Зачёт по культорологии. Ответы к зачету по культурологии 1 вопрос
Скачать 62.99 Kb.
|
14 вопрос. Игровая концепция культуры Игровая концепция даёт ответ на вопрос: «Как в природном мире возник новый феномен – культура?». Игровая концепция культуры была сформулирована Йоханом Хейзингом в работе «Человек играющий». Она рассматривает игру как первооснову культуры, которая возникает и развертывается в игре. Вся идея заключается в том, что, по мнению Хейзинга, людям просто нравится делать культуру, что она является игрой, и нет какой-то конкретной цели и не было повода создавать культуру, потому что цель игры – в ней самой. Примеры: Игровые состязания издревле наполняли жизнь и способствовали росту и развитию форм древней культуры. Религия выросла в священной игре. Поэзия родилась в игре и продолжала существовать в игровых формах. Музыка и танец были чистой игрой. Мудрость и знание обретали словесное выражение в освященных обычаем играх, проходивших как состязание. Право выделилось из игр, связанных с жизнью и отношениями людей. Поэтому, Хейзинг считал, что вывод здесь может быть только один: культура, в ее первоначальных фазах, играется. Она не произрастает из игры, она развертывается в игре и как игра. 15 вопрос. Основные исторические типы культуры. Историческая типология культуры — это классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурноисторическом процессе. Стадии исторической эволюции: 1. первобытную (этап зарождения культуры), где закладывалась основная «низовая» ячейка социальной организации — семья, а основным механизмом социальной регуляции были нормы и ритуалы брачных и кровнородственных отношений; 2. архаическую (культура древних обществ до Vв. н.э.), где формировался этнический территориально-соседский тип социальной организации и культуры, а главным средством социальной регуляции являлась племенная мифология и детерминируемые ею традиции; 3. доиндустриалъную (культура Средних веков VI—XIV вв.), где преобладали в основном сословно-идеологические и политикоконфессиональные формы социокультурного жизнеустроения (цивилизационные), а в средствах социальной регуляции доминирующую роль играло религиозно санкционированное насилие; 4. постиндустриальную (современная культура XX—XXI вв.), где формы социальной организации эволюционируют к транснациональным политико-экономическим объединениям, а ведущая регулятивная функция переходит к разнообразным видам информационной деятельности, формирующим новый тип культуры — массовый Типологии культурно-исторического процесса: 1. типология Эдварда Тайлора, согласно которой существует прогрессивное поступательное развитие человеческой культуры от первобытного состояния к современной цивилизации, при этом существующие различия народов обусловлены не расовыми различиями 2. типология Льюиса Моргана, согласно которой вся история человечества может быть разделена на три этапа: дикости, варварства и цивилизации, а первые два этапа, в свою очередь, на ступени (низшую, среднюю и высшую); 3. типология Николая Яковлевича Данилевского, согласно которой выделяется 12 автономных цивилизаций, или историко-культурных типов: египетский, китайский, ассиро-вавилоно- финикийский (или древнесемитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (или аравийский), германо-романский (или европейский), мексиканский и перуанский 4. типология Освальда Шпенглера, согласно которой выделялось восемь основных культур (цивилизаций): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабскую), фаустовская (западноевропейская). В качестве девятой культуры называлась зарождающаяся русско-сибирская. При этом каждый тип культуры проходит один и тот же жизненный этап (от рождения до смерти); 5. типология Питирима Сорокина, согласно которой, в соответствии с различными видами мировоззрений, выделяется три типа социокультурных суперсистем: чувственный, когда мировоззренческие установки опираются на чувственное постижение мира; умозрительный, основанный на интуиции; идеалистический, включающий в себя и чувства, и интуицию 6. типология Филмера Нортропа (1893—1975), основанием которой служат методы познавательной деятельности. По его мнению, основу «идеологического конфликта» между восточным и западным типом культуры составляет противоположность философских позиций. Для восточной культуры характерны интуитивное, иррациональное мировосприятие и ценностный подход к деятельности. Западная культура опирается на методы научного, рационального познания; 7. типология Джеймса Керна Фейблмана (р. 1904), согласно которой выделяется пять типов культуры (и оговаривается существование еще двух): допервобытный, первобытный, военный, религиозный, цивилизационный, научный и постнаучный. Из этих семи первые четыре являются первоначальными, а последние три — передовыми 8. типология Карла Ясперса, согласно которой в культуре выделяется четыре исторических периода: «прометеевская эпоха», эпоха «великих культур древности», эпоха «духовной основы человеческого бытия» («осевое время») и эпоха «развития техники» 16 вопрос Восточный тип культуры характеризуется интуитивным, эмоциональным, непосредственным восприятием мира. Время в таких культурах понимается как нечто конкретное, конечное, как замкнутый цикл, в который включается и природа, и история. Семейные отношения переносятся на общество в целом, в результате чего складывается иерархия социальных статусов, во главе которой находится личность монарха, деспота. При такой системе отношений человек живет под полным контролем государства. Это порождает фатализм(вера в предопределенность бытия), присущий всем восточным цивилизациям, а также все остальные черты восточной культуры: отсутствие приоритета личности, отказ от рационального способа познания мира, склонность к мистицизму и т.д. Западный тип культуры создает научно-технические цивилизации с концепциями равенства людей, общества равных возможностей, одинаковых норм и демократии. В западной культуре зародилась система демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого гражданина принимать участие в общественной жизни, систему гарантий и защиты интересов каждого гражданина, систему прав и свобод, способствующих раскрытию личностных качеств индивида. Главным ее итогом стало формирование совершенно нового типа человека – активного, творческого, уверенного в своих силах, рассчитывающего только на себя и свои возможности. Восток выступает в виде трех культурно-исторических миров: китайского, индийского и ближневосточного. Запад – это две цивилизации: греческая и римская. Противоречия Восточной и Западной цивилизации. В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Восточное и Западное понимание свободы. Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной цивилизацией понятие свободы. Так же, как и демографический образ правления. Восточный человек не свободен, а обязан. Причем обязанностью той не тяготится, а признает ее вполне естественной. Обязан соблюдать традиции, ритуалы, системы подчинения (родители - дети, муж - жена, вышестоящий - нижестоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого последнего из его подданных. Человек обязан жить строго определенным образом, в противном случае лучше ему умереть. В этом плане показателен пример японских самураев - военного сословия. При любом нарушении самураем "кодекса чести" он обязан был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Таким образом, человек тут был не волен, ни жить, ни умереть иначе, чем по установленному обычаю. Подводя итоги сравнения запада и востока как двух культурных ареалов, нужно отметить, что запад и восток это две ветви человеческой культуры, две цивилизации, два образа жизни. Они далеки друг от друга во многих отношениях, как культурной жизни, так и в отношении материальных ценностей. Можно сказать, что для любого человека трудно было бы выделить ту культуру и ту цивилизацию, которая была бы лучше другой. Эти культуры различны, но, с другой стороны, они, дополняя друг друга, образуют общую мировую культуру, в которой мирно существуют различные ценности и менталитеты и гармонично связаны эти два культурных ареала – Восток и Запад. 17 вопрос Русский язык имеет ряд особенностей, отличающих его от других языков мира. Одной из таких особенностей является его флективный строй. Флексии – части слова (окончания), выражающие грамматическое значение при словоизменении (склонении, спряжении). Русский язык – синтетический: в слове содержится как грамматическое, так и лексическое значения. Выделяются следующие основные части речи: имя существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, предлог, союз, частица, междометие. Они, в свою очередь, делятся на самостоятельные и служебные. Фонетическая система состоит из 43 фонем (6 гласных и 37 согласных), которые в свою очередь представлены в речи не в чистом виде, а в виде аллофонов. В зависимости от позиции фонема имеет основной вариант (сильная позиция, для гласных – под ударением, для согласных – перед гласным либо перед сонорным звуком). В русском языке шесть падежей (в английском – два). Также, в отличие от английского языка, синтаксис русского допускает достаточно вольное расположение слов в предложении. На уровне лексики в русском языке присутствуют свои сложности, они выражаются в многозначности слов, наличии фразеологизмов, омонимов и омофонов. 18 вопрос. Элитарная и массовая культура. Массовая культура - особый способ производства культурных ценностей, рассчитанный на массовое потребление.Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания.Появление массовой культуры связано с массовизацией жизни на рубеже ХIХ-ХХ веков. К числу предпосылок массовой культуры можно также отнести возникновение в период становления бужруазного общества системы массовых коммуникаций и развитие транспорта. К числу предпосылок массовой культуры следует отнести также создание в рамках буржуазного общества особой структуры институтов для производства и распространения культурных ценностей. Термин «массовая культура» был впервые введен немецким профессором М. Хоркхаймером в 1941 году и американским ученым Д. Макдональдом в 1944 году. Содержание этого термина достаточно противоречиво. С одной стороны, массовая культура — «культура для всех», с другой — это и «не вполне культура». Элитарная культура может быть определена как субкультура привилегированных групп общества. Элитарная культура рассматривается многими культурологами как антипод массовой. Производителем и потребителем элитарной культурной является с этой точки зрения высший, привилегированный слой общества — элита. Размежевание элитарной и массовой культуры связано с развитием городов, книгопечатания, возникновением заказчика и исполнителя в сфере искусства. Элитарное — для искушенных знатоков, массовое — для обычного, рядового читателя, зрителя, слушателя. Элитарная культура, как правило, возникает в эпохи культурного кризиса, слома старых и рождения новых культурных традиций, способов производства и воспроизводства духовных ценностей, смены культурно-исторических парадигм. Поэтому представители элитарной культуры осознают себя либо «творцами нового», возвышающимися над своим временем, и потому не понимаемыми своими современниками 19 вопрос. Молодежная субкультура – это модели поведения, стили одежды, музыкальные предпочтения, язык (сленг), специфические ценности и их символические выражения, характерные для определенных групп молодых людей. Главная социально-психологическая особенность молодежных субкультур – символизация внешнего вида, образа жизни, образа поведения, в частности, одежды, стиля общения. Многие подростки идентифицируют себя как представителя той или иной субкультуры. При этом часть молодежи подвержена сильному влиянию субкультур, которое может быть и положительным, и отрицательным. В первом случае подростки получают необходимые для жизни в социальном обществе навыки, реализуют свои желания и адаптируются к взрослой и самостоятельной жизни, а во втором – приобретают качества, с которыми общество всеми доступными способами старается бороться. Во всех субкультурах существуют не только собственные законы поведения, но и правила, которые предполагают определенный внешний вид. Отдельные молодежные течения могут шокировать общество многочисленным пирсингом, необычным цветом волос, странным стилем в одежде, аксессуарах. Довольно часто разногласия между родителями и подростками возникают именно на этой почве. Молодежь не любит, когда вмешиваются в их личную жизнь, а родителям хочется, чтобы их ребенок не выделялся из общей массы. Основой субкультуры могут быть музыкальные жанры и стили, образ жизни, определенные политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определенных общественных явлений. Другие субкультуры имеют замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. 20 вопрос Синергетика- это новая обобщающая наука, которая изучает основные законы самоорганизации сложных систем. (хаос,катастрофы,волны,полевые эффекты…) Задачи Синергетики - Находить и подробно исследовать базовые модели,выходящие из наиболее типичных предположений о свойствах отдельных элементов; -Выяснять законы построения организации, возникновения упорядоченности; -Анализ сложных процессов природы, используя мат. методы. Идеи Синергетики: Неравновесность(состояние открытой системы, при котором происходит изменение ее макроскопических параметров, то есть ее состава, структуры и поведения) Неустойчивость(способность системы постоянно обмениваться веществом, энергией, информаций с окр средой) Нелинейность(способность системы переходить в различные состояния развития своей структуры) Признаки синергетики: 1)совместное действие (возникает из совм. дейст. разных факторов); системный подход -целостность -структурность -взаимозависимость -иерархичность 2)наука о самоорганизации (самопроизвольное усложнение формы); 3)наука о неожиданных явлениях (причина неожидан.-неустойчивость); Особенность синергетических систем- ими можно управлять извне. Основатель синергетики-Хакен Герман (с 1995 года является почетным профессором и возглавляет Центр Синергетики Университета Штутгарта.Основатель и редактор шпрингеровской серии по синергетике). 21 вопрос В современной европейской традиции принято рассматривать, как текст, все, что создано искусственно: не только книги и рукописи, но и картины, здания, интерьер, одежду и многое другое, что еще иначе называется артефактами. Приведем одно определение текста, сформулированное Р.Бартом: «Что же такое текст? ...Текст принципиально отличается от литературного произведения тем, что: — это не эстетический продукт, а знаковая деятельность; — это не структура, а структурообразующий процесс; — это не пассивный объект, а работа и игра; — это не совокупность замкнутых в себе знаков, наделенная смыслом, а пространство, где прочерчены линии смысловых сдвигов». Текст не сводим к речевому акту, в этом качестве могут рассматриваться любые знаковые системы: иконографические, вещные, деятельностные. В такой трактовке текст выходит за рамки лингвистики. Этот феномен описан в теореме Геделя о неполноте. Это означает, что в любом языке, рассматриваемом изолированно, в любой знаковой системе заключены противоречивые основания, которые не позволяют адекватно и исчерпывающе описывать реальность. Для этого необходим «метаязык», восполняющий неполноту. Часто эту функцию выполняет язык из другой знаковой системы, хотя для культуры XX века характерно стремление к языку интегративному. Таким образом, именно в семантическом поле языка культуры происходит накопление, оформление в текст, а затем с помощью методов разных наук — дешифровка или раскодирование информации, заложенной в глубинных структурах культуры и сознания. 22 вопрос Когда мы говорим о языке культуры, в первую очередь необходимо сказать о языках, характерных для главных составляющих культуры. Науки, искусства и религии. Язык науки — знак-условный элемент, имеет одно значение. Язык религии — символ. Он связывает звуковые (мантры), тактильные, зрительные (прикладываясь к иконе, человек участвует в культурной связи) связи. Язык искусства — метафора. 23 вопрос Искусство является особым способом познания и отражения действительности посредством художественных образов. Оно представлено в художественной деятельности человека, призванной удовлетворять потребности людей в наслаждении красотой. Специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром. Несмотря на значимость рационального опыта мировосприятия для жизнедеятельности человека, чувственно-эмоциональное отражение действительности, выражающееся в эстетической реакции на нее, не утрачивает своего значения. Эстетическое мировосприятие человека проявляется в соответствующих образах, впечатлениях и затем воспроизводится в процессе функционирования актуальной культуры. В качестве таких материализованных объектов выступают произведения искусства. 24 вопрос СМИ – это полноценный участник многих процессов, проходящих в различных сферах, в частности, в культурной области. Средства массовой информации оказывают существенное влияние на культуру и на общество, в том числе, и на каждого отдельного человека. СМИ принимают активное участие в повышении уровня культуры в обществе. Его значение сложно переоценить. Социально значимые функции СМИ. |