Главная страница
Навигация по странице:

  • Формирование речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка как средства воспитания творческой одаренной личности»

  • Коммуникативная компетенция включает

  • Коммуникативная компетенция

  • Современные образовательные технологии . Технология решения изобретательских задач .«Удивляет!»

  • Алексеевич

  • Замена

  • 4.Включение воображения.

  • 5.Работа над сочинением.

  • 6.Драматизация и словесное рисование.

  • Приложения Приложение № 1. Комплексный анализ текста

  • План комплексного анализа текста

  • Приложение № 2 . Образец комплексного анализа текста Текст

  • Приложение № 3 . Анализ текста

  • Приложение № 4 . Практические задания четырех уровней по коммуникативной компетентности, применяемые на уроках русского языка

  • Задания третьего (продуктивного) уровня: тропы

  • Задание: проследите рождение метафор.

  • Задания четвертого (творческого) уровня

  • Отчет по самообразованию учителя русского языка и литературы. отчет по самообразованию учителя русского языка и литературы. Отчет по самообразованию учителя русского языка и литературы Плыгун Ольги Олеговны Формирование речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка как средства воспитания творческой одаренной личности


    Скачать 100 Kb.
    НазваниеОтчет по самообразованию учителя русского языка и литературы Плыгун Ольги Олеговны Формирование речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка как средства воспитания творческой одаренной личности
    АнкорОтчет по самообразованию учителя русского языка и литературы
    Дата30.03.2023
    Размер100 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаотчет по самообразованию учителя русского языка и литературы.doc
    ТипОтчет
    #1024979

    МАОУ БОМНАКСКАЯ СОШ ЗЕЙСКОГО РАЙОНА

    ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

    учителя русского языка и литературы

    Плыгун Ольги Олеговны

    «Формирование речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка как средства воспитания творческой одаренной личности»

    2023 год
    Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только гимнастика ума и главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания.

    Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Выходит, что компетенция для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения.

    Коммуникация – акт общения, связь между двумя и больше индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.

    Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.

    Коммуникативная компетенция – это не только способность понимания чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст. В связи с этим коммуникативный подход требует новых методов, форм и средств обучения, особой организации учебного материала в разделах «Развитие речи» и «Культура речи» на уроках русского языка. Кроме того, коммуникативный подход предполагает изучение языковых единиц с учетом их функций и взаимодействия в речи, усвоение особенностей функционирования грамматических форм и структур в различных типах и стилях речи, т. е. изучение фактов языка в единстве их формы, значения и функции.

    Владение языком означает умение действовать, соблюдая нормы русского литературного языка и правила культуры речи. Каждый культурный человек должен быть знаком с разноаспектными словарями и справочниками по русскому языку и уметь ими пользоваться во всех сомнительных случаях.

    К сожалению, наши ученики имеют серьёзные недостатки в  развитии коммуникативной компетентности. Каковы причины?

    • снижение уровня читательской культуры;

    • снижение уровня индивидуального словарного запаса;

    • низкий уровень  сформированности индивидуально-личностных оснований для коммуникативной компетентности.


    Что же такое речевая компетенция?

    Речевая компетенция входит в состав коммуникативной компетенции. И означает

    свободное практическое владение речью, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом стиле, т.е. способность использовать накопленный языковой материал в речи с целью общения.

    Цельмоей работы заключается в следующем:

    - определить и апробировать методы и технологии, позволяющие наиболее эффективно формировать речевую компетенцию в условиях образовательного пространства школы.

      Работая над данной проблемой, я ставлю перед собой конкретные задачи:

                1. Научить работать с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации, анализировать её, делать обобщения и выводы);

               2. Формировать умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника,проявляя уважения и терпимость к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; грамотно разрешать конфликты в общении; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения, в формах монолога и диалога;

     3- повысить  интерес к русскому языку и литературе и развивать  мотивацию учебной деятельности;

    - повысить  результативность обучения;

    - активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах

    У наших обучающихся беден словарный запас. Мало кто умеет аргументировать свои выступления, делать обобщенные выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения, жаргонной речью, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний.   Многие обучающие не умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделить главную мысль текста, свёртывать информацию до ключевых слов.Основным направлением в формировании речевой компетенции учащихся является ориентированность на текст. Мы живем в мире текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушаем, изучаем, создаем сами, когда говорим, пишем… Тексты – это наша речь, это жизнь нашего языка. А родному языку мы учимся постоянно. Поэтому вся работа строится на постижении художественного текста. Работая с текстом, мы воспитываем такие качества как любовь, патриотизм, милосердие, сострадание, добро. На своих уроках стараюсь создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Каждый урок строю так, чтобы заинтересовать учащихся, чтобы привить любовь к литературе.

    Методы, ориентированные на устную коммуникацию 

    • Все виды пересказа 

    • Все формы учебного диалога 

    • Доклады и сообщения 

    • Ролевые и деловые игры 

    • Учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов 

    • Обсуждение, дискуссия, диспут 

    • Выступления в качестве ведущих на мероприятиях 

    Методы, ориентированные на письменную коммуникацию 

    • Сочинения и изложения 

    • Телекоммуникационные тексты, сообщения 

    • Участие в конкурсах сочинений 


    Для достижения поставленной цели использую следующие технологии:

    -технология проблемного обучения;

    -технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;

    -технология личностной ориентации (обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей);

    -информационно-коммуникационные технологии активизируют психические процессы учащихся: память, внимание, восприятие; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, формируют информационную культуру.

      Использование инновационных педагогических технологий играет большую роль.

    Современные образовательные технологии.

    Технология решения изобретательских задач.

    «Удивляет!»

      Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация ставится удивительной. Это может быть интересные факты биографии писателя, которые можно найти в мемуарах, воспоминаниях современников, письмах.

     «Лови ошибку!»

      Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Этот прием примечателен тем, что ошибка должна быть аргументирована, должны привлекаться новые доказательства правоты, чтобы рос «снежный ком» ошибок. При этом учитель должен быть уверен в том, что у учеников есть аргументированный способ доказать, что он не прав. Цель этого приема – добиться понимания «ошибкоопасного» места, а не механического запоминания правильного ответа.

    Тема урока:«С. Есенин. Обзор жизни и творчества». (11 класс)

      На дом было задано подготовить материал о жизни и творчестве поэта. Класс делится на группы, которым предлагается биографический материал о С. Есенине с фактическими ошибками.

    Задание: Найти, исправить ошибки, дополнить теми сведениями, которые нашли при подготовке домашнего задания и сделать сообщение по теме. Часть биографии С. Есенина с фактическими ошибками: Сергей АлексеевичЕсенин родился в 1896 году 5октября (по старому стилю) в селе Николаево Саратовской губернии. В поэме «Темный человек» он называет свою семью «простой крестьянской».Замена:Александрович, 1895, 3, новому, Константиново, Рязанской, Черный.

     

     Коммуникативно-ориентированные задания.

    1.Выделение главных мыслей текста.

     Выделить главную мысль – это значит осознать ее в тексте, абстрагировать от конкретного воплощения и оценить степень ее значимости. Наиболее ясно это проявляется в пословицах – драгоценном культурном фонде каждого народа.

    Задание:

    1.Найти к каждой пословице предложения, выражающие ее мысль.

    Пословицы.

    У короткого ума длинный язык.

    Глаза – зеркало души.

    В своем болоте и лягушка поет.

    2.Вырази содержание текста 1-2 предложениями.

    Предложения.

    По выражению глаз можно узнать о характере человека.

    Дома, как на родине, живется легче, веселее, чем в чужом краю.

    Болтливый человек не бывает умным.

    3.Придумай для текста такое название, чтобы в нем отразилась главная мысль, используя пословицу.

    4.Прочитай басню, какая народная мудрость спряталась в басне?

    5.Закончи мысль, которая заключена в тексте:

    2.Прогнозирование.

    Задания.

    1. Восстановите исчезнувшие из текста слова, заполните пропуски в тексте:

    Я люблю весну с ручьями,

    … (лето) с яркими цветами,

    … (осень) с ласковым дождем,

    … (зиму) с горкой и катком.

    2. Придумайте и напишите стихотворение о зиме, используя предлагаемые слова для рифмовки:

    … снежинки

    … на тропинке

    … у реки

    … уголки

    … дома

    … зима.

    7. Собери рассыпанные части предложений:

    Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке; где Балтийское море; когда защищается; плывущие по ледовитому океану голары хорошо знают; куда и прячутся; ядовитая змея кусает человека только тогда.

    8. Предлагается несколько коротких рассказов. Закончите рассказы, проявив находчивость и остроумие.

      Первый шаг к усвоению идеи автора – мысленная обработка заголовка. Сопоставление известного с темой заголовка рождает догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы гипотезы. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе которого происходит постижение содержания и его главной мысли. Работая с заголовком, дети учатся «прогнозировать» события, описываемые в тексте.

    Учитель задает вопрос:

    - Как вы думаете, о чем пойдет речь, судя по названию текста?

    Таким образом, заголовок дает возможность понять авторскую мысль, смысл текста и авторский замысел.

    9.Вспомните заголовки:

    - выражающие главную мысль произведения;

    - сформулированные в виде вопроса;

    - передающие эмоциональное состояние автора;

    - обозначающие место, время действия или имя автора.

    10.Определите, о какой книге пойдет речь:

    - история о том, как хозяин собаки по приказу барыни утопил ее;

    - сказочная история о девочке из цветочного горшка, которой ласточка помогла найти счастье.

    11.Приведите примеры известных вам литературных произведений и объясните, почему автор именно так назвал свое произведение.

    3.Диалог с текстом.

    1. Побеседуй с текстом. После чтения каждого предложения делай остановку, чтобы задать тексту вопрос и придумать ответ. Прочитай текст целиком.

    2. Автор дал этому тексту название в форме вопроса. Прочитай текст и скажи, какое это может быть название. С кем из героев ты согласен или у тебя есть свое мнение.

    3. Прочитай текст. Какие вопросы возникают при чтении текста? На какие из них можно найти ответы в тексте, а на какие нет?

    4. В этом тексте спрятался один, но очень важный вопрос. Важный, потому что весь текст отвечает на этот вопрос. Прочитай текст и найди самый главный вопрос.

    4.Включение воображения.

    1. Читай текст и воображай, что ты смотришь мультфильм.

     Какими сценами тебе хотелось бы дополнить этот текст, если бы пришлось создать мультфильм?

    2. Постарайся увидеть картину, описанную в тексте.

    Какие вопросы у тебя возникли? Подумай, где находился человек, который изобразил эту картину (тексты о природе)

    3. Что вас взволновало в данном стихотворении? Попробуй нарисовать ее. Придумай свою историю на эту тему.

    5. Преврати одно предложение в целый рассказ.

    6. Закончи рассказ, сказку.

    5.Работа над сочинением.

    1. Творческое сочинение по картинке.

      Учащимся демонстрируется картинка с любым изображением, в том числе сюжетным. Предлагается представить себе и рассказать классу данную ситуацию. В качестве объекта выбирается любой герой, животное и даже предмет. Нужно придумать развитие сюжета, а также его финал.

    2. Свободное сочинение.

     Заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода сочинять рассказ или возможную ситуацию, этому не учат специально, но способствовать свободному (самостоятельному) сочинению необходимо. Подготовкой является упражнение на пересказ.

    3. Сочинения на темы художественных произведений

      Известно, что дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, творчески переосмысливая приключения.

      Методика обучения сочинению – такому сочинению предельно проста: ребенку предлагается пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним.

    6.Драматизация и словесное рисование.

     Ценность приема драматизации определяется тем, что он помогает зрительно. Увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.

     Чтение по ролям предваряет по степени сложности драматизацию, оно возможно в работе над любым произведением, в котором есть диалоги.

      Работу по драматизации можно провести так: разбить класс на группы и поставить перед каждой группой задачи: инсценировать рассказ, сказку; разобрать самостоятельно сценарий (отобрать значительный эпизод или цепь эпизодов и определить, что и как играть); подобрать действующих лиц и т.д.

      Словесное рисование, создание слайдов позволяет вообразить, дополнить картины, образы.

    2. Доклады и сообщения

      Тщательно готовимся с учащимися к выступлению, определяя ее структуру: вступление, основную часть, заключение. Обращаем внимание на задачи каждой части, ее объем от общего объема выступления. После выступления проводим анализ речевого поведения выступающего (слово предоставляем и выступающему, и слушателям):

    1)Достигнута ли цель выступления?

    2)Удалось ли вызвать интерес у слушателей, найти контакт с ними?

    3)Правильно ли было построено сообщение? 

    4)Какие недостатки в подготовке к докладу или сообщению проявились во время выступления?

    5)Удалось ли сделать свою речь естественной, непринужденной?

    4.Уроки – дискуссии.

      Учащиеся учатся корректно отстаивать свое мнение, слушать другого. Такие дискуссии иногда возникают спонтанно, но возникновение дискуссии может спровоцировать и учитель, предложив спорные (или противоположные) точки зрения на  предмет, образ, произведение, писателя. Такие методы и технологии положительно влияют на формирование речевой компетенции.

      На сегодняшний день качественный анализ изменений, произошедший в ходе моей работы с учащимися по формированию речевой компетенции, показал следующее:

    •  -повышение интереса к русскому языку и литературе;

    •  -умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;

    •  -активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.

    На уроках русского языка предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности учащихся – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.

    Приложения
    Приложение № 1. Комплексный анализ текста

    Комплексный анализ текста включает элементы лингвистического, стилистического, литературоведческого анализа, разные виды разбора, вопросы по орфографии и пунктуации.
    План комплексного анализа текста

    1. Определите тему, основную мысль текста.

    2. Озаглавьте текст.

    3. Определите стиль и тип речи текста. Назовите (если возможно) жанр, в котором написан текст.

    4. Определите, какую связь между предложениями использует автор (цепную, параллельную, их сочетание) и средства связи.

    5. Составьте план текста.

    6. Фонетическая организация текста (аллитерация, повторы, очевидное их отсутствие).

    7. Лексические особенности текста: наличие слов, употреблённых в переносном значении, многозначных слов, синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных), заимствованных слов, старославянизмов, лексики ограниченной сферы употребления (диалектизмов, профессионализмов и т, д.), стилистически окрашенных слов, устаревших и новых слов, фразеологизмов.

    8. Морфологический строй текста: преобладание определённых частей речи и причина этого, соотношение видовременных форм глагола, роль прилагательных, наречий при конкретизации названного предмета речи и его состояния, действия.

    9. Синтаксическая организация: структура предложений, наличие союзов и их роль, пропуски членов предложения, использование разных по цели высказывания и эмоциональной окраске предложений.

    10. Использование средств художественной выразительности в зависимости от стиля текста (эпитеты, метафоры, просторечия, книжные слова).

    11. Особенности языка автора: авторские неологизмы, опорные – ключевые слова.

    12. Отметьте орфографические и грамматические особенности текста.



    Приложение № 2. Образец комплексного анализа текста

    Текст

    - Береги – и! – завопил кто – то отчаянным голосом на весь лес.

    « А, береги!» - мелькнёт в голове опьяняющая мысль.

    Гикнешь на лошадь и, как сорвавшийся с цепи, помчишься по лесу, уже ничего не разбирая по пути. Только деревья мелькают перед глазами да лепит в лицо грязью из –под копыт лошади. Выскочишь из лесу, увидишь на зеленях пёструю, растянувшуюся на земле стаю собак и ещё сильнее наддашь «киргиза» наперерез зверю – по зеленям, взмётам и жнивьям, пока, наконец, не перевалишься в другой остров и не скроется из глаз стая вместе со своим бешеным лаем и стоном. Тогда, весь мокрый и дрожащий от напряжения, осадишь вспененную, хрипящую лошадь и жадно глотаешь ледяную сырость лесной долины. Вдали замирают крики охотников и лай собак, а вокруг тебя – мёртвая тишина. Полураскрытый строевой лес стоит неподвижно, и кажется, что ты попал в какие – то заповедные чертоги. Крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою. И сырость от оврагов становится всё ощутимее, в лесу холоднеет и темнеет… Пора на ночёвку. Но собрать собак после охоты трудно. Долго и безнадёжно- тоскливо звенят рога в лесу, долго слышатся крики, брань и визг собак… Наконец, уже совсем в темноте, вваливается ватага охотников в усадьбу какого – нибудь почти незнакомого холостяка – помещика. ( И. Бунин. « Антоновские яблоки»)

    Приложение № 3. Анализ текста

    1. Отрывок из рассказа И. Бунина повествует о самом ярком моменте охоты – гоне зверя. Основная мысль автора – показать, с одной стороны, чувства героя, вызванные охотой (восторг, азарт, напряжение), с другой – его восхищение, удивление первозданностью величавой природы.

    2. Можно предложить такие варианты заголовка текста: «На охоте», «Гон зверя».

    3. По стилю и типу речи отрывок является художественным повествованием с элементами описания.

    4. Связь между предложениями смешанная (цепная и параллельная). Средства связи: лексический повтор, однотематическая лексика, синонимы, антонимы, союзы (и, но), наречия (тогда, вдали), видовременная соотнесённость глаголов.

    5. Композиционно текст может быть разделён на три части: в первой рассказывается об охоте, во второй – о «заповедных чертогах» леса, в третьей – о подготовке к ночёвке.

    Можно предложить следующий план текста:

    1. Азарт охоты.

    2. В «заповедных чертогах» леса.

    3. «Пора на ночёвку».

    6. Основной художественный приём – антитеза. Особенно чётко он прослеживается при сравнении первых двух частей текста, в которых автор использует глаголы – антонимы (помчишься, наддашь, мелькают, выскочишь, перевалишься, осадишь (I) – замирает, стоит (II); определения – антонимы (отчаянный, опьяняющий,сорвавшийся, бешеный, дрожащий, хрипящая (I) –мёртвая (II); обстоятельства – антонимы (не разбирая, сильнее, жадно, наперерез (I) – неподвижно, безнадёжно- тоскливо (II).

    7. Чтобы передать чувства героя, автор включает в повествование синонимы (завопил, гикнешь), эпитеты (полураскрытый, заповедные), олицетворение (замирают крики); слова, употреблённые в переносном значении (в тексте киргиз – порода лошади; прямое значение – человек киргизской национальности); приём градации (слышатся крик, брань и визг собак); многозначные слова (в тексте слово рога означает однотонный музыкальный инструмент, используемый для подачи сигнала; другое значение слова рога – закостеневшие отростки на голове животного). В отрывке встречаются слова и выражения с разной стилистической окрашенностью: просторечные (по зеленям, взмётам); разговорные (гикнешь, наперерез), профессиональные (береги – охотничий термин, призывающий к осторожности и внимательности

    при гоне зверя); разговорный фразеологизм (как с цепи сорвался). В тексте используются слова как исконно русские (овраг, безнадёжно), так и старославянские (древесный, чертог).

    8. Говоря о синтаксических особенностях текста, следует отметить, что он состоит из 14 предложений (2 – с прямой речью, 7 – простых, 5 – сложных), осложнённых однородными членами, распространёнными определениями и обстоятельствами.

    Анализируя орфографические особенности текста, можно сгруппировать орфограммы, например: н и нн в отымённых и отглагольных прилагательных (ледяную, отчаянным, бешеным); безударные гласные в корне (мелькает, копыта, опьяняющая, напряжение, долина, растянувшуюся);чередующиеся гласные в корне (разбирая, замирают, выскочишь); ь для обозначения глаголов в форме 2-го лица ед. ч. (гикнешь, помчишься, глотаешь); приставка пере- (наперерез, перевалишься, перегнившие).

    Приложение № 4. Практические задания четырех уровней по коммуникативной компетентности, применяемые на уроках русского языка
    Как вы думаете, какие слова в примерах употреблены «по ошибке» и какие стояли на их месте в шпаргалке?

    1. Непримиримого борца показал Некрасов в отряде Савелия (по поэме «Кому на Руси жить хорошо»). 2. Освещение глобальных перемен эпохи идет параллельно с лишними переживаниями поэта (по поэме В. Маяковского «Хорошо!»). 3. Поэма пронизана сознанием прочности прогнившего царского режима. 4. Цитата: «Когда я итожу то, что прожил, роюсь в днях ярчайших где, я вспоминаю одно и то же: двадцать пятый, первый день!» 5. Октябрьскую революцию Маяковский встретил вторично. 6. Он пострадал от неправедных судеб.

    Задания третьего (продуктивного) уровня: тропы

    В основе всех тропов, кроме, пожалуй, метонимии, лежит сравнение. Даже самый простой из тропов, эпитет, и даже такие, казалось бы, невыразительные основы–эпитеты, как «большой» или «красивый», все равно сложно подобрать, если только не сравнить предмет изображения с другими предметами, не представить, чем он похож на них или, может быть, наоборот, чем от них отличается.

    Но вот самый сложный для восприятия троп – метафора. Проследим, как она рождается.

    1. Мы видим и слышим.

    Река покрылась первым синеватым льдом, земля застыла, гулко отдаются наши шаги, под ногами хрустят льдинки. Сникла, полегла трава вдоль дорожек. На облетевших, прозрачных рябинах – ярко–красные гроздья. В осеннем лесу рыжеватые опавшие листья застряли в ветках

    2. Мы чувствуем.

    У природы есть душа. Она прячется от нас, мы видим только ее следы, но ведь кто–то же смял эту траву, развесил опавшие листья… Так уютно, так привычно в осеннем лесу – и в то же время так печально, так торжественно, и почему–то проникаешься жалостью и нежностью…

    3. Мы сравниваем.

    Порыжевшие листья похожи на клочья гривы, которые оставила на кустах рыжая лошадь. Хруст льдинок и гулкое эхо наших шагов напоминает топот лошадиных копыт вдалеке. А яркие красные пятна рябиновых кистей среди голых веток кажутся висящими прямо в воздухе – как будто это капли крови какого–то невидимого существа, стоящего среди деревьев…

    4. Мы убираем первый план – то, что видели и слышали, – подменяем его изображением того, с чем сравнили виденное и слышанное под влиянием возникших у нас чувств, – и появляетсяметафора, которая превращает обычную пейзажную зарисовку в стихи:

    Тихо в чаще можжевеля по обрыву,

    Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.

    Над речным покровом берегов

    Слышен синий лязг ее подков.

    Схимник–ветер шагом осторожным

    Мнет листву по выступам дорожным

    И целует на рябиновом кусту

    Язвы красные незримому Христу (С. Есенин).
    Задание: проследите рождение метафор.

    1. Лице свое скрывает день;

    Поля покрыла мрачна ночь;

    Взошла на горы черна тень;

    Лучи от нас склонились прочь;

    Открылась бездна, звезд полна;

    Звездам числа нет, бездне дна (М. В. Ломоносов).
    2. Крыши домов дрожат под тяжестью дней.

    Небесный пастух пасет облака.

    Город стреляет в ночь дробью огней,

    Но ночь сильней, ее власть велика (В. Цой)
    Задания четвертого (творческого) уровня

    1. Опишите солнце в авторском тексте любого жанра, выразив чувства (одно на выбор):

    а) человека, впервые вышедшего на улицу после долгой болезни;

    б) крестьянина, измученного засухой;

    в) человека, который только что пережил тяжелую болезнь;

    г) любого другого героя, которого здесь и теперь вообразите вы сами.
    2. Напишите два небольших этюда о весне так, чтобы к первому поставить эпиграфом строчку И. А. Бунина «Весна, весна! И все ей радо…», а ко второму – А. С. Пушкина «Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен…».

    Ваш этюд должен быть интересен тем людям, для кого вы пишете, и гарантировать дальнейший контакт с ними, уверенность в том, что вам ответят и это взаимодействие будет продолжаться.


    написать администратору сайта