Радикальное прощение. Общий доступ Колин Типпинг - Радикальное Прощение. Освободи пространство для чуда
Скачать 1.48 Mb.
|
Глава 4 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Нужно ясно понимать, что Радикальное Прощение не освобождает нас от ответственности. Мы — духовные существа, переживающие человеческий опыт в мире, где управляют как физические законы, так и законы, установленные людьми. Поэтому мы непременно несем ответственность за свои действия. Это - неотъемлемая часть человеческого опыта, и избежать этого нельзя. Иными словами, создавая обстоятельства, которые вредят другим людям, мы должны понимать, что в человеческом мире такие действия влекут за собой определенные последствия. Поскольку с точки зрения Радикального Прощения все участники ситуации получают то, что им необходимо, выходит, что последствия поступка (такие, как тюремное заключение, штраф, стыд или проклятие) тоже являются уроками, и в духовном контексте они совершенны. У меня часто спрашивают, что делать в ситуациях, когда какой-то человек причиняет нам вред и обычная реакция состояла бы в том, чтобы привлечь обидчика к ответственности через суд. Должен ли прощающий прибегнуть к судебному преследованию? Ответ: «Да». Мы живем в человеческом обществе, где действует закон причины и следствия. Этот закон гласит, что каждое действие встречает соответствующее противодействие. Таким образом, мы с самого раннего возраста узнаем, что у всех наших действий есть те или иные последствия. Если бы нам не приходилось отвечать за вред, причиненный окружающим, прощение не имело бы ни смысла, ни ценности. Если бы нам не нужно было нести ответственности, все выглядело бы так, словно можно делать все что угодно и никого это как бы и не беспокоит. Такое отношение начисто лишено сострадания. Например, дети всегда воспринимают справедливые дисциплинарные ограничения, налагаемые родителями, как проявление заботы и любви. И наоборот: вседозволенность они воспринимают как отсутствие родительской заботы. Дети знают. Однако энергетический уровень прощения определяется тем, в какой мере наша реакция на действия других людей определяется чувствами праведного возмущения, недовольством, обидой и желанием отомстить, а в какой мере — искренним желанием уравновесить чаши весов в соответствии с принципами справедливости, свободы и взаимного уважения. Ощущение собственной праведности и стремление отомстить понижают наши вибрации. И наоборот: стремление защитить принципы и уравновесить ситуацию повышает вибрации. Чем выше наши вибрации, тем ближе мы подходим к Божественной Истине и тем больше наша способность к Радикальному Прощению. Недавно из уст известного писателя Алана Коэна я слышал рассказ, который очень хорошо иллюстрирует это положение. Один его друг оказался участником ситуации, которая привела к смерти девочки. Его обвинили в гибели ребенка и приговорили к длительному сроку тюремного заключения. Он признал свою ответственность за случившееся и в тюрьме вел себя образцово. Однако отец девочки — богатый и влиятельный человек, имеющий высокопоставленных друзей, — поклялся сделать все, чтобы этот мужчина просидел за решеткой как можно дольше. Поэтому всякий раз, когда у заключенного появлялась возможность апеллировать о досрочном освобождении, отец девочки, не жалея времени и денег, использовал все свое влияние, чтобы прошение было отклонено. После того как это повторилось несколько раз, Коэн спросил своего друга, что тот думает в связи с усилиями богача удержать его за решеткой. Друг ответил, что он простил отца девочки и каждый день молится о нем, поскольку понимает, что в тюрьму заточен именно богач, а не он сам. И действительно, отец, не в силах освободиться от гнева, печали и боли, находится в плену у своего стремления отомстить. Сознание жертвы стало для него тюрьмой, откуда нет выхода. Даже традиционное прощение оказалось ему не под силу. С другой стороны, друг Коэна отказался быть жертвой и увидел единственный выход из данной ситуации в любви. Его вибрации оказались выше, и он сумел проявить Радикальное Прощение. Возвращаясь к вопросу о том, следует ли преследовать обидчика через суд, я скажу, что мы должны стремиться к тому, чтобы люди несли ответственность за свои поступки. Однако если уж мы решили подать на кого-то в суд, то нам следует, как говорится, «помолиться за сукина сына», а заодно и за себя. (Между прочим, для того чтобы простить человека, нет никакой нужды относиться к нему с симпатией!) Иными словами, мы передаем дело в руки Высшей Силы. Мы признаем, что любой ситуацией управляет Божественная Любовь и каждый человек получает именно то, чего он хочет. Мы признаем, что каждой ситуации присуще совершенство, даже если не видим этого с первого взгляда. У меня был случай убедиться в этом на собственном опыте, когда я только что закончил эту книгу и искал агента по сбыту. Кто-то из друзей порекомендовал мне якобы хорошую специалистку, и мы с моей женой Джоанной отправились на встречу с ней. Она нам понравилась, и у меня не было никаких оснований сомневаться в ее профессионализме или честности. К тому же, — вот ведь любопытно, как иногда работает Вселенная, — на следующий день был крайний срок подачи заявок в ежегодный каталог «Новые издания». Магазины заказывают книги именно по этому каталогу, поэтому было очень важно попасть в него — иначе целый год упущен. Однако это означало, что мне нужно было торопиться подписать контракт с этой женщиной. А она хотела 4000 долларов задатка плюс 15 % с продаж. В тот момент у нас не было 4000, но Джоанна где-то раздобыла 2900, а остальное мы должны были выплатить в течение нескольких месяцев. На том и сошлись. Хотя мы подписали контракт в спешке, я был доволен, что передал эту часть работы в чьи-то опытные руки. Однако шли месяцы, моя книга уже давно вышла из печати, и я обнаружил, что вынужден делать многое из того, что, на мой взгляд, должна была делать агент. Я принимал заказы на закупку своих книг, рассылал книги рецензентам и тому подобное. Я вообще не видел результатов ее работы. Некоторое время я просто следил за поведением моего агента, а затем высказал ей свои претензии. Оказалось, что она действительно не делает почти ничего. Конечно, она спорила со мной и пыталась защищаться, но когда я потребовал, чтобы агент показала мне переписку по моей книге или вообще какие-либо свидетельства своей деятельности, эта дама не смогла предъявить ничего. Я разорвал контракт на основании того, что агент не выполнила свои обязательства, и потребовал, чтобы она вернула задаток. Естественно, она отказалась. Тогда я подал на нее в суд, чтобы вернуть свои деньги. Можете себе представить, как я был раздосадован. Я завяз именно там, где вязнут все люди, считающие себя жертвами — в «стране жертв», — и совершенно не осознавал этого! Я тщательно составил историю своего несчастья и при всякой возможности делился ею с любым, кто готов был слушать. На мой взгляд, агент украла мои деньги, и я хотел во что бы то ни стало поквитаться. Я действительно глубоко завяз в этой трясине и просидел там несколько недель. И этот человек считал себя Мистером Прощение! К счастью, вскоре в гости зашла наша подруга, некогда принимавшая участие в моем первом семинаре по Радикальному Прощению. Когда я рассказал ей свою историю, она сразу же спросила: — Хорошо, а ты заполнил анкету прощения в связи с этим? Конечно, я ее не заполнял. Это было последнее, что могло бы прийти мне в голову. — Не заполнял я никакую анкету! — сказал я сердито. А тебе не кажется, что следовало бы? — спросила Люси. Не хочу я заполнять эту паршивую анкету! — закричал я. Но это же твоя анкета, — вмешалась Джоанна. —Ты обязан делать то, чему учишь других! Что тут скажешь? Почувствовав, что меня приперли к стенке, я отправился в соседнюю комнату, чтобы взять анкету, но я был по-прежнему зол и прекрасно понимал, — понимали это и Люси с Джоанной, — что все мое существо протестует. Меньше всего на свете мне хотелось заполнять анкету, но они поймали меня на крючок. Кипя злобой, я заполнял пункт за пунктом, едва ли участвуя в этом процессе душой. И вдруг, приблизительно на полпути, я прочел очередную строку: «Я отпускаю потребность винить кого-то и потребность быть правым». И тут меня как громом поразило. Потребность быть правым! Внезапно меня осенило, в чем я пытался оказаться правым. Во мне глубоко укоренилось убеждение, будто я все обязан делать сам! Мне стало ясно, что в этом случае я просто в очередной раз пытался проиграть это убеждение на практике. Перед моим внутренним взором промелькнули другие случаи, когда я бессознательно создавал ситуации, в которых меня подводили люди. И тут я увидел и окончательно понял, что эта женщина просто помогла мне осознать свое ядовитое убеждение, чтобы я мог отказаться от него и открыться для более полноценной жизни. Мой гнев сразу же улетучился, и я увидел, как закрывался от тех самых вещей, в которые верил и которым учил. Мне стало очень стыдно. Но я почувствовал, что ко мне снова вернулось осознание. Теперь я отчетливо видел, что эта женщина была для меня ангелом исцеления, и вместо гнева и обиды я испытывал по отношению к ней глубочайшую любовь и благодарность. Кроме того что этот случай оказался для меня прекрасной возможностью исцеления, он стал еще и важным уроком того, как легко нам бывает утратить осознание духовного закона и как легко эго может втянуть нас в драму и удерживать там. Это была яркая демонстрация того, насколько сильным бывает мое эго, когда оно стремится отделить меня от Источника и от всего, что я считаю истинным. И еще этот случай ясно показал, почему человеку необходимы духовные друзья, готовые оказать поддержку, не принимая его историю жертвы за чистую монету, но с готовностью оспаривая ее. Однако, возможно, у вас возник вопрос, отказался ли я от судебного преследования этой женщины после того, как понял, что она стала моим ангелом исцеления. Должен сказать, что тут мне было очень нелегко принять окончательное решение. Я понял, что, хотя теперь я вижу обстоятельства этого дела с точки зрения мира Божественной Истины, данная ситуация глубоко укоренена в человеческом мире. Я дважды предложил своему агенту пересмотреть свою позицию, и в обоих случаях она отказалась. Тогда я довел судебное дело до конца, поскольку пришел к выводу, что душе моего агента необходим этот опыт, — иначе душа помогла бы этой женщине прекратить его, когда я предлагал ей пересмотреть свою позицию. Но теперь я занимался тяжбой с открытым сердцем и с намерением добиться правильного и совершенного результата. Суд принял решение в мою пользу и постановил, что агент должна почти полностью вернуть мне 4000 долларов задатка. Денег я так и не получил, но это и не важно. Важно, что я доверился процессу и делал то, что считал необходимым в данный момент. На самом деле не имеет значения, какое решение я тогда принял. Дух пришел бы к цели каким-либо другим путем, и в конце концов все было бы хорошо, — как это бывает всегда. Представление о том, что наши решения имеют какое-то значение в общей схеме вещей — всего лишь попытки эго сделать каждого из нас отдельным и особым. Вселенная уладит все, какие бы решения мы ни принимали. Но то, как мы принимаем эти решения, — исходя из любви или из страха, из жадности или из великодушия, из ложной гордости или из смирения, из непорядочности или из искренности, — имеет значение для нас лично, поскольку каждое решение человека оказывает влияние на его вибрации. Еще одна ситуация, о которой меня нередко спрашивают, — что делать, если вы становитесь свидетелем издевательства над ребенком. Вопрос вот в чем: если мы полагаем, что всякий опыт необходим для духовного развития ребенка, стоит ли нам предпринимать какие-то действия, чтобы прекратить плохое обращение, ибо своим вмешательством мы можем помешать росту души малыша? Я всегда отвечаю, что как люди мы должны делать то, что считаем необходимым в соответствии с нашими текущими представлениями о том, что хорошо, а что плохо, — как то определяет человеческий закон. Итак, нам следует поступать так, как мы считаем нужным, осознавая при этом, что, согласно духовному закону, ничего плохого не происходит. В таком случае, естественно, мы должны вмешаться. Будучи людьми, мы не можем поступить иначе. Тем не менее наше вмешательство не является ни злом, ни благом, поскольку в любом случае все заранее организовано Духом. Я рассуждаю так: если бы для души ребенка было необходимо, чтобы все оставалось как есть, Дух предотвратил бы постороннее вмешательство. Иными словами, если бы мне не нужно было вмешиваться, Дух сделал бы так, чтобы я ничего не знал о ситуации. И наоборот, если Дух сделал так, что я узнал об издевательствах над ребенком, значит, я имею полное право вмешаться. В конце концов, это даже не мое решение. Однако если я вмешиваюсь, то делаю это без всякого осуждения и без желания кого-то обвинить. Я просто делаю то, что считаю нужным, зная, что Вселенная организовала все это по определенной причине и в любой ситуации есть совершенство. ТЕРАПИЯ РАДИКАЛЬНОГО ПРОЩЕНИЯ В истории Джилл нет ничего необычного. На самом деле, подобное могло бы произойти с любым человеком. После выхода в свет первого издания книги в 1997 году мне писали и звонили тысячи людей, которые говорили, что узнали в этом рассказе ситуацию из своей собственной жизни. Для многих читателей история моей сестры стала началом исцеления, — как это произошло в случае самой Джилл. Поскольку это — типичный случай проблем во взаимоотношениях, история Джилл может служить хорошим примером того, как можно использовать для решения совершенно заурядных проблем повседневной жизни Радикальное Прощение, которое являет собой действенную альтернативу традиционной психотерапии и психологическим консультациям. Ныне этот метод известен как терапия Радикального Прощения (ТРП). В этом есть что-то парадоксальное, ибо важнейший принцип Радикального Прощения состоит в том, что, несмотря на все свидетельства в пользу обратного, никогда ничего плохого не происходит и менять ничего не нужно. О какой же терапии может идти речь? В конце концов, один из важнейших постулатов, лежащих в основе Радикального Прощения, таков: все без исключения события нашей жизни происходят под Божественным руководством, имеют определенную цель и служат нашему высшему благу. Но терапия, по определению, подразумевает, что что-то не так и требуются изменения. Отправляясь к терапевту, мы ждем, что он задаст себе три основных вопроса: Что неправильно в данном человеке или в данной ситуации? Что стало причиной такого положения вещей? Как можно решить создавшуюся проблему? Поскольку ни один из этих вопросов не совместим с Радикальным Прощением, как оно может быть терапевтическим средством? Мы найдем ответ на этот вопрос, рассмотрев, каким образом Радикальное Прощение помогло Джилл. Возможно, вы помните, что в самом начале истории о Джилл я действовал в соответствии с подразумеваемым соглашением с ней, что у нее есть проблема, что главной причиной этой проблемы является Джеф и что единственной возможной реакцией на данную ситуацию может быть поиск решения. В течение некоторого времени я вместе с ней шел по этому традиционному пути. И я предложил другой подход (Радикальное Прощение) лишь тогда, когда увидел, что время для этого наступило. С этого момента я очень ясно давал понять своей сестре, что перевожу нашу беседу в совершенно другое русло и использую совершенно другой набор исходных допущений. Собственно говоря, я перешел к новому набору вопросов, а именно: В чем совершенство ее ситуации? Каким образом это совершенство раскрывается? Каким образом Джилл может изменить своюточку зрения на ситуацию, чтобы у нее появилось желание увидеть в происходящем совершенство? Уверяю вас, что изначально Джилл даже в шутку не думала, что ситуация с Джефом, а также предыдущая ситуация с бывшим мужем могут нести в себе совершенство. На самом деле она считала самоочевидным, что все происшедшее плохо и неправильно, — и большинство людей с ней согласились бы. Однако, как мы видели, исцеление пришло к моей сестре только после того, как она осознала, что, фактически, ни в одной ситуации нет ничего ни плохого, ни хорошего, что она никогда не была чьей-либо жертвой и, наконец, что Джеф был отнюдь не врагом ей, но ангелом исцеления. Джилл начала понемногу осознавать, каким образом Божественное руководство помогало ей избавиться от ложного мировосприятия и осознать свои ошибочные представления, которые на протяжении многих лет мешали ей проявить свое подлинное «я». С этой точки зрения все описанные ситуации, включая ситуацию с Джефом, были дарами благодати. Таким образом, ТРП является не столько терапией, сколько обучением. Терапевт (или инструктор, как я предпочитаю его называть) стремится не столько решить проблемы клиента, сколько просветить его. Радикальное Прощение — это духовная философия, оказывающая практическое влияние на жизнь людей, поскольку дает им духовную точку зрения на мир. Взглянув на свою ситуацию с точки зрения Радикального Прощения, человек может эффективно преодолеть возникшие у него трудности. Божественный план не подлежит исправлению. Но на каждом этапе осуществления личного плана у человека всегда есть выбор. Радикальное Прощение помогает людям изменить свою точку зрения на мир, чтобы затем делать выбор, основываясь на новом понимании действительности. История Джилл показывает, насколько непросто бывает совершить этот сдвиг восприятия. Несмотря на то что у моей сестры были очевидные ключи к ситуации, она смогла открыться для понимания новой интерпретации происходящего лишь после длительных бесед со мной и острых приступов душевной боли. Особенно трудно ей было взглянуть с новой точки зрения на предполагаемую неверность ее бывшего мужа. Представьте себе, как трудно может быть внушить идею Радикального Прощения жертве холокоста, недавно изнасилованной женщине или человеку, подвергшемуся жестоким издевательствам. И в самом деле, большая часть предварительной работы ТРП направлена именно на то, чтобы добиться от человека желания допустить саму возможность, что в травмирующей ситуации присутствует совершенство. Только для того, чтобы добиться от клиента такой восприимчивости, в некоторых случаях требуется потратить немало времени и помочь ему отпустить много эмоций. И все же это возможно. Я могу сказать это с уверенностью, поскольку видел, как люди, пережившие самые ужасные ситуации, очень быстро осуществляли колоссальный сдвиг в восприятии. Тем не менее случается, что человеку так и не удается обрести восприимчивость к идеям Радикального Прощения. Некоторые люди просто не в силах преодолеть свое сознание жертвы. Те же, кто находят в себе силы хоть на миг увидеть в своей ситуации совершенство, обретают могущество, чтобы избавиться от сознания жертвы и освободиться. Джилл — одна из таких людей. Сестра по сей день живет вместе с Джефом, и они оба счастливы. Именно в этом сила нашей работы, ибо, как мы увидим в следующих главах, отпуская сознание жертвы, человек обретает ключ к здоровью, личной силе и духовной эволюции. Наше пристрастие к архетипу жертвы насчитывает многие эпохи, но, вступая в эру Водолея (следующий двухтысячелетний период духовной эволюции), нам нужно отпустить груз прошлого, освободиться от архетипа жертвы и научиться более осознанно жить в текущем моменте. Для этого требуется выполнить некоторые предварительные условия. Во-первых, обрести восприимчивость, необходимую для Радикального Прощения, можно только в том случае, если вы достаточно открыты, чтобы взглянуть на вещи с духовной точки зрения. Такая точка зрения не подразумевает и не исключает принадлежности к какой-то конкретной религии, — но по меньшей мере требует веры в Высшую Силу, или Высший Разум, и в то, что за покровом физического мира существует некая духовная реальность. Радикальное Прощение несовместимо со строго атеистическим взглядом на жизнь, и ТРП в этом случае не работает. Далее вы поймете, что для того, чтобы Радикальное Прощение стало вашей жизненной реальностью, нужно свыкнуться с идеей, что мы способны путешествовать в обоих мирах одновременно. При таком подходе можно объяснить Радикальное Прощение, не пугая никого Божьей карой и в то же время уважая религиозные убеждения всех верующих. Радикальное Прощение можно объяснить в терминах, согласующихся с любой системой верований, чтобы каждый человек мог воспринять наши идеи, не испытывая внутреннего дискомфорта. Кроме того, основные положения ТРП никоим образом не опираются на мистические или эзотерические идеи и представления. Такие понятия, как подавление, отрицание и вытеснение, прочно вошли в психологическую теорию, а поэтому данные механизмы можно полностью объяснить научным языком. Однако следует особо отметить, что ТРП не будет работать в комплексе с традиционной психотерапией и психологией. Слишком далеки друг от друга вопросы и допущения, лежащие в основе этих подходов. Любой психотерапевт, включающий ТРП в свой рабочий арсенал, должен осознать разницу между нею и традиционной терапией. Тут необходимо чувствовать, кому из клиентов какой метод больше подходит, и внимательно следить за тем, чтобы не смешивать их. Терапия Радикального Прощения главным образом предназначена для людей, не страдающих никакими психическими расстройствами, — для тех, кому просто нужно разобраться в проблемах своей повседневной жизни. Однако если человека мучают тяжелые проблемы и глубоко вытесненная боль, то его необходимо направить к квалифицированному психотерапевту, который также использует ТРП. Технология Радикального Прощения обманчиво проста, но при этом удивительно эффективна в качестве терапии для души — для отдельных людей, целых групп, народов и даже стран. Например, мне приходилось проводить семинары для евреев и других народов, подвергшихся жестоким преследованиям, которые не могут отпустить свою коллективную боль, — и я стал свидетелем удивительных сдвигов в их сознании. Они сумели отпустить коллективную боль и тем самым, полагаю, способствовали исцелению травм коллективного сознания своей группы — травм, насчитывающих многие поколения. Сейчас я использую свои методы для исцеления застарелой травмы, которая не дает покоя народу Австралии с тех самых пор, как 200 лет назад первые английские каторжники высадились на побережье этого континента и начали систематическое истребление коренного населения*. Ныне белое население Австралии искренне хочет попросить прощения, а аборигены не менее искренне хотят простить, — чтобы все жители континента могли стать единым народом. В опубликованной в Австралии книге «Примирение посредством Радикального Прощения» говорится, что только духовная технология, подобная Радикальному Прощению, может принести примирение народам континента, и австралийцам даны необходимые для этого инструменты. В будущем я намерен принести эти идеи в другие части света, где существует межнациональная рознь (включая США). Обучение и сертификацию по терапии и инструктажу Радикального Прощения можно получить через «Институт Радикального Прощения. Терапия и тренинг» (Institute for Radical Forgiveness Therapy and Coaching, Inc.) со штаб-квартирой в Атланте, штат Джорджия. Наши программы предназначены как для профессиональных психологов, которые желают пополнить свой арсенал методами Радикального Прощения, так и для непрофессионалов, которые просто хотят научить других людей использовать Радикальное Прощение для решения повседневных проблем. Даже для бизнеса Радикальное Прощение оказалось очень действенной технологией. С помощью наших методов можно найти, где в организации блокируется энергия, и отпустить ее. Нередко это приводит к впечатляющему росту прибыльности компании, — поэтому ныне в нашем институте обучается немало бизнес-консультантов. (Более подробную информацию вы можете найти в Интернете по адресу в приложении: www.radicalforgiveness.com.) МЕХАНИЗМЫ ЭГО Разговор о духовной природе человека редко обходится без обсуждения эго. Радикальное Прощение не исключение, поскольку эго, очевидно, играет центральную роль в любых психологических процессах. Так что же представляет собой эго и какое отношение оно имеет к Радикальному Прощению? Мне кажется, на этот вопрос есть по меньшей мере два ответа. В первом случае эго представляется как наш враг, а во втором — как друг. Точка зрения «эго — враг» возлагает на эго ответственность за то, что ради собственного выживания оно отделяет нас от Источника. Таким образом, оно является нашим духовным врагом, с которым нужно сражаться. Это представление лежит в основе многих духовных учений, — и тогда необходимым условием духовного роста становится отказ от эго или его преодоление. Точка зрения «эго — друг» видит в эго часть нашей души — часть, которая заботливо ведет нас через человеческий опыт. Я полагаю, что некоторая доля истины есть в обеих точках зрения, хотя на первый взгляд они кажутся несовместимыми. Позвольте мне объяснить, как я представляю себе каждую из них, чтобы вслед за этим вы могли составить собственное мнение. 1. Эго — враг Согласно этой модели, эго видится как глубоко укорененная система убеждений о том, кем мы являемся по отношению к Духу, сформировавшаяся, когда мы начали экспериментировать с мыслью об отделении от Божественного Источника. Фактически, можно сказать, что эго представляет собой убеждение в том, что отделение действительно состоялось. В момент отделения эго заставило нас поверить, что наш эксперимент очень разозлил Бога. Это пробудило в нас сильнейшее чувство вины. Затем эго дополнило свой вымысел рассказом о том, что Бог непременно поквитается с нами и жестоко накажет за наш великий грех. Когда мы поверили и в эту историю, нас объяло такое нестерпимое чувство вины и ужаса, что нам не оставалось ничего другого, как вытеснить эти чувства глубоко в подсознание. Таким образом, мы смогли защитить себя от сознательного переживания этих тяжелых эмоций. Данная тактика сработала хорошо, однако в нашей душе затаился страх, что эти чувства снова всплывут. Чтобы совладать с этой проблемой, эго выдумало новое убеждение: мол, вина лежит не на нас, а на ком-то другом. Иными словами, стремясь окончательно избавиться от вины, мы начали проецировать ее на других людей. Эти люди стали для нас козлами отпущения. Затем, для того чтобы закрепить за ними вину, мы разозлились на своих козлов отпущения и стали непрестанно нападать на них. (Более подробно отрицание и проекция рассмотрены в главе 7.) Отсюда происходит архетип жертвы и неистребимая потребность человеческого рода постоянно нападать друг на друга и защищаться. Атаковав людей, на которых мы спроецировали свою вину, мы боимся ответной атаки. Тогда мы создаем прочную линию обороны, чтобы защитить свою воображаемую невинность. На каком-то уровне мы знаем, что виновны, поэтому чем больше мы защищаемся от нападений извне, тем сильнее становится наше подспудное чувство вины. Таким образом, нам необходимо постоянно искать, кого бы возненавидеть, обругать, осудить, атаковать и сделать неправым, — и все это нужно только для того, чтобы самим почувствовать себя лучше. Благодаря подобным приемам, навязанная эго система убеждений постоянно усиливается, что обеспечивает выживание эго. Используя эту поведенческую модель в качестве исходной схемы, мы можем понять, почему человечество на протяжении всей своей истории так много сил тратило на гнев и откуда у людей столь настоятельная потребность разделить мир на жертвы и мучителей, героев и злодеев, победителей и побежденных, счастливчиков и неудачников. Более того, в этом разделении мира на «мы — они» отражен наш вечный раскол между эго (которое представляет собой веру в отделение от Сущего, наказание и смерть) и Духом (который являет собой знание о любви и вечной жизни). Мы проецируем это разделение на физический мир, всегда видя своего врага извне, а не внутри себя2. Любая система убеждений быстро окостеневает и сопротивляется каким бы то ни было изменениям, — но эго в этом отношении занимает отдельное место. Оно сопротивляется изменениям с особой силой. Эго обладает невероятной властью над подсознанием человека и контролирует колоссальное количество голосов в нашем внутреннем парламенте, когда заходит речь о том, чтобы выяснить, кто мы есть на самом деле. Эта система убеждений настолько сильна, что представляется нам отдельной самостоятельной сущностью — которую мы и называем «эго». Мы настолько глубоко увязли в убеждении, будто отделены от Источника, что оно стало нашей реальностью. Мы живем этим мифом об отделении на протяжении многих эпох. Идея о том, что мы отпали от Бога, стала для нас истиной, и мы называем ее «первородным грехом». На самом деле никакого отделения не было. Мы — часть Бога, и так было всегда. Мы — духовные существа, переживающие человеческий опыт, — помните об этом? В этом смысле такого явления, как первородный грех, просто не существует. Это откровение (истина о нашей иллюзии) читается между строк в книге Иисуса «Курс чудес», которая была передана людям посредством ченнелинга через госпожу Хелен Шакман. Цель этой книги — показать людям ошибочность пути, навязываемого нам эго, и научить, что путь Домой, к Богу, лежит через прощение. (Любопытно, что Хелен очень сопротивлялась ченнелингу и никогда не верила ни в одно слово из того, что пришло через нее.) Вопреки некоторым общепринятым идеям христианской теологии, многие исследователи Библии находят эти же идеи в Библии. В любом случае, в чем бы ни пыталось убедить нас эго, истина состоит в том, что мы пришли в физический мир с Божьего благословения и окружены Его ничем не обусловленной любовью. Бог всегда будет уважать нашу свободную волю и наш выбор, сделанный на наивысшем уровне, и ни за что не навяжет нам свое Божественное вмешательство — если только мы об этом не попросим. К счастью, Радикальное Прощение дает нам идеальный инструмент, чтобы попросить о такой помощи, поскольку позволяет показать Богу, что мы вышли за пределы эго, узрев истину о том, что реальна только любовь, и о том, что мы все — Одно с Богом, включая тех людей, которые на первый взгляд кажутся нашими врагами. 2. Эго — любящий проводник Другой, более благосклонный взгляд на эго (который кажется мне не менее разумным) предполагает, что эго нам отнюдь не враг, но часть души — часть, отделившаяся от целого, чтобы служить нам проводником в человеческом мире. При этом оно с определенной целью противопоставляет себя нашему Высшему «Я». Любопытно, что многие мусульмане понимают джихад не как войну с «неверными», а как беспощадную борьбу с врагом Истины внутри себя (к счастью, речь идет не только о продвинутых духовных искателях, но, в частности, и о самых обыкновенных мусульманах Крыма, с которыми переводчик не раз беседовал на эту тему). К чему приводит проекция врага на внешний мир, мы видели 11 сентября 2001 года и наблюдаем до сих пор. — Прим. перев. Его задача — быть нашим якорем в человеческом мире, чтобы мы могли полноценно проверить свою способность оставаться духовными существами в условиях подлинного человеческого опыта. Единственная ценность человеческого опыта состоит именно в возможности пережить то, что дает нам эго: вера в двойственность, отделение от Источника и страх. Более того, нам необходимо испытать их в полной мере, на уровне чувств, — чтобы затем пробудиться и понять, что на самом деле истинно обратное. Итак, согласно этой модели, эго является проводником, который ведет нас через иллюзию и преподает множество ложных уроков, чтобы мы оставались в плену у этой иллюзии. Однако эго делает все это не из злого умысла и даже не ради собственного выживания, но только потому, что любит нас и знает, что этот опыт необходим для нашего духовного роста. Но эго делает все это не в одиночестве. Другим нашим проводником является Высшее «Я», терпеливо наблюдающее за нашим путешествием через иллюзию и ждущее, когда мы будем готовы услышать истину. Именно благодаря тихому шепоту Высшего «Я» мы понемногу просыпаемся, пока наконец не вспомним, кто мы есть на самом деле, и не вернемся домой. Именно это называется трансформацией и просветлением. Так проходит путешествие нашей души через человеческий мир. И здесь нет коротких путей. Без совместной магии нашего эго и Высшего «Я» мы просто не достигли бы своей цели. Я рекомендую вам допустить, что оба определения верны. Мне кажется, что первое верно, поскольку объясняет наше изначальное нисхождение в физический мир и то, каким образом мывидим это событие в ретроспективе (видим в ложном свете). Второе же определение обращается к более глубокой истине, а именно: на самом деле мы никоим образом не отделены от Источника. Возможно, речь идет вообще о двух различных явлениях, — я не знаю. Но это и не имеет особого значения. Каждое из определений помогает мне осмыслить свой человеческий опыт в терминах духовной истины, И я надеюсь, что вам они тоже в этом помогут. ТАЙНИКИ И КОЗЛЫ ОТПУЩЕНИЯ Для того чтобы усвоить концепцию Радикального Прощения, очень важно понять, какую роль в исцелении взаимоотношений играют механизмы защиты эго (вытеснение и проекция). Поэтому полезно рассмотреть эти механизмы подробнее. Вытеснение и проекция, действуя в паре, привносят хаос в жизнь человека и его взаимоотношения с другими людьми. Они создают и поддерживают в нас архетип жертвы. Разобравшись, как действуют эти механизмы, вы сможете противостоять попыткам эго использовать их, чтобы отделять людей друг от друга и от Бога. 1. Вытеснение Вытеснение работает как психологический защитный механизм, который включается, когда чувства ужаса, вины или гнева оказываются нестерпимо сильными — и разум просто полностью отгораживает эти чувства от сознания. Таким образом, вытеснение является надежным предохранительным механизмом разума, поскольку без него мы могли бы легко сойти с ума. Этот механизм работает настолько эффективно, что у нас не остается абсолютно никаких воспоминаний о травмирующих чувствах и вызвавших их событиях, — они оказываются полностью изолированы от сознания на многие дни, недели, годы или даже на всю оставшуюся жизнь. Подавление Вытеснение не следует путать с другим, подобным, но менее мощным механизмом — подавлением. Подавление происходит, когда мы сознательно отказываемся признавать эмоции, которые не хотим испытывать или проявлять. Зная, что они присутствуют, мы пытаемся оттолкнуть или подавить их и отказываемся иметь с ними дело. Однако продолжительное отрицание этих чувств может привести к такой же нечувствительности по отношению к ним, как в случае вытеснения. Вытеснение вины и стыда Вина — общечеловеческий опыт. Глубоко в подсознании каждого из нас таятся вина и стыд, обусловленные ложной мыслью о том, что мы якобы отделились от Бога (первородный грех). Вина и стыд настолько сильны, что мы предпочли вытеснить их в подсознание. Иначе мы бы просто не справились с этими эмоциями. Обратите внимание, что стыд и вина — не одно и то же. Мы чувствуем себя виноватыми, если сделали что-то плохое. Стыд — более глубокий уровень вины, когда мы чувствуем, что являемся плохими. При помощи стыда эго заставляет нас считать себя изначально плохими — по самой своей природе. Никакой стыд или вина не укоренены в нас так глубоко, как стыд за первородный грех — главная (но совершенно ложная) опора системы убеждений эго. Стыд блокирует энергию Легче всего пристыдить ребенка — например, из-за того, что он обмочился, испытал эрекцию, разозлился, смутился и так далее. Все это — совершенно естественные явления, но ребенок все равно стыдится, и кумулятивный эффект этих чувств может быть нестерпимо сильным. Поэтому ребенок вытесняет свой стыд, — но тот остается в подсознании и запечатляется в теле. Стыд оседает в организме на клеточном уровне и блокирует потоки энергии в теле. Если соответствующие чувства остаются неразрешенными в течение длительного времени, эти блоки становятся причиной либо психоэмоциональных, либо физиологических проблем, либо и тех, и других одновременно. Ныне многие исследователи признают, что подавленные эмоции — одна из главных причин рака. Вытесненные чувства Когда ребенок переживает значительную травму (например, смерть кого-то из родителей), некоторые сопутствующие этому переживанию чувства могут быть вытеснены. Подобным же образом объектом вытеснения могут стать на первый взгляд совсем незначительные вещи — скажем, случайное критическое замечание, которому ребенок придаст преувеличенное значение, или какое-то событие, в котором ребенок почему-то обвинит себя. Так, дети почти всегда винят себя в разводе родителей. Некоторые исследования показывают, что дети помнят разговоры родителей, услышанные еще во время внутриутробного развития. Беседы о нежелательной беременности могут пробудить в ребенке чувство, что он никому не нужен, и страх быть покинутым. Малыш вытесняет эти чувства в подсознание, еще не успев родиться. Вина поколения Нередко случается так, что целые сообщества и даже нации вытесняют в подсознание совокупную вину поколения. Несомненно, это произошло в случае белых и чернокожих американцев в связи с рабством. Расовые проблемы, которые сейчас переживает Америка, порождены неразрешенной и вытесненной виной белых и неразрешенным и вытесненным гневом черных. Темная сторона Человек испытывает также жгучий стыд по поводу тех аспектов своего существа, которые он не любит и поэтому отрицает в себе. Знаменитый швейцарский психолог Карл Юнг называл эти аспекты человеческого существа тенью, поскольку они представляют темную сторону нашего «я», которую мы не хотим видеть сами и не хотим, чтобы ее видели другие. Эта часть нас может убить человека. Она знает, что могла бы принять участие в истреблении шести миллионов евреев, если бы была немцем во времена Второй мировой войны. Она знает, что могла бы владеть рабами и издеваться над ними, если бы была рождена на юге США до гражданской войны. Эта часть способна насиловать и пытать. Она алчна и корыстолюбива, зла и мстительна, ей свойственны всевозможные извращения и пороки. Все эти черты и склонности вызывают в нас жгучий стыд, мы видим в них свою тень и вытесняем глубоко в подсознание. На вулкане Вытеснять всю эту энергию — все равно что сидеть на вулкане! Человек понимает, что однажды его силы сдадут, лава (тень) выплеснется наружу и в мире воцарится хаос. Поэтому нам необходимы козлы отпущения, на которых можно спроецировать весь свой стыд. Таким образом, мы освобождаемся от этого стыда — по меньшей мере, на время. 2. Проекция Несмотря на то что мы вытесняем за пределы сознания чувства и воспоминания, связанные с тем или иным событием, на подсознательном уровне нам известно о стыде, вине и недовольстве собой, которые ютятся где-то в глубине нашего существа. В попытке полностью освободиться от этой боли мы отделяем ее от себя и переносим на кого-то вне нас. Такая проекция позволяет нам забыть, что мы когда-то сами испытывали эти чувства. Стоит спроецировать то, что нам не нравится, на другого человека, и мы начинаем искренне верить, что всеми этими качествами обладает именно он, а не мы. Итак, если мы вытесняем вину, а затем проецируем на кого-то, то плохим оказывается он. Если мы вытесняем и проецируем на кого-то гнев, то нам кажется, будто гневается именно тот, другой. Мы обвиняем человека во всем, в чем боимся быть виноватыми сами. Не удивительно, что проецирование приносит нам столько облегчения! Ведь таким образом мы возлагаем на другого человека ответственность за все плохое, что с нами происходит, и за все негативное, что мы видим в себе. Затем мы требуем, чтобы объект проекции был наказан, и это дает нам еще более сильное ощущение собственной праведности и безупречности. Это объясняет, почему людям так нравится смотреть новости по телевидению. Новости дают нам возможность спроецировать всю свою вину и стыд на убийц, насильников, коррумпированных политиков и других негодяев, которых мы видим на экране. После этого мы отправляемся спать с чистой совестью. Новости и другие телепрограммы, где фигурируют негодяи, служат для нас неисчерпаемым источником удобных козлов отпущения, на кого можно проецировать все, что нам не нравится в себе. Как узнать свои проекции Если вы поймали себя на том, что осуждаете кого-то, знайте, что вы имеете дело с проекцией. Гнев — верный спутник проекции, поскольку эго использует это чувство, чтобы оправдать проецирование вины. Если вы злитесь на кого-то, знайте: вы проецируете собственную вину. Все, что кажется вам неприемлемым в другом человеке, являет собой отражение отвергнутой части себя самого (тени), которую вы спроецировали на этого человека. Если бы это были не вы сами, то не расстраивались бы так. Эта концепция — все, что мы осуждаем в других, на самом деле является тем, что мы проклинаем в себе, — служит центральной идеей Радикального Прощения и ключом к исцелению нашей души. Резонанс Мы чувствуем себя жертвами других людей именно потому, что они резонируют с нашими чувствами — виной, гневом, страхом или яростью. (См. следующую главу.) Нам кажется, будто они делают что-то такое, что злит нас. Стоит нам признать, что источником негативных чувств являемся мы сами, а не они, и мы легко отказываемся от потребности быть жертвой. Цикл «нападение — защита» Вытеснение и проекция изначально задуманы только как временные защитные клапаны для психики, однако эго прибрало их к рукам и использует для собственного выживания. Помните: эго представляет собой всего лишь набор убеждений, главное из которых состоит в том, что мы якобы отделились от Бога. Отсюда следует убеждение, что Бог сердит на нас и сурово накажет, когда поймает. Эго использует процессы вытеснения и проекции для того, чтобы спрятать от сознания эти убеждения, а также сопутствующие им вину и страх. Таким образом, вытеснение и проекция превратились для нас в постоянный способ бытия. Вся наша жизнь построена на непрестанном вытеснении, отрицании и проекции, — и они увековечены в бесконечно повторяющихся циклах «страх — нападение» и «защита — нападение». Стремление к целостности К счастью, несмотря на необыкновенную эффективность вытеснения и проекции, нашим душам свойственно естественное стремление к целостности, обладающее еще большей силой, чем эго. Стремление к целостности приходит из той части нашего существа, которая знает всю правду о нас и не может довольствоваться тем, чтобы отрицать и проецировать ее. Эта часть нас (душа, призывающая вернуться к любви) несет в себе энергию, необходимую и достаточную для обучения и исцеления, — энергию Радикального Прощения. Страх близости Каждый человек, встречающийся нам в жизни, дает нам возможность выбрать между проекцией и прощением, единством и разделением. Однако чем ближе мы сходимся с человеком и чем ближе подпускаем его к себе, тем больше вероятность, что он узнает правду о нашей виновности. Эта возможность разоблачения порождает в нас панический страх — и искушение спроецировать вину становится почти непреодолимым. На этом этапе медовый месяц завершается. Страх близости становится настолько сильным, что взаимоотношения оказываются под угрозой разрыва. В большинстве случаев все этим и заканчивается. Любые взаимоотношения необходимы для исцеления Чтобы двигаться вперед и преуспевать, мы должны понимать описанные выше феномены и, используя Радикальное Прощение, сохранять взаимоотношения с людьми и достигать истинной духовной цели, которой эти взаимоотношения служат, — а цель эта состоит в исцелении всех вовлеченных людей. Как мы видели на примере моей сестры, Радикальное Прощение может спасти брак! Однако наша задача состоит не обязательно в этом. Если цель взаимоотношений достигнута (то есть вовлеченные в них люди исцелены), иногда эти взаимоотношения могут мирно и естественно прекратиться. |