Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 14 Номинализм и реализм: спор о природе универсальных понятий

  • Вопрос 15 Характерные черты философии возрождения(гуманизм, скептицизм, рождение науки Нового времени)

  • Вопрос 16 Проблема метода познания в философии Нового времени(Бэкон, Декарт)

  • Вопрос 17 Материалистические и естественнонаучные взгляды Локка, Гоббса, Ньютона

  • ответы на экзамен по философии. Вопрос 1 Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение и философия


    Скачать 343.5 Kb.
    НазваниеВопрос 1 Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение и философия
    Анкорответы на экзамен по философии.doc
    Дата02.05.2017
    Размер343.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы на экзамен по философии.doc
    ТипДокументы
    #6248
    страница3 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Вопрос 13

    Особенности средневековой схоластики. Философские идеи Фомы Аквинского
    Термин схоластика – означает учебную философию, которая преподавалась в учебных школах и университетах. Однако схоластика связана не только со связыв. в 18-19 веках системы образования. Это был и новый этап в развитии духовной культуры Европы. пришедший на смену патристики.

    Одним из крупнейших его представителей являлся Фома Аквинский. Он считается создателем католич. теологии и систематизатором схоластики. Важнейшие проблемы которыми он занимался – это проблемы соотношения веры и знания. религии и философии. Разработанная им система стала официальной доктриной римской католической церкви.

    Основными трудами Фомы Аквинского являются:

    1. сумма – философия,

    2. Сумма – теология,

    3. Сумма – противоязычников.

    В отличии от Августина Блаженного. который придерживался философии Платона. Фома Аквинский обращается к Аристотелю.

    Фома утверждал, что человека надо изучать в единстве души и тела, т.е. всего целиком. Человек – это личность ведомая Богом к блаженству. Бог создал и природу. Природа – это не злое, а доброе начало, с ней человеку следует жить в единстве. Фома стремится показать. что вера и разум не только отличаются друг от друга, но вместе с тем образуют единство, гармонично согласуются между собой, двигаясь к истине., разум может вступить в противоречие с догматами веры. Т.к. в божественном откровении – утверждает Фома, не м.б. ничего ошибочного. то из обнаруженного противоречия следует, что ошибается разум. но не вера.

    В учении о бытии Фома утверждает. что всякое бытие м.б. лишь бытием отдельных единочных вещей. Каждая вещь представляет собой почитание материи и формы. Согласно Аквинскому материя не м. существовать отдельно от формы. однако форма, может сущ. отдельно от материи. Следовательно. ничто материальное не может сущ. не зависимо от высшей формы или Бога. Только для телесных вещей природного мира необходимо соединение формы с материей. В учении Фомы получил разработку вопрос о соотношении сущности и существ. Сущность и существ. – согласно Фоме. реально совпадают только в Боге. Напротив. во всех созданных Богом вещах сущность отличается от существования. При этом Фома ставит существование выше сущности.

    Вопрос о душе.

    Рассматривая проблему человеческой души, Фома исходит из Аристотелевского понимания пассивной материи и активной формы. Душа – это формирующий принцип. Душа человека бестелесна, она есть чистая форма без материи, духовная, независимая от материи субстанции. Это обуславливает ее неуничтожимость и бессмертие.

    Виды души.

    Фома Аквинский различает вегетативную душу, присущую растениям и сенситивную, присущую животным. У человека к этому всему прибавляется интеллектуальная способность. разум. Поэтому человек имеет разумную душу. разуму Фома отдает предпочтение по сравнению с волей. Интеллект возвышается над волей.

    Томистское учение о душе и познании – является рационалистическим. Фома воссоздает (ссылаясь на Аристотеля) пассивный характер познания: в познании он усматривает образное восприятие действительности. Если образ совпадает с действительностью, то познание правильное. Рассматривая вопрос об источниках человеческого познания Аквинский считает. что источником является непричастность к божественным идеям, не воспоминания о них, а опыт. чувственное восприятие. Весь материал познания приходит из опыта из чувств. Однако чувственный опыт представляет лишь единичную вещь. Объектом разума является сущность, которая заключена в отдельных вещах. Познание сущности возможно с помощью абстракции.

    Этика Аквинского воспроизводит 4е традиционные греческие добродетели:

    • мудрость

    • отвага

    • умеренность

    • справедливость

    К ним он добавляет еще три христианские:

    • вера

    • надежда

    • любовь

    Согласно Аквинскому, государство существует за тем. чтобы заботиться об общем благе. Однако, он решительно выступал против соц. равенства. Сословные различия, он считал, будут существовать вечно. Подданные должны подчиняться господам, покорность их основная добродетель. Лучшая форма государства – монархия.

    Аквинский провозглашает необходимость безусловного подчинения светской власти, власти духовной. Всеобъемлющая власть должна принадлежать церкви.

    Вопрос 14

    Номинализм и реализм: спор о природе универсальных понятий
    Проблема номинализма и реализма является одной из центральных в средневековой философии. Первоначально, вопрос об универсалиях(общих понятиях) возник в связи с рассмотрением вопроса о троичной сущности Бога, однако этот спор вышел за рамки данного вопроса и влился в рассмотрение диалектики единичного и общего. Реалисты говорили о конкретном реальном существовании общих понятий – универсалий(человек вообще), как о некоторых духовных сущностях, или прообразах единичных вещей. Они утверждали, что универсалии существуют реально до вещей и порождают эти вещи. Одним из представителей реализма является Ансельм Кентерберийский. Есть 2 разновидности реализма: умеренный и крайний. Крайние реалисты придерживались платоновского учения об идеях. Общее – идеи, которые существуют до единичных вещей. Сторонники умеренного реализма исходили из учения Аристотеля. Согласно ему – общее реально существует в самих вещах, но не вне их.

    Компромиссную позицию при решении вопроса об универсалиях занимали представители концептуализма, например Пьер Абеляр. Согласно концептуализму универсалии не обладают самостоятельным реальным существованием. Реально существуют только отдельные вещи, а общие понятия существуют только в уме человека.

    Таким образом спор о природе универсалий между реалистами и номиналистами фактически стал спором между представителями идеалистов и материалистов в вопросе о диалектике общего и единичного.

    Вопрос 15

    Характерные черты философии возрождения(гуманизм, скептицизм, рождение науки Нового времени)
    Под эпохой Возрождения принято принимать период перехода от средневековья к новому времени. Этот период связан с кризисом феодализма и утверждением новых буржуазных отношений. Он продолжался с 14 по 18 век. Термин «возрождение» означает переход к новым ценностным ориентациям. С одной стороны, это противопоставление мрачному средневековью. А с другой, возвращение ценностей античной культуры с ее культом разума и гармонии. Представителями эпохи являются: Лоренцо Вала, Николай Кузанский, Николо Макиавелли, Николай Коперник, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Характерной чертой философии этой эпохи является антропоцентризм. В центре нового мировоззрения не космос античности(космоцентризм), не Бог средневековья (теоцентризм), а человек. Для передового человека того времени характерны следующие чернты: 1)жизнеутверждаемость. 2)свободомыслие. 3)сознание собственной силы и таланта. 4)целеустремленность. 5)огромная энергия. С антропоцентризмом возрождения связан культ красоты. Живопись изображает прекрасное человеческое лицо и тело. Философия этой эпохи носит ярко выраженный гуманистический характер. Гуманизм в общем смысле этого слова означает стремление к человечности, к созданию условий, достойных человеческой жизни. Гуманизм выразился в представлениях о человеке, как о наделенном активностью, творческой самостоятельностью, единством духовного и телесного. Гуманистическую этику отличают: защита достоинства человека, освобождение его разума от сковывающих пут религиозного средневековья. Для этого человека характерен индивидуализм, призыв к наибольшей полноте жизненных ощущений. Эти ощущения, согласно Вала, ограничиваются лишь соображениями пользы и чувством самосохранения. У Макиавелли моральные принципы подчинены поставленной цели.

    Новой философии присущи: 1)оптимизм. 2)вера в безграничные возможности человека. Главный способ раскрытия творческих способностей человека гуманисты видят в творческой деятельности. По их представлениям жизнь – соперничество творческих индивидуальностей, каждая из них стремится к максимальному самоутверждению.

    В эпоху возрождения философия обращается к природе. На место теизма приходит пантеизм. В пантеизме Бог утрачивает надприродный характер, он какбы сливается с природой, а природа в результате обожествляется. Природа начинает рассматриваться как божественное, одушевленное, наделенное всеми необходимыми силами первоначала вещей.

    В эту эпоху формируется современный образ науки, противоположность схоластическому учению о природе, учения эпохи возрождения выдвигают на первый план опыт, исследования природы. Новые тенденции в науке получили отражения в творчестве да Винчи, Коперника, Кеплера, Галилея. Опираясь на астрономические исследования, Коперник выдвинул принципиально новую картину бытия. Земля не является центром Вселенной. По отношению к земле, таким центром является солнце. Геоцентризм заменяется гелиоцентризмом. Космос бесконечен, процессы, происходящие в космосе, лишены священного смысла. Джордано Бруно развил и углубил учение Коперника. По нему, солнце – центр только по отношению к земле, но не центр Вселенной. Она не имеет центра, она бесконечна. Вселенная состоит из скопления звезд. Звезды – это небесные тела, подобные солнцу, они имеют свои планетные системы, число миров во Вселенной бесконечно. Галилей на практике подтвердил правильность идей Коперника и Бруно. С помощью телескопа он исследовал небесные тела. Он доказал, что они движутся не только по определенным траекториям, но и одновременно вокруг своей собственной оси. Он обнаружил пятна на солнце и разнообразный ландшафт на луне. Он открыл спутники планет, доказал множественность миров во Вселенной.

    В эволюции философской мысли эпохи можно выделить 3 периода: 1)Гуманистический(середина 14 - середина 15). Он противопоставляет средневековому теоцетризму интерес к земному предназначению человека. Социально-этническая проблематика выступила здесь на 1 план. Представители: Вала, Эразм Роттердамский. 2)Неоплатонисеский(сер 15 – нач 16). На этом этапе преобладает антологическая проблематика. Разыскиваются новые пути синтеза платонизма и аристотелизма. Представители: Николай Кузанский, Пико дела Мираидола. 3)Натурфилософский(сер16 – нач 17). В области онтологии этот период характеризуется полным отождествлением Бога и природы; в области антропологии – взглядом на человека, как на исключительно природное существо. Представители: Макиавелли, Бруно, Мишель Монтеня.

    Вопрос 16

    Проблема метода познания в философии Нового времени(Бэкон, Декарт)
    В Западной Европе 17 века интенсивно развивается капитализм; человеческий разум, наука начинают рассматриваться как элементы созидания и преобразования мира. Родоначальником нового подхода к науке становится Френсис Бэкон. Главный труд – «Новый Органон». Он подверг критике прежний схоластический метод исследования за его догматизм, умозрительность, некритическое следование авторитету, отсутствие систематического эмпирического наблюдения, эксперимента, преобладание дедукции. Бэкон в качестве высшей задачи познания провозглашает завоевание природы, усовершенствование человеческой жизни. Согласно ему, «знание - сила», при этом побеждать природу способны лишь те науки, которые сами повинуются природе, руководствуются познанием ее законов. Хотя Бэкон считается основоположником эмпирического метода познания, тем не менее он не был сторонником крайнего эмпиризма. Это находит подтверждение в приведенном им ограничении опыта на «плодоносные и светоносные». Цель плодоносных опытов – принесение непосредственной пользы человеку; светоносные же направлены на познание явлений и свойств веществ. Бэкон не абсолютизировал роль практической пользы. Он подчеркивает роль светоносных опытов для более глубокого познания предмета. Бэкон подверг критике дедуктивный метод исследования, при котором имеет место движение мысли от общего к частному. Согласно Бэкону, этот метод нельзя считать единственно достоверным, в противовес – метод индукции, при котором происходит переход от частных фактов к более общим положениям. Внедрение индуктивного метода предполагает преодоление заблуждений, которые он называет идолами. Он различает 4 вида идолов: 1)Идолы рода. 2)Идолы пещеры. 3)Идолы рынка(площади). 4)Идолы театра. 1) - заблуждения, которые присущи всему человеческому роду. Причина их – несовершенство органов чувств человека, ограниченность его разума. 2) – искаженные представления о действительности, которые присущи только некоторым группам людей из-за субъективных предпочтений, симпатий и антипатий. 3) – ложные представления людей, которые связаны с неправильным употреблением слов. 4) – искаженное представление людей, обусловленное заимствованиями из разных философских систем.

    Изучая теорию науки, Бэкон отмечает, что в ней имеется 2 пути, метода исследования: догматический, эмпирический. Ученые, следующие догматическому методу, начинают свою работу с общих умозрительных положений и стремятся вывести из них все частные случаи. Догматик похож на паука, который сам из себя ткет свою паутину. Ученый, который следует эмпирическому методу, стремится к максимальному накоплению фактов. Он похож на муравья, который тащит все, что попадается у него на пути. Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, которая доставляет опыт. Человек, следующий такому методу похож на пчелу, которая собирает соки из цветов и перерабатывает их.

    Состояние и усовершенствование науки рассматривается Бэконом в его главном труде «Великое восстановление наук». Первую его часть составляет трактат «О достоинстве и преумножении наук». Он содержит энциклопедический обзор и классификацию всего человеческого знания. Все знание он делит на 3 области, соответствующим 3 духовным способностям человека: памяти, фантазии и рассудку. Памяти соответствует история, фантазии – поэзия, рассудку – философия, которая отождествлялась им с наукой вообще. Вторую часть составляет трактат «Новый органон». О благах научно-технического развития Бэкон говорит в повести «Новая Атлантида». Тут описывается утопическое государство. Главный институт этого государства – ученый орден «Дом Соломона» - это научно-технический центр страны. Он, вместе с тем, руководит всей хозяйственной жизнью. В работе имеется замечательное предвидение: 1)идея дифференцированной организации научной работы. Бэкон выделяет различные категории научных работников, каждый из которых решает определенный круг задач. 2)Указание на возможность таких технических достижений, как передача света на дальние расстояния, мощные искусственные магниты, летательные аппараты, подводные лодки, создание искусственного климата и моделей, имитирующих поведение людей и животных. Таким образом Бэкон выразил устремление к новой науке. От него берет начало материалистическая традиция философии нового времени и то направление исследований, которое в наши дни получило название философия науки. Утопический «Дом Соломона» стал своеобразным прообразом европейских научных обществ и академий.

    Рене Декарт философ и ученый математик, основоположник рационализма. Заслуга как философа: 1)обосновал ведущую роль разума в познании. 2)выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах. 3)разработал теорию дуализма. 4)выдвинул теорию научного метода познания и врожденных идеях. Согласно ему, в основах бытия и познания лежит разум, то есть в познании главную роль играет не ощущение, а разум. Таким образом Декарт был сторонником рационализма как учения утверждающего первенство разума в познании. Независимость разума от чувственных восприятий. Он сформулировал афоризм «Я мыслю, следовательно я существую». Основополагающее понятие, которое он использует для характеристики сущности бытия – это субстанция. Это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только Бог. Бог создал мир, который также состоит из субстанции. Все сотворенные субстанции он делит на 2 рода: материальные(вещи), духовные(идеи). Коренные свойства(атрибуты) материальных субстанций – протяжение, а духовных – мышление; остальные свойства производны от этих атрибутов. Их он называет модусами. Исходя из того, что человек совмещает в себе 2 субстанции, следует идея дуализма(двойственности человека). В качестве научного метода Декарт предлагает дедукцию. В работе «Рассуждение о методе» он выдвигает следующие требования, которые предъявляются методу: 1)Допускать в качестве истинных только такие положение, которые представляются ему ясно и отчетлива, и не могут вызывать никаких сомнений. 2)Расчленять самую сложную проблему или задачу на составляющие ее частное проблемы или задачи. 3)Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному. 4)Не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

    Вопрос 17

    Материалистические и естественнонаучные взгляды Локка, Гоббса, Ньютона
    Джон Локк является продолжателем эмпиризма Бэкона. Он сформулировал основные положения сенсуалистической теории познания. Основной труд – «Опыт о человеческом разуме». В нем исследуется происхождение, достоверность человеческого познания. Локк стремится доказать несостоятельность теории врожденных идей Декарта. Согласно Локку человеческая душа представляет своего рода чистый лист бумаги, на ней опыт пишет свои сведения о мире. Опыт является исходным основанием теории познания Локка. Ощущение – это источник нашего знания о мире. Рассматривая опыт, он разделяет его на внешний и внутренний. Внешний вид связан с познанием внешнего мира, он служит основой чувственного познания; в отличие от него внутренний опыт связан с деятельностью души. Он служит основой рефлексивного познания. Т.о. согласно Локку «на опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, оно происходит». Локк различает простые и сложные идеи ощущений и рефлексии. Сложные идеи образуются из простых с помощью их объединения, сравнения и сопоставления. Исходя из различения внешнего и внутреннего опыта, Локк развивает учение о «первичных» и «вторичных» качествах. Первичные – это неотъемлемые ни при каких условиях свойства вещей: протяженность, форма, плотность, движение или покой… В отличие от них, вторичные качества возникают только при определенных обстоятельствах. Они могут исчезать вместе с этими обстоятельствами. Не смотря на то, что они кажутся нам принадлежащими самим вещам, на самом деле не находятся в них. К вторичным Локк относит идеи цвета, вкуса, звука... В самих вещах имеется только способность производить в нас эти ощущения. Идеи, приобретенные з опыта, являются по нему лишь материалом для знания. Они еще не представляют само знание. Для того, чтобы стать знанием, идеи должны быть переработаны деятельностью рассудка, в результате этого простые становятся сложными. По степени очевидности Локк разделяет 3 вида знания: 1)исходное(чувственное, непосредственное). Оно дает нам знание единичных вещей. 2)демонстративное(осуществляемое через умозаключение). Используется сравнение и отношение понятий. 3)Интуитивное(высший вид знания). Оно связано с непосредственной оценкой разумом соответствие или несоответствие идей друг к другу. Локк выдвинул понятие семиотики, как учения о знаковых системах и обосновал их роль в процессе познания.

    Томас Гоббс выступил в качестве систематизатора материализма Бэкона. Основные его работы: «Философские элементы учения о гражданине», «Левиафан». Гоббс развил учение механистического материализма. Согласно Гоббсу мир – это совокупность тел, подчиненных законам механического движения. По нему человек и животное представляют собой сложные механизмы. Их содержание определяется полностью воздействием из вне. Исходя из данного подхода, Гоббс делает следующие выводы: 1)Отрицает существование душ как особых субстанций. 2)Он считает, что единственными субстанциями являются тела. 3)Вера в Бога является продуктом человеческого воображения. В своем учении о познании он утверждает, что познание осуществляется посредством идей. Поэтому Гоббс подверг критике теорию врожденных идей Декарта. Согласно Декарту врожденные идеи присущи человеческому мышлению изначально и не зависят от опыта. По нему, все идеи выводятся из ощущений. Он развивает учение о переработке идей такими способами деятельности ума, как сравнение, сочетание и разделение идей. В учении о государстве и праве, Гоббс поддерживал теорию общественного договора. Согласно ему, заключение такого договора ознаменовало переход от естественного к гражданскому состоянию общества и положило конец войне «всех против всех». Наиболее совершенной формой государственной власти он считал абсолютную монархию.

    Исаак Ньютон оказал значительное влияние на развитие философии. Он считается создателем классической механики. С выходом работ Ньютона классическая наука обрела независимое существование и стала оказывать существенное влияние на общество. Главное произведение – «Математические начала натуральной философии». В ней он сформулировал 3 закона движения(закон инерции, закон пропорциональности силы и ускорения, закон равенства действия и противодействия). Из этих законов он выводит большое количество следствий, составляющих основу классической механики. Ввел понятие абсолютного пространства и времени. Он сформулировал закон всемирного тяготения. На основе это закона сформировались в завершенном виде представления о солнечной системе. Более того, этот закон стал основой единой физической картины мира. Он стал основой для объяснения разнообразных процессов, происходящих во Вселенной. Он разработал начало интегрального исчисления.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта