Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 19 Философские идеи Беркли и Юма

  • Вопрос 20 Философия французского просвещения 18 века(Вальтер, Руссо, Гельвеций, Дидро)

  • Вопрос 21 Критическая философия Канта

  • Вопрос 22 Идеи категорического императива и нравственная философия Канта

  • Вопрос 23 Философская концепция Гегеля

  • ответы на экзамен по философии. Вопрос 1 Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение и философия


    Скачать 343.5 Kb.
    НазваниеВопрос 1 Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение и философия
    Анкорответы на экзамен по философии.doc
    Дата02.05.2017
    Размер343.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы на экзамен по философии.doc
    ТипДокументы
    #6248
    страница4 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Вопрос 18

    Учение о субстанции в философии Спинозы и Лейбница
    Субстанция представляет собой фундаментальную категорию научного познания. Это первооснова, то, что не зависит от другого и порождает другое. Это первопричина сущего. 1)Первоначально субстанция как вещество, из которого образуются вещи. 2)В дальнейшем субстанцию начинают рассматривать как особое обозначение Бога. 3)Декарт создает диалектический вариант субстанции. Он различает материальную и духовную. 4)Преодоление дуализма Декарта осуществил Спиноза. Он считал, что существует лишь одна субстанция – природа. Она является причиной самой себя и не нуждается для своего существования ни в чем другом. По мнению Спинозы, природа, с одной стороны, есть «природа творящая», а с другой – «природа сотворенная». Как «природа творящая» она есть субстанция или Бог; Отождествляя природу и Бога, Спиноза становится на позиции пантеизма. При этом он отрицает существование внеприродного или сверхприродного вещества. Спиноза растворяет Бога в природе. Природа у него вечна и бесконечна, она является и причиной, и следствием, и сущностью и существованием. «Природу сотворенную» Спиноза отождествляет с единичными вещами. В конечных единичных вещах сущность и существование не совпадают друг с другом; однако вечные и бесконечные субстанции из сущности ее с необходимостью следует ее существование. Бытие субстанции в одно и то же время необходимо и свободно, т.к. не существует никакой причины, побуждающей субстанцию к действию, кроме ее собственной сущности. Под субстанцией как бытия необусловленного, Спиноза отличает мир отдельных, конечных вещей или модусов. Если субстанции едины, то модусов существует бесконечное множество. Если бы человеческий ум был бы бесконечен. Он мог бы постичь бесконечную субстанцию во всех ее видах. Однако наш человеческий рассудок конечен, он может поэтому постичь сущность субстанции, как бесконечную только в 2 аспектах: протяжение и мышление. Протяжение и мышление Спиноза считает атрибутами субстанции. Учение Спинозы об атрибутах имеет материалистический смысл, оно направлено против дуализма Декарта. По Декарту протяжение и мышление образуют 2 субстанции. Спиноза, однако, не считал движение атрибутом субстанции.

    Лейбниц, подобно Спинозе, развивает учение о субстанции. Его не ни удовлетворил дуализм Декарта в отношении субстанции, ни учение Спинозы о единственной субстанции; поэтому он разрабатывает учение о множестве субстанций, получивших название монад: 1)По Лейбницу, монады – это неделимые духовные субстанции, своего рода духовные атомы мироздания. 2)Монады вечны, они не уничтожимы и существуют вне зависимости от конкретных физических тел. 3)Число монад бесконечно, каждая из них обладает восприятием и стремлением, это обеспечивает подвижный, активный, деятельный характер субстанции. 4)Монады не имеют физических и геометрических характеристик. Поэтому они не протяженны в геометрическом смысле слова. Они возникают из непрерывных излучений божества. 5)Монады индивидуальны, они отличаются друг от друга подобно разным индивидам. 6)Монады динамичны, они находятся в беспрерывном изменении, однако они не изменяются под воздействием внешних обстоятельств. 7)Как субстанции, монады не зависят друг от друга. Между ними нет физического взаимодействия. Как отмечает Лейбниц: «Они не имеют окон, через которые что-либо могло бы в них входить или из них выходить». 8)Однако, будучи зависимыми, монады не изолированы безусловно. В каждой из них выражается весь мировой строй, вся совокупность монад. Поэтому Лейбниц называет монады живым зеркалом Вселенной. 9)Монады образуют единый, развивающийся и движущийся мир. Этот мир регулируется предустановленной гармонией, зависящей от высшей монады(Бога)

    Вопрос 19

    Философские идеи Беркли и Юма
    Джордж Беркли – английский философ, епископ. Беркли выступил с критикой материалистических идей Локка, что источником ощущений является внешний мир, существующий независимо от сознания. Учение Беркли – субъективный идеализм. Он утверждает, что существование, как таковое и существование восприятия тождественны. По его словам, «существовать, значит быть воспринимаемым». Из этого следует, что непосредственными объектами познания выступают не внешние предметы, а ощущения и представления. Следовательно в процессе познания мы не способны воспринимать ничего, кроме наших собственных идей. Нельзя не согласиться с Беркли, что объектом нашего знания являются, в первую очередь, ощущения и восприятия, как определенные состояния нашего сознания. В отличие от Беркли, однако, материалисты считают, что ощущения дают нам знания внешнего мира. Внешний мир порождает ощущения в результате воздействия на наши органы чувств. Итак Беркли приходит к 2 объективно-идеалистическим выводам: 1)Мы не знаем ничего, кроме наших ощущений. 2)Совокупность ощущений или собрание идей есть то, сто объективно называют вещами. В результате, Беркли становится на позиции солипсизма. Это учение, которое признает единственной реальностью только существование собственного Я. Существование объективного мира ставится в зависимость от его восприятия в индивидуальном сознании.

    Дэвид Юм – английский философ, историк, психолог, экономист. В философии он выступил как агностик и скептик. Он считал, что человек не в силах выйти за пределы собственных ощущений. Вопрос о том существует объективный мир или нет, по его мнению, не разрешим. На него Юм отвечал: «Не знаю». Он отрицал объективный характер причинности в видах порождения людей, т.е. образование памяти чувственными впечатлениями. По Юму, источником нашей практической уверенности служит вера, а не теоретическое знание. Эта уверенность исходит из привычки видеть данное явление повторяющимся. Например, мы уверены в том, что день сменяет ночь. Юм в этике или учении о морали, развивает теорию утилитаризма. Утилитаризм усматривает в полезности критерий наших нравственных поступков.

    Вопрос 20

    Философия французского просвещения 18 века(Вальтер, Руссо, Гельвеций, Дидро)
    Просвещение – это особый тип мировоззрения и философии, характеризующий культурную жизнь Европы и Америки в 18 веке. Просвещение отличается антифеодальной направленностью, стремлением создать программу социальных преобразований и сформировать новый идеал человека. Философия просвещения получила развитие, прежде всего, во Франции в 18 веке. Ее характеризуют: 1)Твердая вера, человеческий разум. 2)Необходимость освобождения разума от предрассудков и догм путем пересмотра интеллектуальных ценностей. 3)Освобождение от религиозных суеверий. 4)Вера в изменение негуманного характера отношений между людьми и избавление от политической тирании. Просвещение выражало интересы молодой прогрессивной буржуазии, целиком посветившей себя прогрессу. Центром выработки нового мировоззрения стала энциклопедия, издававшаяся Дидро. Вокруг него объединились передовые мыслители. Они стремились осуществить намеченный Бэконом план «Великого восстановления наук», связывающий социальный прогресс с прогрессом научным. Согласно просветителям, требование политического равноправия признавалось вытекающим из природного равенства людей. Выдающимися просветителями являются: Монтескье, Гельвеций, Дидро, Вальтер, Руссо. Гольбах, Кондильяк. Просветители добились больших успехов в деле распространения новых идей в кругах интеллектуалов и среди передовой буржуазии. К числу наиболее известных просветителей Европы относится Вальтер. Он вошел в историю как блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков. Защитник свободы личности от посягательств церкви. Вальтер выступал против провиденциализма, т.е. предопределенности всех событий Бога. Однако он был сторонником деизма. Деизм признает существование Бога, как безличной первопричины мира. Однако, в дальнейшем мир развивается по своим собственным законам, без вмешательство Бога в его дела. Вальтер выступал с критикой дуализма. Он отвергал представление одуше как субстанции особого рода. Он рассматривал сознание, как свойство материи, присущее только живым телам. В то же время он считал, что способностью мыслить материю наделил Бог. Вальтер выступал с резкой критикой феодальных порядков. Он выступал, борясь против крепостничества, за равенство всех граждан по отношению к существующим законам. Он требовал введения налогов, пропорциональных имуществу. Он выступал за свободу слова. В то же время он считал неизбежным деление общества на богатых и бедных. Вальтеру принадлежит первое сочинение, «Философия истории». Основу его, согласно Вальтеру, составляет идея прогрессивного развития общества независимо от воли божества. Вальтер положил начало историческому методу в науке. В своей работе он использует термин «дух времени». За этим неопределенным понятием скрывается то, что в дальнейшем получило название исторической закономерности.

    К числу выдающихся представителей просвещения относится Жан Жак Руссо. Первая его работа называлась «Рассуждение о том, способствовало ли возрождение науки и искусств очищению нравов». В этой работе был дан отрицательный ответ на вопрос, поставленный Дижонской Академией наук. Другая важная мысль, которую Руссо развивает в своих работах, связана с понятием отчуждения. Согласно ему отчуждение человека от человека связана с господством частной собственности. Собственность, с одной стороны, развращает общество, оно порождает насилие, неравенство, ведет к порабощению человека человеком. С другой стороны, она может гарантировать человеку независимость и свободу, внести в жизнь человека покой и уверенность в своих силах. Выход из этого противоречия Руссо видит в уравнивании собственности. В работе «Об общественном договоре» Руссо развивает идею, согласно которой люди договорились между собой о том, чтобы учредить государство для обеспечения общественной безопасности и охраны свободы своих граждан. Однако государство со временем превратилось в орган подавления и угнетения людей. До государственного состояния люди жили, согласно Руссо, в естественном состоянии. В отличие от других просветителей, Руссо идеализирует естественное состояние; именно тогда в отношениях между людьми господствовала дружба и гармония.

    К числу французских просветителей относится Клод Гельвеций. В его главном произведении «Об уме» - нападки на феодально-религиозную идеологию и католическую церковь. Основу философии Гельвеция составляет материалистический сенсуализм. Основа сенсуализма Гельвеция состоит в том, что он соединяет понятие ощущение с понятием интереса. Он различает общие и частные интересы. Задача состоит в том, чтобы соединить их, следует заставить человеческие страсти служить общим интересам. Здесь мы видим попытку соединить сенсуализм с общественной практикой. Гельвеций понимал природу, как совокупность материальных тел, которые образовались в результате соединения и разъединения мельчайших частиц – атомов. Согласно ему человек представляет собой живое существо, источниками его чувств, желаний и потребностей являются ощущения. С позиции сенсуализма он сводил воображение, память, мышление к ощущениям. Источником ошибок он считал невежественное суждение. Все эти идеи были высказаны Гельвецием в книге «Об уме». Гельвеций разработал концепцию утилитаризма. Он определил человека, как природное существо, стремящееся к удовлетворению материального интереса и получению физических удовольствий. Из этого он делает вывод о себялюбии, как основном инстинкте человека. С этих позиций он объяснял все чувства человека, его поведение, отношения между людьми, и устройство общества. Любовь к ближнему – это результат любви к самому себе. В основе дружбы лежит корыстный интерес, надежда получить помощь и совет от друга. Если бы человек не руководствовался корыстными побуждениями, он проводил бы жизнь в тени и спокойствии. Гельвеций – один из создателей теории социальной среды. Он считал, что человек – продукт обстоятельств и воспитания. Какова социальная среда, таков и человек. Это теория объясняла неравенство людей неравенством социальных условий, продуктом которых они являлись.

    Вопрос 21

    Критическая философия Канта
    Кант является основоположником немецкой классической философии. Его творчество включает 2 периода: 1)докритический(до 1770). 2)критический. В 1) период Кант обосновывает идею саморазвития природы, при этом он выступает как стихийный материалист и диалектик(гипотеза происхождения Солнечной системы из газовой туманности). 2) период в творчестве Канта начинается в 70-е годы. В противоположность предшествующей философии, которую Кант считал догматической, свою философию он рассматривает как критическую. В этот период он подготовил и опубликовал: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Кант предложил переместить центр внимания с того, что познается, на то, как познается, с помощью чего (познавательные способности человека). Сущность теории познания Канта: по Канту, существует мир вещей, который не зависит от человеческого сознания; воздействуя на органы чувств, он вызывает в них ощущения. Вещи, как они существуют в сознании человека, Кант называет явлениями. По Канту нашему знанию доступны только явления или феномены; вещи сами по себе, ноумены, не познаваемы, поэтому для человека они становятся «вещами в себе». Кант выделяет 3 формы познания: 1)Чувствительность. 2)Рассудок. 3)Разум. Познание с помощью органов чувств имеет такие формы существования как пространство и время. Формы пространство и время у Канта это не формы бытия вещей, существующие независимо от нашего сознания, как считают материалисты; напротив, у Канта – это субъективные, изначально присущие формы чувственности человека. Вторая форма – рассудок. Это мышление, оперирующее понятиями, категориями и способное составлять суждения. Кант разрабатывает систему категорий рассудка. При этом он объединяет их в 4 группы: 1)Количество(единство, множество, совокупность). 2)Качество(реальность, отрицание, ограничение). 3)Отношение(субстанция, причинность, взаимность). 4)Модальности(возможность, действительность, необходимость). Рассудок мыслит предметы и явления как подчиненные 3 законам: 1)Сохранение субстанции. 2)Причинности. 3)Взаимодействия субстанции. По Канту эти законы необходимы и всеобщи, однако они принадлежат только рассудку человека. Как видим, философия Канта – это своеобразная форма субъективного идеализма. У Канта само сознание создает общие и необходимые законы. Эти законы вносят в мир явлений необходимость, причинность, они дают возможность упорядочить эти явления. 3) форма познавательной способности – разум. Согласно Канту, предметом разума выступает Бог, свобода и душа. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. В отличие от них разуму доступен умопостигаемый мир. Этот мир находится за пределом опыта. Разум выступает как высшая способность человека. Он ставит перед рассудком определенные цели, руководит его деятельностью. При попытке дать знание о Боге, душе и свободе, разум впадает в противоречия, их Кант называет антиномиями. Антиномия – это суждения, которые взаимоисключают друг друга. Кант выделяет 4 антиномии:

    Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве

    Мир безграничен во времени и пространстве

    Все в мире состоит из простых вещей

    Нет ничего простого, все сложно

    В мире существует свобода

    Нет никакой свободы(законы природы)

    Бог есть необходимость, безусловная сущность мира

    Бога нет

    Данные антиномии свидетельствуют о невозможности для философии стать наукой. Предмет ее познания находится за пределами опыта. Их можно исследовать только на основе нравственности с помощью практического разума.

    Вопрос 22

    Идеи категорического императива и нравственная философия Канта
    Человеческий разум способен не только к познанию, но и к моральному действию. Эту способность Кант исследует в «Критике практического разума». Человек, согласно Канту, поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом. Как явление природы, человек подчиняется необходимости; как нравственное существо, человек свободен. По Канту, в основе человеческой свободы лежит способность человека самому определять свои поступки, делать собственный выбор. При этом свобода не сводится к произволу в удовлетворении свободных прихотей и желаний. По канту, нравственное чувство должно быть ограничено долгом; нравственное поведение не может иметь внешних мотивов. Такое поведение не может быть обусловлено ни выгодой, ни расчетом, ни стремлением к счастью или наслаждению. Единственным внутренним мотивом такого поведения Кант признает только долг. Такая этика получила название этики ригоризма. Кант формулирует идею категорического императива. Это моральные законы, которые необходимы и всеобщи. Одна из формулировок императива Канта гласит: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого как к цели и никогда бы не относился к нему только как к средству». Т.о. по Канту человеческая личность является самоценной. Она ни в коем случае не должна рассматриваться как средство для выполнения тех или иных задач. С позиции категорического императива мерило отношений между людьми выступает значимость личности, а не ее полезность.

    Вопрос 23

    Философская концепция Гегеля
    Высшим достижением немецкой классической философии является философия Гегеля. Его философия представляет всеобъемлющую систему, она охватывает все области человеческого знания. Главные труды Гегеля: «Наука логики», «Феноменология духа», «Философия права», «Энциклопедия философских наук», «Философия истории»... Гегель исходит их тождества мышления и бытия, т.е. реальный мир понимается им как проявление идеи духа. По словам Гегеля «все действительное разумно, все разумное действительно». Тождество мышления и бытия Гегель рассматривает как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеи самой себя. В основе всех явлений природы и общества лежит духовное начало, которое Гегель именует абсолютной идеей, мировым духом и мировым разумом. Абсолютная идея изменяется в таких последовательно сменяющих друг друга формах, как мышление, природа, дух. В соответствии с этими формами бытия абсолютной идеи, Гегель в своей диалектической системе выделяет 3 части: 1)Логика. 2)Философия природы. 3)Философия духа. Логика в системе Гегеля занимает центральное место. В нее входит учение о бытии, о сущности и о понятии. Второй этап в развитии абсолютной идеи представляет природа. Главными формами природного бытия абсолютной идеи выступают механика, физика и органика. Философия духа выступает как завершающая часть. В ней рассматривается абсолютная идея на завершающем этапе ее развития. Абсолютная идея покидает природу и возвращается к самой себе в качестве абсолютного духа. При этом она развивается как самосознание человечества на всем протяжении человеческой истории. Философия духа включает 3 раздела: 1)Субъективный дух. 2)Объективный дух. 3)Абсолютный дух. Гегель в учении о 1) рассматривает становление индивидуального сознания. Учение о 2) изображает социально-политическую жизнь общества. 3) представляет собой высшую форму развития абсолютной идеи. Он представляет собой совокупную духовную деятельность человечества на протяжении всемирной истории. В своем развитии он проходит 3 ступени: 1)Искусство. 2)Религия. 3)Философия. Т.о. философия Гегеля является объективно-идеалистической. Абсолютная идея Гегеля существует до природы и общества и порождает их. Система Гегеля строится на основе триады: 1)Тезис. 2)Антитезис. 3)Синтез. Такая схема дает возможность показать поступательный характер развития мира. С достижением стадии абсолютного духа, развитие абсолютной идеи прекращается. В философии Гегеля абсолютная идея полностью познает себя, а прусская монархия оказывается у Гегеля высшим этапом исторического развития.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта