Главная страница

Ответы по Литургическому преданию. Ответы к экзамену


Скачать 226.5 Kb.
НазваниеОтветы к экзамену
АнкорОтветы по Литургическому преданию
Дата30.06.2021
Размер226.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаLit_pred_otvety.doc
ТипОтветы к экзамену
#222670
страница11 из 16
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
48. В чем духовный смысл грехопадения Адама и Евы? Замысел Божий о райском браке затемняется и даже в значительной степени утрачивается в грехопадении Адама и Евы с изгнанием их из рая и отъятием у них бессмертия. Теперь смерть одного супруга разрывает единый организм семьи, т. к. смертью разрывается единство души и тела человеческой личности. Кроме того, в падшем человеке оскудевает любовь, темные, греховные страсти оскверняют брак блудной похотью, властными вожделениями, делают его средством достижения земных целей. Вместе с грехом в жизнь супругов приходит страдание, вместе с плотской похотью и всевозможными страстяминеверность, полигамия. Утратив бессмертие, поработившись греху, человек не может сохранить и живую веру в загробную, вечную жизнь. Представление о единственности брака, о вечном единстве супругов заменяется на более понятный и близкий образ земного счастья, благополучной семейной, супружеской жизни, удовлетворяющей естественные потребности человеческой природы. В то же время блудная страсть, сопутствующая падшему человеческому естеству, делается орудием мучения, и сама мысль о плотском союзе с представителем иного пола часто становится ненавистным искушением для тех, кто ищет чистоты и бесстрастия. В контексте напряженного эсхатологического ожидания, особенно свойственного первым христианам, брак нередко воспринимался как некая неизбежная, вынужденная уступка человеческой немощи, оправдываемая лишь тем, что род человеческий все же еще следует продолжать.

49. Имеет ли брак продолжение после смерти? Привести доводы в подтверждение своего мнения. Поскольку человек в раю создан бессмертным, то и брак первоначально подразумевает вечное единство мужа и жены. В соответствии с этим представлением в предпоследней молитве чина венчания содержится прошение: «восприми венцы их в Царствии Твоем нескверны, и непорочны, и ненаветны соблюдаяй во веки веков». Христово благовестие, нигде не учит, что брак существует только в этой земной жизни и после смерти аннулируется. Ответ Христа саддукеям: «В воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы на небесах» (Мф. 22, 30), утверждает лишь, что брак, в понимании саддукеев имеющий целью произведение потомства, после воскресения уже не будет существовать. Христово слово: «что Бог сочетал,того человек да не разлучает» ( Мф. 19, 6), соединенное с установлением вечного брака в раю и с верой в бессмертие душ смертных людей, говорит о том, что брак по замыслу Божию не прекращается смертью, хотя в воскресении и преображении станет другим (Мф. 22, 23–30). Сущность христианского таинства брака: будучи заключен в Церкви, он получает дар благодатной любви и благодатную возможность быть святым и вечным в Царстве Божием.

50. В какой книге Нового Завета основы христианского богословия брака формулируются наиболее высоко и глубоко?

Брачный пир, брак Агнца, Жених церковныйобразы, часто используемые в Новом Завете для изображения отношений Господа Иисуса Христа и тех, кто последовал за Ним. Нигде сущность брака, супружеской любви и семейных отношений не были поняты так высоко и глубоко, как в Послании апостола Павла к Ефесянам, формулирующем основы христианского богословия брака. Утверждая

благодатную природу любви христианских супругов, апостол Павел говорит:

«потому что мы члены Тела Его (Христа), от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5,

30). Достоинство христианского бракамалой церкви вытекает из укорененности

его в Церкви Христовой. Более того, каждый христианин и христианка, будучи

членами Церкви, благодатно уневещиваются Христу, т.к. Церковь есть Невеста

Христова, и, таким образом, брак есть образ спасения во Христе для каждого

человека. Способность человека соединиться со Христом для достижения

полноты, гармонии, совершенства и спасения была предусмотрена и

прообразована Богом еще в раю, когда жизнь Адама была устроена в форме брака.

Если человеческий брак после грехопадения перестал достигать в земной жизни

полноты своего предназначения и может быть «исцелен» по мере вхождения в

Церковь, то в случае достижения супругами Царства Божия их брак преображается в таинственное единство в любви со Христом и друг с другом. Во Христе и в Церкви, в Царстве Божием разделенное соединяется, неполное восполняется, единство супругов становится их полной взаимопроникновенностью, не лишающей их личного бытия.

Слова апостола Павла к Ефесянам, уподобляющие брак союзу Христа и Церкви: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал

Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы

представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-

либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить

своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себятайна сия

велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» ( Еф. 5, 25–28, 32)

придают браку еще и евхаристическое измерение, т. к. супружеская любовь, как и

созидающая Церковь любовь Христова, должна иметь крестную, жертвенную

природу, стремление искупить, освятить и очистить друг друга, в святости созидая таинственное и глубочайшее единство. Это учение о браке подразумевает абсолютную моногамию, без которой богоподобное совершенство было бы невозможно, как невозможно и уподобление мужа и жены Христу и Церкви. Утверждение о вечности христианского брака также вытекает из его сообразности тайне Христа и Церкви.

По мнению св. Ефрема Сирина и свят. Иоанна Златоуста, отношения Христа и Церкви прообразуются браком Адама и Евы. Слова книги Бытия «Потому оставит человек отца своего и матерь свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт. 2, 24) прообразуют вольное оставление Христом Своего небесного Отца и Своей Матери на земле, чтобы придти к Своей невесте-Церкви, отдать Себя за нее на крестные страдания и смерть и соделать ее Своим телом.
1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


написать администратору сайта