Ответы по Литургическому преданию. Ответы к экзамену
Скачать 226.5 Kb.
|
32. Какие частицы Агнца раздробляются для причащения прихожан? Священник с великим благоговением раздробляет св. Агнец, разделяя Его обеими руками на четыре части и полагая их крестовидно на дискосе так, что частица ИС лежит вверху, частица ХС внизу, частица НИ налево и частица КА направо. Диакон обращается снова к священнику со словами: "Исполни, владыко, святый Потир", — причем указует орарем на дискос. Священник берет лежащую к востоку на дискосе частицу IC, творит ею крестное знамение над Потиром и опускает ее в Потир со словами "Исполнение Духа Святаго". Диакон отвечает: "Аминь". Остальными тремя частями Святого Агнца священник будет причащать: частицею ХС себя, диакона и сослужащих ему иереев, а частицами NI и КА верных. 33. Какой святой поминается на отпусте Литургии Преждеосвященных Даров? Отпуст, на котором воспоминается святой Григорий Двоеслов († 604 г.), именем которого надписывается у нас Литургия Преждеосвященных Даров. 34. Что буквально означают слова «метанойя» (μετάνοια) и «метаноэйте» (μετανοε?τε)? Метанойя – это греческое слово и его точный перевод означает изменение ума. Метанойя на русском языке часто ассоциируется с термином покаяние. 35. Что означают слова «грех к смерти» и «грех не к смерти» (1 Ин. 5: 16–17)? Грех к смерти – о грехе к смерти ясно сказано в 5-ом правиле Седьмого Вселенского Собора. Достаточно лишь привести это указание. В русском переводе оно выглядит так: "Грех к смерти есть, когда некоторые, согрешая, в неисправлении пребывают. Грех к смерти – это не какой-то конкретный тяжелый грех, пусть даже и смертный, определенного вида категория греха и настрой. К этому греху относятся: а) пребывание в неисправлении при согрешениях; б) жестоковыйное восстание на благочестие; в) жестоковыйное восстание на истину; г) предпочтение мамоны (т.е. богатства, денег и прочего земного и тленного) послушанию пред Богом; д) несоблюдение Божиих (а значит, и церковных) уставов и правил. Грешащие к смерти находятся в гордом состоянии духа и в самооправдании. Они не имеют Бога, являются жилищами для бесов, сынами погибели. Таким образом грех к смерти указывает на направление движения человека (т.е. что он добровольно движется в ад) и на его гордое, неисправляемое и безпокаянное состояние. Именно о таких людях запрещает молиться святой Апостол Иоанн Богослов в своем первом послании. 36. Назовите один из древнейших памятников христианской письменности (конец I — начало II века), где упоминается обычай исповедовать свои грехи в церкви перед общей молитвой. О необходимости исповедовать свои грехи в церковной общине каждый раз перед общей молитвой говорится в «Дидахе» (Didache. 4. 14). Это наставление входит в состав «пути жизни» - того, что является самым необходимым для спасения. Подразумевается, что тот, кто не исповедал своих грехов, не может открыто исповедать веру вместе со своими братьями и прославить Бога с чистым сердцем. В Didache. 14. 1 также идет речь о регулярной И., которая совершается в связи с воскресной литургией. Здесь упоминается не только коллективная покаянная молитва, но и предшествующее ей примирение с ближним как необходимые условия принесения «чистой жертвы». 37. Назовите четыре категории кающихся в древней Церкви. 1. Плачущие, не смели входить в церковь и со слезами просили молитв у проходящих; 2. Слушающие, стояли в притворе и подходили под руку благословляющего епископа вместе с готовящимися ко Крещению и с ними удалялись из храма; 3. Припадающие стояли в самом храме, но в задней его части, и участвовали с верными в молитвах о кающихся, падши ниц. По окончании этих молитв они, преклонив колени, получали благословение епископа и удалялись из храма. 4. Купностоящие – стояли вместе с верными до конца литургии, но не приступали к Святым Дарам. |