Главная страница

Зачёт по культорологии. Ответы к зачету по культурологии 1 вопрос


Скачать 62.99 Kb.
НазваниеОтветы к зачету по культурологии 1 вопрос
Дата29.06.2022
Размер62.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗачёт по культорологии.docx
ТипЗакон
#619452
страница4 из 4
1   2   3   4

34 вопрос

Особенности развития советской культуры

В первое послеоктябрьское десятилетие закладывались основы новой советской культуры. Начало этого периода (1918–1921 годы) характеризуется разрушением и отрицанием традиционных ценностей (культура, мораль, религия, быт, право) и провозглашением новых ориентиров социокультурного развития: мировая революция, коммунистическое общество, всеобщее равенство и братство. В общественном сознании 30-х годов вера в социалистические идеалы, громадный авторитет партии стали соединяться с "вождизмом". В широких слоях общества распространилась социальная трусость, боязнь выбиться из общего ряда. Сущность классового подхода к общественным явлениям была усилена культом личности Сталина. Принципы классовой борьбы нашли свое отражение и в художественной жизни страны.

Архитектура в России претерпевает очень важные изменения: из-за специфики политрежима были снесены красивейшие храмы по всей стране, а также памятники архитектуры. Здания строились в стиле " конструктивизм". С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной культуры, науки и техники. Страна превращалась в единый боевой лагерь. Деятели культуры сражались с оружием в руках на фронтах войны, работали во фронтовой печати и агитбригадах. Свой вклад в победу вносили представители всех направлений культуры. Многие из них отдали жизнь за победу. Это был небывалый социальный и духовный подъем всего народа. Реформы, начавшиеся после смерти Сталина, создавали более благоприятные условия для развития культуры. Во второй половине 60-х активизируется молодежное движение, противопоставившее себя традиционным формам духовности. В полную мощь начинает звучать роковой вопрос об отношениях "отцов и детей". В 70-е годы началась так называемая "магнитофонная революция". Песни прославленных бардов записывались в домашних условиях и передавались из рук в руки.

В ходе "перестройки" (1985–1991 годы) развернулась интенсивная ломка сложившихся стереотипов во всех направлениях социокультурной жизни. За шесть лет ситуация в культурной жизни изменилась радикальным образом. Исчез монолит "советской культуры", искусственно скрепленный идеологическими догмами. Культурная жизнь стала несравненно сложнее и разнообразнее.

35 вопрос

Новое направление в музыке – электронная музыка и экспериментальная. Современные жанры – поп, рок и реп.

В живописи появилось много новых направлений. Самые известные направления: инсталляция, граффити, гиперреализм и другие. Интересное направление в изобразительном искусстве 21 века – трехмерная графика. Благодаря всеобщей компьютеризации появилась возможность моделировать - 3D картинки.

Современный кинематограф также использует компьютерную графику. Растет качество изображения. Хороший пример применения такой графики фильм «Притяжение» Федора Бондарчука. Фильм выполнен в жанре фантастики, с прекрасными спецэффектами.

Большого рассвета достигла религиозная культура. Наша многонациональная страна имеет много религиозных конфессий. Представители всех конфессий получили возможность развиваться, улучшать свою деятельность. Строится большое количество церквей, храмов, мечетей и так далее. Увеличилось и число верующих. Для одних граждан это стало данью моде, для других – желание приобрести духовность, научиться жить по заповедям, по высоконравственным религиозным канонам. Наряду с положительной стороной происходящего, есть и отрицательная. Церковь стала излишне материально озабоченной. Духовенство обставляет себя роскошью, вовлекается в коммерческую деятельность.

На сегодняшний день развитие культуры в современной России сопряжено с рядом вопросов. Их поставила сама жизнь общества. В настоящее время все ориентиры направлены на качественно новое. Таким образом, наблюдается крутой перелом в осмыслении инновационных и традиционных тенденций социального развития. С одной стороны, они требуются для того, чтобы глубоко освоить культурное наследие. С другой же - необходимо умение выходить за рамки привычных представлений, которые уже отжили свое.

36 вопрос

Греческая и римская культуры очень похожи. Но в то же время между этими двумя цивилизациями было очень много существенных различий. В первую очередь это было обусловлено сложностью связи на больших расстояниях, что сильно ограничивало взаимодействие двух культур.

В эпоху архаики складываются основные черты этики древнегреческого общества. Ее отличительной особенностью было соединение рождающегося чувства коллективизма и агонистического (состязaтельного) начала. Формирование полиса как особого типа общины, шедшего на смену рыхлым объединениям «героической» эпохи, вызвало к жизни и новую, полисную мораль – коллективистскую в своей основе, поскольку существование индивида вне рамок полиса было невозможно. Выработке этой морали способствовала также военная организация полиса. Высшая доблесть гражданина состояла в защите своего полиса: «Сладко ведь жизнь потерять, среди воинов доблестных павши, храброму мужу в бою ради отчизны своей» — эти слова спартанского поэта Тиртея как нельзя лучше выражали умонастроения этой эпохи, характеризуя систему господствовавших тогда ценностей. Определенную трансформацию переживала и религия. Формирование единого греческого мира при всех локальных особенностях повлекло за собой создание общего для всех греков пантеона.

Особенно роскошны были форумы Рима. К древнейшему форуму времен республики императоры присоединили ряд новых. Наиболее великолепен был форум Траяна. Не менее великолепны были «алтарь мира», воздвигнутый Августом, и мавзолей Августа, большой купольный храм «всем богам» — «Пантеон», построенный Агриппой и перестроенный затем императором Адрианом.

Постепенно складывалась идеология, система ценностей римских граждан. Её определял в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Делами, достойными римлянина, особенно из знати, признавались политика, война, земледелие, разработка права. На такой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, в первую очередь греческие, воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей и перерабатывались в соответствии с ней.

Таким образом, можно сделать вывод, что древнеримская и древнегреческая цивилизации очень сходны друг с другом. В некоторых случаях их культуры даже можно рассматривать как одну общую греко-римскую культуру. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, культура античности внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии, являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение.

Греческая культура оказала большее влияние на развитие римской за счет того, что она развивалась в более ранний период времени, а римская культура как бы наследовала её черты, она являлась их логическим развитием и конечно добавляла к ней множество новых признаков и особенностей. Поэтому рассматривая римскую культуру можно часто говорить, что описанные её особенности присущи и греческой культуре.

37 вопрос

Период культуры Средневековья в Европе — это стремление воссоздать порядок после распада могущественной Римской империи. Вернуть мир из хаоса во всех сферах жизни, как материальной, так и моральной. Формируется новый человек и новое мировоззрение и происходит это под покровительством христианской церкви. Христианская религия с ее основным положением душеполезности пропитывает всю жизнь человека средневековья. Поэтому культура средневековой Европы формируется, развивается и существует на основе христианской церкви и под ее пристальным присмотром. Все подчинено единой задаче – как можно преданней служить Богу и тем самым уберечь свою душу от грехов.

Основные особенности средневековой культуры:

• символизм

• обращенность к богу

• умозрительность

• образ страдающего человека

В литературе, архитектуре, живописи, музыке все подчинено одной идее – служение Богу. Но христианская религия пришла на смену язычеству, поэтому в церковных обрядах сосуществовали новые образы и сюжеты со старинными, привычными для простого народа. Всей культуре средневековья присуща каноничность. Невозможно было изобретать или привносить что-то свое, любое отступление от религиозных канонов объявлялось еретичеством. Церковь отказывала человеку в праве на индивидуальность, он не должен был быть личностью, так как был созданием Бога. Поэтому для средневековой культуры, особенно на раннем периоде, присуща анонимность.

Человек – божья тварь, он не может быть автором, он только исполняет волю создателя. В соответствии с такой концепцией средневековую культуру характеризует наличие символов и аллегорий. Символизм проявляется в соединении духовного и материального. Это наглядно просматривается в архитектурных формах храмов и церквей. Крестовокупольные храмы и базилики передают форму креста, роскошь внутреннего убора напоминают об обещанном богатстве жизни в раю. Тоже происходит и в живописи. Голубой цвет – это символ чистоты, духовности, божественной мудрости. Изображение голубя символизирует Бога. Виноградная лоза символизирует искупительную жертву Христа. Цветок лилии становится синонимом чистоты Богоматери. Сосуд с водой символизирует Крещение, а поднятая рука становится символом клятвы. Колючие, ядовитые растения и вызывающие отвращение и брезгливость животные служат в качестве аллегории для изображения или описания адских существ, служителей темных, злобных, дьявольских сил Сатаны.

38 вопрос

Письменность и литература: Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности, еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. После принятия христианство в Русь, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого. С 11 века происходит формирование древнерусской литературы. Самое известное древнейшее литературное произведение на Руси - «Повесть временных лет», написанная монахом Нестором. Примерно в это же время создается Остромирово Евангелие, которое было написано монахом Григорием примерно в 1056 году. Однако наибольшее внимание историки выделяют летописям, которые писались в основном в монастырях. Передовым монастырем в этом плане был Киево-Печерский. В дальнейшем летописи велись практически во всех крупных монастырях Руси. Отдельное внимание уделялось жизнеописанию святых. Наиболее известное «Сказание о Борисе и Глебе» и «Поучение Владимира Мономаха детям», в котором князь рассуждает, о том, как надо жить.

39 вопрос

Новое время взяло за основу духовные ориентиры и жизнь буржуазии. В нем выделяются 3 периода, у каждого из которых имеются культурные особенности:

· XVII век проявляется зарождением и укреплением рационализма;

· XVIII век — «третье сословие» и Просвещение;

· XIX век характеризуется расцветом и кризисом буржуазии, а также развитием классики.

Новое время было наполнено противоречиями, поскольку сменялся старый общественный уклад. Ценности подверглись переосмыслению, был воспринят технологический прогресс.

Главные особенности эпохи:

  1. Отдельная личность играет большую роль. Внимание устремлено на ее духовность, результатом чего стало открытие самосознания.

2. Человек потянулся к гуманизму, отдававшему первенство свободе творчества. Его особенность заключалась в универсальности, когда личность получает право на жизнь, свободу, обогащение.

3. Сформировались условия для технического прогресса, изменений жизненного уклада, укрепления экономического порядка.

4. Обострились отношения между властью и церковью, в результате чего первой не удалось доминировать.

Научный прогресс Развитие производства привело к проведению новых исследований. Механика вместе с движением тел вышла на первый план. Стремительному расширению подверглась научная культура. Немаловажная роль в этом отведена математическим открытиям.

Культурные черты Рассматривая периодизацию Нового времени, следует отметить научную революцию, неразрывно связанную с теорией Коперника. Религиозная среда отнеслась к последней с протестом, а фанатики находили в ней связь с Джордано Бруно. Позже Кеплером было доказано перемещение планет по траектории, напоминающей по форме эллипс. К характерным чертам Нового времени относится телескоп, изобретенный Галилео Галилеем. Это приспособление помогло доказать однородность планет. По завершении этих открытий науки разделились на гуманитарные и прикладные.

Для эпохи характерно то, что Бог приравнивался к математику и архитектору, который запустил перемещение планеты, но не вмешивался в ее существование. Такой момент стал переломным в истории культуры, он способствовал формированию философии деизма. При изучении Вселенной за основу был взят инструмент «рационализм».

Развитие науки осложнялось тем, что общество разделилось на две половины. Одни были сенсуалистами, другие поддерживали рациональность. Первые склонялись к тому, что достоверным является эмпирический и чувственный путь. Вторые утверждали, что познать Окружающий мир можно только разумом.

Культура в Новый период сопровождается развитием культа женского тела, особенно в Западной Европе. В XIX веке дамы отстаивали социальную независимость, свободу слова. Появилась традиция раздельного обучения девочек и мальчиков.

Принципы искусства Основополагающим стилем становится барокко с проявлением экспрессии и динамики. Оно зародилось в Италии, в переводе на русский язык означает «причудливый». Барокко охватывает все сферы жизни, начиная с одежды и заканчивая архитектурой. Англии и Франции этот стиль преобразовался в классицизм. Для него характерны античные формы, лаконичность сочетается со строгостью. В основе барокко присутствует рационализм. Для Новой эпохи характерен и стиль рококо. Он отождествляется с отхождением человека от привычного мира с целью погружения в фантазии, иллюзии. Подобный стиль соединил в себе воздушные и изящные черты. Литература обогатилась новым направлением сентиментализмом.

Известные деятели

В эпоху Нового времени активно развивается наука, она позволила появиться и закрепиться важным принципам естествознания. К философии проявляется уважительное отношение благодаря работам известных ученых Вольтера, Руссо, Беркли. Особенности культуры Нового времени заключаются в одновременном падении авторитета церкви. Наука, построенная на разуме и практических исследованиях, вышла на первое место:

1. уникальной является методология науки Галилея;

2. за Ньютоном осталась механика и основные ее принципы;

3. Философию от схоластики освободили Гоббс, Бэкон, Спиноза.

Прослеживалось снижение зависимости общества от религии. Формирование науки основано не на достижениях конкретной личности, а на многочисленных проверенных фактах.

40 вопрос

Важная особенность современного искусства в том, что она очень многогранна, современному творческому человеку предоставляются огромные возможности для своего самовыражения: совершенствуются традиционные методы и технологии в искусстве, появляются новые технологические средства. Но как на самом деле выглядит современный культурный облик человечества? Оказывается, несмотря на все предоставленные возможности для его совершенствования, он смотрится порой очень даже примитивно. Может, прав был русский литературовед Юрий Михайлович Лотман (1922–1994), который считал, что «культура начинается с запретов». Ведь если проследить историю культуры, то именно мастера искусства, творившие тайно, в опале, создавали настоящие шедевры. Польский писатель Станислав Ежи Лец писал по поводу массовой культуры: «Массовым должен быть читатель, а не искусство».

На сегодняшний день массовая культура должна удовлетворять сиюминутным запросам людей. В большинстве случаев люди требуют не высокого уровня искусства, а развлекательности и забавности в искусстве. Деятели такой «культуры» основываются в своем творчестве на бессознательном интересе людей (архетипах) к насилию, эротике и т. п. Огромную роль здесь играет телевидение. По мнению Энна Ландерса, «телевидение не вещает о насилии», оно его «производит». Конечно же телевидение является источником информации, но по большей части эта информация направлена не на развитие человека, а на удовлетворение его потребностей. «Чем больше смотришь ТВ, тем ниже уровень твоего интеллекта» – можно с этим поспорить, но если вглядеться в проблему, то оказывается, прав был Жорж Элгози, когда говорил, что есть «два величайших изобретения в истории: книгопечатание, усадившее нас за книги, и телевидение, оторвавшее нас от них». Телевидение в большей мере отучает людей думать. На современном телевидении наметилась тенденция перехода от качества к количеству. Это огромная проблема современной культуры. Ведь выходит, что телевидение заполоняет не то, что по-настоящему является искусством, а то, что приносит прибыль и успех. Взять хотя бы киноискусство, которое не внушает больших надежд. Современное кино делится на две категории:

1. Массовое кино, целью которого является удовлетворение массовых примитивных потребностей. Люди безмолвно потребляют то, что им навязывают.

2. Так называемое «другое кино», более творческое, интеллектуальное, авторское, зачастую коммерчески менее выгодное, чем массовое кино.

К. Понти сказал по этому поводу замечательную фразу: «Если фильм имеет успех, это бизнес. Если фильм не имеет успеха, это искусство».
1   2   3   4


написать администратору сайта