Главная страница
Навигация по странице:

  • Гиппократ

  • Клятва Гиппократа

  • «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств

  • «Сборник Гиппократа»

  • «Прогностика»

  • «О воздухах, водах и местностях»

  • гиппократ. история. Отец медицины Гиппократ


    Скачать 37.18 Kb.
    НазваниеОтец медицины Гиппократ
    Анкоргиппократ
    Дата15.12.2021
    Размер37.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаистория.docx
    ТипРеферат
    #304530

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

    “Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова”

    Лечебный факультет

    Кафедра «Истории медицины и социально-гуманитарных наук лечебного факультета»

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине: «История медицины»

    на тему: ««Отец медицины» Гиппократ»


    Выполнила студентка лечебного факультета

    Группы 1.1.28б

    Майер Виолетта Вячеславовна

    Проверил преподаватель:

    Золотарёва Дарья Владимировна
    Москва

    2021

    Оглавление


    Введение 3

    Глава I. Биография 4

    Глава II. Основные труды 5

    Глава III. Вклад в медицину 7

    Глава IV. Клятва Гиппократа 9

    Глава V. Гиппократов сборник 11

    Заключение 14

    Список использованной литературы 15


    Введение


    Гиппократ - греческий врач и учитель, чье имя ассоциируется в представлении многих людей с великой клятвой. Гиппократ, которого именуют «отцом медицины», считается создателем обширного собрания греческих медицинских сочинений.

    Гиппократ совершил знаменательные открытия в области медицины и анатомии человека.  Так, главными его достижениями были введение в лечение людей индивидуального подхода к каждому случаю, сбор истории развития болезни человека и присутствие аналогичных случаев у его родственников, составление прогноза развития заболевания. Кроме того, Гиппократ разработал также теорию о темпераментах людей.

    Гиппократу принадлежат множество сочинений о болезнях, травмах и способах их лечения. Эти сочинения признавались лучшими трудами в области медицины на протяжении тысячелетий, вплоть до начала Эпохи Просвещения.

    Основным отличием в деятельности Гиппократа от своих современников было выяснение им причин появления заболеваний у пациентов и выявлением связи недугов с воздействием окружающей среды, а не приписывание болезней воли богов. Он разработал гипотезу о наличии в организме человека 4 вида жидкостей, нарушение баланса содержания которых приводит к появлению заболевания.

    Глава I. Биография


    Биографические данные о Гиппократе крайне разрознены и противоречивы. На сегодняшний день существует несколько источников, которые описывают жизнь и происхождение Гиппократа.

    Одна из теорий свидетельствуют о том, что Гиппократ принадлежал к роду Асклепиадов. Асклепиады являлись династией врачей, притязавшей на происхождение от самого бога медицины.

    Гиппократ родился около 460 года до н. э. на острове Кос в восточной части Эгейского моря. Согласно трудам Сорана Эфесского, отцом Гиппократа был врач Гераклид, матерью — Фенарета. (По другой версии, имя матери Гиппократа было Пракситея.) У Гиппократа было два сына — Фесалл и Драконт, а также дочь, чей муж Полиб, согласно древнеримскому врачу Галену, стал его преемником. Каждый из сыновей назвал своего ребёнка в честь знаменитого деда Гиппократом.

    В своих трудах Соран Эфесский пишет, что изначально медицине Гиппократа обучали в асклепионе Коса его отец Гераклид и дед Гиппократ — потомственные врачи-асклепиады. Он прошёл обучение также у знаменитого философа Демокрита и софиста Горгия. С целью научного усовершенствования Гиппократ также много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по таблицам, которые вывешивались на стенах храмов Асклепия. Упоминания о легендарном враче от современников встречаются в диалогах Платона «Протагор» и «Федр», а также в «Политике» Аристотеля.

    Всю свою продолжительную жизнь Гиппократ посвятил медицине. Среди мест, где он лечил людей, упоминаются Фессалия, Фракия, Македония, а также побережье Мраморного моря. Умер он в преклонном возрасте в городе Ларисе, где ему был установлен памятник.

    Глава II. Основные труды


    Наиболее ранними работами Гиппократа считаются "Афоризмы". Можно согласиться с мнением Литтле, что основой этой книги являются личные наблюдения автора, но в них использованы также и некоторые положения жреческой медицины Египта; кроме того, "Афоризмы" представлены в виде восточных мудростей.

    В "Афоризмах" указаны проявления плеврита, кишечных кровотечений, непроходимости кишечника, столбняка, поражений почек и т. д. Некоторые из афоризмов поражают тонкостью и глубиной наблюдений.

    Например, большинство врачей имеют представление о "лице Гиппократа" при перитоните, описанном в "Афоризмах": "Искажение лица - зловещий признак; менее опасно, если он является в результате бессонницы, голода или желудочного расстройства, лицо, изменившееся от этих причин, поправляется за ночь и день. Будет же оно такое: впавшие глаза, заостренный нос, запавшие виски, стянутые и холодные уши, твердая кожа, желтый или черный цвет. Но если веки и губы, или нос становятся синеватыми, это указывает на быструю смерть".

    В "Афоризмах" Гиппократ приводит классификацию заболеваний по возрастам: в молодом, среднем возрасте и в старости.

    В книге "О природе человека" Гиппократ выступает больше как философ, определяя свое отношение к господствовавшей в то время точке зрения, согласно которой человек происходит из какой-либо одной жидкости: желчи, крови, слизи, которые меняются в зависимости от времени года и возраста человека. Гиппократ считал, что в основе строения человека лежат изменения всех видов жидкости. "Как в течение года преобладает то зима, то весна, то лето, то осень, так и в человеке преобладает то слизь, то кровь, то желчь, сначала желтая, а потом так называемая черная". Исходя из соотношения в организме указанных элементов, Гиппократ приходит к выводу, что "болезни порождаемые переполнением, излечиваются опорожнение, а рождающиеся от опорожнения лечатся наполнением, происходящие от труда лечит покой, а рождающиеся от праздности уничтожаются трудом".

    При рассмотрении взглядов Гиппократа на патогенез заболеваний, его трудов по анатомии человека ("О железах", "О семени и природе ребёнка", "О сердце") можно, конечно, говорить о наивности многих понятий и установок ученого, но они дают нам представление об уровне знаний древних по описанным разделам медицины.

    Вопросам диагностики в сочинениях Гиппократа уделено большое внимание. К этому разделу относятся работы: "Предсказания", "Косские прогнозы", "Прогностика". "Предсказания" и "Косские прогнозы" написаны в форме кратких заметок или афоризмов о диагностике различных заболеваний с описанием как их общих проявления (озноб, лихорадка, кома, судороги), так и локализации поражений (лицо, шея, глаза, подреберье и т. д.). О необходимости ранней диагностики заболеваний, индивидуального подхода при назначении лекарств Гиппократ писал в книге "О древней медицине".

    Глава III. Вклад в медицину


    С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в «Гиппократовом сборнике» не изложено. Лишь в книге «О священной болезни» различаются в зависимости от «порчи» мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению. Таким образом, возникло деление на четыре темперамента: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

    Связанные с учением о темпераментах понятия «холерик», «флегматик», «меланхолик», «сангвиник» продолжают жить и в современном языке, что было бы невозможно, если бы они не «подкреплялись» реально наблюдаемыми различиями человеческих типов. Но не в характеристиках самих этих типов категориальный смысл учения Гиппократа — Галена. За конкретными (психологической и физиологической) оболочками этого учения просматриваются некоторые общие принципы, используемые современными исследователями. Первый выражен в идее о том, что несколько исходных телесных признаков образуют, сочетаясь, основные типы индивидуальных различий между людьми.

    Подобно многим врачам древности, Гиппократ занимался практической медициной. Он утверждал, что широко применявшиеся в его время заклинания и заговоры, молитвы и жертвы, приносимые богам, недостаточны для определения и лечения болезней. Рекомендуя тщательное обследование пациента, он указал на необходимость обращать внимание на его положение во время сна, частоту пульса и температуру тела. Он придавал большое значение месту, где больной чувствовал боли, и их силе, появлению лихорадочной дрожи.

    По мнению Гиппократа, хороший врач должен определить состояние пациента уже по одному его внешнему виду. Заострившийся нос, впалые щеки, слипшиеся губы и землистый цвет лица свидетельствуют о близкой смерти больного. Еще и теперь такая картина называется «Гиппократовым лицом». При осмотре лица Гиппократ обращает внимание на губы: синеватые, обвислые и холодные губы предвещают смерть, на то же самое указывают пальцы рук и ног, если они холодные. Красный и сухой язык есть признак тифа, когда язык в начале болезни точечный, а затем переходит в красноватый и багровый, то жди беды. Если язык покрывается черноватым налетом, то это указывает на кризис, наступающий на 14 день.

    Пальпация, выслушивание и выстукивание как методы исследования были известны и использовались Гиппократом. Он прощупывал селезенку и печень, определял изменения, происходящие в течение суток. Его интересовало, не выходят ли они за свои границы, т.е. не увеличились ли они в размерах; каковы их ткани на ощупь — жесткие, твердые и т.п.

    Лечил Гиппократ пациентов целебными травами, которых знал свыше двухсот; возражал против применения сразу многих лекарств и провозглашал повсеместно принцип — nоli nосеrе (не навреди). «Отец медицины» рекомендовал чемерицу в качестве рвотного средства, он же описал конвульсии, наступающие в случае ее передозировки. Авл Корнелий Цельс использовал это растение в лечении душевнобольных.

    Глава IV. Клятва Гиппократа


    Клятва Гиппократа — врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача, а также общеупотребительное название клятвы, приносимой каждым, кто собирается стать медиком.

    Клятвы, формулирующие моральные нормы поведения врача, существовали ещё в Египте.

    Возникновение клятвы значительно древнее времени жизни Гиппократа: согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде, как семейная традиция, из рода в род. Записана Гиппократом клятва была впервые в эллинистической Александрии при Герофиле и Эразистрате и стала документом с III века до н.э.

    Первоначальный вариант был написан Гиппократом в V веке до н.э. на ионийском диалекте древнегреческого языка.

    С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки, подвергался редактированию, существенно меняющим его смысл.

    Для своего времени она была очень большим достижением, задавая высокую нравственную планку. Поэтому не случайно, что в христианском мире она все-таки была принята — с поправками и изменениями.
    «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:

    • обязательства перед учителями, коллегами и учениками;

    • принцип не причинения вреда;

    • обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);

    • принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;

    • принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;

    • принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;

    • обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;

    • обязательство личного совершенствования;

    • врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

    По сообщениям прессы, в Северной Америке и Европе в 2006 г. текст клятвы заменён «профессиональным кодексом». По мнению авторов нового документа, текст, предложенный греческим врачом ещё две с половиной тысячи лет назад, совершенно не отражает реалий сегодняшнего дня. «Во времена Гиппократа не было таких важных принципов работы медиков, как уважение к другим специалистам и право пациента на собственный выбор. Кроме того, врачи того времени не сталкивались с постоянными подозрениями в непрофессионализме со стороны общества, властей и журналистов». В новом тексте исключены требования по неучастию в абортах, хирургическом лечении каменной болезни и корректному обращению с рабами.

    В России «Присяга врача Советского Союза», утвержденная в 1971 г., в середине 1990-х сменилась на «Клятву российского врача», а в 1999-м Госдумой был принят и президентом Б. Ельциным подписан новый текст «Клятвы врача России», которую врачи читают в торжественной обстановке при получении диплома.

    В Израиле врачи приносят не клятву Гиппократа, а клятву еврейского врача. Это связано с тем, что в традиционном тексте клятвы Гиппократа упоминаются боги древнегреческого пантеона, что идёт вразрез с иудаизмом, по которому Бог один, и приносить клятвы Его именем нельзя. Так как в Израиле религия не отделена от государства, во всех еврейских вузах, готовящих врачей, клятва Гиппократа не используется. Клятва еврейского врача отличается от клятвы Гиппократа только в мелких деталях, вроде тех же самых ссылок на богов.

    Глава V. Гиппократов сборник


    «Сборник Гиппократа» (лат. «Corpus Hippocraticum») — сборник сочинений древнегреческого целителя, врача и философа Гиппократа. По мнению исследователей, часть сочинений имеет другое авторство.

    Первый сборник сочинений древнегреческих врачей, «Гиппократов сборник», был составлен через много лет после смерти Гиппократа, в III в до н.э. Точно неизвестно, какая часть этих трудов принадлежит ученикам Гиппократа, какая — ему самому: по традиции того времени врачи не подписывали своих сочинений. Труды, в которых отражены медицинские представления греков, объединены именем Гиппократа. По свидетельству античных историков, «книги, написанные Гиппократом, всем соприкасающимся с врачебной наукой известны и ценятся как глас бога, а не как исходящие из уст человеческих».

    Большинство исследователей считают, что самые выдающиеся работы «Гиппократова сборника» принадлежат самому Гиппократу. Назовем некоторые из них:
    «Афоризмы»

    В них собраны наставления по лечению болезней. Начинаются «Афоризмы» известными словами: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности».
    «Прогностика»

    В этом сочинении подробно описаны элементы, составляющие прогноз заболевания (наблюдение, осмотр и опрос больного), изложены основы наблюдения и лечения у постели больного.

    Древние греки полагали, что можно прогнозировать заболевание исходя из наблюдений, осмотра и опроса больного (то есть сбор анамнеза). Отсюда и основной принцип: лечить не болезнь, а больного. Все назначения врача, которые касаются лечения и режима дня больных, должны быть исключительно индивидуальны. Так что у современных исследователей было достаточно оснований считать Гиппократа и его учеников основоположниками современной клинической медицины.
    «Эпидемии»

    Под словом  «эпидемии»  в древней  Греции понимали не инфекционные,  заразные заболевания,  а такие, которые были широко распространены и особенно часто встречались в той или иной местности.
    «О воздухах, водах и местностях»

    Это первое дошедшее до нас медицинское сочинение греков, в котором рассматриваются причины возникновения болезней в зависимости от конкретных свойств окружающей природы. Считалось, что место проживания человека (юг, восток, высокогорье, плодородная долина, болотистая местность и т.д.) определяют его характер и телосложение, а также склонность к определенным болезням.
    Сочинения по хирургии - "О переломах", "О ранах головы", "О вправлении суставов" и т.д. - дают непосредственное представление о весьма обширном количестве хирургических операций, в широком смысле этого слова, и аппаратов для лечения переломов и вывихов. Подробно описана "скамья Гиппократа" (приспособление для вправления вывихов) и "шапка Гиппократа" - сложная хирургическая повязка применяемая, и по сей день. Из описаний Гиппократа ясно, что хирургия в те времена находилась на весьма высоком уровне; разные приемы перевязок и употреблялись инструменты, применяющиеся и в современной медицине. В сочинении "О диете при острых болезнях" Гиппократ, судя по всему используя сначала метод наблюдения, а после экспериментальной практики, положил начало рациональной диетологии и указав на необходимость питать больных, даже лихорадочных. С этой целью установил диеты применительно к формам болезней - острых, хронических, хирургических и т. д.


    Заключение


    Итак, почему же именно Гиппократ, а не какой-либо другой представитель знаменитой врачебной династии признан отцом медицины? Все дело в фундаментальности подхода. Гиппократ стал отцом медицины прежде всего потому, что взял на себя ответственность: он отделил медицину от религии, обосновал зависимость заболеваний от природных причин. Гиппократ учил, что заболевание является не наказанием богов, а результатом действия различных природных факторов. Заболевания, считал Гиппократ, обычно связаны с нарушениями в организации питания, привычек и образа жизни человека. Во времена Гиппократа существовал запрет на вскрытие человеческого тела, поэтому в понимании анатомии и физиологии имелось немало ошибочного. Гиппократ сделал медицину отдельной наукой. 

    Я, проведя исследование нескольких литературных источников, доказала, что Гиппократ внес неоценимый вклад в развитие и процветание современной медицины. Он был интересной, сложной личностью, величайшим человеком, буквально перевернувшим ранее привычные представления об искусстве врачевания. Гиппократ- один из основоположников философского подхода к болезням человека, Он основатель учения о 4 темпераментах. Его по праву называют отцом медицины. Однако мой труд может быть дополнен и расширен, как и любая работа исторически-философского плана, поскольку, даже собрав все изложенные в книге материалы и данные, я понимаю, что нахожусь только в начале большого пути. Чем больше я проникаю, теми больше осознаю его многоликость, многогранность, безграничность.

    Список использованной литературы


    1. Большая Советская Энциклопедия, 2-ое издание, том 11, 1952 года.

    2. Гиппократ. Этика и общая медицина / Перевод с древнегреческого В. И. Руднева; под ред. С. Ю. Трохачева. - СПб.: Азбука, 2001. Стр. 5 - 28 (Личность. Труды. Гиппократовская этика).

    3. Журнал “Клиническая медицина”, № 7 за 1986 год.

    4. История медицины: Учебник для студентов высших медицинских учебных заведений / Т. С. Сорокина. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2005.

    5. Кветной И. М. От Гиппократа до Хьюмтрена. - М.: Вузовская книга, 2001.

    6. Козлов А.М. Соболева Л.В. Гиппократ и современность.//Сов. медицина, 1985, №4, с. 118-120.

    7. Проппер – Гращенков Н.И. Гиппократ.//Сов. медицина, 1941, №1, с. 47-52.

    8. Т. С. Сорокина, “История Медицины”, 1992 год.


    написать администратору сайта