Главная страница

Зачёт по культорологии. Ответы к зачету по культурологии 1 вопрос


Скачать 62.99 Kb.
НазваниеОтветы к зачету по культурологии 1 вопрос
Дата29.06.2022
Размер62.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗачёт по культорологии.docx
ТипЗакон
#619452
страница3 из 4
1   2   3   4

25 вопрос.Глобальные экологические проблемы на планете Земля неразрывно связаны с деятельностью человека и его влиянием на окружающую среду. Человек и несколько тысячелетий назад проявлял чрезмерную активность, из-за чего до неузнаваемости менялся ландшафт на некоторых участках материков. Например, в древнем мире местность, где находится пустыня Сахара, была покрыта густыми зелеными насаждениями. В современном мире деятельность человека оказывает сильное влияние на окружающую среду. Так, из-за халатного отношения к проблеме утилизации отходов во многих странах третьего мира в Тихом Океане уже растет целый материк из мусора. Скапливаясь десятилетиями, мусор уничтожает все живые организмы, которые обитали там в естественной среде. Другие изобретения могут действовать быстрее и кардинальнее. Например, разрушительное действие атомной энергии способно в одночасье изменить планету, уничтожив на ней основные биологические виды. Глобальные проблемы экологии, если их не решать, в первую очередь, ударят непосредственно по человеку. Из-за экологическом проблемы мы не можем начать действительно жить, так как она занимаем значительную часть нашей жизни.

26 вопрос

1)Французская художественная культура, начиная с 1880-х гг., испытывала заметное влияние русской. Творческое воздействие Л.Н. Толстого проявлялось в произведениях Э. Золя, А. Франса, Р. Роллана, Р. Мартена дю Тара и многих других французских писателей. Многоплановым было восприятие Ф.М. Достоевского А. Жидом, М. Прустом, А. Камю. Заветы двух великих русских писателей-реалистов поныне воспринимаются как наследие непреходящей важности. 2)Достижения русской художественной культуры XX в. оценены Шведской академией наук, удостоившей Нобелевской премией И.А. Бунина (1933), Б.Л. Пастернака (1958), М.А. Шолохова (1965), А.И. Солженицына (1970), И.А. Бродского (1987). 3)Первые страницы в летописи мирового признания «Тихого Дона», «Поднятой целины» и некоторых рассказов М.А. Шолохова были написаны в Германии. Уже в 1930-е гг., еще до своего завершения, «Тихий Дон» приобрел широкий резонанс в странах Запада и Востока. Его эпохальная проблематика, выразившая с поразительной идейно-художественной глубиной и жизненной правдой подвиг и трагедию самого крупного исторического события XX в. — Октябрьской революции 1917 г., — оказалась созвучной инонациональному сознанию в глобально меняющемся мире. «Тихий Дон» стал философско-историческим ключом к эпохе. Григорий Мелехов открыл характерный для социокультурной жизни XX в. тип «блуждающих» и «приходящих» героев, что вводит его в галерею «вечных образов» мировой литературы и культуры (X. Конрад, Германия). 4) В 1819–1821 гг. Михаил Петрович Лазарев и Фадде́й Фадде́евич Беллинсга́узен совершил кругосветное путешествие, во время которого был открыт шестой материк света - Антарктида. 5)12 апреля 1961 Гагарин стал первым человеком, который полетел в космос. 6) Пушкин на Западе известен, он переведен почти полностью на основные европейские языки, но его биография известна больше, чем его творчество. Интерес к Пушкину — это результат интереса и уважения к русскому народу и российскому государству. Самое популярное Евгений Онегин. 7) Михаил Ломоносов основал Физическую химию в современном понимании методологии науки. (1752 год)

8)Лев Николаевич Толстой.Его эпический роман "Война и мир" считается одной из величайших книг, когда-либо написанных, и одним из наиболее широко признанных произведений литературы. 9)Чайковский.самые знаменитые произведения – "Лебединое озеро" и "Щелкунчик". символ Рождества вместе с Санта-Клаусом. Один из популярнейших балетов. 10)Александр Овечкин самый известный и профессиональный хоккеист из России.

27 вопрос

Проблема соотношения культуры и цивилизации в концепциях О. Шпенглера и Н. Бердяева

Культура и цивилизация — это объективные явления. Культура выступает как совокупность духовных возможностей общества, а цивилизация- как совокупность условий для их реализации. Согласно этой теории, цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой. Культура представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, а в цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект. Между этими явлениями действительно имеется много общего, они неразрывно связаны между собой, но культуру и цивилизацию можно рассматриваться как относительно самостоятельные явления, поскольку в каждом из них можно выделить специфические, только ему принадлежащие элементы, черты и особенности. В цивилизации особую роль играет технология, с помощью которой общество устанавливает отношения с природой. Для цивилизации характерны устойчивая организация, инерционность, порядок, дисциплина, что касается культуры, то в ней первостепенное значение имеют национальная самобытность и оригинальность, неповторимость и уникальность.

28 вопрос

Культура Киевской Руси – это культура Древнерусского государства, существовавшего не с IX века до татаро-монгольского нашествия.

Особенности культуры:

Двоеверие. Так как на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. В современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (например, масленица)

Смешение культуры восточных славян и их соседей. Культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние народы также оказали влияние на становление культуры Древнерусского государства. Славяне заимствовали у своих соседей бога Перуна, который стал аналогом Перунаса. Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности, из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество: Большое внимание в культуре уделялось УНТ. Письменность была редким явлением, поэтому культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами культуры являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри. Суть культуры Киевской Руси освобождение земли и защита её от внешних угроз. Не только человеческих, но и мифических: русалок, лешего, Змея Горыныча и т.д. А суть западных сторон полностью противоположна, в их культуре описываются завоевательные походы и попытки крещения иноверцев.

Письменность и литература: Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности, еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. После принятия христианство в Русь, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого. С 11 века происходит формирование древнерусской литературы. Самое известное древнейшее литературное произведение на Руси - «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором. Примерно в это же время создается Остромирово Евангелие, которое было написано монахом Григорием примерно в 1056 году. Однако наибольшее внимание историки выделяют летописям, которые писались в основном в монастырях. Передовым монастырем в этом плане был Киево-Печерский. В дальнейшем летописи велись практически во всех крупных монастырях Руси. Отдельное внимание уделялось жизнеописанию святых. Наиболее известное «Сказание о Борисе и Глебе» и «Поучение Владимира Мономаха детям», в котором князь рассуждает, о том, как надо жить.

Архитектура: Культура зодчества сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно: · Многоярусность. Использовали при строительстве крупных домов и религиозных храмов. · Над строениями возвышались небольшие башенки. · Большое количество пристроек к основному строению. После принятия христианства стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы. Первые каменные храмы строились по византийскому типу. Так как стройками руководили византийские архитекторы и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии, стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность - центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси Живопись: Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи: · Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола. · Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого. Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам. Художественное ремесло: Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами. Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

29 вопрос

Ордынское иго подорвало русскую культуру. Татаро-монгольское нашествие привело к падению роли городов в политической и экономической жизни Руси. Вследствие разрушения городов, гибели их в огне пожаров и увода в плен квалифицированных ремесленников надолго исчезли сложные виды ремесла, приостановилось городское строительство, пришло в упадок изобразительное и прикладное искусство. Однако при всех тяжелых для Руси последствиях, русский народ в условиях ига не только сохранил свою национальную самостоятельность, но и нашел в себе силы навсегда изгнать завоевателей из родных мест. Татаро-монголы старались открыто не посягать на духовный образ жизни русских людей, и прежде всего на православную веру, хотя и разрушали церкви. В какой-то мере они были терпимы к любому вероисповеданию, внешне и у себя в Золотой Орде не мешали отправлению любых религиозных обрядов. Во-первых, русская церковь боролась против влияния католичества, а папа римский был врагом Золотой Орды. Во-вторых, церковь на Руси в начальный период ига поддерживала князей, выступавших за сосуществование с Ордой. В свою очередь ордынцы освобождали русское духовенство от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество. Позже церковь сыграла значительную роль в сплочении всего русского народа для борьбы за независимость. Завоевания привело к длительному упадку русского летописания, которое достигло своего рассвета к началу Батыева нашествия.

30 вопрос

Культура эпохи Московского царства В XVI–XVII вв. начинается усиление в культуре светского направления при сохранении сильных позиций церкви. Возникают новые сферы, жанры, формы. Усиливается западное влияние. В сфере просвещения важнейшим событием был переход к использованию бумаги вместо пергамента. В школах учили грамматику, арифметику, богословие. В первой половине XVII в. появились первые учебники. Грамотность все шире распространялась среди дворян, горожан, купцов. В XVII в. в русской живописи появляется портрет (парсуна). Устное народное творчество отразило правление Ивана Грозного, Смуту, самозванство, сибирскую эпопею. Появился новый жанр – сатирическая светская повесть о жизни и быте общества. Официальной идеологии противостоят идеи ограничения монархии, социальной справедливости и равенства, национальной независимости, а также старообрядчество.

31 вопрос

Русская культура 17 века

XVII век — начало нового периода русской истории — явился одновременно и новым этапом в развитии русской культуры. Укрепление экономического и политического положения России создавало благоприятные возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, литературы. Все сильнее во всех сферах жизни стали проявляться светские начала, отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности. В фольклоре XVII в. отразились основные политические события тех лет

Процесс обмирщения затронул и живопись. Русские живописцы проявляли интерес к человеческой личности, библейские сюжеты служили только поводом для изображения реальной жизни. Руководила художественной деятельностью Оружейная палата Кремля, где работал выдающийся художник — иконописец Симон Ушаков

32 вопрос

Русская культура 18 века

Распространяются частные пансионы для дворян, где те и жили, и учились. Появились и высшие учебные заведения. Сначала был создан Петербургский университет при Академии наук, а в 1755 г. – Московский университет. Появляются и общеобразовательные школы. В 1780-е гг. вводится система народного образования: создаются двухклассные и четырехклассные училища, где детей учили основным предметам. Также была дана возможность учиться и женщинам: в 1767 г. был открыт Смольный институт или Институт благородных девиц, где обучались девочки из дворян и отдельными группами из мещан.

В это время литература выходит из-под власти церкви; формируется литературный язык. Большой вклад в развитие языка вносят М.В. Ломоносов, В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков. Ломоносов пишет теоретические произведения на тему русского языка, Сумароков пишет трагедии и комедии; его же потом назовут отцом русской драмы.

В ряду значимых культурных событий того периода стоит создание первого профессионального театра в России в 1756 г. Первым русским актером традиционно считается Федор Волков.

33 вопрос

Архитектура “Золотого века русской культуры”

После победы в Отечественной войне 1812 г. ведущим в России становится стиль, названный русским ампиром.

Ампир (от франц. – “империя”) – стиль позднего классицизма, для которого характерна предельная монументальность и использование военной эмблематики.

Примеры:

-Казанский собор (А. Н. Воронихин);

-Адмиралтейство (А. Д. Захаров);

-Александринский театр (К. И. Росси);

-Московский Большой театр (О. И. Бове).

В 30-50-е гг. XIX века на смену классицизму приходит “историзм” или “эклектика”.

Эклектика – направление в архитектуре, использующее сочетание различных исторических архитектурных стилей.

В России эклектика ярче всего представлена русско-византийским архитектурных стилем:

-Храм Христа Спасителя;

-Большой кремлевский дворец;

-Здания железнодорожных вокзалов в Москве и Петербурге.

Музыка “Золотого века русской культуры”

Становление русской классической музыки и национальной музыкальной школы связано с именем М. И. Глинки. Он стал автором первых русских опер: “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила”.

В XIX веке русская музыка прославилась и другими великими композиторами:

-Н. А. Римский-Корсаков;

-П. И. Чайковский;

-А. Н. Скрябин.

Живопись “Золотого века русской культуры”

В начале XIX века изобразительное искусство в России было представлено двумя основными направлениями: классицизм и романтизм.

На классических полотнах использовались библейские и мифологические сюжеты:

-“Медный змий” Ф. А. Бруни;

-“Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора” А. А. Иванова.

Романтизм представлен работами О. А. Кипренского и С. Ф. Щедрина.

Сплав классицизма и романтизма представляет собой творчество знаменитого русского художника – К. П. Брюллова.

Во второй половине XIX века ведущим направление в живописи становится реализм.

Самые известные работы этого периода:

-“Охотники на привале” В. Г. Петрова;

-“Бурлаки на Волге” И. Е. Репина;

-“Боярыня Морозова” В. И. Сурикова.

Театр в эпоху Золотого века

В 1824 г. была образована труппа Малого театра в Москве. В 1832 г. начал действовать Александринский театр в Петербурге.

Романтизм и сентиментализм постепенно уступают ведущую роль реализму. Основоположником реализма на русской театральной сцене является знаменитый актер – М. С. Щепкин.

Театр являлся одним из самых доступных видов искусства и пользовался большой популярностью в русском обществе. Реалистические традиции в актерском искусстве развивали следующие выдающиеся актеры:

-М. П. и О. О. Садовские;

-Г. Н. Федотова;

-М. Н. Ермолова.

Литература “Золотого века русской культуры”

В XIX веке появилась и поднялась на недосягаемую высоту классическая русская литература. Сентиментализм (Н. М. Карамзин) и романтизм (В. А. Жуковский) в 30-е гг. сменяется реализмом. У истоков русского реализма стоят А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.

Парадоксальным образом начало “Золотого века” в литературе приходится на годы реакции и жестокой цензуры Николая I.

Вторая половина XIX века – расцвет русской литературы с ее горячей проповедью христианской нравственности, справедливости и правды. Кратко о Золотом веке русской культуры XIX века в литературе говорят знаменитые имена русских писателей:

-Л. Н. Толстой;

-Ф. М. Достоевский:

-А. П. Чехов;

-И. С. Тургенев.

XIX век стал Золотым веком русской культуры, были созданы настоящие шедевры в живописи, скульптуре, архитектуре и музыке. Русские поэты и писатели, архитекторы, композиторы и художники внесли огромный вклад в развитие мировой культуры. Важная особенность русской культуры Золотого века – тревога за судьбы родины и всего человечества.
1   2   3   4


написать администратору сайта