Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 25 Философия К. Маркса и Ф. Энгельса

  • Вопрос 26 Специфика постановки проблемы человека в концепциях Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше

  • Вопрос 27 Русская философия 19в. (Проблемы нац. культуры в творчестве Чаадаева, Данилевского, Леонтьева) Славянофилы и западники в истории русс. мысли

  • Вопрос 28 Мировоззренч. и обществ-политич. идеи Герцена, Белинского, Чернышевского

  • Вопрос 29 Русская религиозная философия(Достоевский, Толстой, Соловьев, Бердяев, Булгаков, Флоренский, Ильин – по выбору студента)

  • Вопрос 30 Русский космизм(Федоров, Вернадский, Циолковский)

  • ответы на экзамен по философии. Вопрос 1 Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение и философия


    Скачать 343.5 Kb.
    НазваниеВопрос 1 Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение и философия
    Анкорответы на экзамен по философии.doc
    Дата02.05.2017
    Размер343.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы на экзамен по философии.doc
    ТипДокументы
    #6248
    страница5 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Вопрос 24

    Философская религия Фейербаха
    Представитель немецкой классической философии, философ-материалист. Он разработал концепцию антропологического материализма. Он первый подверг критике систему и метод Гегеля с материалистической позиции. Главный труд – «Сущность христианства». Важнейшая задача, связанная с критикой религии. Ф. антропологически понимает сущность религии. По сравнению с материалистами 17 – 18 вв., которые считали, что источник религии – страх перед стихийными силами природы. Ф. считал, что не только страх, но и все трудности, страдания, надежды, идеалы получили отражение в религии. Бог рождается исключительно в человеческих страданиях. Бог – то, чем человек хотел бы быть. Религия возникает на ранней ступени человеческой истории. В то время у человека

    не могло быть правильного представления об окружающих его явлений природы, потому человек обожествлял все то, от чего он зависел реально или, хотя бы, в воображениях. Существование религии предполагает не только от окружающей среды, но и способность к абстрактному мышлению. Содержание свое религия черпает из человеческих чувств, эмоций. Сущность религии – человеческое сердце. Оно тем и отличается от холодного и трезвого рассудка, сто оно стремиться верить и любить. Религия не исчерпывается какой-либо отдельной способностью человека. В ней превратным образом выражен весь человек. Ф.: «Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазии, чувства, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в блаженное существо не только потому, что имеет представление о блаженстве, но и потому, что сам хочет быть блаженным. Он верит в совершенное существо, т.к. сам хочет быть совершенным. Он верит в бессмертное существо, т.к. сам не желает умирать». Сущность человека Ф. понимает абстрактно. Природа человека остается неизменной, вследствие этого появляется неисторическое понимание религии. Ф. не рассматривал порабощение человека стихийными силами общественного развития. Религия отражает нечто извечно присущее человеку, следовательно, религиозное чувство непреодолимо. Ф. провозглашает, что любовь человека к человеку – религиозное чувство, значит, любовь – истинная сущность религии без Бога. В результате мы видим расширенное понимание религии.

    Вопрос 25

    Философия К. Маркса и Ф. Энгельса
    Сначала идеалисты, потом – материалисты. Формирование философии – конец 30-х до конца 40-х гг. 19 века. М. и Э. создали новую философию, которая, в отличие от метафизического материализма Фейербаха, представляет собой диалектический материализм. Открытия М.: 1)материалистическое понимание истории. 2)теория прибавочной стоимости. М. показал, что производство прибавочной стоимости основано на эксплуатации, на частном присвоении капиталистами неоплаченного труда наемных рабочих. Первоначально М. и Э. говорили о материалистическом понимании истории как социально-философской доктрине марксизма. Позже они стали использовать другой термин – исторический материализм. Главное содержание исторического материализма – концепция общественно-экономических формаций. В этой концепции сущностно выражена человеческая история. Основные положения теории исторического материализма: 1)развитие общества представляет собой естественный исторический процесс(совершающееся по объективным законам). 2)история – результат деятельности людей. «Учение о социальной революции и классовой борьбе, о диктатуре пролетариата, о необходимости союза пролетариата с крестьянством, о необходимости слома старой государственной машины, установление диктатуры пролетариата». 3)итоговым выражением прогресса – полнота развития человека как личности. М. и Э. обосновали подлинную роль практики в общественном развитии. М.: «Тезисы о Фейербахе»: «… философы объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». В теории познания категория практики позволила преодолеть агностицизм. Практика является основой, целью познания и критерием истины. М. и Э. внесли свой вклад в развитие диалектики. В отличие от идеалистической диалектики Гегеля, диалектика М. и Э. является материалистической. Она представляет собой науку о законах природы, общества, мышления. Теория М. и Э. позволила преодолеть недостатки прежней философии: механистичность; метафизичность предшествующего материализма; созерцательности; идеализма в объяснении общественной жизни.

    Вопрос 26

    Специфика постановки проблемы человека в концепциях Кьеркегора, Шопенгауэра, Ницше
    Шопенгауэр. Один из наиб. ярк. представителей иррационализма. Гл. произв. – "Мир как воля и представление" Ш. рассм. волю в кач-ве первоосновы бытия. Воля- некая космическая сила, она создает и мир и человека, сама по себе поля бессознательна. По своей она представл. слепой неудержимый порыв. Человек явл. рабом воли. Она заставляет его жить, каким бы жалким и бессмысленным не было чел. сущ-во. Жизнь для большинства людей не стоит того чтобы жить.

    Сущ. 3 осн. пружины человеч. поступков:

    1. Эгоизм: он хочет собственного блага, эгоизм бесконечен.

    2. Злоба – хочет чужого горя, доходит до крайней меры жестокости.

    3. Сострадание – хочет чужого блага и доходит до благородства и великодушия.

    Человеком движет желание. Его жизнь подобно маятнику, который раскачивается между праздностью и страданием. Человек - дикое и жестокое животное.

    Ч-к может добиться этого, подавить в себе волю к жизни, первый шаг на пути этого – реализовать справедливость. признать других равными себе. Сле. шаг- доброжелательность, бескорыстная любовь к людям той же трагической судьбы.

    Фридрих Ницше. Один из основоположников "Ф-ии жизни". Осн. произведения – "Заратустра", "По ту сторону добра и зла", "Воля к власти".

    В ф-ии Ницше происходит радикальная переоценка всех ценностей. Наиболее острой критике подвергаются такие понятия как сострадание, любовь, равенство всех перед Богом. По Ницше подлинными аристократами явл. не современники, а герои античности. Фундаментальным антологическим понятием ф-ии Ницше явл. "воля власти"

    в чел-ке 2 начала:

    1. Апполоновское

    2. Дионесийское – светлый культ разума, науки, необузданное стихийное варварство, поток несдерживаемых страстей.

    Совр. культура находится в глуб. кризисе вследствие преобладания апполоновского рационального начала. Согласно Ницше, человек в полной мере еще не возник, не вырвался из животного состояния. Об этом свидетельств. войыны, конкуренция, соперничество. Только отдельн. индивиды включая философов, художников, святых, достигли подлин. человеч. состояния.

    "Всюду господств. масса серых, обезличенных людишек Это стадо объединяет чувство злобной зависти ко всему яркому и талантливому". Филос. Ницше получила разработку идеи сверх-человека – создатель и носитель новой маорели, обладающ. мощным деонизийским началом. К числу новы ценностей относятся: духовное творчество, сверхиндивидуализм, абсолютная способность коренной переоценки ценностей. Полная концентрация воли к власти.

    Вопрос 27

    Русская философия 19в. (Проблемы нац. культуры в творчестве Чаадаева, Данилевского, Леонтьева) Славянофилы и западники в истории русс. мысли
    В истории рус. обществ. мысли 19в. имели место 2 противополож. направления представленных славянофилами и западниками. Оба возникали в ходе дискуссии о путях развития России.

    Гл. роль выработки взглядов славянофилов сыграл Киреевский. Отличит. черта сл.ф.- соединение в их творчестве православия и рос. патриотизма.

    Они упрекали в отходе от подлин. христианства Запад, а также в чрезмерн. рационализме.

    Гл.философское учение сл.-ф. – стремление к целостности и единству. Они разв. учение о соборности. Проявлением соборности в русс. истории они считали крест. общину и рабочую артем.

    В соц. – полит.области, определяющие д/ж сл.ф-. были принципы классовго мира и между Кл. эволюционного прогресса.

    Западники – Герцен, Гроновский, Огарев, Кавелин, Чаадаев. В отличие от сл.ф. они стремились к творч. усвоению опыта зак. Европы, особенно в общественно-политической сфере.

    Чаадаев – положено начало самостоятельн. философ. творчеству в России. Осн. произведения: "Философич. письма".

    Публикация 1ого философич. письма вызвала бурную, в основном отрицат. реакцию. Большинство увидело в Чаадаеве ниспровергателя нац. святынь.

    1.Мы стоим вне времени. Чел. идеи не оказали воздействия на Россию.

    2.Рос. культура заимствованная и подражательная. Нет внутреннего развития, естественного прогресса.

    3. Рос. история не удалась с самого начала. (непреимств, а прерывность)

    4. Эволюция духовно-культ. жизни занимала в истоии Росс. ничтожное место, она по сути бездуховна.

    По Чаадаеву, рус. народ имеет огромн. нереализ. потенциал.:

    1. Рос., возм, суждено решать соц. проблемы, а до сих пор не в состоянии решить страны Запада.

    2. В силу своего положения между Вост. и Зап., у Росс. есть достоинства одного и другого. Синтезировать в ед.целое : Запад и созерцательную задумчивость Востока.

    России суждена миссия вселенского масштаба. Она способна к самопожертвованию.

    Чаад.-один из основополож. русск. истории философии. характ. черта его ф. – провиденциализм.

    Опр. ф-р. общественного развития – божественная воля. Глубинная основа истории – нравственность. Нравств., основан. на христ. ценностях идеалах – движ. сила обществ. развития. Чаадаева принято относить к западникам, по представления о высокой общ. историч. мисси России сближает его со славянофилами.

    Данилевский – создатель философ-истор. системы. Гл. труд "Россия о Европа". В нем он разраб. теорию культурно-ист. типов. К-ии и тип – целостная сист, определяемая клуьутр., психолог. и др. ф-рами, присущими народу или совокупности народа. (близких по духу и языку.)

    Д. выделяет 10 "полноценных" типов:

    1. египетский 2. китайский 3.Ассиро-Вавилонск.-Финикийск. 4. Индийский 5 Иранский 6. Еврейский 7. Греческий 8. Римский 9.Аравийский 10. германо-романский (европейск.)

    Вопрос 28

    Мировоззренч. и обществ-политич. идеи Герцена, Белинского, Чернышевского
    Герцен – рус. мусл. писат, публицист. Диалектику Герцен оценивал как "алгебру революций" Знакомство Г-на с раб. Фейербаха усилило поиск нов. типа. философии, соед. диалектику и материазлизм.

    Источник развит. общ-ва – совершенствование и распростр. чел. знаний, просвещении народа. Г-н участвовал в борьбе западников против славянофилов, но его привлекали представления славянофилов а самобытности, о крест. общине.

    Выехав из России, Гер-н созд. в Лондоне рус. вольную прессу, Альманах "Полярная звезда" и газету "Колокол" – рев.демокр. направленность. Г-н выступал против крепостничества и царизма. Выдвиг. общедемократич. требования-освобожд. крестьян с землей, общинное землевлад., уничтож. цензуры. Г-н явл. основат. концепции некапиталист. развития России. Г-н считал, что необяз. для России проходить все фазы бурж. развития; избрать д/Росс. иной вариант развития, при кот. можно пройти в сокращ. виде или миновать те или иные фазы осн. развития рус. народу позволит община. Г-н верил в общину как в зародыш рус. социал. Община содержит все предпосылки д/буд. социализма в виде права каждого на землю, общинного землепользования, мирского управления. По Г-ну, рос. сможет миновать кап-зм и через соц революцию перейти прямо к социализму.

    Идеологом рев. дем-зма, вдохновителем разночинства явл. Белинский. Он исходил из того, что индивид в наиб. степени проявл. активность в той области соц. жизни, где чувствует себя человеком, утв. себя как личность. Поэтому чел. не сможет примир. с той жизнью, и лишает его ср-в к развитию, позвол. ему реализовать свои способности. Бел. приходит к выводу, что норм. становление личности и проявл. ее творч. потенциала возможно лишь в общ-ве., в кот. есть принцип соц. справедливости. Буд. России и всего чел-ва он связывал с социализмом. Беллин. создал основу научной эстетики в России. По его словам, содержание всякого искусства – действительность

    Чернышевский – русс. писатель, критик, публицист. Самост. работой Ч., сделавшей его имя широко известным всей Росс., стала его диссертация ("Эстетич. отношение иск-ва к действительности"). В ней обосновывались принципы матер. эстетики. Иск-во ориентировалось на изучение и преобразование жизни, служению общ-ву. Иск-во вторично по отн. к жизни. Если в общ-ве есть бедные и богатые, есть борьба между ними, их интересы противополож., то эстетич. представл. у люд. разных классов не могут быть одинак. Это касается и таких эстетич. категорий как возвыш., прекрасное, напр., представления о женской красоте у крестьянина и аристократа различны. Разв-ю ф. материализма посвящена его работа "антропологический принцип ф-ии" – осн. произв. Чернышевского. Суть принципа состоит в том, что чел. – естественное сущ-во, у него нет души, независимой от тела. Все дух. кач-ва чел выработаны в проц. долгой и труд. общ. жизни. Говоря о будущ. Росс., Черн. утв: Рос. может миновать стадию капитализма и встать не путь к социализму. Соц-зм. – идеал Чернышевского. Его рассмотр. в романе "Что делать?". Перейти к соц-му Рос. может через нар. революцию.

    Вопрос 29

    Русская религиозная философия(Достоевский, Толстой, Соловьев, Бердяев, Булгаков, Флоренский, Ильин – по выбору студента)
    В.Соловьев – это русский философ, поэт, публицист, литературный критик. В творчестве С. выделяется ряд этапов. Трубецкой в работе «Мировоззрение Соловьева» выделяет 3 таких периода: 1)Увлечение теософией. 2)Изучение теократии. 3)Изучение теогеи. Теософия – это учение о божественной мудрости. В этот период творчества С. сосредотачивает внимание на познании Софии, мудрости, Бога в мире. Во второй период он рассматривает теорию теократии, т.е. создания справедливого государства и справедливого общественного порядка. В 3) его интересует теогея(творчество по воле божьей), оно призвано одухотворить нашу действительность, привнести в нее совершенные идеалы добра, истины и красоты. Основу философии Соловьева составляют разработанные им понятия: всеединство, добро и его воплощения, богочеловечество, Софии. Понятие единства является одним из центральных понятий С. Всеединство выражает органическое единство мирового бытия, единство мужества различных элементов. При разработке этого понятия С. отталкивался от славянофильской идеи соборности. Однако он придает ей всеохватывающее космическое значение. Основной принцип всеединства: «Все едино в Боге». Бог у С. выступает олицетворением положительного всеединства. По С. мир в своем развитии проходит 2 этапа: 1)Эволюция природы. 2)Историю, деятельность человека. Конечным этапом развития мира является утверждение царства Божьего, воссоединение мира со своим творцом, Богом, т.е. восстановление абсолютного всеединства. В ходе эволюции создается 5 ступеней единства мира: 1)Царство минеральное. 2)Растительное. 3)Животное. 4)Человеческое. 5)Божье. Наиболее полное выражение философские взгляды С. нашли в его труде «Оправдание добра. Нравственная философия». В осуществлении обществом идеи добра С. видит смысл человеческой жизни. Добро трактуется С. как высшая сущность, оно обладает следующими свойствами: 1)Чистотой(самозаконностью, автономией, ибо оно ничем внешнем не обусловлено). 2)Полнотой, или всеединством, поскольку оно все собой обуславливает. 3)Силой, или действенностью, т.к. оно через все осуществляется. Добро проявляется в чувстве стыда, жалости(сострадания), благоговения. Богочеловечество выражает единство в Иисусе Христе двух природ: Божественной и человеческой. Общественной и человеческой. Общественная история по С. с момента возникновения христианства обретает новый смысл, она становится богочеловеческой, исторические действия людей приобретают возможность реализовывать божественный замысел. Для С. богочеловечество представляет распространение христианской нравственности, на все сферы общественных отношений: политику, экономику и т.д. По С. общество должно стать организованной нравственностью. Конкретным выражением концепции всеединства является учение о Софии, как вечной женственности. Понятие Софии вводится С. для того, чтобы заявить, что мир- это не только творение Бога, ему инородное, а основой мира и существом мира является мировая душа София. Она представляет собой связующее звено между творцом и творением. Она является непосредственным субъектом всех изменений, происходящих в мире. Основным ее признаком является особая энергия, которая одухотворяет все существующее. Деятельность Софии нуждается в божественном импульсе, который исходит от Бога. В теории познания С. отрицал, что познание ограничивается данными чувственного опыта. По С. истинное знание – это результат эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязях. Говоря о реформировании церкви и государства, С. выступает против разделения церквей на католическую и православную, его идеал вселенская церковь. Его прообраз он видел в Ватикане. Объединение восточной и западной церквей должно сопровождаться созданием всемирной монархии.

    Вопрос 30

    Русский космизм(Федоров, Вернадский, Циолковский)
    Космизм – это религиозно-философское и научное течение. Оно связано с попытками распространения теории эволюции на весь космос. Различают 3 направления русского космизма: 1)Естественно-научное(Вернадский, Циолковский, Чижевский). 2)Религиозно-философское(Федоров, Соловьев). 3)Поэтически-художественное(Одоевский, Заболоцкий, Платонов). В русском космизме выделяются 2 тенденции: 1)Органическая. 2)Проективистская. 1) представлена Вернадским, она воплощена в теории биосферы и ноосферы. 2) представлена Федоровым и Циолковским, она представляет собой ответ человечества на вызов со стороны глобальных проблем: В перспективе человек должен оставить Землю и переместиться в космос.

    Федоров. Религиозный философ, родоначальник русского космизма. Философская система Ф. была изложена и отредактирована его учениками и издана после смерти мыслителя под названием «Философия общего дела». Ф. занимался поиском глубинных причин зла и разработал проект его преодоления. Ф. характеризовал историческое прошлое общества как непрерывную цепь истребления одного народа другим, вытеснения младшим поколением старшего. Как совокупность отношений, проникнутых духом взаимной вражды, «неродственности». Причина этого – зависимость жизни человечества от природы, подчиненной законам конечности и смерти. Каждый индивид при этом вынужден решать прежде всего проблему самосохранения. В результате он неизбежно оказывается в самоизоляции. Общественный строй, который основан на подобном эгоизме, является по Ф. отживающей, зооморфической формой Вселенной. Для преодоления безнравственного состояния человечество должно в 1 очередь осознать своего главного врага в лице слепых природных сил и объединиться для борьбы с ними. Основу этого Ф. видит в нравственном долге сынов и дочерей человеческих по отношению к отцам, предкам, всем умершим. Он состоит в патрофикации, воскрешении, возвращении жизни, отнятой у них. По Ф. смерть – это временное явление, оно обусловлено невежеством, несовершеннолетием человеческого рода. Человеческий род потерял свое единство и оказался разделенным на сословия. Человек должен постичь протекающие в природе естественные процессы. По их образу он сможет на более высоком уровне обновлять свой организм, строить себе новые органы, овладеть естественным, направленным тканетворением. Воскрешение отцов предполагает освоение и заселение космоса. Наука должна помочь людям овладеть космосом. Для этого необходимо освоить электромагнитную энергию земного шара. Это дает возможность регулировать его движение в пространстве и превратить Землю в космический корабль для полета в космос. По Ф. идеальное общественное устройство – это психократия. В ее основе лежит принцип всеобщей родственности, братства. Конечная цель, которая может быть достигнута на этой ступени – это познание и самопознание во имя преодоления разобщенности и достижения всеобщего воскрешения. Долг воскрешения или «супраморализм» - не только высшая и безусловная нравственность, но и само христианство, превращение его из догматов в заповеди.

    К.Э.Циолковский. Это русский ученый, изобретатель, основоположник космонавтики, представитель русского космизма. В 20-е годы прошлого столетия он приобрел мировую известность как глава нового научного направления – астронавтики и ракетодинамики. Космическая философия Циолковского представляет собой синтез разнообразных систем западной и восточной мысли. Он считал, что Вселенная, космос – Божественное. Разрабатывая свою философию, он пытался решить такие философские проблемы, как: смысл космоса в целом, место человека в космосе, конечность и бесконечность человеческого существования и т.д. Исходный принцип его – это атомистический панпсихизм. Основой мира е него выступает вечные и неуничтожимые атомы. Они обладают чувствительностью и зачатками духовности. По терминологии Ц. это «атомы-духи». Для него космос – это живое существо, а человек – это союз атомов, блуждающих во Вселенной. «Атомы-духи» бессмертны, они совершают кругооборот, путешествуя от одного организма к другому. По нему жизнь и разум не являются единственными во Вселенной, т.к. она безгранична. По сравнению с Землей, жизнь на других, более старших планетах, гораздо совершеннее. Согласно Ц. космическое пространство населено разумными существами различного уровня развития, образующих иерархию. Одни из них – «совершенные», опередили другие планеты и достигли высокой ступени по уровню разума и могущества. Они обладают моральным правом регулировать жизнь на других, более примитивных планетах. Со временем, в процессе эволюции, образуется союз всех разумных высших существ космоса. Смысл Вселенной Ц. видел в стремлении материи к самоорганизации, возникновению более высоких форм космического разума, способных к преобразованию космоса, с целью решения глобальных проблем. В космической этике Ц. центральной стала идея о том, что цель жизни и вся деятельность разумного существа должны служить прогрессу всего космического целого. Это ведет к устранению в космосе несовершенства жизни, зла, страданий. Человек ответственен не только перед собой, но и перед будущим, частью которого он является. Ц. был энтузиастом космического расселения человечества не только в солнечной системе, но и в других звездных мирах. Средством решения этой проблемы он считал ракетно-космическую технику. Он считал, что человеческая природа должна в ходе эволюции существенно измениться. Люди в ходе эволюции должны в максимальной мере эмансипироваться от среды обитания. В отдаленном будущем должна произойти полная биохимическая перестройка обитателей Земли. Люди превратятся в разумные «животные-растения», которые будут непосредственно перерабатывать солнечную энергию. Он мечтал о живых существах в открытом космосе, которые воспринимают из вне только лучистую энергию центрального светила, а все жизненные процессы будут происходить в замкнутой системе их организма.

    В.И.Вернадский. Русский естествоиспытатель-энциклопедист и мыслитель. С его именем связаны такие новые разделы науки как геохимия, биогеохимия, радиогеология, разработка концепции биосферы и ее перехода в ноосферу. Мировоззренческой основой его творчества космизм. Природные социальные процессы на Земле он рассматривал в тесной связи с космическими процессами. Согласно ему, жизнь нашей планеты – явление космическое. Поэтому он защищал концепцию вечности жизни, а не ее самозарождение на Земле. Крупным планом мыслителя являлась концепция биосферы. Биосфера – это сфера существование живого на Земле. Неотделимая часть строения ее – это человек. Человек – это деятельное существо, преобразующее с помощью разума природные условия. По мощности своего воздействия антропогенные процессы сравнимы с геологическими силами. Эволюция человека не завершена. Наши потомки будут обладать более совершенным мыслительным аппаратом, чем мы. В. обосновал мысль о том, что дальнейшее биологическое развитие человека приведет к реализации автотрофности человечества, т.е. достижения его независимости от других форм жизни, путем искусственного синтеза жизни. Анализируя антропогенную деятельность, В. пришел к выводу, что сейчас совершается процесс перехода биосферы в ноосферу. Ноосфера – это царство человеческого разума. Зарождение ее определяется ростом науки и научного труда, охватом научной мыслью всей планеты, свободой научного творчества, достижением единства всего человечества, открытием новых источников энергии, отказом от войн, всесторонним развитием личности, выходом в космос.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта