Контрольная (2). Ответьте на вопросы о Русском Севере
Скачать 38.61 Kb.
|
Задание 1. Для выполнения этого задания Вам потребуются Административная карта Европейской части РФ и Административная карта Архангельской области. Ответьте на вопросы о Русском Севере: 1. Назовите области и республики, территория которых полностью относится к Русскому Северу (в соответствии с современным территориально-административным делением РФ). К Русскому северу относятся следующие территории: республики Карелия и Коми, Архангельская, Мурманская, Вологодская области. 2. Назовите районы Архангельской области, территория которых в 19 веке относилась к Вологодской губернии. К Вологодской губернии в 19 веке относились следующие районы Архангельской области: Вельский, Ленский, Красноборский и Котласский. 3. Назовите районы Архангельской области, территория которых в 19 веке относилась к Олонецкой губернии. К Олонецкой губернии в 19 веке относились территории Каргопольского и Онежского районов1. 4. Через какие районы протекают реки Онега, Пинега, Северная Двина, Мезень? Онега – Каргопольский район, Плесецкий район, Онежский район. Пинега – Красноборский район, Верхнетоемский район, Пинежский район, Приморский район и Холмогорский район. Северная Двина – Котласский район, Красноборский район, Верхнетоемский район, Виноградовский район, Холмогорский район, Приморский район. Мезень – Лешуконский район, Мезенский район2. Задание 2. Ответьте на вопросы о традиционной обрядовой культуре: 1. К каким праздникам приурочены следующие сельскохозяйственные работы: выгон скота на пастбище, сенокос, начало жатвы? Назовите даты по-старому и новому стилю. Значительную роль в жизни крестьян играли трудовые праздники: жатва, первый выгон скота, сенокос. От них зависело благополучие крестьянской семьи. Обряды и обычаи, связанные с животноводством и выпасом скота, восходят к древним временам и являются неотъемлемой частью весенне-летних календарных ритуалов. На севере России в силу природных условий они слабо связаны с земледельческими обрядами и существуют как самостоятельный животноводческий комплекс, в котором угадываются только аграрные мотивы3. Выгон скота приурочен к Николе Вешнему 22.05 (09.05 по ст.ст.). День народного календаря восточных славян и, в меньшей степени, южных славян, а также молдаван и румын, когда Православная Церковь отмечает перенесение мощей Святого Николая Чудотворца. Они обращаются к Николаю Чудотворцу с просьбой спасти скот и посевы, так как он считается старейшим святым и самым близким к Богу. Крестьяне верили в чудеса святителя Николая и в то, что святитель их «охранял»4. Сенокос – к Ивану-травнику (Ивану Купала) 07.07 (24.06 по ст.ст.) и Петрову дню 12.07 (29.06 по ст.ст.). Имя Иван Купала – это славянский вариант, к которому позже было добавлено имя христианского святого Иоанна Крестителя. Несмотря на то, что праздник признан популярным христианским, церковь его не признает, и 7 июля отмечается только Рождество Иоанна Крестителя. Купала всегда была одним из самых веселых и разгульных праздников. По традиции праздновать должна была вся деревня, ведь такое единство при совершении ритуалов гарантировало благополучие каждому жителю. Сон в купальскую ночь считался страшным грехом5. День Святого Петра – один из важнейших христианских праздников. К нему готовились заранее, соблюдая пост. Накануне хозяйки убирали и убирали избы, готовили праздничные блюда, красили яйца в желтый цвет и запасались спиртными напитками. Праздники связаны с верой в игру солнца. Считается, что на рассвете солнышко раскидывает ленточки, но не все это видят. В день Петра верующие молятся апостолам об исцелении от лихорадки. Согласно распространенному мнению, Святой Петр – главный хранитель рая. Он открывает и закрывает свои двери. Бог доверил апостолу заботу об Эдемском саду. Апостол Павел может управлять громом, посылать на землю град, наводнение и огонь6. Начало жатвы – Ильин день 02.08 (20.07 по ст.ст.). Церковный день памяти пророка Илии и традиционный народный праздник у восточных и южных славян, греков, грузин и некоторых других народов, принявших православие. Пророк Илья в славянской народной традиции – повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья – «грозный святой»7. 2. Приведите примеры культа растений в календарных обрядах. Назовите даты праздников. Вербное воскресенье (за 7 дней до Пасхи). Верба символизирует весну; считалось, что она обеспечивает здоровье, силу и красоту людям и животным. Верба освящается в церкви, ею хлещут детей и скот (Вербохлёст). Они сделаны как талисман для дома кукол-вербниц с ветвями вербы в руках, лекарственными травами и зерном. В Егорьев день выгоняют скот вербными ветками. Над дверью держат ветки вербы круглый год. В обрядах Троицы (7 дней после Пасхи) более древние элементы связаны с культом растений. Это прежде всего внесение в деревню украшенного дерева, чаще всего березы. У северных русских часто привозят все дерево целиком, в других регионах молодежь носит на головах венки из березовых веток. Эти венки сплетены сначала из веток березы, а уже потом из цветов. В местах, богатых лесом, из веток двух берез, стоящих рядом, связывают их кроны, плетут венки русалок. Основной праздник, посвященный культу растений, ‒ так называемая русальная неделя, или «зеленые святки», предшествующая церковной Троице. Четверг на этой неделе назывался «семик» ‒ седьмой четверг после Пасхи. Празднование это имеет двоякую форму: по домам разносили и расставляли ветки берез. Кроме того, в лесу выбиралась одна березка, которую украшали и торжественно вносили в деревню. Этот праздник считался одним из самых больших праздников в году8. 3. Что такое подблюдные песни? Кто, когда и с какой целью исполнял их? Подблюдные песни – русские обрядовые песни, исполняемые во время святочных гаданий по жребию, которые в иносказательной форме предвещают будущее каждому участнику. Наиболее широко распространены на Русском Севере (вологод., костром., новгород., твер., владимир.), у русского населения Западной Сибири; зафиксированы также в центральных и южнорусских областях (смолен., москов., калуж., рязан., тул., орлов.)9. Подблюдные песни – это песни, которые сопровождали рождественские гадания девочек. Для такого гадания использовалась тарелка или поднос. Девушки клали на тарелку кольцо или перстень и накрывали платком или шалью, а затем пели подблюдные песни. Содержание песни было приписано тому, у кого было снято кольцо. Образ подблюдной песни содержал аллегорию, намек, по которому судили о будущем. В песне был обязательный припев, который закреплял предсказание будущего. Так, на Рождество девушки исполняли подблюдные песни, чтобы получить предсказание и узнать свое будущее10. 4. Как определяются даты подвижных праздников народного календаря? Календарные праздники, не имеющие постоянной даты, определяются, ориентируясь на праздник ПАСХА, который отмечается в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. За 7 недель до Пасхи заканчивается Масленица. За 7 дней до Пасхи – Вербное воскресенье. Через 7 дней после Пасхи- Красная горка (начало хороводных гуляний). Через 7 недель после Пасхи – Троица11. 5. Назовите свадебные периоды народного календаря. Укажите даты. Чем обусловлено проведение свадеб в эти периоды? Большинство браков приходилось на осень, от Покрова 14.10. (1.10 по ст.ст) и до Филиппова заговенья 28.11.(14.11 по ст.ст.), а так же на зиму от Крещения 19.01 (06.01 по ст.ст.) до конца Масленицы. В некоторых местах все же сохранялась древняя традиция играть свадьбы весной, на Красную горку, после Пасхи. Такие периоды обусловлены тем, что свадьбы проводились в свободное от сельскохозяйственных работ время. Существенное значение имел церковный календарь, так как в посты свадеб «не играли»12. 6. Приведите примеры соединительной магии в свадебном обряде. Невеста дарит жениху, поношенный платок – «присушить» жениха. Молодая жена дарит родне жениха (полотенца, рубахи, пояса) как связь между «своим» и «чужим». Каравай (сначала откусывают молодожёны, затем – гости)13. Ритуал соединения. Первый вариант заключается в том, что проводится связывание рук союзным рушником, пожелание-заклинание и троекратный обход в таком виде вокруг сакрального центра. Затем снимают рушник, осыпают молодых. Это один из самых известных обрядов соединения, и в XIX–XX вв. его считали важным для создания супружеской пары, поэтому можно ограничиться только им из всех типов соединительных обрядов. При желании в начало обряда можно поставить следующее магическое действо: обвести свечой вокруг голов новобрачных, связать два волоска и опалить их свечой14. Второй вариант. Проводящие обряд обёртывают рушник или кушак вокруг новобрачных от шеи до ног, говорят пожелание-заклинание о крепкой свадьбе, развязывают. Осыпают молодых. Такие обряды желательно проводить в обережном пространстве. Например, гости должны встать в круг вокруг людей, занятых в обряде. Когда действо закончено, и новобрачным надо покинуть место, два гостя, не отпуская рук, поднимают их вверх, и молодые выходят через эту арку15. 7. Назовите музыкальный жанр погребального обряда. Назовите другие обряды жизненного цикла, частью которых стал этот жанр. По какой причине? Музыкальный жанр погребального-поминального обряда – причитания. Этот жанр стал частью рекрутского (переход в другой мир, так как уходили на 25 лет) и свадебного обряда (например, причитания невесты – причитания исполнялись на сговоре, на девичнике, при ритуальном посещении невестой бани, перед отъездом ее вместе с женихом к венцу. После венчания причитания не исполнялись), а также одним из родильно-крестильных обрядов, связанного с послеродовым периодом – периодом обретения нового статуса как матерью, так и младенцем. Ребенок приобретает статус человека, а молодая женщина – матери, возвращаясь при этом в прежнее сообщество после пребывания в «чужом», пограничном мире (например, причитания над колыбелью младенца)16. Причина в том, что основное значение причитаний – выражать в них определенное эмоциональное отношение; Их основное предназначение – выразить определенные чувства и дать эмоциональное расслабление. Плач также имел магическую функцию – с их помощью они верили, что они облегчат человеку переход из одного мира в другой и защитят тех, кто уйдет. Задание 3. Ответьте на вопросы о северном русском народном костюме. 1. Назовите основные отличия северного русского женского костюма от южного. Русская народная одежда северных и южных регионов отличается отдельными элементами и имеет общие основные черты. К тому же больше сходства в мужском костюме, в женском отличии. Народная одежда различалась по назначению (быт, торжество, свадьба, траур), возрасту, семейному положению. Чаще всего отличительными чертами были не крой и тип одежды, а их многоцветность, количество вышитых и тканых узоров, использование шелковых, золотых и серебряных нитей. Преобладание глухих туникоподобных и широких, прямых распашных платьев свидетельствует о стремлении создать массивную, слегка разобранную форму, цельный и предельно простой силуэт. Массивность обычно растет сверху вниз, что также подчеркивается обувью – ткаными лаптями с толстыми онучами, большими рюшами и тяжелыми кошками, - которые иногда носили на семи-восьми парах толстых шерстяных чулок17. С давних времен основой костюма женщин и девушек была рубаха – ее древнейший и самый распространенный славянский элемент. Женская рубашка, как и мужская, была прямого покроя. По всей России девушки и женщины носили длинные, в основном белые, рубашки, сшитые из прямых полотнищ домашнего льна или конопли. Белое полотно рубашки было украшено вышивкой красного цвета на груди, плече, манжетах и по низу изделия. Внизу изделия располагались сложнейшие, многофигурные композиции с крупными узорами (фантастические женские фигурки, сказочные птицы, деревья), достигающие ширины 30 см. Каждая часть рубашки имела свое традиционное орнаментальное решение. В элегантных рубашках вся верхняя панель рукава, от плеча до запястья, могла быть вышита геометрическим узором. К основному красному цвету вышивки добавлены синие, зеленые, золотые нити и пайетки. По сравнению с рубашками севера России низ рубашек южных регионов оформлен скромнее18. В северном женском костюме: сарафанный комплекс с кокошником, в вышивке преобладает красный цвет, орнамент с особым сюжетом. В южном костюме комплекс с понёвой (юбкой) и кикой, в вышивке – многоцветье, орнамент геометрический19. 2. В чём заключается принципиальное отличие женского головного убора от девичьего? В северных губерниях России головной убор с вышивкой из русского жемчуга, золотосеребряных нитей и битого перламутра носили с русским костюмом. Из этих же материалов вышивали нагрудные украшения. Девчачий головной убор. На Руси существовал распространенный у славян древний обычай, согласно которому повсюду головной убор девушки отличался от головного убора замужней женщины, как и прическа. Девушка могла распустить волосы или заплести их в косу, а замужняя женщина должна была заплести две косы и по обычаю не имела права появляться с непокрытой головой. Отсюда и особые формы головного убора – закрывающие женские волосы, оставляя их открытыми для девушек20. В каждой местности жили свои формы праздничного девичьего убора. В некоторых местностях они имели вид широкой ленты, обнимающей голову. Иногда в середине убора помещалось сплошь зашитое коническое поле, придававшее девушке рост, делавшее ее стройнее. Налобник в виде цепи прямоугольников, заполненных розетками или кругами, заканчивался поднизью из низанных петель, число которых увеличивалось к середине убора. Белый бисер оживлялся запонами с разноцветными стеклами. Иногда повязки, покрытые золотистой фольгой и галуном, имели вид высокого цилиндра. Надо лбом проходила полоса орнамента из звезд и розеток, шитая на проем белым бисером, ниже фестонами опускалась поднизь из параллельных низок, скрепленных полукружьями21. Другой тип праздничного девичьего убора – венцы. Они имели несколько форм. Главное их различие заключалось в том, что одни были сплошными, твердыми, а другие – прорезными, гибкими. Твердые венцы в виде подковы обрамляли девичье лицо подобно нимбу. Как правило, все они украшались вышивкой жемчугом или белым бисером приемом саженья по бели. Самым торжественным из всех девичьих уборов была коруна – твердый венец в виде хора (выпуклого обруча) с прорезным узором. Она имеет околыш, чаше всего галунный. Узор выкладывался белью, по ней сажался жемчуг или бисер. Последний использовался в корунах уже в XVIII веке. Название узора безусловно происходит от слова «корона». Распространение этого вида венца весьма широко, околыши корун декорировались различно: золотым шитьем и бисером, как белым, так и цветным, применялся и стеклярус22. Женский головной убор. Наиболее распространенный вид праздничного головного женского убора – «кокошник» - род плотной твердой шапочки. Его носили с сарафаном. Кокошники XVIII - начала XIX вв. искусно расшиты речным жемчугом, украшены плетеными жемчужными и перламутровыми поднизями, золотосеребряным шитьем, цветной фольгой, гранеными стразами. Головные уборы также хранились в семьях, передавались по наследству их поколения в поколение и были непременной частью приданого зажиточной невесты. Формы кокошников необычайно своеобразны и самобытны: двурогие в виде полумесяца, островерхие с шишками, маленькие плоские шапочки с ушками, и другие, тесно связанные с обычаями и эстетическими представлениями народа. Свадебные и праздничные головные уборы покрывали платками, часто искусно вышитыми золотыми металлическими нитями. Праздничный северный костюм, а также костюм центральных губерний дополняли сережки, низанные из жемчуга, украшения в косу, расшитые золотосеребряной нитью, перламутром. Поверх парадного кокошника в некоторых местностях накидывали так называемые «фролки» - низанные сетки из бесцветного бисера с добавлением цветного, диаметром около полуметра. В иных местах носили так называемые «рога» - волосяную сетку, которая собиралась вокруг голову широкими волнами. Они могли служить свадебным убором или пришиваться в качестве поднизи к женским кокошникам и низались из жемчуга или бисера. Ряды белых бисерных розеточек подчеркивали их воздушность и упругость. В отличие от девичьих женские головные уборы закрывали всю голову. Волосы старательно маскировали спереди поднизью, а сзади позатыльнями - ткаными или бисерными сетками, которые придавали женским головным украшениям особую красоту и законченность. Сетки поднизей низались из белого или прозрачного бисера в продолжение традиции жемчужных отделок. Они или опускались ровной полосой на лоб до самых бровей, или окружали верхнюю часть лица пышной оборкой. В некоторых случаях бисерная сетка покрывала спереди всю голову23. С древности считалось для женщины позором показывать волосы. «Светить волосом» якобы предвещало несчастье. Поэтому их тщательно убирали под повойник - род чепца на вздержке. Со второй половины XIX века повойник становится нарядным головным убором. Повойники, сшитые из бархата, шелка, вышивались бисером разных цветов и размеров, крупными бусами, блестками и цветной шерстью гладью, разноцветными гранеными стеклами в металлических гнездах. Разумеется, использовались и простые для повседневного ношения. Эти уборы долго оставались в быту, удобные и сравнительно простые в изготовлении24. Исходя их вышесказанного, можно сделать вывод, что женский головной убор состоит из нескольких частей, его главный принцип – многослойность (повойник, кокошник+платок, плат, шаль). Девичий головной убор – повязка, перевязка, венец. 3. Назовите традиционные места расположения узора на костюме. Обьясните, чем это обусловлено. Эти узоры вышивались там, где одежда заканчивалась (то есть там, где одежда касалась открытого тела). Орнаментом украшали подол юбки, пояс, воротник, грудь и рукава рубашки – сначала целиком, а затем только плечо и запястье. Фермеры считали, что магические символы под рукой придают ловкость и силу, а значит, любая работа будет легкой и успешной. Орнаментальные медальоны также защищали плечи и колени. Все швы свадебных рубашек украшались амулетом, чтобы нечистый дух не мог проникнуть к жениху и невесте и повредить их. На женщинах был декоративный фартук. Орнамент содержал знаки, буквы – идеограммы, которые наклейки специально подбирали для каждой обладательницы рубашки, чтобы уберечь ее обладательницу не только от холода, но и от случайных напастей25. 4. Для изготовления нитей и тканей до 20 века использовались только волокна натурального происхождения (лён, шерсть, шёлк, хлопок). Укажите, какие нити и ткани можно было произвести в условиях Русского Севера, а какие нужно было покупать. В условиях Русского Севера производились ткани из конопли, льна, шерсти. В Поморье нельзя было вырастить лён, но легко можно было купить ткани (морская торговля): покупались хлопчатобумажные ткани – ситец, кумач (красный ситец), шелковые ткани, парча (шелковая ткань с металлической нитью), кашемир (тонкая шерстяная ткань)26. 5. Назовите ткани, из которых шились сарафаны на Русском Севере. На Русском Севере слово «сарафан» и «рубаха» употреблялись редко, чаще использовали более конкретные и принятые в каждой местности свои названия этих видов одежды. Архивные источники, публикации и материалы экспедиций выявляют различные варианты названий сарафанов. Происхождение этих названий различается, во-первых, по конструктивным признакам, то есть, в зависимости от фасона. Самые древние из них: «костыч», «шушун», «клинник», «косоклинник» ‒ это старинные клинообразные сарафаны; «московик», «москвич» или «круглый» ‒ прямой по конструкции сарафан, сшитый из нескольких прямых полос ткани и собранный вверху под обшивку. По материалу и технике изготовления выделяются «пониток», «тканник», «набивник», «пецетник», «кумачник», «штофник», «гарнитурник», «гумажник», «атласник», по цвету и способу окраски ткани ‒ «синяк», «пестрядинник», «крашенинник», сюда же можно отнести и «кумачник». По возрастным признакам можно выделить, например, сарафан-«костыч», который на Пинежье в конце XIX века носили только пожилые женщины, а по назначению ‒ свадебный сарафан «лопотину» и «покосник», который надевали только на сельскохозяйственный праздник начала заготовки сена ‒ покос27. Сарафаны шились из льняной ткани (льняная пестрядь, льняная набойка), из покупных шерстяных тканей, кумача, шёлковых и парчовых тканей. 6. Назовите ткани, из которых шились рубахи на Русском Севере. Рубахи шились из льняного полотна, льняной пестряди, покупной ткани и ткани домашнего изготовления. Повседневный костюм был удобным и прочным. Рубашка была самой архаичной ее частью. Туникоподобный, свободный крой с ластовицами не сковывал движений. Региональные различия можно увидеть на примере имеющихся в коллекции рубашек из Каргополя, Пинеги и Вологды. Повседневные летние платья в коллекции разнообразны. Самый старый уклон, существовавший в Пинеге до начала 20 века, существовал рядом с более поздней прямой линией, получившей распространение в других регионах региона. Льняные, красочные, набивные ткани служили материалом для повседневной одежды. Позже их заменил ситец28. Льняные каргопольские рубахи с архаичной вышивкой, жатвенные поподолицы представляют большую ценность в собрании. Магические знаки, заключенные в рисунках орнамента, по мнению предков, усиливали обережную роль одежды, служили данью кормилице-земле29. Список использованной литературы 1. Административно-территориальное деление Архангельской губернии и области в ХVII – XX вв. – Архангельск, 1997. – 423 с. 2. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. – СПб, 1993. – 253 с. 3. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногорский район Вологодской области). – М., 1985. – 394 с. 4. Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в ХIХ – начале ХХвв.: Этнографические очерки. – Л.,1983. – 234 с. 5. Кислуха Л. Ф. Народный костюм Русского Севера XIX – начала XX века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». – М.: Северный паломник, 2006. – 272 с. 6. Лютикова Н. П. Мезенский костюм: Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX – начала XX века. – Архангельск: Издательско-полиграфическое предприятие Правда Севера. – 2009. – 431 с. 7. Пропп В. Я. Русские аграрные праздники / В. Я. Пропп. – Л., 1963. – 174 с. 8. Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. – М.: Наука, 1997. – 827 с. 9. Русский Север: Этническая история и народная культура ХII–ХХ вв. – М., 2001. 10. Северный русский народный костюм конца ХIХ – начала ХХ вв.: Комплект из 18 открыток. – М., 1993. 1 Административно-территориальное деление Архангельской губернии и области в ХVII – XX вв. – Архангельск, 1997. – 423 с. 2 Административная карта архангельской области с районами [электронный ресурс] – URL: https://yandex.ru/search/ (дата обращения 18.03.2021). 3 Славгородская Н. А. Обычаи и обряды со скотоводством и пастушеством. Белозерье: Краеведческий альманах. Вып. 2. - Вологда: «Легия», 1998. - 416 с. 4 Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. – Л., 1963. – 174 с. 5 Пропп В. Я. Русские аграрные праздники / В. Я. Пропп. – Л., 1963. – 174 с. 6 Церковные и народные праздники [электронный ресурс] – URL: https://vsyamagik.ru/petrov-den-tradicii-obryady-primety/#Petrov_den_cto_za_prazdnik (дата обращения 18.03.2021). 7 Илья св. / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. – М.: Межд. отношения, 1999. – Т. 2: Д (Давать) – К (Крошки). – С. 405–407. 8 Пропп В. Я. Русские аграрные праздники / В. Я. Пропп. – Л., 1963. – 174 с. 9Подблюдные песни [электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B1%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8 (дата обращения 18.03.2021). 10 Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. – СПб, 1993. – 253 с. 11 Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в ХIХ – начале ХХ вв.: Этнографические очерки. – Л.,1983. – 234 с. 12 Бернштам Т. А. Русская народная культура Поморья в ХIХ – начале ХХвв.: Этнографические очерки. – Л.,1983. – 234 с. 13 Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба: Свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Тарногорский район Вологодской области). – М., 1985. – 394 с. 14 Обряды соединения [электронный ресурс] – URL: https://document.wikireading.ru/34237 (дата обращения 17.03.2021). 15 Обряды соединения [электронный ресурс] – URL: https://document.wikireading.ru/34237 (дата обращения 17.03.2021). 16 Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. – М.: Наука, 1997. – 827 с. 17 Северный русский народный костюм конца ХIХ – начала ХХ вв.: Комплект из 18 открыток. – М., 1993. 18 Серверный комплекс и южный комплекс народного костюма [электронный ресурс] – URL: https://schoolfiles.net/2760465 (дата обращения 18.03.2021). 19 Кислуха Л. Ф. Народный костюм Русского Севера XIX – начала XX века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». – М.: Северный паломник, 2006. – 272 с. 20 Женские головные уборы [электронный ресурс] – URL: https://rushistory.3dn.ru/forum/13-231-1 (дата обращения 18.03.2021). 21 Женские головные уборы [электронный ресурс] – URL: https://rushistory.3dn.ru/forum/13-231-1 (дата обращения 18.03.2021). 22 Там же. 23 Женские головные уборы [электронный ресурс] – URL: https://rushistory.3dn.ru/forum/13-231-1 (дата обращения 18.03.2021). 24 Кислуха Л. Ф. Народный костюм Русского Севера XIX – начала XX века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». – М.: Северный паломник, 2006. – 272 с. 25 Символика орнамента русского народного костюма [электронный ресурс] – URL: http://vokrugknig.blogspot.com/2020/05/blog-post_71.html (дата обращения 18.03.2021). 26 Лютикова Н. П. Мезенский костюм: Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX – начала XX века. – Архангельск: Издательско-полиграфическое предприятие Правда Севера. – 2009. – 431 с. 27 Северный русский народный костюм конца ХIХ – начала ХХ вв.: Комплект из 18 открыток. – М., 1993. 28 Северный русский народный костюм [электронный ресурс] – URL: https://yandex.ru/turbo/perunica.ru/s/tradicii/3651-severnyj-russkij-narodnyj-kostyum.html (дата обращения: 17.03.2021). 29 Там же. |