Главная страница
Навигация по странице:

  • Методика «Графический диктант» Эльконина Д.Б.

  • Игры и упражнения

  • отчет. ОТЧЕТ ОБ УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКЕ. Отчет об учебной (ознакомительной) практике 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование


    Скачать 464.64 Kb.
    НазваниеОтчет об учебной (ознакомительной) практике 44. 03. 02 Психологопедагогическое образование
    Анкоротчет
    Дата11.01.2022
    Размер464.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОТЧЕТ ОБ УЧЕБНОЙ (ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ) ПРАКТИКЕ.docx
    ТипОтчет
    #328451
    страница2 из 2
    1   2

    Методика «10 слов» А.Р. Лурия.
    Целью данной методики является оценка состояния слуховой памяти на слова, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания.

    Стимульный материал теста «10 слов» представляет собой словесный ряд, предлагаемый детям для запоминания и состоящий из несвязанных между собой слов.

    Проведение методики нуждается в соответствующей обстановке. В комнате не должно быть посторонних разговоров. Испытуемому предлагают запомнить 10 слов.

    Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно, когда кончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?»

    Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Затем экспериментатор продолжает инструкцию.

    Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без каких-либо инструкций. Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними.

    После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т.е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит воспроизвести эти слова.

    Методика «Графический диктант» Эльконина Д.Б.
    Методика «Графический диктант» разработана Элькониным Д.Б.

    Цель: данная методика позволяет выявить умение ребенка выполнять задания взрослого, воспринимаемые на слух, а также возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по воспринимаемому образцу.

    Инструкция: Для проведения методики ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем друг под другом четырьмя точками.

     Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора.

     «Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам».

     При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1–1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается.

    «Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам».

     «Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам».

     «Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам».

    Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:

     4 балла – точное воспроизведение узора (неровность линии, «грязь» не учитываются);

    3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;

    2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок;

    1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором;

    0 баллов – отсутствие сходства.

    За самостоятельное выполнение задания оценка идет по каждой шкале. Таким образом, ребенок получает 2 оценки за каждый узор, колеблющиеся от 0 до 4 баллов. Итоговая оценка за выполнение диктанта выводится из суммирования минимальной и максимальной оценки за выполнение 3 узоров (средняя не учитывается). Аналогично подсчитывается средний балл за самостоятельную работу. Сумма этих оценок дает итоговый балл, который может колебаться от 0 до 16 баллов. В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:

    0–3 баллов – низкий;

    3–6 баллов – ниже среднего;

    7–10 баллов – средний;

    11–13 баллов – выше среднего;

    14–16 баллов – высокий.


    Игры и упражнения
    Для реализации цели были подобраны следующие серии игр и игровых упражнений, предложенные Л. Вагуриной «Я начинаю учиться», И. Ю. Матюгиным «Школа эйдетики», Л. М. Житниковой «Учите детей запоминать» и Л. Ф. Тихомировой «Познавательные способности». В этих методиках предлагаются упражнения на развитие зрительной памяти.

    Игры и игровые упражнения проводились как в первую половину дня, так и во вторую, включались в структуру занятий, использовались в свободное время.

    Для развития зрительной памяти необходимо организовать работу ребенка по образцу, которую необходимо осуществлять по следующим этапам:

    I этап - ребенок работает с постоянной зрительной опорой на образец;

    II этап - ребенку предоставляется образец, но время рассматривания образца сокращается так, чтобы ребенок успел рассмотреть и запечатлеть образец.

    З. М. Истомина в книге «Развитие памяти» указывает, что дети лучше справляются с играми, в которых используется наглядный материал, что связано с наглядно-образным мышлением детей.

    Заметим, что упражнения и игры подобраны по степени усложнения и варьировались в зависимости от качества выполнения.

    I этап

    «Бусы»

    Цель: развитие зрительной памяти, восприятия.

    Задание: предложить ребенку внимательно посмотреть из чего сделаны бусы, в какой последовательности расположены составные части бус, а затем собрать такие же бусы из имеющегося материала.

    «Найди предмет»

    Цель: развитие зрительной памяти и восприятия

    Ход игры: среди 6 рисунков ребенок должен найти такой же предмет как эталон. Игра имеет несколько вариантов.

    «Что изменилось?»

    Цель: развитие у детей зрительной памяти, произвольного запоминания, речи.

    Ход игры: воспитатель показывает детям поочередно пять разных по размеру разноцветных матрешек. Дети рассматривают их. Вместе с детьми воспитатель называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные. Посмотрите на матрешек и запомните как они одеты.

    Воспитатель закрывает ширмой матрешек, а дети должны узнать, какая матрешка спряталась

    «Расставь точки»

    Цель: развитие зрительной памяти.

    Ход игры: ребенку показывают картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем ребенку по образцу надо расставить точки в пустом квадрате

    Для игры нужно 10 хорошо знакомых детям предметов. Воспитатель вынимает из коробки и ставит в один ряд предметы, что бы всем участникам игры она были хорошо видны. Он предлагает детям внимательно рассмотреть эти предметы

    «День рождения куклы»

    Цель: развитие зрительной памяти

    Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что у куклы наступил день рождения, и скоро придут гости. Воспитатель достает 4 – 5 игрушек (кукол, зайцев, медвежат) и называет ребенку их имена. Затем все гости усаживаются за стол, и начинается чаепитие. Ребенок должен всех угощать чаем, обращаясь к каждому гостю по имени. Игру можно изменять, приглашая к кукле разных гостей и называя их разными именами. Количество гостей увеличивается до 6-7.

    II этап

    «Что достать тебе дружок?»

    Цель: развитие осмысленного, целенаправленного запоминания и зрительных образов и увеличение объема зрительной памяти.

    Игровой материал. Для игры нужны десять хорошо знакомых детям предметов, назначение которых легко определяется ими. Это необходимо для того, чтобы применение каждого предмета могло служить смысловой опорой для памяти.

    Можно использовать образные игрушки, изображающие предметы домашнего обихода, знакомые виды транспорта, фрукты, овощи, животных, и некоторые другие детские игрушки (матрешка, маленький голыш, пирамидка, шарик, колечко и т. д.). Такой набор можно составить из тематических комплектов игрушек (парикмахерская, «Доктор Айболит», наборы столовой и чайной посуды, солдатики, самолетики и т. д.). Если трудно подобрать такие игрушки, можно заменить их реальными предметами небольших размеров. Например, кружечка, зубная щетка, расческа, карандаш, кисточка для клея, колокольчик, натуральные плоды или муляжи (орех, яблоко, лимон, апельсин, банан, огурец, морковка и др.).

    При составлении набора игрушек нужно придерживаться следующих требований:

    1) дети должны понимать назначение каждого предмета и легко передавать его словом и движением;

    2) назначение предметов, входящих в, один набор, должно различаться (нужно избегать того, чтобы однородные предметы попадали в одну группу);

    3) желательно, чтобы между двумя предмета ми одного набора можно было установить ситуативную смысловую связь (тарелка - ложка, зайчик - морковка, ванночка - голыш).

    «Запомни картинки»

    Цель: развитие зрительной памяти у ребенка.

    Вариант 1.

    Ребенку предлагают 10 карточек - картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассмотреть эти предметы в течение трех минут. Затем карточки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

    Эту игру можно провести и с несколькими детьми и в парах.

    Вариант 2.

    Предложить ребенку внимательно посмотреть на 5 картинок, постараться запомнить в каком порядке они расположены. Затем картинки нужно перевернуть и перемещать, а потом попросить ребенка разложить картинки по порядку

    «Выполни движения»

    Цель: развитие зрительной, двигательной памяти, внимания.

    Ход игры. Воспитатель показывает несколько действий не называя их.

    Задание: ребенку надо повторить действия в той последовательности, в которой они были показаны.

    Вариант 1.

    1. Руки поднять вверх;

    2. Сделать хлопок над головой;

    3. Руки опустить вниз

    Вариант 2.

    1. Руки поднять вверх;

    2. Сделать приседание;

    3. Исходное положение

    Эту игру можно организовать и провести несколько иначе, сочетая показ упражнений с названием движения, что способствует развитию зрительной, слуховой и двигательной памяти

    Наглядно-информационная форма взаимодействия с педагогами в дошкольном образовательном учреждении форма

    1   2


    написать администратору сайта