Главная страница

Ответы к экзамену по истории. Образование Древнерусского государства в ix x вв. Государство


Скачать 0.66 Mb.
НазваниеОтветы к экзамену по истории. Образование Древнерусского государства в ix x вв. Государство
Дата30.12.2021
Размер0.66 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаOTVETY_PO_ISTORII.doc
ТипОтветы к экзамену
#322065
страница1 из 14
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

Ответы к экзамену по истории.

1. Образование Древнерусского государства в IX - X вв.

Государство – это власть, защищающая общественные интересы, регулирующее экономические и социальные отношения между людьми опираясь на вооруженные силы.

Повесть временных лет («Первоначальная летопись», «Нестерова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века.
Этапы складывания древнерусского государства:
I. Складывание предпосылок для создания древнерусского государства:

-Экономических:

---Регуляция товарно-производственных отношений.

---Необходимость обеспечения безопасного сбыта товаров на зарубежном рынке.

---Сбор полюдья (добровольного налога).

-Социальных:

---Складывание межплеменных союзов и их центров в Киеве и Новгороде.

---Необходимость в регуляции социальных отношений.

---Необходимость зашиты от внешних врагов (половцы, варяги и т.д.)

II. Ускорение формирования государства в IX веке произошло из-за набегов хазар:

Северо-западные земли (Новгород) позвали варягов: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Да приходите княжить и володейте нами». На просьбу откликнулся Рюрик.

На Юге варяжские князья Аскольд и Дир освободили полян (Киев) от хазарской зависимости, а так же от нападок древлян, печенег и волжских булгар.

879 г. – Смерть Рюрика.

Правление Олега (882-912):

-Цели:

---Распространение власти на все восточные племена.

---Выгодная продажа собранного в ходе полюдья добра.

-События:

879 г. – Стал новгородским князем.

---Пошёл на Киев (Юг), где убил киевских князей Аскольда и Дира и провозгласил Киев столицей.

882 г. – Стал Киевским князем.

---Победил ближайших соседей – древлян и освободил от хазарской зависимости северян и радмичей.

---Присоединил большую часть восточнославянских земель.

907 г. – Удачный поход на Царьград (Византию) и установление беспошлинной торговли.

911 г. – Новый удачный поход на Византию из-за нарушения условий договора о торговле и последующее установление ещё более выгодных торговых условий.

912 г. – Смерть от укуса змеи, выползшей и черепа его лошади.

-Итоги:

---Образование единого восточнославянского государства.

---Установление выгодных внешнеторговых связей.

2. Древнерусское государство в X-XI вв. Принятие христианства. Ярослав Мудрый. "Русская правда".

Игорь (912-945), сын Рюрика стремился сохранить единство межплеменной федерации, а так же защищал от набегов печенегов.

944 г. – 2 похода на Византию, но в итоге менее выгодный договор о торговли.

945 г. – Убит при сборе дани.
Ольга (945-957) – правление:

-Установила:

---Уроки – точный размер дани.

---Погосты – места сбора дани.

957 г. – Крещение Ольги в Царьграде.
Святослав (957-973), сын Ольги:

-Присоединил племя вятичей, разорив хазаров.

-Образование Тмутараканского княжества на Таманском полуострове.

968 г. – Захват ряда болканских поселений, Переславлец – объявелен новой столицей.

-Нападение печенегов на Киев, Святослав вернулся в Киев и разгромил печененгов и вернулся на Дунай.

971 г. (весна) – к Болгарии подошли лучшие войска Византии и входе кровавых боёв начались переговоры.

972 г. - возвращаясь в Киев Святослав был убит печенегами.
Сыновья Святослава:

-Ярополк (Киев).

-Олег (древлянская земля).

-Владимир (Новгород) Разгромил переставшее платить дань ополчения вятичей, кривичей и Полоцкое княжество. Организовал удачный поход на Волжскую Булгарию, мешавшую внешней торговле.

981 г. – Первое столкновение князя Владимира с Польшей, отвоёваны Червень и Пермешель.

-Постройка оборонительных рубежей на южных границах, для защиты от набегов от печенегов, что сделало невозможным внезапное нападение.
Причины крещения Руси:

-Удержать все славянские земли вместе.

-Укрепить международный авторитет Киевской Руси.
За помощь Византии, Владимир потребовал выдать за него Анну, дочь византийского императора Василия II, но тот потребовал, что бы Василий принял христианство и крестил страну.

988 г. – крещение всех киевлян

991 г. – крещение Новгорода после мятежа язычников.
Русская Правда – свод законов, который составлялся в течение полутора веков, отражая и фиксируя в своих нормах эволюцию древнерусского общества.

Редакции Русской правды:

-Краткая правда, состоящая в свою очередь из Древнейшей правды (Правды Ярослава) (1024 г.) и Устава Ярославичей (1072 г.),

-Пространной правды (XII в) и

-Сокращенной правды (XIV-XV вв.).

Правда Ярослава. В первой статье Краткой Правды говорится о праве кровной мести за убийство свободного мужа. С одной стороны, эта норма свидетельствует о сохранении значительных элементов родоплеменных отношений. Но с другой, некоторые положения этой статьи (ограничение круга родственников, имеющих право мстить, введение альтернативного штрафа за убийство в 40 гривен) свидетельствуют об их распаде и усилении власти князя.

Само появление Русской Правды в начале XI в. отражало сложные процессы, протекающие в Древней Руси. Перерастание родовой общины в земледельческую, происходившее уже не только на Юге, а повсеместно, приводило к потере многими людьми своего социального статуса и социальной защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его дружинного окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Князь в духе общинных традиций оказывал и бескорыстную помощь обездоленным, что в, свою очередь, укрепляло его престиж, а, следовательно, и власть. (Вспомните былины о Владимире Красном Солнышке, которого прославляли за щедрость и нищелюбие). Таким образом, разложение рода, появление социальных изгоев, увеличение числа преступлений против личности усилило власть князя, что и нашло отражение в самом появлении Русской Правды, зафиксировавшей, а затем развивавшей традиционное, неписаное, т.н. обычное праву.

В уставе Ярославичей, являющейся второй составной частью Краткой правды, кровная месть уже запрещена, кроме того она фиксирует и более сложную структуру общества, в котором появились новые социально неравноправные группы людей. В различных статьях Правды упоминаются челядь и холопы (рабы), а также смерды. Их жизнь в отличие от свободных защищается вирой в 5 гривен.

Княжеские люди – тиуны, огнищане (скорее всего управители хозяйств, которые могли набираться и из числа холопов, стоили 80 гривен).

Есть статьи, стоящие на страже княжеской собственности и его земельных владений.

Это дало основание некоторым советским историкам сделать вывод о зарождении феодальной собственности и феодальных отношений в Древней Руси. Некоторые положения Правды свидетельствовали об усилении позиций государства, собирающего, например, штрафы (виры) за выполнение судебных функций.

Уставе Владимира Мономаха (1113), входящий в состав Пространной Правды, фиксировано появление новой группы зависимых людей - закупов, которых закон защищал от полного закабаления. Там же содержится ряд законов, ограничивающих ростовщичество. Все это свидетельствовало об усложнении общественных отношений в Древней Руси.

3.Феодальная раздробленность Руси. Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское княжества, Новгород-Псковская феодальная республика.

Предпосылки раздробленности:

-Формирование местных княжеских династий. Перерастание родового владения Рюриковичей в семейное отдельных ветвей рода приводило к оседанию князей на отдельных территориях (будущих уделах). Князь все более думал не о получении более престижного и доходного стола, а закреплении за собой собственного владения. (Данная тенденция юридически была закреплена решением Любечского съезда князей в 1097 г.). Этому же способствовало нарастание междоусобиц, стремление князей укрепить и расширить свои владения, порой за счет соседей.

-Укрепление местного боярства. Происходит складывание боярских региональных группировок, вызванное, в свою очередь, как успехами земледелия (распространение пашенного земледелия, появление трехполья увеличивало производство избыточного продукта, боярские вотчины превращались в важный источник дохода), так и ростом численности дружины и ее страсти к богатству. В былые времена дружина мечтала о походах и добыче, ныне вместе с князем она оседала на земле, становясь или его опорой, или наоборот, стремясь подчинить своей воле. Но в любом случае боярство и местного князя объединяла тяга к самостоятельности, желание выйти из-под опеки киевского князя, прекратить выплату в его адрес полюдья со своих территорий.

-Развитие ремесла и торговли приводило к росту и укреплению городов, которые превращаются в центры отдельных территорий. Кроме того, они играли роль своеобразных коллективных замков для местного боярства. В них сосредоточивалась и местная княжеская администрация. Городское население начинало тяготиться необходимостью выплаты дани и защиты интересов далекого ему киевского князя. В то же время защиту от набегов кочевников и соседей, необходимую свободным общинникам города и села, обеспечивали уже местные княжеские дружины.

-Изменилось положение и роль самого Киева. С потерей значения торгового пути из варяг в греки в ХII в., ослабевала экономическая основа единства, сокращалось поступление торговых пошлин, что подрывало экономическое могущество киевского князя. Главным источником богатств становилась земля, в ее поисках дружины со своими князьями и устремлялись на окраины. Кроме того, киевскую землю покидало и трудовое население, спасавшееся от постоянных междоусобиц, вызванных борьбой за киевский стол, а также набегов половцев. Естественно, этот исход ослаблял позиции киевских князей, получавших все меньше и меньше налогов, недосчитывающихся воев.

-Духовной предпосылкой разделения стало развитие авторитарного идеала, укрепляющего власть местных князей. Население отдельных земель хотело обрести собственного князя, оказаться под рукой т.к. оно наделяло его сверхъестественными силами, видело в нем гаранта безопасности и благоденствия данной территории.
Причины не окончательного распада Руси, а временного:

-Церковь была против.

-Единый свод законов (Киева).

-Страх перед внешними врагами.
Последствия раздробленности:

-Подъём хозяйственной и культурной жизни.

-Освоение новых земель и постройка городов, превращающиеся центры ремесла.

-Ослабление страны перед внешними врагами (половцами).
Галицко-Волынская земля:

-Природные условия. Галицко-Волынское княжество, находясь на западных и юго-западных границах Руси, в междуречье Южного Буга и Днестра, обладало исключительно благоприятными условиями для развития земледелия, ремесел и торговли. Ее границы подходили к предгорьям Карпат и Дунаю, что открывало широкие возможности для налаживания торговых отношений с Польшей, Венгрией, Болгарией и Византией.

-Социально-экономические особенности. Плодородные черноземы Волыни издавна привлекали сюда земледельческое население Руси. В итоге здесь достаточно рано начало сформировалось крупное частное землевладение и мощная боярская прослойка, стремящаяся к независимости как от Киева, так и от собственных князей. Развитие ремесел и торговли повлекло за собой рост городов - Галича, выросшего на солеторговле, Владимира-Волынского, Перемышля, Дорогобужа, Теребовля, Луцка, Холма и др. Городские слои также принимали активное участие в политической жизни земли.

-Политическое развитие.

---Начало независимости. После смерти Ярослава Мудрого города Юго-Западной Руси обычно отдавались в управление младшим сыновьям и князьям-изгоям. Например, пятому сыну Ярослава - Игорю - достался в княжение Владимир-Волынский, позже его правнукам Васильку и Володарю Ростиславичам были выделены Теребовль и Перемышль. Сын Игоря Давид начал претендовать на эти города. И даже решения Любечского съезда его не остановили. При скрытой поддержке Святополка Киевского он захватил Василька Теребовльского и ослепил его. Однако после Витичевского съезда (1100 г.) Волынское княжество было отобрано у Давида Игоревича и передано в руки Мономашичей, а Галиция осталась у Василька и Володаря. Их потомки, став уже полностью независимыми правителями, пытались объединить Юго-Западные земли в единое княжество, опираясь, при этом на поддержку Юрия Долгорукого, тогда как волынские князья ориентировались на союз с Киевом.

---Ярослав Владимирович (1151-1187). Наивысшего могущества Галичское княжество достигло при сыне Владимира Володаревича - Ярославе Осмомысле (т.е. восьмимысленный), получившим это прозвище за мудрость и образованность. Ему удалось в 1159 г. овладеть Киевом. Но даже он при столкновении с местным всемогущим боярством вынужден был пойти на ряд уступок, а после его смерти в Галиции началась долгая смута, осложненная вмешательством Венгрии и Польши.

-Объединение княжеств. В 1199 г. волынский князь, правнук Мстислава Великого Роман Мстиславович, захватил Галич, создав тем самым мощное Галицко-Волынское княжество. Опираясь на горожан и мелких землевладельцев, он жестоко расправился с недовольным его политикой боярством, осуществлял походы на Литву, поляков и половцев, ненадолго подчинил себе Киев. В его владениях нашел себе убежище византийский император Алексей 111 Ангел, изгнанный крестоносцами из Константинополя.

Политику отца, после его гибели в 1205 г. и новой боярской смуты, продолжил Даниил Романович. Правда, лишь в 1221 г., обвенчавшись с дочерью новгородского князя Мстислава Удалого, он смог вернуть свою отчину - Волынское княжество, а в 1234 г. овладеть и галицким престолом. Даниил во главе своей дружины принял участие в трагической для русского войска битве с монголами на р. Калке (1223). В 1239 г., взяв Киев, он объединил Южную и Юго-Западную Русь, но их дальнейшее развитие было прервано монгольским нашествием. После смерти Даниила Романовича в 1264 г. княжество было поделено между братьями, а в Х1У в. его земли вошли в состав Польши, Литвы и Венгрии.
Владимиро-Суздальская земля:

-Природные условия и колонизация. История Северо-Восточной Руси, расположенной в бассейне Оки и Верхней Волги, вызывает особенный интерес потому, что именно эта земля позже стала ядром нового Российского государства. Значительная часть ее территории занимали леса, почвы были подзолистые, малоплодородные, за исключением т.н. ополий, огромных полян на окраине лесов в районе Ростова, Переяславля Залесского и Суздаля, с относительно мощным черноземом. Здесь развивалось пашенное земледелие, появились монастырские и боярские вотчины.

На Северо-Востоке, который сравнительно поздно подвергся славянской колонизации (с Х в.), наряду со старыми городами (Ростов, Суздаль), появлялись новые: Владимир-на-Клязьме, Переяславль-Залесский, Галич. Под 1147 г. летопись впервые упомянула Москву. Переселенцы с юга и северо-запада Руси - земледельцы и ремесленники - приносили с собой не только передовые приемы хозяйствования, но и географические названия. Торговые пути простирались через Новгородские земли на запад и через Волжскую Булгарию на восток и юго-восток.

-Приобретение независимости. Ростово-Суздальская земля вышла из под власти Киева в 30-х годах Х11 в. при младшем сыне Владимира Мономаха Юрии, получившим прозвище Долгорукий за стремление править в Киеве и вмешиваться в дела соседних княжеств. Центр своей земли он перенес из Ростова в Суздаль и, опираясь на поддержку боярства и союз с Галицким княжеством, после нескольких неудач все же сел на киевский стол в 1155 г.

Политические развитие. Однако его правление оказалось недолгим, в 1157 г. он умер (по одной из версий был отравлен киевлянами, недовольными его правлением), а пришедшие с ним суздальцы были перебиты.

-Перенесение центра во Владимир. Власть на Северо-востоке перешла к старшему сыну Юрия Андрею Боголюбскому, который еще при жизни отца без его ведома покинул предназначенный ему Вышгород на юге Руси и вернулся в милую его сердцу Суздальскую землю. (При этом князь взял с собой считавшуюся чудотворной икону Божией Матери, повелев поставить ее во Владимире-на-Клязьме. Со временем эта икона Владимирской Божией Матери стала одной из главных святынь русской земли). При этом столица была перенесена во Владимир, до того считавшийся пригородом старых городов.

-Укрепление княжеской власти. Перенос столицы был вызван стремлением Андрея к самовластию и желанием избежать влияния старого ростово-суздальского боярства. Владимир же не имел сложившейся боярской группировки и собственного веча, ограничивающего власть князя.

Проявлением новых тенденций стало и превращение дружинников из советников и соратников князя в его подданных, получавших за свою службу земельные владения. Однако верховная собственность на землю сохранялась за князем, который ею полностью распоряжался. Так складывалась связь власти и собственности, присущая восточной цивилизации. В то же время реальная власть-собственность князя сочеталась с традиционными представлениями земледельцев о том, что земля Божья и принадлежит на деле тому, кто ее обрабатывает. Но, в итоге, эти представления только усиливали власть князя - наместника Бога на земле, а, следовательно, и его права на землю. Кроме того, он воспринимался как хранитель земли от социальных и природных бедствий, иноземцев, заступник перед Господом, а со временем, как символ единства всех русских земель.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


написать администратору сайта