Сочинение Отцы и дети.. Отцы и дети. Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо. Из послания апостола Павла. Сын за отца не отвечает, отец за сына головой
Скачать 15.79 Kb.
|
Отцы и дети. Почитай отца своего и мать, да будет тебе благо. Из послания апостола Павла. Сын за отца не отвечает, отец за сына – головой. А. Твардовский. Удивительно логично устроен мир: умирают одни, унося за собой какие-то идеалы, другие не берут живительное семя предков, которое в удобренной почве даёт ростки. Так происходит смена поколений. Но в определённый промежуток времени вместе живут люди разных возрастов, разных мировоззрений, и тогда, «отцам» и «детям» приходится выстраивать систему взаимоотношений. Трудно уступать свои позиции тем, кто мудр, но не всегда бывает прав. Молодое же поколение, вступая в борьбу со старым, торопится всё разрушить, всё переделать. «Отцы» и «дети» сталкиваются везде: дома, в быту, в профессиональной деятельности, в общественной жизни. Их разногласия затрагивают такие нравственные категории, как добро и зло, честь и достоинство, красота и благородство. Именно поэтому вступают в спор «отцы» и «дети», и отношения представлений разных поколений становятся дисгармоничными. Не всегда готово поколение «отцов» принять ценности своих детей. Бессильны бывают имеющие большой жизненный опыт люди, когда осознают, что их ценности не востребованы молодёжью. От этого непонимания люди становятся одинокими, в них зарождается протест, сопровождаемый чувством глубокого отчуждения. Духовное напряжение между «отцами» и «детьми» приводит к открытому противостоянию, которое в лучшем случае превращается в споры. Мой читательский опыт мне помог ответить на вопрос, почему спорят люди разных поколений. Вспомним яркую и незабываемую комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». В доме Фамусова собираются москвичи, живущие по законам барства. Старая Москва отстаивает формы своей жизни, где главное угождать знатным и богатым, где все любят «награжденье брать и весело пожить». Сам хозяин дома является ярким крепостником, считающим ученье «чумой», а минувший век Екатерины, «век покорности и страха», идеалом. Фамусову нужны такие прислуживающие подхалимы, как Молчалин. Этот лакей искренне недоумевает, как это в маленьких чинах «можно сметь своё суждение иметь». Не может согласиться с подобным невежеством, добровольным холопством свободомыслящий и просвещённый Чацкий. Рабской морали Фамусовых и Молчалиных этот передовой молодой вольнолюбец противопоставляет высокое понимание чести и долга, общественной роли человека. Чацкий не стесняясь, открыто высказывает своё мнение. В своих монологах он выступает против засилия иностранщины, против поверхностного образования, которое давали русским детям иностранные учителя. Чацкий высмеивает низкопоклонство и лицемерие, обличает бесчеловечные отношения помещиков к своим крестьянам. Собравшихся в доме Фамусова гостей болтун Репетилов называет « уродами с того света». Вот эти – то «уроды» не могут простить Чацкому, что он думает, живёт и чувствует не так, как они. Конфликт поколений заходит так далеко, что фамусовцы называют Чацкого сумасшедшим. И этот передовой человек своего времени, олицетворяющий идеалы декабристов, вынужден покинуть Москву. Спор поколений в комедии «Горе от ума» носит общественно-политический характер, неприятие взглядов «отцов» и «детей» драматично. А.С. Грибоедов именно таким образом подчеркнул, что из подобных конфликтов вырастают события, определяющие смену власти. Иван Сергеевич Тургенев в романе «Отцы» и «дети» продолжил мысль Грибоедова о том, что представителям старого поколения тяжело принять новые идеалы молодёжи. Евгений Базаров, главный герой этого произведения, такой же неучтивый, как и Чацкий, попав в «дворянское гнездо» Кирсановых, практически сразу же вступил в конфликт с Павлом Петровичем. Базаров является тем нигилистом, который отрицает авторитеты и принципы дворянства, романтизм с его поэзией, музыкой, любовью к природе. Узнав об этом, Павел Кирсанов почувствовал в Евгении заклятого врага и в дальнейшем попытался доказать, что нельзя отрицать всё. В этих спорах победил Базаров, у которого был острый ум, крепкая воля, кто был не способен притворяться и лицемерить. Все доводы Павла Кирсанова он считал болтовнёй, основанной на эгоизме и бездействии. Спор Базарова и Кирсанова в романе «Отцы и дети» ещё раз доказал, что новое всегда победит старое, если есть искренняя и глубокая убеждённость в том, что освобождающая сила настоящего нравственна. «Отцы» и «дети» часто спорят о дальнейших путях развития общества, страны, о значении науки, искусства, о проблемах народа. Считаю это полезным, потому что вопросы всегда волновали человечество. Чтобы перейти к правильному решению, сделать нравственный выбор, нужно обсуждать проблемы, даже спорить. Ведь в споре рождается истина! |