Главная страница

Зачёт по культорологии. Ответы к зачету по культурологии 1 вопрос


Скачать 62.99 Kb.
НазваниеОтветы к зачету по культурологии 1 вопрос
Дата29.06.2022
Размер62.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЗачёт по культорологии.docx
ТипЗакон
#619452
страница1 из 4
  1   2   3   4

Ответы к зачету по культурологии

1 вопрос. Культура: основные подходы и определения.

Культурология - совокупность исследований культуры, как структурной целостности. Наука о культуре.

Объект культурологии - культура, как исторически и социо - культурный опыт людей, закрепленный в традициях и нормах, обычаях и законах, представлениях, оценках и действий.

Предмет культурологии - исследование феномена культуры как исторически-социального опыта людей, который воплощается в специфических нормах, законах и чертах их деятельности, передается из поколения в поколение в виде ценностных ориентиров и идеалов, интерпретируется в "культурных текстах" философии, религии, искусства и права

2 вопрос. Проблема единства культуры и многообразия культур.

культура организует жизнь общества, выполняет роль «запрограммированного поведения», помогает сохранить его единство и целостность, взаимодействие с другими сообществами. Культура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей и ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях, их взаимодействие как на групповом уровне, так и индивидуальном.

Культура создается людьми, культуре обучаются. Она не передается генетически, поэтому каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию.

3 вопрос. Постмодернизм в культурологии.

Оформлению изучения культур в самостоятельную дисциплину способствовал ряд обстоятельств и исторических условий. Первое - это открытие европейцами в XVIII-XIX вв. все новых и новых земель и продолжение колониальной экспансии Англией (проникновение в Южную Африку, постепенное покорение Индии, захват Индонезии и т. д.), Францией (покорение Алжира, захват ряда архипелагов в Полинезии (Таити), захват Южного Вьетнама) и т. д. Расширение экономических и хозяйственных контактов вело к быстрому росту этнографических сведений. В свою очередь возрастание экономического влияния породило необходимость исследования культур народов для обеспечения управления ими.

Второй момент - это разработка проблем истории и теории культуры в трудах философов эпохи Просвещения. Имеются в виду идеи географического детерминизма, основной тезис которого: человек, народы, обычаи - продукты воздействия окружающих природных условий (Монтескье). Широко распространилась теория благородного дикаря, живущего по естественным законам природы (Руссо, Дидро и др.). Тогда же была разработана схема общеисторических стадий культурного развития (Тюрго, Вольтер, Кондорсе). Кроме этого, делались попытки совместить эти общечеловеческие стадии развития с идеей национального своеобразия каждого конкретного народа, высокой ценности каждой конкретной культуры (Гердер).

4 вопрос. «Культура» и «цивилизация»: соотношение понятий.

Очень часто в культурологии направление исследования выделяется в зависимости от исторического периода: например, "культура древних цивилизаций", "культура Возрождения" и т. д. По регионам - "культура Мезоамерики", "культура Востока" и проч. По странам - "культура России", "Англии" и т. п. Иногда эти направления объединяются с историческими периодами, в таком случае мы получим такие исследования, как "культура России Нового времени", или "культура средневековой Франции" и др. Как правило, то или иное направление развивается не одиночкой - учёным, на свой страх и риск изучающим интересную для него, но безразличную для общества проблему. То или иное направление исследуется сообществом учёных, объединённых общностью научного интереса, методик, подходов, концепций. Такое сообщество учёных получило название культурологическая школа.

В рамках культурологических направлений и подходов, различных школ формируются многообразные концепции. Концепции - это системы научного знания, имеющие вероятностный характер, проблематический, гипотетический, то есть ещё не проверенные практикой. В культурологии к концу ХХ века сложилось множество направлений, подходов исследования. Имеются достаточно сложившиеся школы и влиятельные концепции. В то же время это многообразие культурологического знания не привело к созданию общепризнанной теории культуры.

5 вопрос.

Культура, по мнению фрейдистов, является проекцией индивидуальной психики на общественный экран. Фрейд в основу понимания культуры положил убеждение в антагонизме природного начала в человеке и культуре. Он считал, что в культуре, в её императивах, нормах и идеалах лежит причина этого антагонизма.

Культура по Фрейду – это накопленные человечеством все знания и умения, помогающие человеку овладеть силами природы, а также созданные людьми социальные институты. По Фрейду получается, что культура – это программа очеловечения человека, программа его интеграции в человеческий род. Под психоаналитической культурологией понимается совокупность учений, сложившихся в психоанализе, которые раскрывают психологическую обусловленность культурного творчества.

Прогресс культуры, по мнению Фрейда, уменьшает счастье человека и усиливает чувство вины в результате ограничения осуществляемых природных желаний. Принцип историчности позволил выстроить линию «дикарь-ребенок-невротик» и заполнить тем самым белые пятна в истории культуры на самом раннем этапе окультуривания человека. Фрейд считает, что культура репрессивна и давит на человека, требуя от него жертв относительно естественных желаний.

6 вопрос.

Традиции охватывают объекты наследия, процессы передачи этого наследия от поколения к поколению, а также процедуры и способы наследования.

В качестве традиций могут выступать определенные общественные нормы и правила, ценности, идеи, обычаи, ритуалы, отдельные предметы. Традиции присутствуют в любом проявлении социальной жизни, однако их значимость неодинакова. Также они обеспечивают преемственность в развитии людей. На традициях в значительной степени основывается процесс социализации и инкультурации. Именно через традиции индивиды осваивают опыт прошлого, лучше ориентируются в настоящем. Традиции могут быть как позитивными, так и негативными. Позитивный полюс определяется совокупностью того, что из наследия предков перенимается и реализуется в жизни последующих поколений. В негативные традиции включаются те объекты и ценности прошлого, которые признаются излишними, требующими искоренения.

Противоположностью традиции являются новации – механизмы формирования новых культурных моделей самого разного уровня, которые создают предпосылки для социокультурных изменений. Способность к развитию, обновлению является важнейшим свойством культуры. Изменения могут быть постепенными (реформистскими) или скачкообразными (революционными). Когда сумма позитивных последствий изменений превышает негативные, тогда говорят о прогрессе культуры. О регрессе говорят в противном случае. Для прогрессивного развития культуре в равной степени необходимы и традиции, и новации. Абсолютизация одной из сторон ведет к негативным процессам.

7 вопрос.

Культура – это вторая природа, результат человеческой деятельности, и поэтому культура очень часто противопоставляется природе. Но культура и природа тесно взаимосвязаны между собой. Природа – это необходимое условие возникновения и существования культуры. Культура – это посредник между человеком и природой, результат их взаимодействия. Между природой и человеческим обществом происходит обмен веществом и энергией

8 вопрос.

Культура сложна и многообразна. Она проявляется по-разному, пронизывает всю человеческую историю. В своих работах «Наука о культуре», «Понятие культуры», «Эволюция культуры» он рассматривает культуру как целостную саморазвивающуюся систему материальных и духовных элементов. Системный подход к изучению культуры применяют Б. Малиновский, П. Сорокин и один из создателей системно-структурного подхода в социологии Т. Парсонс.Культура – сложная саморазвивающаяся система. Но она сама является одной из подсистем более сложной системы – общества. Следовательно, культура как система, как целостность существует и развивается в связи с обществом и в зависимости от общества. СТРУКТУРА. Рассматривая культуру как процесс и результат человеческой деятельности, в ней выделяют основные формы этой деятельности: материальную и духовную.культура материальная включает в себя всЕ созданные человеком материальные объекты (орудия и средства производства, продукты трудовой, предметнопрактической деятельности, предназначенные для удовлетворения физических потребностей и необходимые для воспроизводства и развития социума, духовная представляет собой систему ценностей, являющихся продуктом интеллектуального и художественного творчества (знания, навыки, умение, ценности и нормы, регулирующие различные виды человеческих отношений)

9 вопрос. Понятие культуры: многообразие подходов к определению.

Культура — это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и т. д.

1. Первична, имеет природное происхождение: человек.

2. Характеризует состояние духовной жизни общества и определяет внутренний стержень исторического развития человечества – его духовность.

3. Создает средства и способы для развития духовности (книги, знания, идеи).

4. Выражает аспект общественной жизни (уровень общественного развития в целом).

5. Выражает отношение к типу общества и миру в целом.

6. Культура вырабатывает ценностные ориентиры: образцы, коренные установки мышления и поведения.

7. Стремление к новизне, самобытности, оригинальности, изменчивости, неповторимости и уникальности.

8. Культурным человека делает «внутренняя культура» личности – превращение достижений человеческой культуры в коренные установки мышления и поведения личности.

Цивилизация- собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью охватываемых ею индивидов и социальных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства.

1. Вторична, имеет социальное происхождение: общество.

2. Характеризует технологическое совершенство общества и определяет материальную оболочку культуру - ее техногенность.

3. Снабжает людей средствами существования (одежда, техника, жилище).

4. Выражает прогрессивность общественного развития (степень социально-политического развития общества).

5. Реализует определенный тип общества к конкретным историческим условиям.

6. Цивилизация предполагает усвоенность образцов, соблюдение норм и правил, инерционность, порядок и дисциплину.

7. Стремление к всеобщности, универсальности, прагматизму, утилитаризму

8. Цивилизованный человек обладает лишь «внешней культурой», которая состоит в соблюдении норм и правил приличия, принятых в цивилизованном обществе. В цивилизованном человеке может скрываться дикарь, зверь, варвар, способный при случае преступить все законы общества.

10 вопрос.

Проблема генезиса культуры предполагает выявление причин становления человеческого общества, религиозных верований, моральных норм и т.п., выяснения того, почему культура становится способом бытия человека, человечества. Существует огромное количество теорий генезиса культуры в целом, или ее отдельных форм. Наиболее распространенной теорией является философский эссенциализм, рассматривающий культуру как объективацию, актуализацию человеческой природы. Один из главных ее представителей Т. Гоббс объясняет появление государства как объективацию инстинкта самосохранения – главной составляющей человеческой природы. Фрейд свою теорию генезиса культуры сформулировал как ответ на ряд вопросов: почему у человека возникает необходимость самовыражения в рисунке, в музыкальном произведении, что заставляет его трудиться, что пробуждает человека к сознанию материальных и духовных ценностей.

Представитель эволюционистской школы Э. Тайлор, исследуя генезис религиозных верований, утверждал, что их источником является вера в существование отдельной субстанции - души. По его мнению, первобытные люди, задумываясь о таких явлениях как сон, смерть, пришли к выводу о том, что в телесной оболочке обитает душа. Отсюда возникло представление об отдельно существующих душах предков. Из этих представлений и рождаются верования в богов, олицетворяющих силы природы и, наконец, вера в единство бога. Согласно креационистской концепции люди были сотворены богом уже с достаточно высоким уровнем культуры: сыновья Адама занимались земледелием и скотоводством, их потомок Ной умел строить и построил корабль – ковчег.

11 вопрос.

Миф есть форма культуры, способ человеческого бытия. Миф есть не только исторически первая форма культуры, в некотором смысле вечен, ибо мифологическое измерение присутствует в каждой культуре. Основополагающий вклад в понимании мифа внесли Гегель, Фрейд, Юнг, Фрезер, Леви–Стросс. Самой древней, исходной формой психического опыта является миф, поэтому все архетипы, так или иначе, связанны с мифологическими образами и переживаниями. Миф — это способ человеческого бытия и мира ощущения, целиком основанной на смысловой породнении человека с миром; человек здесь воспринимает психологические смыслы в качестве изначальных свойств вещей и рассматривает, и переживает явления природы как одушевленные существа. Миф есть исторически первое и потому очень ограниченное осуществление творческого человеческого духа, когда этот дух неразвит и не готов совладать с собственной свободой. Миф есть консервативное и устойчивая система. Миф разрушается по мере того, как человек получает возможность осуществлять таящуюся внутри него свободу. Миф не предназначен регулировать жизнь свободного человека, и потому реализация свободы подрывает устои мира и становится источником новой формы культуры. Функции, которые выполнял миф, теперь выполняются религией, искусством и философией. В мифологии отражены все основные этапы выделения человеком из природы и становления культуры. Мифологические образы и сюжеты нетрудно отыскать и в тех формах искусства, которые далеки от словесного воплощения - в скульптуре, в живописи, в архитектуре.

12 вопрос.

Суровые условия жизни, тяжкий труд, систематическое недоедание сочетались с праздниками - народными, которые восходили к Языческому прошлому, и церковными, отчасти опиравшимися на ту же Языческую традицию, но преобразованную и приспособленную к требованиям церкви. Однако отношение церкви к народным, прежде всего крестьянским, празднествам было двойственным и противоречивым.

С одной стороны, она была бессильна попросту запретить их, - народ упорно за них держался.

Легче было сблизить народный праздник с церковным. С другой стороны, на протяжении всего средневековья духовенство и монахи, ссылаясь на то, что "Христос никогда не смеялся", осуждали необузданное веселье, народные песни и пляски. танцами, утверждали проповедники, незримо верховодит дьявол, и он увлекает веселящихся прямо в ад.

И тем не менее веселье и праздник были неискоренимы, и церкви приходилось с этим считаться. рыцарские турниры, сколь косо ни смотрело на них духовенство, оставались излюбленным развлечением благородного сословия.

К концу средневековья в городах складывается карнавал - праздник, связанный с проводами зимы и встречей весны. Вместо того, чтобы безуспешно осуждать или запрещать карнавал, духовные лица предпочитали принимать в нем участие.

В дни карнавала отменялись все запреты на веселье и высмеивались даже религиозные обряды. При этом участники карнавального шутовства понимали, что такая вседозволенность допустима исключительно в дни карнавала, по окончании которого безудержное веселье и все сопутствующие ему бесчинства прекратятся и жизнь возвратится в свое привычное русло.

Однако не раз бывало, что, начавшись как веселый праздник, карнавал превращался в кровавое побоище между группами богатых купцов, с одной стороны, и ремесленников, и городских низов, с другой.

Противоречия между ними, вызванные стремлением завладеть городским управлением и переложить на противников бремя налогов, приводили к тому, что участники карнавала забывали о празднике и старались расправиться с теми, кого они давно ненавидели.

13 вопрос. Культура и субкультуры. Понятие и взаимодействие

Культура - присущая данному обществу или большой социальной группе система ценностей, представлений о жизни и поведенческих кодов, определяющих образ жизни, то есть нечто специфическое в способе самовыражения индивида, социальной группы, народа.

Под субкультурой понимается система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как устойчивые образы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от таковых в господствующей культуре, хотя с ними и связаны.

Субкультура и базовая культура взаимосвязаны, неразрывны, вместе они составляют единое целое. Совместное существование приводит к постоянному взаимодействию, которое в свою очередь приводит к динамическим изменениям как в базовой культуре, так и в молодежных

Каждая общественная система представляет мозаику из определённого набора субкультур. Однако субкультуры разных обществ будут различаться, поскольку будут являться носителями всех особенностей и характерных черт своей базовой культуры

«Элементы базовой культуры неизбежно привносятся в молодежную субкультуру. И даже если элементы базовой культуры отрицаются в молодежной субкультуре, они все равно так или иначе включаются в нее, поскольку отрицать можно лишь то, что существует.

При этом и в базовую культуру интегрируются элементы молодежной субкультуры.
  1   2   3   4


написать администратору сайта