Главная страница

Освобождение от психологического насилия Стивен Хассен


Скачать 1.98 Mb.
НазваниеОсвобождение от психологического насилия Стивен Хассен
Дата22.01.2023
Размер1.98 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаKhassen_Stiven_-_Osvobozhdenie_ot_psikhologicheskogo_nasilia.doc
ТипДокументы
#898054
страница32 из 41
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   41
Если вы не уверены в том, что культист усвоил эту информацию, задавайте вопросы, уделяя больше времени разговорам о других фобиях и их лечении. Если адепт занимает оборонительную позицию, то это можно объяснить тем, что вашим отношениям не хватает взаимопонимания и доверия. Отступите! Не пытайтесь навязывать свою точку зрения. Лучше подождать и подобрать время, место и нужного человека для проведения воздействия на фобии. Основа воздействия должна быть прочной, потому что следующие два шага построены на первом.
ШАГ ВТОРОЙ: ОБЪЯСНЕНИЕ ТОГО, КАК ДРУГИЕ ГРУППЫ ИСПОЛЬЗУЮТ ФОБИИ
Теперь, когда вы объяснили различие между обоснованным страхом и фобией, а также осветили структуру фобической реакции (негативные образы, негативный разговор с самим собой и физиологические реакции) и стратегии лечения фобии, можно переходить ко второму шагу.
В ходе следующей беседы (например, через несколько часов или даже через несколько дней) сестра могла бы рассказать о своей встрече с бывшим членом другой культовой группы, который описал ей, как в его сознание были внедрены фобии. Ему внушили, что, если он когда-либо покинет группу, с ним произойдет нечто ужасное. Это долгое время удерживало его в группе, как в капкане, пока он не встретил других людей, ушедших оттуда до него. Вопреки его страхам, эти бывшие адепты были счастливы и удовлетворены, что заставило его задуматься, была ли его боязнь покинуть группу реальным страхом или всего лишь фобией.
Существенно важно продолжать общаться с членом культа таким образом, чтобы не приводить в действие механизм блокировки мышления. Помните: тем, кто подвергается культовому контролю сознания, не позволяется негативно размышлять о лидере, доктрине или группе. Начав с косвенного примера, можно дать близкому человеку информацию о фобиях, при этом не инициируя их. Тщательно подбирайте слова. Употребляйте понятия "культ", "промывание мозгов" и "контроль сознания" только в том случае, если при этом не рискуете прервать налаженную связь с человеком. Следующие выражения также несут в себе дополнительный смысловой заряд: "закрытые организации", "деструктивные группы", "авторитарные церковные общины", "индоктринация" и "закрытые структуры сознания". Если вы будете оказывать нажим беспрерывно, фобия может сохраниться и вы потеряете взаимопонимание с членом культа.
189 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИМЕРОВ ДРУГИХ ГРУПП
Чтобы подготовиться к этому шагу, вам следует заняться самообразованием, изучив с помощью Интернета или в библиотеках не менее чем три различных культа, применяющих контроль сознания. Выясните, как они используют фобии, чтобы контролировать своих членов, и представьте себе, как можно было бы объяснить их методы близкому человеку. Полезно говорить о той группе, которую он считал культом до того, как был вовлечен сам. Следует сосредоточить интерес на том, как данная организация подрывает личную автономию своих последователей. К числу наиболее резко выделяющихся культов относятся: Джим Джонс и Народный Храм в Джонстауне, Гайана (массовое убийство/самоубийство 913 человек 18 ноября 1978 г.); Симбиотическая Освободительная Армия (Symbionese Liberation Army), (Патрисия Кэмпбелл Херст Шоу продолжает добиваться президентского помилования за причастность к ограблению банка в тот период, когда она была членом культа. Я полагаю, что она заслуживает этого помилования.) похитившая Патти Херст, наследницу мультимиллионера Херста; Дэвид Кореш и Ветвь Давидова (вспомните трагическое тупиковое противостояние этой группы и ФБР в Вако, штат Техас); Люк Журе и Орден Солнечного Храма (массовые самоубийства в Канаде, Франции и Швейцарии); Секо Асахара и Аум Синрике (как известно, организовавшие в Японии теракт с применением нервно-паралитического газа); Маршалл Херфф ("Ду") Эпплуайт и Врата Небес (массовые самоубийства). Я часто слышу от своих клиентов, что Церковь Унификации (мунисты), сайентология и Свидетели Иеговы считаются в обществе деструктивными культами. Если это так, они послужат походящими примерами.
Постарайтесь включить в свои примеры группу, напоминающую ту, в которую входит близкий вам человек. Если он находится в библейском культе, используйте на этом этапе по крайней мере один пример другого аналогичного библейского культа. Если группа является терапевтическим культом, узнайте о других терапевтических культах. То же самое относится к политическим культам, группам массовой психотерапии, бизнес-культам и т. д. Наличие взаимопонимания и доверия с культистом является решающим для эффективного осуществления этого шага.
190 КАК ПРИСТУПИТЬ К ОБСУЖДЕНИЮ
Во время беседы с близким человеком заговорите о том, что вы думаете о какой-то конкретной группе после чтения статьи или книги, просмотра телевизионной передачи или после того, как они недавно пытались вас завербовать. Это должно быть частью двухстороннего диалога, а не лекцией. Начните с группы, которая не похожа на ту, куда входит близкий человек, или с группы, которую он однозначно мог бы признать деструктивным культом.
Жизненно важно направлять разговор, управлять им. Двигайтесь шаг за шагом и не торопитесь. Помните: большинство членов культов верит, что деструктивные культы существуют. Они только думают, что их группа не из этого числа. Это - ваш шанс обсудить проблему, и его надо использовать.
Дайте понять, насколько вас поразило, что данная группа (группа X) внедряет фобии в сознание адептов, усиливая их зависимость и превращая в послушных рабов. Повторите структуру первого шага, на это раз - применительно к группе X. Если вы хотите, чтобы член культа скорее поддался влиянию и отозвался, ослабив свою оборонительную позицию, скажите ему, что вы говорили с бывшим участником этой группы. Всегда лучше приводить примеры из жизни реальных людей, которых вы знаете, чтобы позднее можно было спросить культиста, готов ли он к разговору с этим человеком.
Поговорите о том, что члены других групп вынуждены сохранять только отрицательные образы о своем прошлом и воспроизводить только негативный внутренний диалог о внешнем мире. Обсудите проблему внушения фобий, связанных с тем, что они якобы умрут, сойдут с ума или будут одержимы демонами, если помыслят уйти из этой группы. Постарайтесь охватить ряд фобий, имеющих отношение к группе, куда входит близкий человек, слегка изменяя при этом контекст в целях маскировки истинных намерений. Нужно подать информацию так, чтобы ее услышали и усвоили и чтобы она могла обойти стороной психологические фильтры культовой личности.
Расскажите о том, что членов других групп приучают думать, что не существует никаких законных причин ухода из группы и что отступник - это в любом случае человек слабый, эгоистичный и утративший духовность, если не рассудок. С этими фобиями можно справиться, если убедить близкого человека побеседовать с кем-нибудь из бывших адептов. Из их разговора выяснится, что эти люди - вполне ответственные члены общества, вовремя сумевшие разглядеть ложь и манипулирование своей личностью и уверенно вернувшиеся к полноценной жизни. Можно даже попробовать сделать так, чтобы близкий человек воочию увидел, как протекает процесс внушения фобий, скажем, посетив собрание другой группы. Когда член культа понимает, что у него есть выбор и что он может уйти и жить вполне удовлетворительно, дальнейший процесс положительной визуализации проходит намного легче.
Вы поймете, что ваше общение эффективно, когда член культа согласится с тем, что другие группы внушают своим участникам фобии исключительно в целях контроля и что на самом деле с этими людьми не случается ничего плохого, когда они расстаются с группой. Можно считать, что прогресс налицо, если культист соглашается с тем, что другие группы поливают грязью своих бывших участников и активистов по борьбе с культами, чтобы лишить нынешних адептов информации, необходимой для проверки реальности.
Не отчаивайтесь, если не сумеете в достаточной степени охватить эти пункты в одной беседе. Будьте осторожны, не навязывайте информацию, если член культа уклоняется или оказывает сопротивление. Это не означает, что вы потерпели неудачу. Это только означает, что нужно углублять взаимопонимание и доверие.
191 ШАГ ТРЕТИЙ: ОБСУЖДЕНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ГРУППЫ, В КОТОРУЮ ВХОДИТ БЛИЗКИЙ ВАМ ЧЕЛОВЕК
К началу этого этапа он уже должен понимать, что такое фобия, как ее вылечить и как другие группы используют фобии, чтобы контролировать своих участников. Существенно важно, чтобы первые два шага воздействия на фобии быть выполнены должным образом и вы могли приступить к непосредственному обсуждению интересующей вас группы, не провоцируя фобических реакций и не утрачивая взаимопонимания и доверия.
Цель этого заключительного шага состоит в том, чтобы заставить человека установить родство своей группы с теми, которые вы уже обсудили. Вам нужно, чтобы близкий человек понял, что его группа точно так же манипулирует своими приверженцами, запугивая их рассказами о тех ужасах, которые им якобы придется пережить в случае ухода из группы. Ваша цель заключается не в том, чтобы доказывать свою правоту, нападая на культиста, а скорее в том, чтобы побудить его согласиться пройти курс лечения от фобий. Вам нужно помочь близкому человеку мысленно представить себя счастливым человеком, могущим реализовать свои потенциальные возможности без помощи группы.
192 ПОПРОСИТЕ КУЛЬТИСТА ПРОВЕСТИ СРАВНЕНИЕ
Если вы достигли достаточного уровня взаимопонимания и доверия, необходимо суметь в качестве фундамента использовать обсуждение других групп, начатое на втором этапе вашего общения. Можно начать с вопроса, не задумывался ли он когда-либо, что деятельность его окружения сродни только что обсуждавшимся действиям других групп. Если он спрашивает: "Что ты имеешь в виду? ", можно сказать: "Мне просто интересно, что приходит тебе на ум, когда ты задумываешься об уходе из своей церкви или организации? ". Разумеется, вам придется выдержать долгую паузу, чтобы он мог подумать над этим вопросом.
Как правило, культист будет действовать наверняка, прямо спрашивая: "Что ты хочешь этим сказать? ". Это даст благоприятную возможность продвинуться еще на шаг и спросить: "Мне интересно, можно ли, уйдя из вашей группы, обрести счастье и удовлетворение? ". Допустимо также спросить: "Веришь ли ты в то, что кто-то мог покинуть твою организацию и все же остаться с Богом, быть счастливым и удовлетворенным? ". И вновь вам нужно терпеливо ждать ответа.
193 ПОБУЖДАЙТЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПОДЛИННОГО "Я"
Один из самых сильных вопросов, какой можно задать человеку, таков: "Если бы эта группа никогда не существовала, а ты был бы счастлив и реализовал себя в жизни, то, как ты думаешь, что бы ты делал? ". Большинство кулътистов сначала безучастно смотрят на собеседника и спрашивают: "Что вы имеете в виду? Я счастлив сейчас! ". Если вы получаете такой ответ, можно повторить вопрос, на сей раз подчеркивая гипотетическое если: "Но мне просто любопытно узнать: если бы этой группы никогда не существовало, например, если бы вовсе не было организации Муна или группы Бхагвана Шри Раджниша (Ошо), а ты был бы счастлив в обыденной жизни, что бы ты сейчас делал? ". Если человек признается, что был бы наркоманом или попытался бы совершить самоубийство, это значит, что вы, по всей видимости, обнаружили в его сознании актуальную фобию. Если человек отказывается отвечать или проявляет нерешительность, отступите на шаг. Задайте более общий вопрос: "Веришь ли ты, что человек, не имеющий отношения к твоей группе, может быть счастливым и довольным жизнью? Если да, то можешь ли ты предположить, что ему следует предпринять для достижения такого состояния? ".
Вам надо заставить близкого человека высказать то, что для него важно, например: "Я был бы женат, и у меня был бы ребенок", или: "Я был бы преподавателем, танцором, поэтом, музыкантом", или "Я плавал бы на яхте вокруг света", или: "Я бы боролся с бедностью". На данном этапе наша цель состоит в том, чтобы подключить подлинное "я" человека и заставить его мысленно представить себе удовлетворение высказанных потребностей. В идеале, как только в его сознании возникнет этот диссоциированный образ, напоминающий картинку на экране, можно подтолкнуть его проникнуть в ассоциированную картину и описать, какие ощущения это вызывает. Например, он может вообразить, что действительно стоит перед классом и ведет урок, испытывая удовлетворение от этого переживания. Если человеку трудно вызывать мысленные образы, можно сначала помочь ему соприкоснуться с положительными чувствами, а затем создавать картину. Помните это - многоступенчатый процесс, так что его не обязательно завершать в рамках одной конкретной беседы.
194 ОБСУЖДЕНИЕ БЫВШИХ АДЕПТОВ ДАННОГО КУЛЬТА
Другая цель третьего шага состоит в том, чтобы побудить человека встретиться с бывшими членами своей группы. С этой целью можно его спросить: "Знаешь ли ты кого-нибудь, кто покинул группу и теперь ведет нормальную жизнь? " Это очень важный вопрос. Как правило, культист отвечает, что ему известны только плачевные последствия ухода: одна совершила самоубийство, другой больше не верит в Бога и совсем опустился, и т. д. В ряде случаев он поспешит с самого начала обезопаситься, заявив, что не знает никого, кто был бы счастлив и удовлетворен жизнью после ухода из культа. Тогда ваш следующий вопрос должен звучать так: "Веришь ли ты, что возможно в принципе покинуть группу и быть счастливым и удовлетворенным? "
Альтернативная стратегия состоит во временном возвращении к Уровню второго шага. Когда вы говорите о других культах типа группы Дэвида Кореша, Джонстауна или Врат Небес, скажите: "Дополни мои слова. Похоже, что ты даешь те же ответы, что и люди, о которых мы только что говорили". Можно поинтересоваться: "Откуда твое убеждение в том, что таких людей нет и быть не может? Готов ли ты согласиться с возможностью существования такого человека? ". Вам нужно заставить культиста по-настоящему задуматься об этом и мысленно представить себе того, кто преуспевает после ухода из группы. Затем можно спросить: "Если бы такой человек существовал, хотел бы ты по крайней мере встретиться с ним и лично все оценить? ".
На третьем этапе суть вашей стратегии состоит в том, что вы работаете на многих уровнях. Вы имеете дело не только с культовой, но и с подлинной личностью человека. Можно надеяться, что, разобравшись с тем, что такое фобии, как они внедряются в сознание и как от них можно вылечиться, человек соединит отдельные фрагменты и увидит картину крупным планом. По опыту скажу, что подобное воздействие наиболее эффективно, если я не жду, что член культа вдруг воскликнет: "Ага! Выходит, у меня фобия и, значит, я нахожусь во власти контроля сознания! ". Вместо этого я стараюсь вовлечь людей в открытую беседу, позволяющую им делать собственные выводы. Если вы действительно стремитесь понять, чем группа, куда входит близкий вам человек, отличается от других групп, вы добьетесь наибольшего прогресса. В конечном счете, вам нужно помочь культисту выстроить в сознании воображаемую модель своей счастливой, состоявшейся жизни после ухода из группы.


195 Глава 11
196 СОДЕЙСТВИЕ СВОБОДЕ СОЗНАНИЯ


Подход стратегического взаимодействия помогает культисту "вырасти" как в эмоциональном, так и познавательном смысле, возвращает ему свободу мыслей и поступков. Успешное проведение трехшагового воздействия на фобии поможет вашему близкому человеку преодолеть страхи, привитые в культовой группе. В этой главе мы обсудим, как обеспечить дальнейшее укрепление интеллектуальной и духовной независимости и, в конечном счете, свободы сознания, как закрепить успех на поприще самостоятельного критического осмысления реальности.
Напомню, что подход стратегического взаимодействия состоит из ряда мини-взаимодействий: телефонные разговоры, письма, визиты, - каждое из которых призвано помочь близкому человеку обратить внимание на те точки зрения, которые выходят за пределы ограничений, налагаемых культами. В каждом акте стратегического взаимодействия следует нацеливаться на то, чтобы постепенно провести близкого человека через пробуждающие его сознание ситуации, опираясь на навыки эффективного общения и взаимодействия с двойной личностью, о которой шла речь в предыдущих главах. - Задавая гипотетические вопросы типа "Что, если", вы поможете близкому человеку увидеть альтернативные точки зрения и размышлять более трезво и критически.
- Рассказывая про негативный опыт, полученный различными людьми в других культах, вы посеете семена сомнения, которые могут принести плоды в виде тревоги за свою собственную судьбу. - Поощряя адепта размышлять над тем, как он оказался в культе, вы поможете ему проверить реальность и в конце концов осознать, насколько практика культа не соответствует положениям его доктрины.
197 УМЕСТНЫЕ ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ МОЖНО ЗАДАТЬ БЛИЗКОМУ ЧЕЛОВЕКУ
Не жалейте времени на терпеливое ожидание ответа. Выдерживайте долгие паузы и мягко повторяйте вопрос, если ответ уклоняется от темы. Просите приводить конкретные примеры, заставляя человека пробиваться к собственной памяти.
ѕ Что позитивного в группе и в том, чтобы состоять в ней? Что негативного?
ѕ Кто твои самые близкие друзья в группе? Расскажи мне о них.
ѕ Какую работу ты выполняешь? Какое влияние ты имеешь в свете выполняемой тобой работы и как ты его реализуешь?
ѕ Чему ты научился?
ѕ Были ли у тебя какие-нибудь интересные переживания? Расскажи мне о них.
ѕ Ты путешествуешь? Куда ты направляешься?
ѕ Какой у тебя режим?
ѕ Когда ты встаешь?
ѕ Когда ты обычно ложишься спать?
ѕ Где ты спишь? В кровати или на полу? Есть ли у тебя возможность побыть в уединении?
ѕ Когда тебе лучше всего звонить по телефону?
ѕ Есть ли у тебя вопросы или серьезные сомнения, касающиеся группы? Можешь ли ты поделиться ими с группой? Если да, то какова реакция на твои вопросы? Если у тебя есть сомнения, удобно ли тебе поделиться ими со мной?
ѕ Каковы были твои жизненные цели до присоединения к группе?
ѕ Изменились ли они? Если да, то как они изменились? Как ты думаешь, могут ли они вновь измениться?
ѕ Какое независимое исследование ты проводил в отношении группы? Готов ли ты узнать больше?
ѕ Что ты действительно знаешь о биографии лидера, его общественном и моральном облике, связях и окружении?
ѕ Какими источниками информации помимо группы ты располагаешь?
Если вы получаете неопределенные, уклончивые ответы ("не знаю", "не помню"), работайте в направлении взаимопонимания и доверия. Если близкий человек действительно неспособен предоставить требуемую информацию о культе, то, вероятно, он еще находится на периферии организации или просто боится спрашивать. Если задавать вопросы без неуместного скепсиса и демонстрировать подлинную заинтересованность, это побудит культиста искать ответы. Делая самостоятельные наблюдения, он быстро обнаружит обман. Если же он знает, что ему лгали, можно спросить: "Как ты можешь доверять всему остальному, что тебе говорили?
1   ...   28   29   30   31   32   33   34   35   ...   41


написать администратору сайта