Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопрос 32 Философия евразийства

  • Вопрос 33 Развитие философии в СССР (Лосев, Тугаринов, Бахтин, Ильенков, Асмус)

  • Вопрос 34 Философия в переходном периоде России

  • Вопрос 35 Основные философские концепции 20 в.( экзистенциализм, феноменология, герменевтика, структурализм, философия науки)

  • Вопрос 36 Философский смысл проблемы бытия

  • Вопрос 37 Философский смысл категорий движение и развитие

  • ответы на экзамен по философии. Вопрос 1 Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение и философия


    Скачать 343.5 Kb.
    НазваниеВопрос 1 Понятие мировоззрения, его структура и функции. Мировоззрение и философия
    Анкорответы на экзамен по философии.doc
    Дата02.05.2017
    Размер343.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаответы на экзамен по философии.doc
    ТипДокументы
    #6248
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Вопрос 31

    Истоки и смысл русского коммунизма(социально-политические идеи народников. Плеханов. Ленин). Сборник «Вехи»
    Народничество представляет собой течение русской общественно-политической мысли и движение дворянской и разночинной интеллигенции, возникшее в России с середины 19 века. Его возникновение было обусловлено противоречиями и трудностями процесса модернизации в стране. В основу идеологии народничества легли следующие идеи: 1)Осуществимость крестьянской революции в России. 2)Возможность построения на основе крестьянских общин социального общества, более совершенного, чем капитализм. 3)Возможность для России миновать фазу капитализма. В народничестве различают 2 направления: 1)Революционное. 2)Либеральное. Программу 1) сформировали Герцен и Чернышевский. Ее суть в том, что Россия должна развиваться по некапиталистическому пути. Они считали, что необходимы революционные преобразования существующего строя в крестьянский социализм. В конце 60-х начале 70-х годов 19 века появляется 1) народничество. Его представители: Михайловский, Лавров, Бакунин, Ткачев. Философской основой их движения стали положения субъективной социологии, разработанной Михайловским и Лавровым. Ведущей силой социальных изменений, по их мнению, должны быть «крестьянски мыслящие личности», интеллигенция. Они рассматривались в качестве движущей силы истории. Бакунин стремился опереться на революционное творчество крестьянских масс. В отличие от него, Лавром не считал, крестьянство готово к революции. По его мнению, революционные и социальные идеи должны нести в народ представители русской интеллигенции, «крестьянски мыслящие личности». Теоретические положения Бакунина и Лаврова стали основой массового хождения в народ дворянской и разночинной интеллигенции, однако его результаты оказались разочаровывающими. Крестьянство обнаружило иллюзии по отношению к царскому режиму. В дальнейшем по мере развития капитализма и разложения общины, народничество постепенно сходит к началу 20 века на нет.

    Г.В.Плеханов. Русский политический деятель, первый пропагандист марксизма в России, философ, литературный критик. Участвовал в народном движении. В 1883 году в Женеве создал социал-демократическую группу освобождения труда. Ее задачей стала пропаганда идей научного социализма. В 1883 году П. порывает с народничеством и примыкает к марксизму. Он предпринял самостоятельную попытку систематизации и изложения марксисткой теории. Особо большое внимание он уделял материалистическому пониманию истории, которое он противопоставил субъективному методу социологии, который пропагандировался народниками. Они отрицали объективный характер закона в истории. Народники отрицали непреложность капитализма в России и идеализировали докапиталистические формы жизни. П. занимал противоположную позицию. По его словам капитализм в России выполняет прогрессивную цивилизующую роль. По его мнению, предстоящая революция в России может быть только буржуазной. Марксистская философия, согласно П., эта система идей. Составные части этой философии: 1)Диалектика. 2)Философия природы. 3)Философия истории(исторический материализм). Касаясь вопроса об отношении к Западу и Востоку, он занимает позицию осмысленного западничества. С этих позиций он обличает восточный деспотизм и азиатчину. В условиях деспотического государства свобода личности становится фикцией. Единственным противовесом восточному деспотизму по П. выступает капитализм. П. соглашался с Берштейном, что на близкое осуществление социалистического идеала в России рассчитывать нельзя.

    В.И.Ленин. Он был мыслителем и революционером, деятельность которого ознаменовала новый этап в развитии марксизма, получившего по его имени название ленинизма. Первая крупная работа «Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?». Завершая полемику с народниками, Ленин в работе «Развитие капитализма в России» доказывал, что Россия уже встала на путь капитализма. В работе «Что делать» Ленин обосновал идею необходимости внесения научного социалистического сознания в рабочий класс. 1905 год Ленин выдвигает идею о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую(«Две тактики социал-демократии в демократической революции»). Считая, что Россия политически и экономически созрела для социальной революции, Ленин обосновал возможность победы социализма первоначально в нескольких или даже в одной отдельно взятой стране. Философские проблемы получили разработку в трудах Ленина «Материализм и эмпириокритизм», «Философские тетради» и обобщающих статьях: «3 источника и 3 основных части марксизма», «Карл Маркс». В работе «Материализм и эмпириокритизм» Ленин исследовал проблемы теории познания. Согласно Ленину, основой марксистской теории познания является теория отражения. Ленин дает философское определение материи. По его словам, материя – это объективная реальность, данная нам в ощущении. Согласно Ленину, истина – это такое содержание наших представлений, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Критерием истины является практика. В послеоктябрьский период Ленин предложил разграничивать антогонические и не антогонические противоречия. В статье «О значении воинствующего материализма» Ленин обосновал идею союза философов марксистов с учеными естествоиспытателями. Ленин сформировал идею классовости философии, выражающуюся в борьбе материализма(линия Демокрита) и идеализма(линия Платона).

    Сборник «Вехи»(1909). Эта книга посвящена оценке миросозерцания русской интеллигенции, ее отношения к религии, философии, политике, культуре, праву и этике. Ее авторы: Бердяев, Булгаков, Изгоев, Струве и др. Опасаясь непредвиденных последствий социальной революции, авторы сборника высказались за такую политику, которая связана не с внешними условиями жизни, а с внутреннем совершенствованием человека. «Вехи» акцентируют внимание на внутреннем духовном строе личности, на религиозных ориентирах. Осуждая атеистический социализм и революционность, они выступили за обновленное православие. Особую ценность, по их мнению, представляли идеи славянофилов.

    Вопрос 32

    Философия евразийства
    Это идейно-политическое и общественное учение, которое зародилось в 20-е – 30-е годы в русском зарубежье. Впервые оно заявило о себе выходом сборника «Исход к востоку». Его авторами и инициаторами движения стали: Савицкий, Трубецкой, Флоровский, Сувчинский и др. Евразийство представляет самобытную философию русской истории; в центре ее утверждение о том, что Россия – это особая страна, органически соединившая в себе элементы Востока и Запада. Евразия с ее географическими особенностями рассматривалась как основа хозяйственной и политической жизни народов в России, как сфера взаимопроникновения природных и социальных связей. Славянофилы, как и евразийцы, отрицательно относились к Петру 1, однако, в отличие от славянофилов, евразийцы делали акцент на восточно-«туранском» элементе русской культуры. Они подчеркивали положительное значение татаро-монгольского периода для государственного строительства и сохранения православных устоев перед идеалистической и военно-политической экспансией с Запада. Модель социально-политического устройства России – Евразии евразийцы надеялись внедрить мирным путем. Они намечали сохранить советскую систему государственного устройства с сильной гос. властью. В экономике намечалось обеспечить гармоническое сочетание частной и государственной собственности. В духовной жизни особая роль отводилась православию. В 20 году – раскол: левое крыло симпатизировавшее Сталину. С середины 30 годов евразийство как организованное движение прекратило свое существование. Значение: в нем проявилась мечта многих поколений русских мыслителей о воссоединении культур, церквей, о всеедином человечестве, сохраняющем национально-индивидуальные черты.

    Вопрос 33

    Развитие философии в СССР (Лосев, Тугаринов, Бахтин, Ильенков, Асмус)
    А.Ф. Лосев. Философ, историк философии и эстетики. Сфера интересов – античная философия , культура, эстетика и мифология. 2 периода творчества: 1)Годы молодости. 2)Поздние годы. Между ними – вынужденное молчание, связанное с обвинениями в воинствующем империализме и арестом. Мировоззрение Л. формировалось на основе глубокого интереса к учению Платона. Л. развивает русскую философию, традиции синтеза идеалистической диалектики и православия, воплощенных в идеи всеединства. В первый период Л. издает: «Античный космос и современная наука», «Философия имени», «Диалектика мифа». Главная среди них - «Философия имени». Л. показывает , что без слова и имени человек не общителен, не соборен. Словами именами пронизана вся культура, все человеческое бытие. Во 2 период Л. публикует такие работы: восьмитомная «История античной эстетики», «Эстетика возрождения», «В. Соловьев и его время». «История античной эстетики» - это по сути история античной философии. Л. показывает, что вся античная философия эстетична; однако по-иному отнесся Л. к культуре ренессанса (Возрождения). Он осудил ее за «человекобожие». Лжи «человекобожия» Л. противопоставляет «богочеловечество». Оно – идея постепенного подлинного восхождения человечества к идеальному мироустройству. В нем будут воплощены высшие заветы Бога человеку. Лосев в конце жизни считал себя сторонником идеи всеединства и цельного знания Соловьева. Он не отрицал влияние на свое мировоззрение философии марксизма, в первую очередь, материалистической диалектики. Однако он не принимал социально-политической стороны марксистского учения – насильственной революции, установления диктатуры. Он не принимал социализм тоталитарной системы, однако он верил в социализм гуманный, который должен сменить общество, основанное на индивидуализме. Коллективизм – это цель, к которой движется человечество. Но это будет такой коллективизм, который не подавляет личности. Индивидуализм, господствовавший в Европе, сделал свое дело. По Л. наступает новая эпоха подлинного единения людей.

    Вопрос 34

    Философия в переходном периоде России
    Переходный период начался в России в 1991 году, после распада СССР. Особенностями развития философии в этот период являются: 1)Происходит процесс пересмотра отношения к марксизму. Философы начинают отказываться от оценки марксизма как единственного верного учения, как высшего этапа в развитии мировой философии. По их мнению, марксизм – лишь одно из крупных и влиятельных ее течений. 2)Происходит изучение и издание работ по истории отечественной философии. Осмысливается ее роль и место в истории мировой философии. Впервые в России были изданы труды многих философов, репрессированных и высланных из страны. 3)Важное значение в философии приобретает компаративный анализ современной западной и восточной философии. Философы выделяют типы мышления, раскрывают тождества и различия философских культур, механизмы их взаимодействия. 4)В условиях глобальных проблем современности обострилась опасность для выживания человечества. Возникла потребность отказа от силы как средства решения конфликтов. В результате возник интерес к проблемам этики ненасилия. Особое значение приобрела проблема диалога философии. Прежняя марксистская традиция делала упор на роль конфликта, борьбы и негативно оценивала идею примирения. Современные поиски стабильности сопровождаются попытками обоснования примирения противоположностей: терпимости к инакомыслию. 5)В современных науках формируется новая концепция Вселенной как саморазвивающейся системы. Изучением общих закономерностей самоорганизации становления устойчивых структур в сложных системах занимается синергетика. Благодаря ей существенно изменились прежние представления о соотношении гармонии и хаоса. Оказалось, что хаос не является абсолютной противоположностью гармонии. Хаос – это переходное состояние от одного уровня упорядоченности к другому, более высокому типу гармонии. Решающим для судеб бытия является процесс усложнения и организованности. 6)В постсоветский период получило развитие такое направление исследований как философская логика. Оно возникло в результате сотрудничества логиков-философов и логиков-математиков. 7)Вычленяется такое направление исследований как политическая философия. Это особое направление исследований, располагающееся на пересечении философии и политической науки. 8)Философы остро обсуждают вопрос о месте России в общемировом цивилизационном процессе. Одни утверждают, что Россия самобытная евразийская цивилизация, другие – что она не является полноценной цивилизацией и ее необходимо включить в общемировую, главным образом в Европейскую. Получили распространение работы по социокультурной модернизации России.

    Вопрос 35

    Основные философские концепции 20 в.( экзистенциализм, феноменология, герменевтика, структурализм, философия науки)
    В 20 в. происходит новый поворот проблематики человека к теме его существования. В результате рождается экзистенциально-персоналистическая философия 20 в., корни экзистенциально-антропологического поворота уходят в 19 в. В этот период некоторые писатели и философы, например, Кьеркегор, сделали вопрос о человеке и его существовании главным вопросом размежевания с философией прошлого. Самые ранние по времени формы экзистенциализма 20 века это учения русских философов Бердяева и Шестого. После 1 мировой широкое распространение получил немецкий экзистенциализм. Его основатели Ясперс и Хайдеггер. Писатели и философы Сартр, Марсель, Камю представляют французскую ветвь экз. Центральная проблема экз. - это проблема жизнедеятельности и мироощущения человека в обществе, которое переживает глубокий кризис. Согласно экзистенциалистам, философия обязана помочь человеку найти свое Я, смыслы жизни в самых трагических ситуациях. Основными категориями человеческого бытия в экз. выступают: забота, покинутость, отчужденность, страх, ответственность, выбор, смерть и др. В экз. получило разработку учение о «пограничной» ситуации. Это предельное жизненное обстоятельство, в которое попадает человек, оказываясь перед лицом смерти, болезни. Такая ситуация ставит человека перед необходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать ту или иную форму поведения, ориентироваться на те или иные ценности и идеалы. В результате у него возникает чувство тревоги. Согласно Сартру основная установка экз. состоит в том, что существование человека предшествует его сущности. Это он поясняет в своей работе: «Экз. – это гуманизм». Из этого вытекает важное следствие: нет заданной человеческой природы. Никакая внешняя сила, никто, кроме данного индивида, не способен превратить его в человека; индивид должен сделать это сам, именно он несет ответственность, если его превращение в человека в подлинном смысле так и не состоится. Важнейшей характеристикой человеческого существования является свобода. Она выражается в возможности делать выбор. Со свободой теснейшим образом связана и ответственность человека; без свободы нет ответственности. Если человек не свободен, то он не отвечает за свои действия. Если он поступает свободно, он в ответе за последствия своих действий.

    Вопрос 36

    Философский смысл проблемы бытия
    Бытие – одна из важнейших категорий философии. Она выражает проблемы существования в ее общем виде. Рассмотрение бытия стало предметом особого раздела философии – онтологии (учение о бытие). Различают два значения термина бытие. В узком смысле слова, бытие – это объективный мир, существующий независимо от сознания. В широком смысле, бытие – это все существующее, включая существующие мира, человека, сознание. Впервые учение о бытие обособляется в философии элеатов. Парменид противопоставил бытие небытию. Мышление и бытие, по Пармениду, совпадают, следовательно, мир познаваем. В философии Платона истинным бытием объявляется бытие идей. Бытие материи, по Платону, это скорее небытие, т.к. оно лишено самостоятельного существования и проявляется как бытие только в форме вещей. В религиозной философии средневековья выделялись 2 формы бытия: Бога и сотворенной им природы. В отличие от бытия природы, бытие Бога – это абсолютно внепространственное и вневременное бытие; т.о. творящее и сотворенное выступают главными видами бытия в средневековой философии.

    Вопрос 37

    Философский смысл категорий движение и развитие
    Движение-это способ существования материи и духа. Движение представляет собой, согласно Энгельсу, изменение вообще. Материализм исходит из единства материи и движения. Движение не может существовать без материи, как и материя без движения. Движение несотворимо и неуничтожимо, оно не привносится извне. Импульс к изменению присущ самой реальности. Она есть причина самой себя. Поэтому движение сущего выступает как самодвижение.

    Движение многообразно. Энгельс различал следующие формы движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. Каждая последующая форма движения материи выступает как высшая по отношению к предыдущей. Высшая форма движения материи базируется на низших, но не сводится к ним. Каждая форма движения материи связана с определенным материальным носителем: механическая связана с движением тела, физическая - атомов, химическая – молекул, биологическая – белков, социальная – индивидов и соц. групп.

    Движение внутренне противоречиво. Оно есть единство изменчивости и устойчивости, движения и покоя. Моменты устойчивости проявляются в сохранении состояния движения, в форме равновесия явлений, а также относительного покоя.

    Развитие-это высший тип движения и изменения в природе и обществе, связанный с переходом от одного качественного состояния к другому, от старого к новому. Процесс развития связан с преобразованиями во внутреннем строении объекта, его структуре.

    Развитие представляет собой самодвижение объекта. Его источник заключен в самом развивающемся объекте. На предельно высоком уровне обобщения среди всех процессов развития традиционно различают две взаимосвязанные формы: эволюцию и революцию.

    Эволюция-это медленное, постепенное изменение в структуре объекта. Революция-это внезапные, резкие, скачкообразные изменения.

    Всякое развитие характеризуется определенной направленностью. Оно может быть прогрессивным, т.е. восходящим и регрессивным, т.е. нисходящим. Развитие материи и сознания, взятое в целом, представляет собой бесконечное движение по восходящей спирали. Это движение противоречивое, оно включает в себя и отступления, возвращение назад. Однако в целом оно отличается прогрессивной направленностью. Оно идет от простых форм к формам сложным, от систем примитивных, низших к системам высшим.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта