с нравственной проблематикой. 1)Рассмотреть понятие и сущность восприятия в психолого-педагогической литературе. 2)Определить особенности восприятия дошкольников. 3)Проанализировать восприятие дошкольниками рассказов с нравственной проблематикой. 4)Разработать методику и реализовать экспериментальное исследование восприятия рассказов с нравственной проблематикой дошкольниками. Для решения первой задачи мы изучили теоретические основы проблемы особенностей восприятия детьми дошкольного возраста рассказов с нравственной проблематикой в психолого-педагогической литературе. Это позволило нам определить теоретические основы исследования. Таковыми стати: базовые определения, перечень возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Исходя из анализа литературы, мы можем выделить особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста рассказов с нравственной проблематикой В В зависимости от возрастных возможностей у детей разное восприятие художественной литературы. На основе критериев, мы определили уровни восприятия детей старшего дошкольного возраста. Разработали и апробировали методику работы на основе критериев и других методов. Дети способны описать внешность героя и воспроизвести картины жизни с участием героя; внимание ребенка все еще привлекают действия и поступки, но он начинает проникать в переживания, чувства и мысли героя; становится доступным к пониманию герой, чье поведение иногда характеризуется противоречивыми поступками, нравственными переживаниями, сложными мотивами; формируется умение сопереживать герою; усложняется эмоциональное отношение к героям; формируется умение проникать во внутренний смысл произведения, эмоциональный подтекст. Таким образом, в результате решения задач в опытно - эксперименталной работе выявили уровни восприятия детьми рассказов с нравственной проблематикой у детей старшего дошкольного возраста. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ Законодательные материалы
Однотомные издания
Однотомные издания нескольких авторов
Приложение А Протокол № 1(высокий уровень). 1. Фамилия, имя ребенка Давид Л. 2. Возраст 5 лет 6 мес.. Мне понравился этот рассказ «Косточка». Мне его читали уже. Там рассказывается об одном маленьком мальчике, его зовут Ваня. Он жил со своей семьей, мамой, папой и братом. Ему наверно лет 5 , нет 6.Он внимательный, еще он хитрый и он сьел сливу, их мама купила для всех. Так вот, мальчик этот сьел , а всем сказал , что не кушал. Ваня несознательный мальчик, так как он не сознался , в том что сделал. Но он же не специально, сливы его манили .Сьел и признался потом , это хорошо , потому что он заплакал, покраснел, значит понял, что нельзя обманывать взрослых. У нас в группе есть мальчик Ермолин и он всегда берет чужие игрушки из шкафа, ломает и не признается. Вот ему ну же не капельки не стыдно. А Ваня расстроился , значит поступил нехорошо, он понял. Протокол № 2(средний уровень). 1.Алиса А. 2.5 лет 4 мес. Рассказ этот про косточку и про мальчика Ваню, который был маленький, наверно тихий и умный, потому что так сьел сливу, что никто же не заметил. Сначала мама купила сливы, положила их на стол. Ваня он все ходил вокруг, ходил. Вдруг он сьел сливу и ничего никому не сказал. А мама и папа сказали, что если есть косточки , то можно же и умереть из-за этого. Но сначала он Ребенок понимает рассказ, но не оценивает. Понимает сюжет, но путается в событиях. Выделяет главного героя среди второстепенных, но описывает внешний вид неполно. Способен назвать характер героя, но соотнести с поступком и мотивацией затрудняется. Не способен выявить связь влияние второстепенных героев на главного. Нравственный вывод делает неправильно. Приложение В Приложение С Приложение Д |