Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос8 Философия элейской школы(Проблема бытия по Пармениду, апории Зенона)

  • Вопрос 9 Философские идеи Сократа (сущность человека, Этические принципы, «сократический метод»)

  • Вопрос 10 Философия Платона (теория идей, учение о душе, идеальное государство)

  • Вопрос 11 Философия Аристотеля (критика теории идей Платона, учение о форме, проблемы государства и права)

  • Вопрос12 Августин Блаженный и истоки христианского миросозерцания

  • ответы на экзамен по философии. Вопрос 1 Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение и философия


    Скачать 343.5 Kb.
    НазваниеВопрос 1 Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение и философия
    Анкорответы на экзамен по философии.doc
    Дата02.05.2017
    Размер343.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы на экзамен по философии.doc
    ТипДокументы
    #6248
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Вопрос 7

    Атомистическая концепция Демокрита и Эпикура
    Выдающиеся атомистами – Левкипп, Демокрит. Исходная мысль: в мире нет ничего кроме атомов и пустоты. Вещество в принципе нельзя делить до бесконечности. Существуют мельчайшие, далее не делимые фрагменты вещества, которые и получили название атом. Атомы неизменны и однородны. Они не возникают и не уничтожаются. Они вечны. Отличаются друг от друга формами, размерами, местом положения. Численно атомы бесконечны, сцепляясь друг с другом, они образуют тела и вещи, с которыми мы имеем дело в повседневной жизни. Окружающие нас вещи познаются с помощью органов чувств, тогда как атомы постигаются разумом. Демокрит распространил свои атомистические воззрения на учения о жизни и душе. жизнь и смерть сводятся к соединению и разложению атомов организма. При этом основой жизни считаются мелкие круглые гладкие атомы. Душа состоит из огненных атомов, она представляет собой их временное соединение, тем самым Демокрит отвергает бессмертие души.

    Эпикур – последователь учения Демокрита. Он вносит в теорию Демокрита свой вклад. У Демокрита движение атомов в пустоте – механическая внешняя необходимость. Эпикур считает, что движение обусловлено внутренним свойством атома – его тяжестью. Таким образом, вес атома на ряду с расположением, формой и размерами, становится важным внутренним определением. Одно из главных различий: учение о самопроизвольном отклонении атомов. В процессе движения атомы способны самопроизвольно отклоняться на небольшой угол по отношению к прямолинейному первоначальному пути движения и переходить на криволинейную траекторию. Таким образом античный атомизм – предвосхищение атомизма естественнонаучного.

    Вопрос8

    Философия элейской школы(Проблема бытия по Пармениду, апории Зенона)
    Элеатская школа – одна из основных раннегреческих философских школ. Представители: Парменид, Зенон, Ксенофан, Мелис. Их учение – важный этап в рационализации знаний в переходе метафорических образов к использованию абстрактных понятий. При рассмотрении субстанции первыми перешли от конкретных природных начал (воды, воздуха, огня, земли и т.д.) к максимально общему понятию бытия. Оно стало центральным понятием их философии, означает существование вообще.

    Характерными чертами бытия по Пармениду являются: 1)бытие есть (существует), небытия нет; 2)бытие вечно, оно не возникает и не уничтожается, всегда остается равным самому себе; 3)бытие непрерывно и однородно, все наполнено бытием; 4)его можно познать только с помощью разума, а не с помощью органов чувств. Элеаты противопоставили бытие, которое умопостигаемо, чувственному миру; 5)бытие едино и неделимо, противоположность множественности и делимости всех вещей чувственного мира, не имеет прошлого ибо прошлое есть то, чего нет, не имеет будущего, ибо его еще нет, бытие есть вечное настоящее без начала и без конца; 6)бытие неизменно и неподвижно, ибо подвижность и изменчивость предполагают небытие.

    Доказательству иллюзорности многообразия мира и движения посвящены трактаты Зенона. Согласно Зенону бытие непротиворечиво, поэтому противоречивое бытие это мнимое, кажущееся бытие. Метод доказательства Зенона не был методом прямого доказательства, он доказывает от противного, сводит к абсурду точку зрения противника, которая противоположна его собственной. Наиболее известные апории: «Дихотомия» (разделение надвое), «Ахилл и черепаха», «Стрела». 1)В апории «дихотомия» утверждается, что прежде, чем пройти какое-либо расстояние, необходимо пройти его половину. Чтобы пройти половину, нужно пройти половину от половины и т.д. Вывод: движение не может начаться. 2)В апории «Ахилл и черепаха» утверждается, что быстроногий Ахилл никогда не догонит черепаху, т.к. за то время пока он преодолеет разделяющее их расстояние, черепаха еще проползет. Несмотря на то, что расстояние будет уменьшаться, оно никогда не исчезнет полностью.3)В апории «стрела» Зенон утверждает, что стрела, выпущенная из лука, в действительности покоится. Каждый из моментов времени, на которые делится время ее полета, она занимает равное ей пространство. Но и покоящаяся стрела занимает равное ей пространство. Вывод: если стрела покоится каждый из моментов времени, то и в сумме этих моментов он покоится, следовательно, движения нет. Апории возникают на основании того, что в самом предмете или в понятии о нем заложены противоречия. Зенон верно подметил противоречивость движения. Однако он не понял единства его противоположных моментов и сделал вывод о несовместимости и тем самым невозможности движения вообще. Как отмечает Гегель, возражая Зенону, двигаться, значит быть в этом пространстве и в то же время не быть в нем. Это единство прерывности и непрерывности пространства и времени, что и делает возможным движение.

    Значение элейской школы: она создала онтологию (учение о бытии), как философскую дисциплину. Впервые применила к философии дидуктивно-аксеомалический метод.

    Учение Зенона положило начало античной диалектике. Однако, диалектика Зенона- субъективная диалектика. Это искусство выяснения истины путем обнаружения противоречий в мыслях противника.

    Вопрос 9

    Философские идеи Сократа (сущность человека, Этические принципы, «сократический метод»)
    Сократ- это легендарный античный философ, учитель Платона, воплощенный идеал мудрости. С его именем связан поворотный пункт в развитии античной философии. Переход от космоцентризма к антропоцентризму. Антропоцентризм ставится в центр. Значительным достижением Сократа стало «учение о человеке». Сущность человека есть его душа. Под душой он понимает разум, разуму противостоят страсти, идущие от тела и провоцируемые внешним миром. Страсти способствуют неумеренности, они постоянно грозят нарушить равновесие души. В отличие от страстей, разум логичен, последователен. Он является источником самообладания. Через разум человек приходит к власти над собой, над стихийными порывами – к свободе. Свободен тот, кто умеет управлять страстями. Традиционно считалось, что герой это тот, кто побеждает врагов внешних. У Сократа героем становится мудрец, который побеждает врагов внутренних.

    Сократ является основоположником этики- учении о морали, нравственности. Античная этика включала в себя: 1)учение о благе. 2)учение о добродетелях. 3)учение об обязанностях.

    Благо- понятие, определяющее цель человеческой жизни, ее ценность. Важнейшее: хорошее здоровье (телесные силы), духовное здоровье (умственные способности, все способности души), искусственные науки, дружба, основа которой правдивость, согласие между родителями и детьми, гражданская общность (государство).

    Вторая часть- «учение о добродетелях». Они необходимы для достижения блага. Три основные: воздержанность (самообладание), храбрость, справедливость. Все это вместе - мудрость.

    Третья часть- «учение об обязанностях». Обязанность- это закон, которому каждый разумный человек должен следовать в своей жизни. Закон состоит в том, чтобы избегать дурного и стремиться к благу, для этого нужно ограничить потребности и чувственное удовольствие. Сократ выдвинул концепцию прямой логической обусловленности, нравственности, знания. Ее основные положения: 1)добродетель всегда есть знание, порок это всегда невежество. 2)никто не грешит сознательно, зло совершается только по незнанию.

    Метод Сократа.

    Метод- диалектика. Основными элементами диалектики Сократа являются: 1)вопросно-ответный метод (правило начинать беседу с вопросов партнеру по беседе. Умение правильно ставить вопросы, только в определенном месте переходить к изложению собственных взглядов). 2)ирония (игра, шутка или хитрость, направленная на то, чтобы собеседник обнаружил себя. За иронией скрывается уловка, заключающаяся в притворстве, собственном невежестве). Майэвтика (повивальное искусство. Это метод, помогающий рождению человеческой мысли. Философ, действующий поэтому методу, уподобляется акушеру, повитухе, принимающей роды). «знание о незнании». («я знаю, что я ничего не знаю». Вызывало благотворное удивление зрителей, стимулировало диалог).

    Вопрос 10

    Философия Платона (теория идей, учение о душе, идеальное государство)
    Платон (427-347 г. до н.э.). крупнейший греческий философ, основоположник собственной философской школы- академии, основоположник объективного идеализма. Сердцевина его философии- «учение об идеях». Это учение получило разработку в таких работах, как «Федр», «Федон», «Пир», «Парменид», «Тимей», «Государство». Мир идей - это умопостигаемый, неизменный мир. Он существует вечно, вне пространства и времени. Мир идей образует сложную и иерархически упорядоченную целостность. Ее венчает, объединяет и завершает «идея блага». «Идею блага» Платон связывает с солнцем, которое освещает и согревает телесные вещи. По Платону идеи – это эталоны, образцы, по которым создана вся природа, причины или источники бытия вещей, их свойств и отношений, идеалы и цели, к которым стремится все существующее, общее понятие о смысле и сущности предметов.

    В основе космоса лежат три разнородных начала: 1)Бог (активное начало). 2)идея (качественное начало). 3)материя (пассивное начало). Бог, воздействуя на материю, создает многообразие вещей окружающего мира. Космос, созданный творцом, представляет собой совершенное сферическое образование. Посредником между миром идеи и миром вещей выступает мировая душа. Она объединяет мир вещей, заставляет вещи подражать идеям, а идеям присутствовать в вещах. Мир идей представляет собой мир подлинного бытия. Материя в силу ее некачественности и пассивности объявляется небытием, а мир чувственно конкретных вещей называется миром вечного становления.

    Теория познания.

    Примером истинного познания может выступать только мир идей, кроме того человек воспринимает чувственно конкретный мир. Однако этот мир может быть объектом мнения или представления. Это связано с тем, что единичные вещи обладают лишь относительным существованием. Знание не является результатом чувственных восприятий, а результатом духовного созерцания или припоминания. Теория познания как припоминания связана с учением о переселении душ. Душа, прибывая в мире идей непосредственно запечатлевает их. Затем, попадая в человеческое тело, душа забывает об увиденном. Душа способна вспомнить. Способом побуждения к припоминанию является диалектическая беседа.

    Познание делится на истинное знание и мнение. Мнение в свою очередь, как знание о приходящих изменчивых вещах подразделяется на воображение и верование. Истинное знание (эпистема) включает в себя: 1)знание рассудочное, опосредованное. 2)знание интуитивное (то есть усмотрение разумом мира идей непосредственным образом). Интуитивное знание это есть высшая ступень познания истины, которая доступна лишь мудрецам.

    Учение о государстве.

    Возникновение государства связано с удовлетворением разнообразных потребностей. Оно основано на общественном разделении труда. Идеальное государство возникает как общество, основанное на союзе трех социальных сословий: 1)правители- философы. 2)воины, охраняющие безопасность государства. 3)земледельцы, ремесленники, обеспечивающие удовлетворение жизненных потребностей. Они соответствуют трем частям души. Философы- правители - разумная душа, воины - волевая душа, ремесленники и крестьяне - вожделеющая душа.

    Платон различает 2 большие группы видов гос. устройства: 1)приемлемая (аристократия- «правление лучших»). 2)регрессивно- упадочная (тимократия- власть военного сословия или честолюбцев, олигархия- правление немногих, богатых, демократия- народовластие, где вопросы решаются большинством голосов под влиянием демагогов, тирания, где правит не закон, а произвол одного человека)

    Главный источник несправедливости и социального зла в частной собственности.

    Вопрос 11

    Философия Аристотеля (критика теории идей Платона, учение о форме, проблемы государства и права)
    Аристотель (384-322 гг до н.э.)- древнегреческий философ классического периода, воспитанник Платона. Самый универсальный мыслитель, который оказал исключительно большое влияние на развитее философии, науки и всей культуры. Философию Аристотель делил на 3 вида: 1)теоретическую, изучающую проблемы бытия, происхождения всего существующего, причины различных явлений. 2)практическую, изучающую деятельность человека и устройство государства. 3)поэтическую (творчество).

    Аристотель разработал логику как науку о законах и формах правильного мышления.

    «учение о первопричинах или первоначалах всего существующего»: 1)материальное; 2)формальное; 3)движущее; 4) целевая

    Аристотель подверг критике учение Платона об идеях: 1)идеи Платона это двойники, копи чувственных вещей, они не отличаются от них по своему содержанию. Например: идея человека ничем не отличается от общих признаков, присущих отдельному человеку. 2)отделив мир идей от мира вещей, учение Платона не помогает объяснить, как относятся идеи к вещам. Несмотря на то, что Платон утверждает, что вещи, причастны идеям, но эта причастность только метафора. Кроме того, Платон отрицает способность идей быть непосредственно сущностями вещей. 3)следуя Платону, мы как бы умножаем сущность вещей и предметов, например: имеется реальный человек Сократ, в мире идей ему будет соответствовать идея Сократа, но еще идея человека, потому что он был человеком, а еще идея грека. Таким образом, на одного реального Сократа приходится несколько сущностей, то есть идей. Получается, что над миром вещей возвышается уже не один мир сверхчувственных идей. Аристотель доказывал, что идеи должны быть в самих вещах, а не вне этих вещей, не в каком-то втором мире идей.

    Обособив мир идей, мир вечных сущностей, отличных от изменчивого, чувственно - воспринимаемого мира, Платон лишил себя возможности объяснить факты рождения, гибели и изменения идей.

    Согласно Аристотелю всякая единичная вещь представляет собой единство материи и формы. Материя инертна и пассивна, она представляет первичный материал, возможность вещей. Форма- это активное начало, она превращает возможность в действие, например медный шар, представляет собой единство вещества- меди и формы- шаровидности, которую мастер придает меди.

    Конечным источником движения всего космоса выступает Бог.

    «Учение о государстве, о формах государственного правления».

    Власть может исходить от одного человека, от нескольких или от большинства. Исходя из этого, Аристотель выделяет 3 правильный формы государственного правления: 1)монархия. 2)аристократия. 3)полития. При не соблюдении законности эти три формы могут переходить в свои отрицательные двойники: 1)тирания. 2)олигархия. 3)демократия. Наилучшая форма правления- полития. По Аристотелю- стабильность государства обеспечивается принадлежностью власти среднему классу. Если власть будет принадлежать меньшинству, кучки богатых то большие различия между богатыми и бедными приведут к нестабильности. политическая стабильность предполагает необходимость учета народного мнение и управление государством на основе законов. Аристотель объясняет происхождение государства теорией его естественного происхождения (подобно живым организмам). Полис принадлежит естественным преобразованиям, человек от природы политическое животное. Конечная цель полиса и индивида заключается в счастливой и прекрасной жизни. Основной задачей государства оказывается воспитание граждан в нравственной добродетели. Сословная дифференциация социальных функций (стратификация) Платона заменяется у Аристотеля возрастной. В молодости граждане идеального полиса выполняют военную функцию, в старости- политическую. Идея рабов- это физический труд и торговля, отличительный признак свободного человека- это досуг, необходимый для реализации счастья в эстетической или умозрительной деятельности.

    Таким образом, философское ученик Аристотеля отличается систематизмом и энциклопедическим охватом действительности. Разработанный им понятийный аппарат сохраняет свою значимость в наши дни.

    Вопрос12

    Августин Блаженный и истоки христианского миросозерцания
    Августин Блаженный – крупнейший представитель патристики( одного из этапов философии средневековья, патристика - происходит от слова «патр» – отец).

    Наиболее известными из его работ являются: «о граде Божьем» и «Исповедь».

    Главные его философские идеи – это бытие и время, движение истории и исторический процесс, проблема Бога и человеческой алчности.

    Согласно Августину, Бог сотворил мир из ничего, и не только порядок и устройство мира, но и саму первоматерию. субстанцию.

    Бог также сотворил время, которое не существовало. Сам Бог находится вне времени. Время было сотворено, когда сотворен мир. Бог существует вне потока времени, его существование не отделимо от вечности. В отличие от Бога, человек неразрывно связан со временем, он рождается. живет и умирает во времени.

    По Августину. ни прошлое. ни будущее не имеет реального существования. Действительно существует только настоящее.

    Настоящее человека распадается на:

    1. настоящее прошлого( память)

    2. настоящее настоящего (созерцание человека)

    3. настоящее будущего (надежда)

    Итак, согласно Августину, время субъективно. Оно живет в уме человека, который вспоминает прошлое, созерцает настоящее и ожидает будущее.

    В работе «О граде Божьем» Августин развил христианскую концепцию всемирной истории.

    По Августину. история имеет направленность и определяется божественным проведением. Движении истории выражается течением ее от земного града к граду Божьему.

    Земной Град – это всемирное государство церкви.

    Эти два града созданы двумя родами Любви.

    Небесный град – создан любовью человека к самому себе, доведенный до презрения к Богу.

    Вне града Божьего, вне церкви нельзя обрести спасение души.

    Т.о., история у Августина движется не по замкнутому циклу, а выступает как движение к максимальному нравственному совершенству. Смысл истории – нравственный прогресс.

    Можно отметить. что параллельно развиваясь эти 2 града проходят 6 главных эпох, соответствующих библейской истории.

    Если 1-ая эпоха начинается с Адама и продолжается до потопа, то последняя начинается с Христа и завершается концом истории ( Страшным судом).И вся история предстает как драматич. противоборство 2х градов, а Августин как сторонник христианской эсхатологии – учение о конце истории (света). Большое внимание А. уделяет проблемам Бога и человеческой личности. Центральное место его размышления занимает Бог. Философия А. глубоко теоцентрична. он всемирно абсолютно подчеркивает Бога.

    У А. Бог – сверх природен. И природа и человек – являются творениями Бога и следоват. зависят от него. Рассматривая, что человек - это разумная душа, которая пользуется земным телом, человек стремится к Богу и идет к нему по средствам познания разума и через веру.

    При этом вера гораздо выше разума.

    Человек свободен выбирать между добром и злом – считает а. Зло – это недостаток добра коренящийся в чел. природе. По А. человек – это личность связанная с Богом. Он подчеркивает уникальность, ценность и свободу всякой личности. а так же и ответственность перед людьми и Богом за свои поступки.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта