Отличительные черты литературы 2 половины xix века
Скачать 466.91 Kb.
|
Журналистика второй половины XIX века Отличительные черты литературы 2 половины XIX векаСоциальность и публицистичность - отличительные чертылитературы второй половины 19 века.Именно в середине столетия были поставлены два болезненныхрусских вопроса:"Кто виноват?" (название романа Александра ИвановичаГерцена, 1847) и "Что делать?" (название романаНиколая Гавриловича Чернышевского, 1863).Жизнь героев изображается в контексте широкойсоциальной картины.Ведущим литературным направлением и методом второйполовины 19 века становится критический реализм, а ведущимижанрами - роман и драма. При этом, в отличие от первойполовины столетия, в русской литературе возобладала проза,а поэзия отошла на второй план.Славянофильство и западничествоОстрота социальной проблематики была связана ещё и с тем,что в русском обществе 1840-1860-х гг. произошлаПоляризация мнений относительно будущего России, чтовыразилось в появлении славянофильства изападничества.В литературу и журналистику пришли и потеснили дворян«новые люди» - демократы-разночинцы во главес Белинским и Герценом.Общество разделилось на славянофилов и западников.«Москвитянин», 1841-1856 гг.Трибуной славянофилов был литературный журнал "Москвитянин".В журнале «Москвитянин» (издатель - М.П.Погодин) в 1851году появилась группа молодых писателей (А.Н.Островский,А.А.Григорьев, А.Ф.Писемский), давшая новое направлениеидеям славянофилов.СлавянофилыСлавянофилы (А.С.Хомяков, И.В. и П.В.Киреевские,Ю.Ф.Самарин, К.С. и И.С.Аксаковы) были по своим воззрениями творческим взглядам поздними романтиками, отстаивали идеюособого исторического пути России и русского народа,жаждали утраченного единения образованных сословий спростым народом и национального возрождения, критиковалиПетровские реформы, утверждая, что в России невозможныпросвещение и демократия западного образца.ЗападникиЗападники были уверены в том, что Россия должна пройти всвоём развитии тот же путь, что и страны Западной Европы.ЗападникиЗападничество не было единым направлением и делилось налиберальное и революционно-демократическоетечения.Западники выступали за немедленную отмену крепостногоправа, рассматривая это как основное условиеевропеизации России, требовали свободы печати и развитияпромышленности.В области литературы поддерживали реализм, основателемкоторого считали Н.В. Гоголя.Трибуной западников были журналы "Современник" и"Отечественные записки" (в период их редактированияН.А. Некрасовым).Журнал «Отечественные записки», 1820-1884 гг.Издатели журнала:с 1820 г. – П.П.Свиньин,с 1839 г. – А.А.Краевский,с 1868 по 1877 гг.– Н.А.Некрасов,с 1878 по 1884 гг.– Салтыков-ЩедринЖурнал «Современник», 1836-1866 гг.Издатели журнала:с 1836 – А.С. Пушкин;С 1837 – П.А.Вяземский, П.А.Плетнёв;с 1846 – Н.А. Некрасов, И.И. ПанаевВ 1846 году Некрасов и Белинскийсоздают обновлённыйжурнал «Современник», вокругкоторого сплачиваютсявсе демократические силы.и Огарёва, каторга петрашевца Достоевского,арест и ссылка Салтыкова-Щедрина и Тургенева,гонения на славянофилов – всё это обозначилоисторическую грань, за которой произошлисамые радикальные перемены в обществе илитературе.Славянофилы и западники не были врагами, они лишь по-разному смотрели на будущее России. По выражению Н.А. Бердяева, первые видели в России мать, вторые – дитя. Н.Г.Чернышевский возродил принципы Белинскогов критике и на страницах журнала полемизировал спредставителями либералов.Н.А.Некрасов привлёк в «Современник» молодого Л.Н.Толстого и литераторов-демократов во главе с Н.Г.Чернышевским. С ним был солидарен критик Н А.Добролюбов. Они говорили не столько о художественных особенностях произведений, сколько об общественной жизни, нашедшей отражение в литературе. Этот метод «реальной критики» давал возможность высказывать отношение к насущным социальным проблемам и пропагандировать идею возможной революции. Журнал «Современник»Не поддерживали позиции Чернышевского и Добролюбова,для которых литература была средством революционнойпропаганды, такие авторы «Современника», как Л.Н.Толстой,И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский.В журнале произошёл раскол.Журнал «Современник» внес колоссальный вклад вразвитие эстетического и общественного сознания вовторой половине XIX века.«Современник»В журнале «Современник» печатались кроме Л.Н.Толстого,И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского,Я.Н.Полонский, А.Г.Майков.Главный редактор отметил иуникальность дарования А.А.Фета,Сравнил его поэзию с пушкинской.В 1862 деятельность журнала была приостановлена зареволюционную направленность, а в 1866 году послеСмерти Н.А.Добролюбова и ареста Н.Г.Чернышевскогозакрыт.Н.А.Некрасов оценил самобытность поэзии Ф.И.Тютчева, открыл его читателям. ПочвенникиПреодолеть полярность мнений славянофилов и западниковпопытались почвенники.Это течение зародилось в 1860-е гг. в кругу интеллигенции,близкому к журналу "Время" / "Эпоха". Идеологами почвенничествабыли Фёдор Достоевский, Аполлон Григорьев, Николай Страхов.Почвенники отвергали как самодержавно-крепостнический строй,так и западную буржуазную демократию.Достоевский считал, что представители "просвещённого общества"должны слиться с "народной почвой", что позволит верхам и низамРусского общества взаимно обогатить друг друга.В русском характере почвенники подчёркивали религиозно-нравственное начало.Отрицательно относились к материализму и идее революции.Прогресс, по их мнению, это соединение образованных классовс народом. Олицетворение идеала русского духа почвенникивидели в А.С. Пушкине«Время», «Эпоха» 1861-1865 гг.Журнал братьев Ф.М.и М.М.Достоевских«Время» полемизировал с «Современником».Критик журнала Н.Н.Страхов защищалсамобытность русского человека, а бедуинтеллигенции видел в отрыве от народа.«Современник» обвиняли в стремлениипривить русскому народу западноевропейские болезни.Изменение положения народа Страхов видел в моральном,религиозном усовершенствовании мира.В 1863 году журнал был закрыт.После закрытия журнала «Время» Ф.М.Достоевский создалжурнал «Эпоха», который продолжил полемику с«Современником» и «Русским словом».«Русское слово», 1859-1866 гг.Издатели:Г.А. Кушелев-Безбородко,Г.Е.Благосветлов.Союзник «Современника» – талантливыйпублицист и критик Д.И.Писарев –идейный вдохновитель журнала«Русское слово». Он защищал ипропагандировал нового героя в русской литературе –разночинца.Писарев высмеивал современную ему русскую жизнь,проповедовал освобождение человека от религиозной,бытовой и семейной зависимости.Д.И.Писарев стал одним из главных идеологов нигилизма.Его не принимали Тургенев, Лесков, Гончаров,Достоевский.«Искра», 1859-1873 гг.Издатели:поэт В.Курочкин,художник-карикатурист Н.Степанов.Журнал революционно-демократическихвзглядов.Название его – намёк на смелое стихотворениепоэта-декабриста А.Одоевского «Из искрывозгорится пламя». В журнале печатались прогрессивнонастроенные писатели, поэты:Минаев, Богданов, Пальмин, Ломан (все они – поэты «некрасовскойшколы»), Добролюбов, Г.УспенскийЖурнал был закрыт «за вредное направление» Газета "Колокол", 1857-1867 гг.Редакторы:А.И. Герцен, Н.П. ОгарёвЭмигрантская газета революционеров-демократов, эпиграфом которой былолатинское выражение «Vivos voco!»(«Зову живых!»). Печатались в нейпроизведения Лермонтова (посмертно),Некрасова, Михайлова.«Русский вестник», 1808-1906 гг.Издатели: в разное время – С.Н.Глинка, Н.И.Греч,М.Н.Катков, Ф.Н.Берг.Последовательно консервативно-патриотических позицийпридерживался журнал «Русский вестник».Журнал выступал против Белинского иГоголя, против «Современника» и «Колокола»,отстаивал консервативные политическиевзгляды.В нём печатались И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой,Ф.М.Достоевский, Н.С.Лесков, Б.К.Зайцев,Н.В.Шелгунов, Д.Д.Минаев, Г.Успенский |