Ответы по Литургическому преданию. Ответы к экзамену
Скачать 226.5 Kb.
|
Антифон - греч. ?ντίφωνος противогласие, попеременное пение двух друг против друга стоящих хоров. Лития - усиленное моление, совершается иногда в притворе храма (на Великой вечере, заупокойная при поминовении усопших) или вне храма (при бедствиях, при воспоминании об избавлении от них). Если лития совершается вне храма, то соединяется с молебным пением и крестным ходом. Литиёй в современной практике может называться: * часть всенощного бдения, следующая за просительной ектенией на великой вечерне, либо за вседневным славословием на великом повечерии. * заупокойная служба, которая короче, чем панихида. * шествие и молебен во время общественных бедствий. Экзегеза - (от греч. толкование, объяснение), толкование текста Свящ. Писания. Являясь Словом Божьим, выраженным через человеческое слово, Библия несет на себе печать тех эпох, когда писались ее книги, отражает особенности свящ. авторов (их личности, языка, воззрений). Это требует от Э. учета того историч. фона и «жизненного контекста», с к-рыми связаны библ. книги, а также филологич. исследований, позволяющих проникнуть в ход мысли свящ. авторов. Отсюда важность для Э. исагогики, включающей проблемы канона, датировки и атрибуции свящ. книг, различных форм критики библейской (текстуальной, литературной, исторической, историко-литературной и др.) и дополнительных дисциплин (археологии, географии, палеографии, изучения Древнего Востока и античности). Антиминс - (др.-греч. вместо и лат. mensa — стол, трапеза: «вместопрестолие») — четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии. Во время литургии на антиминс ставятся сосуды для Причастия. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия казни и четыре евангелиста (по углам плата). В древности (и ныне у старообрядцев) на антиминсе изображался лишь крест. 25. Перечислите основные типы анафор. Александрийский (египетский) типЛитургия, ап. Марка (оформилась к `V в.) Литургия свт.Кирилла Александрийского (коптский перевод) Общая эфиопская литургияАнатолийский тип (из Сирии, ПалестиныЛитургия ап.Иакова Литургия свт. Василия Великого (в сирийской редакции) Антиохийская анафора Литургии свт.Иоанна ЗлатоустаИерусалимское богослужениеИерусалимская анафора (до 2-й пол. IV в.) Византийский обряд (Православных Поместных Церкви)Литургия Василия Великого (в византийской редакции) Литургия Иоанна ЗлатоустаНа Западе: Римский ТипРимо-католическая месса (VIII-IX в.) 26. Чем отличалась Тайная вечеря от традиционного празднования Пасхи евреями? Трапеза на Ветхозаветной ПасхеТайная ВечеряГлава семьи брал хлеб, преломлял и часть хлеба клал на край стола. Эта часть хлеба (горбуша) называлась афикоман – «хлеб странника», в пасхальную ночь странник мог зайти в любой дом и взять горбушу, которая для него и предназначалась.Христо отложил этот хлеб в начале трапезы, а когда последняя чаша вина была допита и все съедено, то он взял этот остаток, преломил его и напоследок раздал апостолам, говоря: «...приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф. 26.26).Каждый раз, как глава семьи подносил новое блюдо он совершал молитву, в которой говорилось о чуде Исхода народа Израиля из Египта и вспоминалась кровь ангца(ягненка), которая избавила еврейский народ от гибели. Т.е. часа вина отождествлялась с кровью агнца. Поскольку эти молитвы были известны всем с детствам, то евангелисты всего лишь упоминают о них. Они говорят, что Христос взял хлеб взял хлеб и возблагодарил. Когда бралась чаша с вином, то произносилась следующие слова: «Примите, пейте от нея все, это кровь агнцев Завета»Христос произносит новые слова: «...сие есть Кровь Моя Нового Завета...» (Мф. 26.28). То же самое относится и к хлебу. 27. В какие дни совершается Литургия Василия Великого? Литургия свт. Василия Великого совершается 10 раз в году: в рождественский и крещенский сочельники, в день памяти самого святителя, в воскресенья Великого поста(с 1 по 5-е), а также в Великий Четверг и в Великую субботу. 28. Что такое тайносовершительная формула? В католической богословской традиции есть такое важное понятие как «тайносовершительная формула». Католики усваивают каждому из таинств некую сакраментальную формулировку, словесное выражение, в момент произнесения которого и действием которого совершается таинство. По православному вероучению, никакой тайносовершительной формулы, в том понимании, которое ей усваивают католические богословы, нет и быть не может. Конечно же в богослужении каждого из Таинств есть его важнейшие, центральные, основополагающие моменты — например, евхаристическое схождение Духа Святого на Дары в момент их Преложения; но произносимые в этот момент священником слова сами по себе — отнюдь не магические. Не они прелагают хлеб и вино в Тело и Кровь Христовы. Не словесная формула, а Святой Дух, Его благодать действует здесь по молитве священника. Учение о тайносовершительной формуле, в ее магическом «заклинательном» понимании, глубоко чуждо православному богословию. Как мы прекрасно понимаем, необходимым условием действительности совершения Таинств является христианская вера. Без нее, без надежды на Божественные любовь и милосердие, не осуществится никакое Таинство, — сколь бы точно мы не соблюли его чинопоследование, следуя тем или иным уставным требованиям. В этом и суть отсутствия тайносовершительной формулы, потому что в католичестве правильное произнесение молитвы гарантирует действительность таинства, а не вера. |