Главная страница

Мейер вещное право. От редколлегии


Скачать 2.87 Mb.
НазваниеОт редколлегии
АнкорМейер вещное право
Дата02.06.2022
Размер2.87 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаmejer_di_russkoe_grazhdanskoe_pravo.pdf
ТипРешение
#564438
страница11 из 76
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   76
(
В одних случаях закон довольствуется этой доверенностью
[204]
, в других требует письменной доверенности
[205]
, в третьих придает силу подписи за безграмотного лишь в тех случаях, когда она установленным порядком засвидетельствована
[206]
Наконец, законодательство наше указывает на действия,
которые не могут быть совершаемы неграмотными – или потому, что неграмотность свидетельствует о невысоком умственном развитии и незначительных знаниях, необходимых для совершения данного действия,
или потому, что данное действие непосредственно предполагает грамотность. Так, закон прямо запрещает
неграмотным быть поверенными в общих судах
[207]
. –
А. Г.)
VIII.
Религия. Некоторые юридические учреждения состоят в тесной связи с религией и определяются сообразно ее догматам, так что права обусловливаются именно религией, которую исповедует лицо, и естественно, что по различию религии эти права различны. В области гражданского права таким учреждением представляется брак – учреждение по преимуществу религиозное, но которое обыкновенно относят к области гражданского права. Религиозные догматы относительно брака по различию религий, даже по различию исповеданий одной и той же религии, не одинаковы: например, христианская религия запрещает многоженство,
а религия магометанская допускает его; или, например, христианская религия греко-российского и католического исповедания запрещает браки христиан с нехристианами, а христианская религия исповедания лютеранского и протестантского допускает браки христиан с магометанами и евреями и т. д. Законодательство обращает внимание на это различие религиозных догматов и, следуя им, различно определяет брачное право граждан, смотря по тому, к какой церкви они принадлежат.
Впрочем различие исповедания отражается только на установлении и прекращении брака и оказывает влияние на религию детей, но не касается прав, возникающих из брачного союза, в особенности чуждо имущественным правам супругов – тем правам, которые преимущественно, по нашему мнению даже исключительно,
составляют предмет гражданского права. Но иногда законодательство произвольно обусловливает права граждан вероисповеданием и таким образом искусственно связывает с религией учреждения, не имеющие с ней естественной связи. Это объясняется тем, что во всех почти государствах вероисповедание большинства граждан считается господствующей религией, а прочие вероисповедания только терпимы, и обыкновенно последователи господствующей религии притязают на преимущества перед диссидентами. Особенно в государствах Древнего мира приписывали религиозным убеждениям чрезвычайно важное влияние на права:
большей частью каждый народ считал только свою веру путем к спасению и не признавал иноверцев равными себе, отсюда являлось требование, чтобы иноверцы или вовсе не имели прав, или же только – самые малые.
Христианская религия во многом смягчила это пренебрежение к иноверцам. Правда, и у христиан мы встречаем убеждение в необходимости различия прав по различию веры; и христиане страшно преследовали иноверцев;
но эти явления, не соответствующие духу христианской религии, показывают лишь, что только постепенно,
мало-помалу дух ее пронизывает собой человеческую природу, а вовсе не отрицает влияния христианства на изменение понятия о связи религии со способностью к правам, ибо по мере того как уясняется существо учения
Христа, исчезает пренебрежение к иноверцам, и понятие о слабости связи религиозных верований человека с его достоинством гражданина все более и более получает силу в действительности. Однако полного господства это понятие еще не достигло; до сих пор дошли только до терпимости всех вероисповеданий, но не до равенства их, ибо почти в каждом государстве одно какое-либо вероисповедание считается господствующим, и это господство отражается на правах граждан.
(
Обращаясь к тем ограничениям, которые установлены нашим законодательством ввиду принадлежности лица к данному вероисповеданию, мы остановимся лишь на главнейших из них. Одни из этих ограничений касаются всех нехристианских исповеданий. Лица этих исповеданий не могут вступать в брак с православными и католиками, с лютеранами же могут сочетаться браком одни язычники
[208]
; не вправе они ни усыновлять христиан, ни быть усыновленными христианами; не распространяется на них также право узаконения последующим браком
[209]
Не могут они, далее, производить торговлю иконами, крестами и прочими предметами чествования христиан
[210]
Если к ним по наследству, завещательному или законному, перейдут освященные предметы благоговения православной церкви, то они обязаны в шестимесячный срок со дня вступления в наследство передать эти предметы в руки православных или в православную церковь
[211]
. –
А. Г.)
Из лиц, принадлежащих к отдельным вероучениям, заслуживают внимания раскольники и евреи. Что касается раскольников, то они не могут вступать в брак с православными
[212]
и усыновлять православных
[213]
; они могут быть устранены от свидетельства под присягой по производящимся у земских начальников и городских судей делам лиц, обратившихся из раскола в православие
[214]
, и т. п. Относительно евреев надо заметить, что законодательство отмечает два неразрывно связанных признака принадлежности лица к числу евреев:
племенной, т. е. семитическое происхождение, и вероисповедный, т. е. исповедание талмудического вероучения. Соответственно этому и главнейшие ограничения евреев в области гражданских прав двояки –
одни общие с другими нехристианами и отчасти с раскольниками (отвод от свидетельства), другие же касаются исключительно их и направлены против некоторых племенных особенностей. Основные ограничения относятся к праву передвижения: отведена известная черта оседлости, т. е. указаны губернии, в городах и местечках которых евреи могут постоянно жить, но вне этих губерний, вне черты оседлости, пребывание их возможно лишь при известных условиях. Евреи в черте своей оседлости не могут в уезде, а в девяти западных губерниях –
и в городах и местечках, приобретать недвижимые имущества покупкой или с публичного торга, по давности
(
разве бы срок ей истек ранее 3 мая 1882 г. – А. Г. ), брать в залог, аренду и управление, приобретать же по наследству могут, но в течение шести месяцев должны их продать
[215]
Вне черты оседлости евреи могут или временно пребывать, или по исключению пользоваться оседлостью. Пребывая там временно, они могут совершать юридические действия, точно в законе указанные (принятие наследств, отыскание права собственности и т. д. – А. Г.)
[216]
Пользоваться же там оседлостью могут лишь евреи, имеющие ученые степени, купцы первой гильдии и ремесленники; тут все гражданские права за ними признаются лично, но не распространяются на их жен и детей
[217]
Примечания:
[195]
Ст. 210.
[196]
Ст. 1105.
[197]
У. г. с., ст. 373, п. 1, 667.
[198]
Ст. 156 1
, 156 3
, 156 7
[199]
У. г. с., cт. 373, п. 1; 667, п. 1.
[200]
Там же, cт. 371.
[201]
У нас есть много названий для лиц, связанных между собой родством и свойством, но названия эти чисто народные. Вместе с тем понятие о практическом значении родства и свойства сильно привилось нашему юридическому быту и составляет неотъемлемое достояние целого народа. Но народное воззрение не знает счета родства и свойства; поэтому и мы можем не обращать внимания на различные народные названия родственников и свойственников.
[202]
Ст. 1120.
[203]
Ст. 2322. В некоторых местностях существует обычай, что безграмотные взамен подписи ставят кресты.
Но в крестах не проявляется почерк; поэтому нет ручательства, что именно то лицо поставило кресты, а не другое. Или в других местностях есть обычай, что полномочие сопровождается подачей руки, отчего и в подписи выражаются таким образом: «По рукоданной просьбе такого-то подписал такой-то». Но подача руки,
как и слово, также не оставляет следа.
[204]
Нот. пол, cт. 113; ст. 1053, 1048.
[205]
Ст. 185.
[206]
Ст. 8, прил. к ст. 708, 1562, 1686, 2111; У. в., ст. 8.
[207]
У. г. с., cт. 246.
[208]
Ст. 37, п. 7; 85.
[209]
Ст. 144 1
, 148.

[210]
Устав о предупреждении и пресечении преступлений (У. пр. пр.), т. XIV, cт. 107; Собрание узаконений и распоряжений Правительства (С. уз.), 1885, 15 января, № 30, ст. 253.
[211]
Ст. 1188-1190.
[212]
Ст. 33.
[213]
Ст. 148, пр.
[214]
Пр. произв., cт. 60, п. 5.
[215]
З. сост., cт. 959.
[216]
Устав о паспортах и беглых (У. пасп.), т. XIV, ст. 283.
[217]
Там же, cт. 17. (По принадлежности к известному племени, а также в связи с исповеданием известной веры ограничены в области гражданских прав также поляки, или, как закон их называет, «лица польского происхождения». Племенной признак – их принадлежность к польской национальности, вероисповедный –
исповедание католической веры. Ограничения этих лиц касаются исключительно прав на недвижимое имущество и вызваны желанием упрочить русский землевладельческий элемент в Западном крае. Поляки могут приобретать недвижимые имения в собственность в названном крае лишь по праву законного наследования и путем предварения наследования, т. е. получения непосредственно от наследодателя того, что перешло бы к лицу по закону по его, наследодателя, смерти, а именно – путем завещания, дарения, выдела, приданого.
Запрещается этим лицам также принимать имения в залог, ибо право залога, при известных условиях, может обратиться в право собственности. Наконец, согласно цели закона, не дозволяется этим лицам заключать какие-либо условия о продлении срока аренды свыше 12 лет (см. также: ст. 1 и 2, прил. к ст. 698). – А.Г.)

IX.
Состояние. Обыкновенно одного человеческого достоинства недостаточно для того, чтобы быть субъектом всех прав, предоставляемых физическому лицу, а для этого нужно достоинство гражданина: сколько известно,
все законодательства понятие о физической личности дополняют понятием о принадлежности человека государству, и только гражданам вполне предоставляют права, свойственные физической личности. Но некоторые законодательства идут еще далее: разделяют всех граждан на сословия и каждое одаряют особыми правами, так что каждый гражданин принадлежит к тому или другому сословию и сообразно этому является субъектом тех или других прав. Точно так поступает и наше законодательство: оно разделяет всех русских граждан на четыре сословия: дворянство, духовенство, городских и сельских обывателей – и каждому предоставляет особые, более или менее отличные, права
[218]
Поэтому можно сказать, что в нашем юридическом быту понятие о физической личности дополняется понятием о сословии, состоянии.
Однако нельзя сказать, что влияние сословия на права физического лица так же естественно, как естественно,
например, влияние пола, возраста, здоровья, ибо в основании самого разделения граждан на сословия лежат исторические условия, а не природа человека. И напрасно пытаются иные представить деление граждан на сословия общечеловеческой необходимостью, напрасно пытаются различие прав по состоянию свести к человеческой природе: она не знает неравенства прав, а представляет только неравенство людей по их силам,
способностям, понятиям – неравенство, не имеющее никакой логической связи с неравенством прав по состояниям. Не природа человека, а исторические условия развития гражданских обществ создают сословное различие граждан, а в основании этого различия лежит различие занятий. Так, дворянство наше возникло из класса лиц служилых, и след его происхождения сохраняется до настоящего времени в том, что дворянство приобретается, между прочим, службой и что государственная служба лежит преимущественно на дворянском сословии. Духовенство образовалось из лиц, посвятивших себя богослужению. Да и в настоящее время духовенство является сословием, в котором понятие о состоянии совпадает с понятием о звании, занятии: лица,
принадлежащие к духовенству, занимают священно- и церковно-служительские должности. Сословие городских обывателей возникло и состоит из лиц, занимающихся городскими промыслами; сословие сельских обывателей – из лиц, занимающихся сельскими промыслами. Тесная связь между занятием и состоянием в двух последних сословиях еще очевиднее, еще осязательнее. Необходимо сказать, однако же, что в области гражданского права состояние ныне не оказывает более значительного влияния на права физического лица. Так,
исключительные права дворянства в сфере гражданского права ограничиваются одним правом учреждать заповедные имения и владеть ими
[219]
Духовенство подлежит особым определениям в отношении к браку; но имущественные права этого сословия не имеют резких особенностей. (Сословию городских обывателей законодательство уже не присваивает исключительного права торговли, оно предоставляется всем гражданам.
Только имущественные права сельских обывателей отличаются весьма резкими особенностями: крестьяне живут под господством обычного права, имеющего мало общего с правом писанным. Ограничения же,
касающиеся крестьян, весьма малочисленны, например, безземельные крестьяне не могут обязываться векселями
[220]
. –
А. Г.)
X.
Звание, занятия по званию. В нашем юридическом быту, как было сказано, различные занятия граждан образовали различные сословия, и оттого влияние звания на права физического лица наше законодательство значительно исчерпывает влиянием состояния. Но все-таки встречаются еще в законодательстве видоизменения прав физических лиц по различию их званий (должности, занятия или промыслы. – А. Г.), независимо от состояния. Так, есть много особых определений, устанавливающих юридические отношения лиц военного звания, например, определения о совершении актов лицами военного звания во время похода
[221]
, о
совершении духовных завещаний в военном госпитале
[222]
, о поклаже, совершаемой лицами военного звания
[223]
, о закладе вещей нижними воинскими чинами
[224]
и т. д. Все эти особенности в правах лиц военного звания вызваны особенностями их служебного занятия. Особое значение в прежнее время придавали военному званию в смысле влияния на права физического лица, и только в новое время изменилось общественное мнение относительно этого предмета. Так, в прежнее время считался необходимостью особый военный суд для разбирательства всех дел, касающихся военного человека; в новое время наука дошла до того результата, что и лица военного звания должны подлежать общему суду, кроме тех только случаев, когда нарушается закон, касающийся отношений, исключительно связанных со званием военного человека
[225]
Или,
например, независимо от состояния, законодательство полагает различные ограничения в имущественных
правах карантинных, таможенных, горных и других чиновников и т. д. Все это подтверждает высказанную нами мысль, что и само звание, должность или род занятий состоят в тесной связи со сферой гражданского права и оказывают известное влияние на имущественные права физического лица.
XI.
Гражданская честь
[226]
Известное влияние на права физического лица оказывает гражданская честь. Не в том смысле, что честь предоставляет какие-либо права, – законодательство предполагает всех граждан одинаково честными, пока они не заявят себя иначе. А в том, что бесчестье лица влечет за собой известное ограничение в правах. Под гражданской честью мы разумеем признание человеческого достоинства лица и обращение с ним соответственно этому достоинству. Если какие-либо права тесно связаны с человеческим достоинством, то, конечно, они не должны быть предоставляемы такому лицу, поведение которого не согласуется с человеческим достоинством. Например, свидетельство соединено с признанием в лице человеческого достоинства: если призывают лицо в свидетели, то по убеждению, что оно скажет правду, не покривит душой. Но если лицо поступками своими лишилось доверия, то и законодательство может лишить его права свидетельствовать.
Но что именно нарушает человеческое достоинство? Это можно определить и отвлеченно. Но отвлеченное определение может прийти в столкновение с общественными понятиями, а законодательство не может совершенно отрешиться от условий юридического быта и не может поэтому определить юридические последствия бесчестья сообразно отвлеченному понятию о чести. Лучше всего законодательству руководствоваться теми понятиями, которые господствуют в действительности. Но из этого не следует еще, что законодательство должно раболепствовать перед общественными понятиями; задача законодательства, между прочим, та, чтобы водворять в обществе истинные понятия, и потому, если оно усмотрит, что понятия общества недостаточны, уродливы, то не нужно следовать им, а указать истинные понятия. И так действительно иногда поступает законодательство. Например, наше законодательство давно уже объявляет взяточничество преступлением и преследует его карой, тогда как еще очень недавно в обществе взяточники не только были терпимы, но очень часто пользовались даже почетом. Важно, однако, сказать, что наше законодательство не возводит понятие о чести в степень самостоятельного учреждения, как это мы встречаем в римском праве и на его основании – во многих законодательствах Западной Европы, а только в отдельных определениях указывает случаи, когда наступает бесчестье и последствия, с ним связанные.
Но обобщая эти определения, мы можем разделить бесчестье на официальное и фактическое. Официальное бесчестье наступает по определению суда или как последствие другого наказания за нарушение какого-либо закона, или как самостоятельное наказание. У нас лишение доброго имени обыкновенно является последствием других наказаний: оно сопровождает все наказания, заключающиеся в лишении прав состояния или в лишении особенных прав и преимуществ, и состоит в лишении прав на занятие общественных должностей, права быть свидетелем, третейским судьей, поверенным
[227]
Значение фактического бесчестья определяется законодательством, но наступает без определения суда, вследствие одной гласности порока, отчего и можно назвать это бесчестье фактическим. Например, законодательство определяет, что лица, подверженные явным порокам, не могут быть избираемы в опекуны
[228]
; не требуется, чтобы лицо судилось за пороки и было приговорено к лишению чести, а достаточно, что если лицо явно предано порокам, общественное мнение заклеймило человека и он уже не может быть назначен опекуном.
Вот главнейшие отношения, естественно или искусственно связанные с имущественными правами физического лица. В других сферах права принимаются в соображение еще и другие естественные отношения: например,
отношения семейственные, рост имеет значение по отношению к воинской повинности; но по отношению к сфере гражданского права он не имеет никакого значения. Точно так же природный язык, на котором говорит лицо, мог бы быть связанным с правами физического лица, но ему не придается значения; правда, в известных случаях допускается официальное употребление природного языка, а в других не допускается; но это не значит еще, что природный язык лица оказывает влияние на права; они не зависят от того, что природный язык лица именно тот, а не другой. Могут быть приняты в соображение и другие свойства и отношения физических лиц.
1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   76


написать администратору сайта