Главная страница

философия. Документ Microsoft Word. От греч phileo люблю, sophia


Скачать 19.84 Kb.
НазваниеОт греч phileo люблю, sophia
Анкорфилософия
Дата05.06.2022
Размер19.84 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДокумент Microsoft Word.docx
ТипДокументы
#570442

  1. ФИЛОСОФИЯ

(от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость, philosophia — любовь к мудрости) — особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях.
Ф. является теоретическим ядром мирововоззрения. Она стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и места человека в нем.
В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения, опирающихся на веру и фантастические представления о мире, Ф. базируется на научно-теоретических методах постижения действительности, используя особые логические и гносеологические критерии для обоснования своих положений.
Необходимость филос. познания мира коренится в динамике социальной жизни и диктуется реальными потребностями в поиске новых мировоззренческих ориентиров, регулирующих человеческую деятельность.
В развитии общества всегда возникают эпохи, когда ранее сложившиеся ориентиры, выраженные системой универсалий культуры (представлениями о природе, обществе, человеке, добре и зле, жизни и смерти, свободе и необходимости и т.д.), перестают обеспечивать воспроизводство и сцепление необходимых обществу видов деятельности (см. КУЛЬТУРА ). В такие эпохи традиционные жизненные смыслы уже не позволяют найти ответ на новые исторические вызовы. Традиция перестает обеспечивать отбор и трансляцию социального опыта, становится неясным, что сохранить и что отбросить из опыта предыдущих поколений («распалась связь времен»). Тогда возникают мировоззренческие вопросы, ответы на которые люди пытаются найти, чтобы обрести понимание себя и мира: «что такое справедливость?», «в чем ценность человеческого труда?», «как человек должен относиться к природе?», «что такое добродетельная и недобродетельная жизнь?» и т.п.
Социальное предназначение Ф. состоит в том, чтобы способствовать решению этих проблем. Она стремится отыскать новые мировоззренческие ориентиры путем рационального осмысления универсалий культуры, их критического анализа и формирования на этом пути новых мировоззренческих идей.
В этом процессе универсалии культуры из неосознаваемых оснований культуры и социальной жизни превращаются в предельно обобщенные категориальные формы, на которые направлено сознание. Познающий разум становится в особую позицию по отношению к основаниям культуры — ее мировоззренческим универсалиям, сделав их предметом исследования. А поскольку разум в любые эпохи развивается в соответствии с доминирующими смыслами универсалий культуры, это означает, что он анализирует и оценивает свои собственные основания. В данном процессе универсалии культуры выражаются посредством филос. категорий, которые выступают их теоретическими схематизациями.
Рациональная экспликация в Ф. смыслов универсалий культуры начинается со своеобразного улавливания общности в качественно различных областях человеческой культуры, с понимания их единства и целостности. Поэтому первичными формами бытия филос. категорий выступают не столько понятия, сколько смыслообразы, метафоры и аналогии.
В истоках формирования Ф. эта особенность прослеживается весьма отчетливо. Даже в относительно развитых филос. системах античности многие фундаментальные категории несут на себе печать символического и метафорического образного отражения мира («огнелогос» Гераклита, «нус» Анаксагора и т.д.). В еще большей степени это характерно для др.-инд. и др.-кит. Ф. Здесь в категориях, как правило, вообще не отделяется понятийная конструкция от образной основы. Идея выражается не столько в понятийной, сколько в художественно-образной форме, и образ выступает как главный способ постижения истины бытия.

2. Мировоззрение человека — сложный механизм, который состоит из представлений об окружающем мире и системы моральных ценностей конкретной личности. Эта структура психики объединяет мнения, поступки и этические нормы, которые допустимы для конкретного человека.

Другими словами, мировоззрение — система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы, принципы деятельности, ценностные ориентации.

Синонимы термина «мировоззрение» — миропонимание, мировосприятие, мироощущение, менталитет, образ мыслей.

Основные черты мировоззрения — это системность (статичность) и процессуальность (постоянное нахождение в динамике).

Наука — это особый вид познавательной деятельности человека, направленный на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, человеке, обществе и самом познании, на основе которых происходит преобразование человеком действительности. Знания создаются и используются в любой сфере человеческой деятельности, но только в сфере науки производство новых знаний выступает не только средством, но и основной целью и основным продуктом труда. При этом, как сами научные знания, так и процесс их получения, обладают рядом специфичных признаков, которые, взятые в совокупности, не характерны для знаний, получаемых в иных сферах деятельности.

Под наукой также понимают исторически развивающуюся совокупность систематизированных определённым образом результатов интеллектуальной деятельности и общественный институт, в рамках которого она осуществляется. В институциональном контексте понятие «наука» применяется для указания на отдельные области научных знаний и конституирующие их научные дисциплины. Современная наука представляет собой чрезвычайно разветвлённую совокупность отдельных научных отраслей.

Наука как особый вид интеллектуального производства обладает свойственными ему производительными силами, производственными отношениями, регулируемыми соответствующими нормами и стандартами, а также предметом и продуктом труда, и включает в себя множество элементов: собственно производителей научного знания (учёных); исторически определённые формы разделения и кооперации научного труда; понятийный и категориальный аппарат научных дисциплин; процедуры вычленения поля проблем, методов и теорий, которые могут быть определены как научные; методы научного исследования, верификации и систематизации полученных знаний; научные учреждения; техническое обеспечение научного производства; систему научной информации и коммуникаций.




Особенности обыденно-практического уровня мировоззрения

Особенности теоретического уровня мировоззрения.

1

Эмоционально психологическое восприятие первичного образа мира

Познавательно интеллектуальная сторона подключение рациональных качеств

2

Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений

Миропонимание объяснения мира с помощью законов и методов

3







4







5








написать администратору сайта