Главная страница

От Руси удельной к Московскому государству. Конец XIII – XV вв. Европейское средневековье. история кр. От Руси удельной к Московскому государству. Конец xiii xv вв. Европейское средневековье


Скачать 44.71 Kb.
НазваниеОт Руси удельной к Московскому государству. Конец xiii xv вв. Европейское средневековье
АнкорОт Руси удельной к Московскому государству. Конец XIII – XV вв. Европейское средневековье
Дата31.03.2023
Размер44.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория кр.docx
ТипКонтрольная работа
#1029031
страница1 из 3
  1   2   3

Контрольная работа

По дисциплине: история

На тему: От Руси удельной к Московскому государству. Конец XIII – XV вв. Европейское средневековье

2021г

Оглавление

Глава 1. Средневековье: понятие, содержание, варианты периодизации, дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории.

Глава 2. Формирование централизованных государств в Европе.

Глава 3. Сословно-представительная монархия как форма правления в средневековом государстве.

Глава 4. Борьба Руси за независимость против шведских и немецких феодалов в XIII в.

Глава 5. Образование монгольской державы. Русь в составе Золотой Орды: характер взаимоотношений и проблемы взаимовлияния.

Глава 6. Московская Русь: предпосылки, этапы и особенности процесса образования единого государства.

Задания для самостоятельной работы

Глава 1. Средневековье: понятие, содержание, варианты периодизации, дискуссия о феодализме как явлении всемирной истории.

Средневековье – это период мировой истории, охватывающий время формирования и развития феодализма, пришедшему на смену рабовладению. Однако нижняя и верхняя его границы не являются одинаковыми для всех стран. В Западной и Центральной Европе они охватывают время с V по XVII вв., то есть с момента падения Римской империи и до английской буржуазной революции 1640 г. На Востоке не могло быть таких чётких хронологических рамок Средневековья по той причине, что развитие обществ и государств там происходило медленно, с сохранением значительных традиционных форм вплоть до XIX в. Хотя, если за главный критерий Средневековья считать феодализм, то на Востоке он возник гораздо раньше, чем в Западной Европе, то есть ещё во II в. Это даёт основание говорить, что и Средневековье на Востоке началось гораздо раньше, чем в Европе. Но и верхняя его граница для Запада оказалась нетипичной, слишком размытой. Что же касается России, то для неё Средневековье началось с большим опозданием, то есть только в X-XI вв., когда на Западе уже происходил переход к классическому, зрелому Средневековью. Тем не менее закончилось оно в нашей стране, приблизительно, как и на Западе, в конце XVII в. Но и после этого, как и на Востоке, вплоть до 1861-1917 гг. оставались в незыблемости многие черты Средневековья. К ним относились такие его атрибуты, как крепостничество, самодержавие, помещичье землевладение, крестьянская община, сословное деление общества. И если на Западе конец Средневековью окончательно был положен буржуазно-демократической революцией в Англии, то в России даже Февральская 1917 г. революция оказалась неспособна решить задачи буржуазно-демократических преобразований и потребовались ещё Октябрьская социалистическая революция 1917 г. и сталинский «Великий перелом» 1929-1937 гг., чтобы окончательно покончить с пережитками средневековья. При этом бороться с ними приходилось с применением всё того же средневекового насилия по отношению к инакомыслию.

Поэтому среди историков нет единого мнения по отношению к понятию «Средние века». Например, известный востоковед Л.С.Васильев считает, что оно действительно более подходит для Европы. Традиционные общества на Востоке и в России не поддаются периодизации по тем классическим меркам, которые применяются европейскими историками. К тому же многие из них уже ведут отсчёт средневековой эпохи с Великого переселения народов и до Великих географических открытий, то есть значительно понизив во времени нижний и верхний её пределы, что ещё больше делает неприложимым их к истории Востока и особенно России. Не может быть каких-либо шаблонов, по которым следует изучать историю той или иной страны. В каждой из них был и остаётся неповторимый код развития, но в то же содержащий и общие закономерности, характерные для эволюции всего человечества. Например, все народы мира прошли через период феодализма, но насколько различны были формы и способы его зарождения и развития в региональном или даже в страноведческом отношении.

Периодизация средних веков.

Хронологически эпоху средневековья в Европе можно условно разделить на три этапа.

1. Раннее средневековье или средневековая архаика (рубеж 4-5 веков – до середины или конца XI века, примерно до начала крестовых походов).

Средневековая архаика включает в себя два пласта словесности: устная литература и письменная литература.

Устная словесность: народно-эпическая поэзия, архаические дохристианские эпосы кельтов и скандинавов (ирландские саги). Сочинения анонимны. Элемент христианизации невелик, т.к. это стадиально более ранние, дохристианские памятники словесности.

Письменная литература: патристика, сочинения отцов церкви – духовная литература, созданная в монастыре клиром (духовенством). Авторство, как правило, известно.

2. Зрелое средневековье или средневековая классика (конец 11 века – середина 15 века, падение Константинополя в 1453, когда знание с Востока хлынуло на Запад; в Италии – до середины 14 века).

Опять же два пласта: устный и письменный.

Устный пласт: народно-эпическая поэзия – национальные героические эпосы (Песнь о Роланде, Песнь о Нибелунгах). Сочинения анонимны.

Письменный пласт более обширный и дифференцированный.

1. Религиозная духовная литература. Авторская. Божественная комедия примыкает сюда.

2. Куртуазная (придворная) литература – лирика и рыцарский роман. Авторы как правило известны.

3. Городская литература – в основном сатирическая, фарсы, фаблье. Сюда относится Вион, опосредованно можно судить по работам Бокаччо. Сочинения в основном анонимны. В рамках городской культуры происходит и становление средневекового театра, который выходит из храма на городскую площадь и часто сопровождает праздники.

3. Позднее Средневековье или Ренессанс. Хронология разнится в зависимости от национальной культуры: Италия (середина 14 века, начиная с Великой Европейской чумы 1348-1350 гг. – начало 16 века; с Петрарки до Макиавели); Англия, Франция, Нидерланды и Испания (середина 15 – весь 16 век), 17 век – последний в Европе кризис ренессансных идеалов, так называемый трагический гуманизм Шекспира и Сервантеса.

Литература авторская, анонимных сочинений практически нет – только в театре остаётся традиция анонимности.

Термин «феодализм» получил своё распространение лишь накануне Французской революции XVIII в. Он означал тот старый порядок, связанный с сохранением абсолютной монархии и привилегированного положения дворян феодалов. Феодализмом назывался тогда общественный строй, в основе которого находилось понятие «феод». Феод – это населённое крестьянами земельное владение пожалованное господином – сеньором (по латыни – старшим), своему вассалу – зависимому человеку, обязанному за владение феодом служить своему покровителю. Однако переход к феодальному землевладению в разных регионах был принципиально различен, осуществляясь по трём основным направлениям.

Первое означало непосредственную трансформацию рабовладельческих государств в феодальные. Такой путь общественного развития был характерен для Китая, Индии и Византии, начиная со II века

Второе происходило на основе синтеза разлагавшихся первобытнообщинных и разрушавшихся рабовладельческих отношений в ходе расселения варварских племён и народов на территориях бывших рабовладельческих государств. Так формировался феодализм в Западной Европе, на Ближнем Востоке и североафриканском побережье Средиземного моря.

Третьехарактеризовалось образованием феодальных отношений на стадии разложения первобытнообщинных отношений при отсутствии рабовладельческой составляющей вследствие её экономической неэффективности. Таковым был генезис феодализма у восточных славян Поднепровья и монголо-татарских племён.

Соответственно все эти три типа генезиса феодализма в разных частях земного шара приводили к неодинаковой степени его зрелости. Наиболее органично феодальные отношения развивались в Западной Европе, вырастая из самих экономических условий существования крестьян, средних и крупных земельных собственников. Королевская власть главным образом выступала в качестве регулятора в отношениях между ними, будучи верховным собственником всей земли в государстве. Влияние римских частнохозяйственных традиций и благоприятные природно-климатические условия способствовали быстрому развитию индивидуальных форм землевладения, из которых вырастала система вассалитета. Сельская община становилась сообществом частных владельцев пахотных и приусадебных участков, передаваемых по наследству. В XI в. европейский феодализм вступил в стадию своей зрелости.

Но уже другим был феодализм на Востоке, в котором преобладало не экономическое, а политическое начало, связанное с патерналистской деятельностью государства. В основу восточного типа феодализма лёг классический тип китайского феодального имперского правления. Для него было характерно жёстко централизованное феодальное государство с разветвлённым бюрократическим аппаратом. Землевладение включало в себя государственный земельный фонд с императорскими поместьями, служебное (пожизненное) и частное (наследственное) землевладение, коллективную крестьянскую собственность в общинах с частным землепользованием. Слабое развитие института частной собственности на землю не способствовало становлению системы вассальных отношений, подобной европейской.

На Руси и в России мощным катализатором формирования феодальных отношений также было государство: вначале Киевское, затем Московское и, наконец, Петербургское. Частное (вотчинное) землевладение всегда находилось под мощным прессом государственной аграрной политики, как того требовали политические и социально-экономические условия существования русского социума. Без такой же патерналистской государственной политики, как и на всём остальном Востоке, Русь-Россия попросту перестала бы существовать, неспособная адекватно отвечать неблагоприятным вызовам истории. Поэтому не случайно с распадом государства и установлением удельного феодального порядка она оказалась под монголо-татарским игом. И хотя именно в этот межгосударственный период в ней стали зарождаться вассальные отношения, подобные западноевропейскому аналогу, но по мере возрождения русской государственности в её жёстко централизованной форме, князья и бояре стали утрачивать былую политическую и экономическую автономность. Процесс этот был достаточно объективный и закономерный. Оказавшись под гнётом золотоордынского ига феодалы должны были из двух зол выбирать меньшее, то есть становиться верноподданными великому князю Московскому. Это вытекало из самой потребности выживания страны в тех условиях и какой-либо альтернативы в них не существовало.

Но и в домонгольский период (1132-1237 гг.) феодальные отношения коренным образом отличались от западноевропейских благодаря тому обстоятельству, что русское крестьянство находилось в процессе сельскохозяйственного освоения Восточно-Европейской равнины и вело подвижный образ жизни. По этой причине княжеские и боярские вотчинники часто не могли установить над крестьянским хозяйством экономический контроль и завести полноценное феодальное хозяйство с барщинной запашкой, так как имели дело не столько с крестьянством, сколько с общинной территорией, причём последняя постоянно меняла свои очертания в ходе сельскохозяйственной колонизации. При наличии больших пространств, незанятых ещё никем земель, всегда сохранялась возможность сняться с утратившего продовольственное значение места и основать новые починки за 50-100 вёрст в северном и восточном направлениях от прежних общинных деревень. Этот был объективный процесс, который на тысячу лет раньше переживала и Западная Европа. Он не позволял заводить полностью оседлое мелкое и крупное земледелие с более интенсивной хозяйственной деятельностью. Все силы тогда уходили на борьбу с лесом. Но лес и защищал крестьян от многочисленных врагов, как внешних, так и внутренних. Лесное подсечно-огневое земледелие медленно уступало место полевому хозяйству. Только в 1497 г. в связи с образованием единого централизованного государства и завершением в основном сельскохозяйственной колонизации Великорусской равнины Иван III, наконец, решил, что пришла пора издать закон о «Юрьеве дне», закреплявший крестьян за вотчинами на срок одного сельскохозяйственного года. Однако уже в 1550 г. Судебник Ивана IV существенно осложнил ежегодные «переходы» тем, что была повышена арендная плата за землю («пожилое»). Затем в 1881 г был принят указ о «заповедный летах», которыми вводился мораторий на «Юрьев день». И, наконец, с 1592 г. начало действовать установление об «урочных годах», разрешавшее пятилетний сыск беглых крестьян. Так государство последовательно превращало некогда свободных крестьян в крепостных, которые оказались гораздо более зависимыми от феодалов, чем крепостные в Западной Европе.

Процесс закрепощения крестьян происходил одновременно с конфискацией земли у опальных князей и бояр и наделением ею дворян по месту их государственной службы. Это означало, что наряду с частнохозяйственным землевладением в Московской Руси, по сути, установился режим государственного феодализма, который утратил свою регулирующую функцию во взаимоотношениях между помещиками и их крестьянами только в связи с отменой крепостного права в 1861 г.

Из всего сказанного выше видно, что русский феодализм существенно отличался от западноевропейского. По этому поводу в исторической науке часть учёных считает, что феодализма на Руси не было вообще и, что он существовал лишь в Западной и Центральной Европе. Другие историки, также находят лишь отдельные черты феодализма в других регионах мира, но полагают, что и в таком виде представлял обязательную стадию развития в истории народов. Ещё более определённо на сей счёт высказываются учёные-марксисты, рассматривающие феодализм как социально-экономическую формацию, предшествовавшую капитализму. Однако формационное объяснение истории возможно лишь применительно к Западной Европе. Во всех же остальных регионах мира развитие имело более широкий и менее выраженный цивилизационный подтекст. Это означало, что чем дальше на Восток, тем меньше было феодализма. Так, если феодализм на севере Франции принять за «1», то уже в Польше, говоря условно, коэффициент феодализма равнялся «0,5», а в Московской Руси он возможно составлял не более 0,2% от классического варианта.

Глава 2. Формирование централизованных государств в Европе.

XIV-XV вв. в европейской истории ознаменовались нaчалом перехода от феодальной раздробленности к крупным, преимущественно, однонациональным государствам. Одновременно происходило становление сословногo строя, складывалась система сословного представительства. Процесс образования централизованных государств связан с именами жѐстких и жестоких правителей: Людовика XI во Франции, Генриха VIII в Англии, Филиппа II в Испании.

Причины:

- феодальная раздробленность тормозила развитие торговли и складывание единого национального рынка;

- грабежи и междоусобные войны подрывали экономику;

- растущие города требовали страны;

- королевская власть стремилась подчинить себе удельных феодалов и образовать единое национальное государство.

Общими задачами были: укрепление власти правителя, преодоление феодальной раздробленности, борьба с внешними врагами, решение религиозных проблем.

Общими чертами централизации были: развитие производительных сил, прежде всего, сельского хозяйства и ремесла, рост и усиление роли городов как центров ремесла и торговли, а также установление экономических связей между различными районами страны, развитие товарно-денежных отношений и, как следствие этого, обострение классовых противоречий.

Для Европы в процессе централизации была характерна борьба с феодалами городов и отвоевание самоуправления. Рост богатства городов, организованности горожан привели к обострению противостояния между ними и феодалами, которые пытались сохранить свою власть и, главное, возможность облагать гoрожан повышенными налогами. Короли в данной ситуации выступали арбитрами в возникавших конфликтах, увеличивая свое влияние. Однако нередко интересы горожан толкали их на противостояние королевской власти. Постепенно сложилась новая система управления расширявшимися королевскими землями. Прекратилась практика их передачи подданным королей "за службу". Был принят принцип неотчуждаемости домена, т. е. королевские владения не могли быть разделены между несколькими наследниками монарха. Началось формирование прослойки администраторов, чиновников, судей, состоящих на службе у короля (далеко не все они были выходцами из среды аристократии), получающих за выполнение своих обязанностей оплату. Впоследствии они составили костяк аппарата государственного управления, не связанного с феодальной знатью и преданного лично монарху.

Франция

Собирание всех французских земель под своей властью стало главной целью политики Людовика XI, который справедливо считается одним из самых выдающихся французских королей. Его правление подводит черту под историей феодальной Франции и начинает историю Франции абсолютистской.

На пути развития Франции стояли крупные феодалы, которые в XV в. представляли собой значительную силу. Они препятствовали ее объединению. Возглавлял эти силы герцог Бургундский Карл Смелый. Единое государство было необходимо для борьбы с внешней опасностью, а основой его могущества являлась королевская казна и армия.

На заключительном этапе борьбы многие союзники Карла получали финансовую помощь от короля. Поэтому они все постепенно стали переходить на его сторону. Французское королевство крепло, постепенно включало в свой состав прежние независимые герцогства. Людовик использовал разнообразные способы для объединения Франции. После окончания Столетней войны (1337–1453), наряду с применением военной силы, стали часто использоваться дипломатические приемы. Людовика XI нередко называют родоначальником современного дипломатического искусства. В борьбе за расширение своих владений Людовик прежде, чем доводить дело до военного столкновения, часто прибегал к переговорам, в ходе которых применял различные хитрости и интриги, не останавливаясь перед подкупом, обманом и вероломством.

Англия

Английский король Генрих VIII в процессе централизации государства безжалостно расправлялся как с политическими противниками, так и с друзьями. Первые 20 лет правления он был занят, в основном, внешнеполитическими вопросами. Генрих VIII заложил основы абсолютной монархии и разработал главные принципы «равновесия сил» в международных делах, но во всех делах действовал деспотическими методами. Он ликвидировал католическую церковь и основал англиканскую, объявив себя ее главой. Король конфисковал имущество монастырей в отместку за то, что Папа запретил ему развод. В результате основная масса крестьян в Англии добилась личного освобождения.

Складывание единых, централизованных государств в Испании и Португалии происходило в условиях завершения реконкисты. Реконкиста- отвоевание коренным населением Пиринейского полуострова в 8-15 вв. территорий, захваченных арабами (точнее маврами). В результате реконкисты к концу XIII в. в руках у арабов оставались только незначительные владения на юге Испании – Гранадский эмират со столицей Гранадой.

Таким образом, в процессе образования централизованных государств создавались единые органы государственного управления, единые своды законов и постоянные армии.

  1   2   3


написать администратору сайта