ответы на экзамен по философии. Вопрос 1 Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение и философия
Скачать 343.5 Kb.
|
Вопрос 1 Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение и философия Мировоззрение- система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире. Основной вопрос мировоззрения- вопрос об отношении человека к окружающему миру. Основные виды: 1)мифологическая (ранняя, первобытное общество, зависящее от окружающего мира). 2)религиозная (земные принимают форму неземных) 3)обыденная. 4)философская. Различают 2 уровня мировоззрения: 1)образно-эмоциональное (мироощущение, мировосприятие, миропредставление). 2)рациональное (миропонимание, мироразмышление). В структуру мировоззрения входят: 1)познавательный компонент (основывается на обобщенных знаниях и представляет конкретные или универсальные или универсальные карты мира). 2)ценностно-нормативный, включает в себя ценности идеала, убеждения, веры, нормы. Ценность - св-во какого-либо предмета или явления удовлетворять потребность, желания человека. К человеческим ценностям относятся: представления о смысле жизни, добре, зле. Высший уровень ценности образует идеал. Социальные нормы - результат повторяющейся оценки человека своих отношений с другими людьми. Нормы- требования поступать определенным образом. 3)Эмоционально - волевой. Благодаря ему знания, ценностные знания человека превращаются в убеждения, личные взгляды человека. 4) практически-волевой. Реальная готовность людей действовать определенным образом в конкретных обстоятельствах. Соотношение философии и мировоззрения. 1)Философия- форма мировоззрения, однако не всякое мировоззрения является философией. Философия представляет собой ядро мировоззрения. По своему объему мировоззрение шире, чем философия. 2)философия связана с рациональным уровнем мировоззрения, т.е. его высшим уровнем и предполагает использование понятий. Мировоззрение философское выступает как миропонимание. 3)в истории философия самый поздний вид мировоззрения, возникает после мифа и религии. Вопрос2 Предмет, структура, функции философии. Специфика философского знания Философия выходит от Пифагора. Данный термин происходит от греческих слов phileo- любовь, Sophia- мудрость. 1)По своему содержанию философия дает систему знаний о мире в целом. В отличие от других наук, которые изучают отдельные сферы реальности, философия стремится к тому, чтобы охватить всю реальность в ее единстве. Дать целостное понимание мира. 2)Философия рассматривает вопросы предельного характера: в чем смысл жизни человека, какова сущность мира, в чем его первоистоки. Универсализм- характерный признак философского знания. 3)По своему методу философия представляет собой рациональный способ объяснения действительности, она не довольствуется чувствами, эмоциями, а стремится к логическому, аргументированному обоснованию своих положений, построению в систему, основанную не на вере, а на разуме. 4)По своей цели философия представляет знание свободное от утилитарных интересов. 5)Значение философии заключается, прежде всего, в том, что она ищет и обосновывает нравственный идеал, связывает с описанием жизни человека и общественного развития. Марксиская философия в качестве основного вопроса философии рассматривается вопрос об отношении мышления к бытию, духовного к материальному. Основной вопрос философии имеет две стороны: 1)онтологическую 2)гносеологическую 1-ая связана с постановкой проблемы, что первично: материя или сознание? 2-ая отвечает на вопрос: познаваем ли окружающий мир? При решении 1-ой стороны основного вопроса философии в зависимости от того, что принималось за первичное: материя или сознание, выделились 2 противоположных направления: материализм или идеализм. Сторонники материализма считали, что первична материя. Сознание- это свойство высокоорганизованной материи, оно определяется материей и не является самостоятельной субстанцией. Сторонники идеализма первичным считали сознание (идея, дух),различают 2 направления идеализма: 1)объективный (Платон, Гегель) 2)субъективный (Беркли, Юм) С точки зрения 1) вне и независимо от человеческого сознания существует духовное начало; внешний мир является проявлением мирового духа, абсолютной идеи, который существует вне и независимо от человеческого сознания. Противоположно 1), сторонники 2) считали, что первичным является сознание человека. Все существует только в сознании познающего субъекта. Вне сознания ни материи ни идеи не существует. Вне материи лишь философия. Дуализм (Декарт)- существует два самостоятельных начала. При рассмотрении 2-ой стороны основного вопроса, большинство философов признают познаваемость мира. Однако, в философии существует направление агностицизм, сторонники которого отрицают возможность познания мира. (Кант, Юм) Философии имеет определенную структуру. С точки зрения классического представления внутри философии выделяются следующие разделы или части: 1)онтология (философское учение о бытии, о существовании). 2)гносеология (философская теория познания). 3)философская антропология (наиболее общие и существенные проблемы человека). 4)социальная (изучение наиболее общей характеристики общественной жизни). 5)философия истории (рассматривает наиболее общие вопросы, связанные со смыслом и целью общественной жизни, с ее движущими причинами). 6) этика (учение о нравственности, ведущая тема- размышление о добре и зле). 7)эстетика (учение о красоте, о прекрасном, главный предмет размышления- прекрасное и безобразное). 8)история философии (рассматривает историю развития философии). Философия выполняет функции: 1)мировоззренческая (философия формирует представление об устройстве мира и месте в нем человека). 2)методологическая. Метод- средство исследования. Конкретные науки используют частные методы и цели (эксперимент). В отличие от них философия представляет собой универсальный метод. Основные философские методы: а)диалектика- учение о всеобщей связи и развитии. б)метафизика – отрицает диалектику. 3)прогностическая функция. В рамках философии формируются гипотезы об общих тенденциях развития мира и человека, материи и сознания. 4)критическая. Философы исходят из принципа: подвергать все сомнению. 5)аксиалогическая. Философия содержит в себе момент оценки исследованного объекта с точки зрения различных ценностей. 6)социальная. Философия не только объясняет мир, но и способствует его изменению как материальному, так и духовному. 7)гуманитарная. Она способствует формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивных целей, смысла жизни. Вопрос 3 Философия в системе культуры. Философия и наука. Философия и религия Философия - особая форма культуры. Культура дифференцирована, разделена на основные формы: 1)наука. 2)искусство. 3)религия. 4)право…По отношению к культуре философия выполняет объединительную функцию, она стремится обобщать достижения культуры в целом. Философия возникла и развивалась в тесном родстве с наукой. Философия имеет с наукой следующие общие черты: 1)она представляет теоретический тип знаний, которые не просто описывает, а объясняет действительность; она опирается на логические выводы, доказательства и выражается в абстрактных понятиях, категориях. 2)Отношение к истине как к высшей ценности. Во всех других науках знания требуются, прежде всего, ради какой-то цели. Только в философии и науке целью деятельности является истин сама по себе. Философию от науки отличает следующее: 1)наука исследует реальный мир. В отличие от нее философия исследует человеческий взгляд на мир, человеческое понимание мира; 2)научное знание отражает то, что существует. Философия нацелена на то, что должно быть; 3)научное знание основывается на фактах. Философские идеи представляют собой положение, которое нельзя опровергнуть открытыми фактами; 4)в философии на одни и те же вопросы существуют различные точки зрения. Плюрализм мнений- необходимое условие для развития философии. Вопрос 4 Проблема происхождения древнегреческой мифологии. Миф и логос. Философия в античной Греции началась формироваться в 7 – 6 веках до н. э., когда прежние мифологические представления оказались неспособны удовлетворять новый мировоззренческие запросы. В этот период происходят существенные сдвиги в экономике. Начинают использоваться железные орудия труда. Бурно развиваются торговля, судоходство, быстро растет богатство. Происходит разложение родового общества и ограничение власти родовой знати, формируются сословия ремесленников и торговцев. В этот период интенсивно развивается греческая колонизация. Греческие колонии становятся не только центрами ремесла, торговли, но и центрами культуры, образования. Происходит расширение связи с другими народами.Среди греческих колоний особое место занимает Милет и Эфес на побережье малой Азии, которые становятся центрами развития греческой философии. Важной предпосылкой развития философии в древней Греции стала свобода мыслящего человека. Основной предпосылкой этой свободы стала выработка греками формы политического правления – демократии. Население Греции проживало в государствах – полюсах, которые жили в постоянном соперничестве. Это сформировало особый характер греков, который обозначался термином «агональность» (соревнование). Греки, как на уровне городов, так и индивидуально состязались буквально во всем: военная область, экономика, политика, культура. Активная политическая и культурная жизнь, демократия, публичное принятие решений, частые открытые споры и дискуссии, все это формировало характер греческой философии. Для нее характерно разных точек зрения. Ведение диалога – это способствует формированию доказательного типа мышления, формированию логики. Философии предшествовала мифология (мировоззрения). Миф – специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе объединились зачатки знаний, верований, нравственной, эстетической, эмоциональной оценки ситуации. Зарождение философии, на смену мифическим образам приходит – «логос»- разум. Философия зарождается как попытка решить первые мировоззренческие проблемы, средствами разума, опираясь на логические законы. Вопрос 5 Специфические черты древнеиндийской и древнекитайской философии Философия древней Индии возникает в сер. 1 тысячелетия до н.э. Характерные черты: 1)самобытность (автохронность). 2)традиционность (обращение к прошлому). 3)религиозность. 4)спириатулистическая направленность, устремленность к внутреннему самоуглублению и духовному восхождению. 5)соединение рационализма и мистицизма. 6)единство божества в определении высшей цели, множественность картин мира. 7)сочетание мироутверждения и мироотрицания. 8)принятие почти всеми школами учения о трансмирации- переселении душ. 9)отношение к философии как к образу жизни. 10высокий общественный статус философии, влиятельность философских идей в культуре. Древний памятник индийской философии «Веды»- сборник гимнов, священных песен и молитв. Постепенно «Веды» обогащались рациональным содержанием. философская их часть получила название «Упанишад». Важнейшим в «Упанишад» являлось учение о брахмане и атмане. Брахман- объективная реальность, высшее творческое начало, зародки всего сущего. Атман- индивидуальное, субъективное начало. В «Упанишад» утверждается единство брахмана и Атмана, объекта и субъекта, мира и человека. «Упанишад»- карма, определяет судьбу человека. В зависимости от суммы человеческих дел можно изменить свое будущее. Закон кармы: не подчинен лишь тот, чьи дела и помыслы направлены на высшую реальность, кто не связан с эгоистическими устремлениями и делами. В философии древней Индии различают 2 группы школ: 1)школы, признающие себя наследниками традиций «Вед». Они считаются ортодоксальными и называются астика (утверждающие), (строго придерживаются того или иного учения). К ним относятся: санхья, йога, ньяя, вайшешика, веданта, миманса. 2)неортодоксальная школа- настика (отрицающие), отрицающие традиции «Вед», не признающие себя их прямыми наследниками. К ним относятся: буддизм, джайнизм, локаята. Важнейшую роль среди этих школ играет буддизм.Буддизм - философскорелигиозное учение, созданное принцем Гуатама. Он заключается в 3 ключевых идеях: 1)ненасилие. 2)благоговение перед любой формой жизни. 3)избавление от страстей- причин страданий. Гуатама сформулировал «4 благородные истины буддизма», составляющие единый путь Будды. 1)все проникнуто страданием, которое правит миром. 2)причиной страданий являются страсти и желания человека. 3)уйти от страданий можно только погрузившись в нирвану (угашение желаний, отсутствие желаний). 4)путь, ведущий к нирване- восьмеричный путь спасения. Путь Будды- целостносный образ жизни, основанный на единстве знаний, добродетели и поведении. Он завершает нравственное очищение человека в свете истины. Очищение заключается в охране всего живого, непричинении зла, уважении к чужой собственности, правдивости, воздержанности в еде и питье, отрицании светских развлечений и удовольствий, жизни в добровольной бедности, освобождении от всего, что приносит боль. Таким образом достигается состояние нирваны, как полной невозмутимости, свободы от внешнего мира и мысли о нем. Материалистическую тенденцию в развитии древне индийской философии представляет такая школа как «Лакоята» или «Чарвака». Согласно учению о бытии, разработанному в этой школе, все предметы вселенной состоят из 4 элементов: земля, вода, огонь, воздух. Эти элементы считаются неизменными и существуют вечно. В зависимости от пропорций, в которых сочетаются эти элементы, образуются разнообразные предметы внешнего мира. В теории познания единственным источником наших знаний «Лакоята» признает ощущение. «Лакоята» отрицает внечувственных и сверхчувственных объектов: Бог, душа, рай, ад. Школы древнекитайской философии. Возникает в середине 1 тысячелетия до н.э. Ее характерная черта, как и индийской философии, это автохтонность, самобытность, традиционно высокий статус философии в обществе, отношение к философии как к образу жизни. Политическая направленность. Однако в Китае, в отличие от Индии, особая значимость придается государственности, социальной активности человека. В связи с этим китайская философия сосредоточена на социальной, политической и этической проблематиках. Это преимущественно практическая философия. Она отчуждается от чистой теории и методологии. К числу главных философских школ древнего Китая относятся: даосизм, конфуцианство. Основателем даосизма является Лао-Цзы. Центральным понятием в этом учении является понятие Дао (буквально путь, дорога). Дао - невидимый естественный всеобщий закон природы, человечества и общества. Поведение и мышление отдельного индивида. Главный принцип даосизма - принцип недеяния. Он предписывает человеку отказаться от всякой деятельности, активно не вмешиваться в жизнь. Всякое напряжение ведет к дисгармонии, нарушает пропорции между человеком и миром. Жизнь должна развиваться естественно, сама собой. Следуя Дао, мудрый правитель ничего не предпринимает, чтобы управлять страной, тогда народ процветает, а в обществе само собой воцаряется порядок и гармония. Можно отметить, что одним из ведущих идейных учений в Китае является Конфуцианство (Конфуций). С самого рождения Конфуцианство отличалось осознанно социально-этической направленностью, стремлением к слиянию с государственным аппаратом. Характерно: идеализация древности, преданность императору, верность делу, культ предков, выполнение норм почтительности со стороны детей по отношению к родителям. Конфуцианство истолковывает и государственную и божественную власть в семейно-родственных категориях. «Государство - одна семья». «Государь – сын неба и одновременно отец и мать народа». Конфуцианству присущ идеал благородного человека, его отличают скромность, бескорыстие, сдержанность. Однако, общие потребности, забота о их реализации остается уделом правителя. Народ не знает и не может решать. Вопрос 6 Космологические идеи ранних греческих философов(милетская школа, Гераклит, пифагорейцы) Первая греческая философская школа – милетская школа. Ее представители из города Милета(Фалес, Анаксимен, Анаксимандр). Проблема – из чего все происходит, во что возвращается. Милетские философы стремились понять сущность природы, мира в целом. Для них главным был вопрос о первоначале мира. Они ищут субстанции, из которых все произошло. Фалес – вода (влага) первоначало всего сущего. Анаксимен – воздух. Анаксимандр – апейрон (вечное и бесконечное неопределенное, находящееся в постоянном движении первоначало). Таким образом, в философии милетской школы имеет место совмещение философского и естественнонаучного подхода в объяснении первоначала мира. С одной стороны они искали субстанцию, а с другой – отождествляли ее с конкретной природной стихией, с явлением природы. Дальнейшее развитие философия получила в учении Гераклита, родина- Эфес. По Гераклиту первоначало – огонь (наиболее подвижен, способен к изменению). Из огня произошел мир в целом, отдельные вещи из души. Мир – упорядоченный космос. Он вечен и бесконечен. «Этот космос один и тот же для всего существующего. Его не создал ни Бог, ни человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающийся, мерами потухающий»(периодичность). Все вещи возникают из огня согласно необходимости, которую Гераклит называет логосом. Логос- разум, закон. Мировой процесс цикличен, по истечении определенного времени («великий год») все вещи вновь обращаются в огонь. Космология Гераклита основана на стихийной диалектике. Согласно ей все находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с законом взаимодействия противоположных сил. «все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного». «в одну и ту же реку нельзя войти дважды, так как входящего во второй раз омывают новые воды» (Гераклит). Гераклит исследовал вопрос о переходе одной противоположности в другую. Холодное теплеет, теплое холодеет. В процессе обмена противоположное становится тождественным. При этом переход происходит через борьбу. На основе борьбы возникает гармония мира. Гераклит – один из основоположников диалектики. Она стала его способом выявления противоречий не только в споре, но и в самом окружающем мире. Философия пифагорейской школы. Основоположник – Пифагор. Первооснова – числа и отношения между ними, которые выступают субстанцией мира. Совершенство космоса основано на определенных числовых соотношениях. Они лежат в основе движения небесных тел, музыкальной гармонии, пропорций человеческого тела. Каждое число имело свой сокровенный мистический смысл. «3» и «10» - особые положения. Однако они абсолютизировали числа и их законы. |