Психология. Курсовая по психологии. Особенности восприятия дошкольников
Скачать 69.2 Kb.
|
ГЛАВА II. Восприятие и ее формирование. 2.1. Виды восприятия Мы видим находящийся за окном пейзаж, слышим музыку и человеческую речь, улавливаем запах цветущей сирени – все это разные виды восприятия. В зависимости от того, какой орган чувств принимает преимущественное участие в восприятии, различают: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное, вкусовое восприятие В ходе восприятия мы получаем сведения о внешних свойствах предметов и явлений – их форме, величине, цвете, запахе, вкусе, звучании – и по этим свойствам узнаем сами предметы и явления. Свойства восприятия Основные свойства восприятия – его предметность, осмысленность и константность. Предметность восприятия состоит в том, что получаемые нами из внешнего мира впечатления мы всегда относим к тем или другим предметам и явлениям. Мы видим не просто что-то красное, а красный флаг, красный цветок, слышим звуки человеческой речи, воспринимаем вкус конфеты и т.д. в случае, когда источник впечатлений нам неизвестен, мы пытаемся его определить. С предметностью восприятия тесно связана его осмысленность. Воспринимая что – либо, мы используем свой опыт, невольно добавляем к полученным впечатлениям те, которые были получены нами раньше, и именно поэтому узнаем предметы, которые служат источником впечатлений. Воспринимая предметы и их свойства, мы называем их, относя к знакомому виду предметов и свойств. Такое называние может быть более точным, конкретным и более общим, но оно всегда участвует в человеческом восприятии. Осмысленность восприятия проявляется в том, что одни и те же предметы и их свойства разные люди могут воспринимать по-разному в зависимости от своего прошлого опыта, состояния, индивидуально – психологических особенностей. Особенно большое влияние на восприятие оказывает установка – ожидание увидеть что-то определенное. Константность (постоянство) восприятия - это относительная независимость восприятия свойств предметов – их формы, величины, цвета – от условий, в которых это восприятие происходит. Когда мы смотрим на предметы, их изображения возникают на сетчатке нашего глаза. Эти изображения резко изменяются при перемещении самих предметов или при нашем собственном передвижении, изменяющем расстояние до предметов или их положение по отношению к нам. В дошкольном возрасте выделяют: восприятие формы и размера, восприятие сюжетных картин, восприятие времени, восприятие пространства, восприятие художественных произведений. Восприятие формы и размера. Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет, выделяя в предметах не существенный, а второстепенные признаки, т. е. то, что ярко выделяет данный предмет на фоне других. В дошкольном возрасте у ребенка формируется способность мысленно расчленять видимые предметы на части, а затем объединять их в единое целое. Ребенок-дошкольник при восприятии предметов, прежде всего, обращает внимание на его форму, затем размер и лишь к концу дошкольного возраста — на цвет. Цвет предмета является для дошкольника опознавательным Признаком лишь тогда, когда другой ведущий признак (форма) по каким-либо причинам не получил сигнального значения. Важно, какая задача ставится перед ребенком: если надо «спрятать» цветную фигуру на аналогичном фоне, то решающее значение приобретает цвет, если выложить узор из одноцветных фигур — форма. Иногда дошкольники могут ориентироваться и на оба признака одновременно. В определении ребенком предпочтений одному или другому признаку предмета существенная роль принадлежит слову. Фиксируя предмет, слово выделяет в качестве его основного опознавательного признака форму. Но у младших дошкольников форма слита с предметным содержанием, что проявляется в опредмечивании ребенком любой новой формы. Например, 3 — 4-летние малыши в треугольнике видят крышу, в прямоугольнике — окно, в круге — солнышко и т.п., а 5 — 6-летние — могут выделить уже именно форму по сходству ее с определенным предметом, говоря, что круг — как колесо, кубик — как кусок мыла, а цилиндр — стакан. Освоив названия геометрических фигур, дошкольники свободно оперируют соответствующими формами, находя их в знакомых им вещах, т. е. отделяют форму от предметного содержания, говоря, что дверь — это прямоугольник, тарелка — круг и т.д. Таким образом, форма приобретает для дошкольника сигнальное значение, а ее обобщенное значение обозначается ребенком словом. Среди современных компьютерных программ для детей существует достаточное число игр для формирования у детей сенсорных эталонов, помогающих ребенку освоить названия форм и цветов. Эти эталоны обеспечивают формирование важнейших психических качеств в дошкольном возрасте. При этом детям даются как раздельно, так и одновременно эталоны формы, цвета или размера, которые «спрятались» в том или ином предмете и которые ребенок должен найти. В компьютерных играх, в отличие от обычных занятий, существует возможность наложить эталон (например, квадрат или круг) на ту или иную фигуру, продемонстрировать ребенку его ошибки и самому ребенку найти причину ошибки и исправить ее, что трудно бывает реализовать в других играх. «Оживление» правильно собранной фигурки, яркие цвета и музыкальное сопровождение стимулируют поиск правильного ответа и не дают детям устать, как это тоже часто бывает при обычных занятиях. Для 5 — 6 лет можно рекомендовать игры, в которых надо разложить фигуры разной формы и размера по местам (например, сложив их для путешествия). Многие детские компьютерные программы включают в свою структуру раскраски, которые также помогают дошкольнику довольно быстро в игровой форме освоить названия цветов. Восприятие сюжетных картин Восприятие дошкольника характеризуется синкретичностью, т.е. предмет осмысливается на основании одной несущественной его части, восприятие целого не основано на его анализе. Эта особенность часто проявляется у дошкольников при восприятии предметов и их изображений на картинке, а также целых эпизодов и событий. Например, в одном из экспериментов детям предлагалось рассмотреть изображение старика, который тащит за собой тележку с огромным узлом и разными вещами (ведром, шваброй, сапогами), которые хорошо видны. Большинство 4 —5-летних детей говорили, что «дядя везет лошадь». Ребенок воспринимает узел как лошадь только потому, что один его угол смутно напоминает ему голову лошади. Подобные ошибки часто повторяются при восприятии ребенком плохо, нечетко изображенных предметов, при этом любая часть предмета, что-то напоминающая дошкольнику, может стать для него опорной. Поэтому явление синкретизма довольно часто можно заметить у ребенка при использовании в работе с ним стилизованных изображений, когда художник, нарушив четкость реальной формы предмета, прибегает к ее утрированию, к некоторым условностям в изображении, которые затрудняют узнавание даже хорошо знакомых детям предметов. Указанная выше особенность детского восприятия должна учитываться при подборе компьютерных программ. Дело в том, что часто художники, создающие графическую часть детской компьютерной игры, прибегают к стилизации образов. Например, в указывавшейся нами ранее серии игр «Тим и Том» компании «Новый диск» некоторые персонажи созданы на основе стилизации образов ряда животных, порой даже взрослому сложно определить, образ какого животного имел в виду художник: кролик не очень отличается от кенгуру, мышь от кузнечика и т.д. Дошкольником лучше воспринимаются персонажи, в основе типажа которых лежит образ ребенка: голова увеличена по отношению к туловищу, большие глаза, округлые щеки, «детская» улыбка. Яркие плоские изображения ближе и понятнее детям, чем образы, созданные на основе ЗD-технологий, тем более что восприятие человека в основе своей двухмерно и даже взрослый пользователь ПК не сможет в полной мере оценить все прелести трехмерной графики. Вот почему малыши с большим удовольствием играют в игрушки, созданные по мотивам мультфильмов компании Уолта Диснея. Примером такой великолепной двухмерной графики могут быть игры «Бемби», «Большая игра Пятачка», из отечественных продуктов можно выделить игру «Дача кота Леопольда» фирмы «1С». Надо отметить, что детям-дошкольникам трудно правильно воспринять картинку. На первых порах у них преобладает фрагментарное восприятие, т. е. узнавание отдельных предметов, никак между собой не связанных. Поэтому для детей 3 — 4 лет на экране необходимо предлагать очень простые картинки, на которых присутствует только один предмет, несложный по своей структуре. Дети 5 — 6 лет уже хорошо улавливают действия, которые производят персонажи, начиная с 6 лет дошкольники вникают в отношения между предметами и явлениями (причины, связи, обстоятельства, цели). Старшие дошкольники при толковании изображений активно используют свой опыт, раскрывая внутренние связи между предметами путем осмысления всей изображенной на картинке (или экране) ситуации. Уровень понимания ребенком-дошкольником картинки зависит от ее содержания (насколько оно ему знакомо), от структуры картинки или статичности сюжета. Поэтому чем младше дошкольник, тем проще должны использоваться картинки в детских компьютерных программах. Для младших дошкольников не рекомендуется использовать динамичные сюжеты: персонажи и предметы должны быть статичными, крупными и с небольшой цветовой вариацией. Включаемые в игру предметы и герои должны быть знакомы и понятны младшему дошкольнику. Детям очень нравятся в качестве главных героев животные, озвученные «детскими» голосами. Если в игру вводятся новые, явно незнакомые предметы, то они должны четко называться, а в картинке-сюжете их должно быть не более одного. Когда в программы, созданные для тренировки когнитивных навыков, вводится много незнакомых предметов, ребенку сложно выполнить предлагаемые задания. Например, ребенок 3 — 4 лет в качестве объектов для запоминания может не воспринять керосиновую лампу, дирижабль или печатный станок. Сложные сюжеты с обилием мелких деталей и предметов доступны только к концу дошкольного возраста, поэтому большинству дошкольников не интересно играть в стратегии и RTS-игры (Real Time Strategy) не только из-за сложности ставящихся перед игроком задач, но и из-за невозможности адекватно воспринять изображенные на экране игровые сцены, изобилующие мелкими движущимися объектами и деталями. Проведенный нами опрос среди родителей 6-леток, имеющих компьютер дома, показал, что лишь небольшая часть старших дошкольников (преимущественно мальчики) играет в стратегии. К компьютерным программам, направленным на развитие восприятия сюжета (этот вид игр весьма распространен среди отечественных и зарубежных продуктов) относятся игры, в которых надо собрать картинку из нескольких частей. Игры можно варьировать по степени сложности, так как картинка разбивается на 8, 12, 16, 24 и 48 частей. Поэтому такие игры можно давать детям от 5 до 7 лет во все более усложняющихся вариантах. Так как во многих вариантах в процессе игры осуществляется подсчет времени и набранных играющими очков, такого рода игры можно давать детям не только в индивидуальных, но и в коллективных занятиях в виде игры-соревнования. Воспитателям и педагогам, работая с 5 —6-летними детьми, следует обращать внимание ребят на исходную картинку, которую надо внимательно рассмотреть и запомнить, так как без этого невозможно собрать ее из частей. Так у детей формируются основы произвольного запоминания и внимания, необходимые для нормального психического развития. Восприятие времени Восприятие времени для ребенка — гораздо более сложная задача, чем восприятие пространства. Это обусловлено самой природой времени как объекта познания и его ролью в жизни дошкольника. Во-первых, для восприятия времени у человека нет специального анализатора, оно познается через движения или ритм жизненных процессов: для ребенка это режим дня (сон, еда, прогулка и т.д.). У взрослого человека восприятие времени — результат согласованной работы нескольких анализаторов, объединенных в одну систему, у ребенка такой согласованной работы анализаторов пока нет. Во-вторых, восприятие времени субъективно, так как зависит от состояния самого человека (интенсивности деятельности, состояния ожидания, увлеченности и т.п.). В-третьих, изменчиво обозначение временных отношений: «завтра» становится «сегодня», а «сегодня» —- «вчера». Такая незримость времени затрудняет его восприятие дошкольником. Младшие и средние дошкольники ориентируются во времени исключительно по бытовым событиям: «мы завтракаем — значит, утро», «ложимся спать — вечер». Примечательно, что дошкольник может считать окончание дневного сна началом нового дня. Постепенно ребенок начинает определять время по природным явлениям: «Зимой утром еще не совсем светло», «Вечером уже темно, нет солнца». Старший дошкольник осваивает времена года сначала по одежде, которая меняется со сменой сезонов, затем по природным признакам: «Осенью листва опадает, а весной — распускается» и т. п. Изучению времен года посвящено несколько игровых программ различных компаний. Например, в уже упоминавшейся игре «Башня знаний» компании «Кирилл и Мефодий» ребенок должен одеть главного героя в соответствии с погодой за окном (снег — сапожки и пальто, солнце и зеленая листва — майка и шортики и т.п.). Труднее всего детям представить прошлое и те огромные отрезки, которые оно может занимать. Для младшего дошкольника есть только одно определение: «Это было давно». В старшем дошкольном возрасте в этом неопределенном «давно» появляются некоторые временные ориентиры: «Это было до войны». Игровые программы, в основе сюжета которых лежат исторические события и эпохи, вводят ребенка в мир прошлого, показывая, сколь оно разнообразно и продолжительно. Признаком первой дифференциации времени является появление слов «сначала», «потом», «раньше», «после этого». Знакомство с часами является важным этапом в понимании независимости времени от желания и деятельности человека, еще одной вехой в преодолении детского эгоцентризма. Для ознакомления старших дошкольников со временем достаточно эффективной, на наш взгляд, является упоминавшаяся уже игровая программа «Башня знаний», в которой ребенок может располагать стрелки каким угодно образом, а компьютер называет ему выбранное время. Время показано как на часах со стрелками, так и на электронном табло. Восприятие пространства В дошкольном возрасте интенсивно продолжает развиваться и восприятие пространства. Ребенок осваивает понятия «верх» — «низ», «над» — «под», «далеко» — «близко», «за» — «перед», «право» — «лево» и т.д. Только к концу дошкольного детства у ребенка появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции. Но такая ориентировка может быть сформирована несколько раньше при специальном обучении, когда ребенок может самостоятельно перемещать предметы в пространстве, рассматривая их взаимоположение с разных сторон. При компьютеризированном обучении также возможно помочь ребенку в освоении пространственных взаимоотношений. Для этого необходимо использовать игры, где у ребенка есть возможность перемещать предметы в виртуальном пространстве. Нами замечено, что такие игровые программы стимулируют развитие не только пространственного восприятия, но и трехмерного мышления. Примером такой игровой программы может быть «Клиффорд готовится к школе», где в игре «Лазалки» ребенку необходимо разместить в пространстве различные части объемных фигур-лазалок. Всевозможные лабиринты, по которым надо провести определенный предмет, а также игры, в которых надо быстро поймать фигуру и поставить ее на нужное место, также развивают пространственные представления ребенка. Хотя большинство таких игр достаточно сложны и рассчитаны на более старший возраст (примерно 10—12 лет), существуют и специальные модификации для дошкольников, которые можно использовать не только для обучения, но и для коррекции, т. е. исправления недостатков зрительной, моторной или пространственной координации у 5 —7-летних детей. К концу дошкольного возраста дети научаются соизмерять длину, ширину, высоту, форму и объем предметов. Но успешность выполнения заданий на определение указанных величин с помощью компьютера зависит от объема предыдущего опыта, полученного в непосредственной деятельности с предметами. Хотя уже большинство дошкольников 5 лет среди ленточек на экране могут выбрать самую узкую, а среди героев игры — самого высокого и т.п. Восприятие художественных произведений Восприятие прекрасного — это продукт общественного развития ребенка. Уже в дошкольном возрасте дети пользуются такими понятиями, как «красивое» и «некрасивое». При этом данные понятия совмещаются у них с понятиями «плохое» и «хорошее»: «все хорошее — красивое», а «все плохое — некрасивое». Это приходит к ребенку с культурными установками, воплощенными в сказках, кинофильмах, мультфильмах. Злой герой чаще страшный, в его одеждах преобладают темные цвета и оттенки, добрый герой красив, одет ярко, часто в его одеждах присутствует золотой и белый цвета. Поэтому дети, рисуя то, что им неприятно, изображают это подчеркнуто небрежно, используя темные тона и интенсивную штриховку. Когда же они изображают приятные для них образы, то прорисовывают их тщательно, используя яркие и чистые цвета. Таким образом, восприятие художественного произведения — это сложный психический процесс, в который включаются не только узнавание и понимание изображения, но и эмоциональная окрашенность воспринятого, определенное отношение к нему. Конечно, оценочные суждения дошкольников еще примитивны, но они свидетельствуют о зарождении умения не только почувствовать красивое, но и оценить. В художественном восприятии имеет значение степень близости и доступности образа для дошкольника. Дети 3 — 4 лет в ролях находчивых, юмористических персонажей предпочитают видеть животных с антропоморфическими признаками, поэтому описанные выше диснеевские герои так у них популярны. Наиболее доступны для понимания ребенка этого возраста эмоции, выраженные в мимике персонажа, значительно труднее воспринять эмоциональное содержание, переданное в позе и жестах, особенно когда оно воплощается посредством изображения взаимоотношений. При этом важно, какая именно эмоция отображается на лице героя: эмоцию радости и гнева дошкольники улавливают легче, чем выражение грусти и печали. Средним дошкольникам нравятся герои-животные, сказочные человечки, дети-ровесники. Не случайно многим детям этого возраста нравится образ большой собаки Клиффорда в одноименных играх, так как он создает чувство защищенности и безопасности. Старших дошкольников привлекают часто более занимательные и находчивые, веселые персонажи. В процессе развития художественного восприятия у детей появляется понимание выразительных средств произведений искусства, что ведет к более адекватному и глубокому его восприятию. Умелое применение музыки, картин, художественного слова помогает глубже воспринять художественные образы, воплощенные в них. Развитию художественного восприятия дошкольника могут способствовать специальные обучающие приемы, которые в последнее время используются рядом специально предназначенных для данной цели развивающих компьютерных программ. Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов происходит главным образом за счет систематизации этих представление. Так, знакомясь с цветом, дети узнают о последовательности расположения цветов в спектре, об их делении на теплые и холодные цвета, об оттенках, которые занимают промежуточные положение между цветами спектра. Определяя цвет предмета, они устанавливают его место среди других цветов. Знакомство с формами углубляется путем овладения их группировкой, делением на округлые и прямолинейные, представлениями об отличии форм друг от друга и их связи, возможности перехода одних форм в другие. Результатом действий восприятия являются образы предметов и явлений, их внешних свойств. Их полнота, детальность, четкость, и главное, правильность зависят от того, настолько успешно выполняются действия восприятия, насколько хорошо человек ими владеет. Это сказывается наиболее явно, когда перед восприятием возникают сложные задачи, но проявляются и в быту. Людей, которые отличаются четким и быстрым восприятием, подмечают незаметные для других особенности предметов. Хотя при выполнении действий восприятия огромное значение имеет прошлый опыт человека, запас представлений и знаний, образы, которые возникают в результате восприятия, нельзя изменить, даже зная о том, что они неправильны. Так если человеку надевают специальные очки, переворачивающие или «выворачивающие наизнанку» видимые предметы, он знает, в чем дело, но оказывается не в состоянии исправить свои образы. Такое исправление наступает постепенно, по мере того как вырабатываются новые действия восприятия, приспособление к изменившимся условиям |