ответы на экзамен по философии. Вопрос 1 Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение и философия
Скачать 343.5 Kb.
|
Вопрос 38 Пространство и время как философские категории Важнейшими атрибутами материи, формами ее существования являются пространство и время. Время-это форма бытия материи, выражающая длительное существование и последовательность смены систем. Пространство-это форма бытия материи, которая выражает протяженность и структурность, существование и взаимодействие различных систем. Большинство представлений о пространстве и времени сводится к двум основным концепциям: субстанциальной и реляционной. Согласно субстанциальной концепции в научной модели мира, начиная от Гегеля и Ньютона, пространство и время рассматриваются как особого рода сущности, которые существуют сами по себе и не зависят от других материальных объектов, процессов и событий, происходящих в мире. Время при этом рассматривается как абсолютная видимость, а пространство как абсолютная протяженность. Реляционная концепция начинает утверждаться с созданием специальной теории относительности Эйнштейна. В соответствии с ней пространство и время начинают трактоваться как взаимосвязанные. Кроме того, они относительны и зависят от системы отсчета. К атрибутивным свойствам пространства относятся:
К атрибутивным свойствам времени относятся:
Вопрос 39 Природа как предмет философского осмысления Роль природы в жизни общества определяется тем, что она выступает как естественная основа ее существования и развития. Природа(в широком смысле)-это все существующее, весь мир в многообразии его форм. В этом смысле понятие природы оказывается весьма близким к понятию материи. В более узком смысле природа-это совокупность естественных условий существования человеческого общества. Основа человеческого отношения к природе образует деятельность человека. С изменением характера деятельности изменяется и отношение человека к природе. В первобытном обществе человек был «слит, почти полностью растворен в природе». Он одухотворял природу. В сознании человека не было основания для противопоставления человека и природы. Такие формы деятельности человека, как охота, собирательство оказывали незначительное воздействие на природу. В феодальном обществе, где утвердилось христианство, природе как земному, приходящему резко противопоставляется вечное, абсолютное, духовное начало, которым является Бог. Бог стоит над природой, в противоположность античности; основной идеей здесь является не слияние с природой, а возвышение над ней. Возрождение снова обращается к античным идеалам понимания природы как воплощения гармонии и совершенства. Философы Возрождения выступили против средневекового, резкого противопоставления Бога и природы. Они сближали их и часто доходили до пантеизма, т.е. до отождествления Бога и природы(Бруно). В Новое время природа впервые становится объектом активного освоения, направленного на ее покорение и установление господства над ней. С середины 20 в. наступает новый этап во взаимоотношениях человека с природой. Деятельность человека к этому времени достигает планетарных масштабов, она становится соизмеримой с масштабами процессов в самой природе. Такой способ эксплуатации приближается к критическому и угрожает человеческому существованию. В новых условиях начинает складываться новый тип ценностного отношения в природе. Он исходит из оценки природы как уникального и универсального вместилища человека и всей его культуры. Такая оценка предполагает постоянное соизмерение нужд общества и возможностей природы. Новой ценностной переориентации соответствует переход от идеи абсолютного господства над природой к идеи отношений общества и природы как отношений партнеров, соизмеримых по своему потенциалу. Первым теоретическим выражением этой позиции стала созданная Вернадским концепция ноосферы как области господства человеческого разума. Вопрос 52 Диалектика и ее альтернативы Диалектика(«искусство вести беседу, спор»)-это учение о наиболее общих законах развития природы, общества, мышления и основанный на этом учении универсальный закон познания и преобразования действительности. В истории философии сложились три основные формы диалектики: античная, немецкой классической философии, материалистическая. Античная диалектика была наивной, стихийной. Она опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения. Ее представители: Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель, Зенон. У Гераклита основой мира выступает огонь, как символ изменения и развития мира(«все течет, все изменяется»). Впервые термин «диалектика» применил Сократ. По его философии, диалектика означает метод обсуждения проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений. Нем. классич. фил. разработана Кантом, Фихте, Шеллингом. Особенно значительный вклад в ее разработку внес Гегель. Он сформулировал основные диалектические законы и впервые представил мир как процесс всеобщего поступательного движения, источником которого являются противоречия. Основы материалистической формы диалектики были заложены Марксом и Энгельсом. Согласно Энгельсу, диалектика-это наука о всеобщих законах движения и развития природы, общества и мышления. Материалистическая диалектика включает в себя объективную(о) и субъективную(с) диалектику(д). О. д. –это диалектика материального мира, т.е. д. вещей. С. д. -это отражение о. д. в мышлении человека. С. д. вторична, а о. д. первична. Структура диалектики включает категории, принципы, законы. Основные принципы диалектики: принцип всеобщей связи и принцип развития. Альтернативой диалектики, ее противоположностью выступает, прежде всего, метафизика. Противоположность проявляется в двух концепциях развития: 1)метафизическая; 2)диалектическая. 1)концепция рассматривает развитие как простое количественное уменьшение или увеличение. Она исключает качественные скачки и отрицает борьбу противоположностей как источник развития. 2)концепция исходит из того, что развитие-это движение от старого качественного состояния к новому, более высокому. В диалектической концепции источником развития является борьба противоположностей, поэтому движение выступает как самодвижение, саморазвитие. |