Главная страница

Вопросы к зачету Культурология как наука. Структура культурологии. 1


Скачать 36.06 Kb.
НазваниеВопросы к зачету Культурология как наука. Структура культурологии. 1
Дата12.12.2021
Размер36.06 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТ1.docx
ТипДокументы
#301215

Вопросы к зачету


1.Культурология как наука. Структура культурологии. 1

2.Методы культурологических исследований. 4

3.Проблема определения понятия «культура». Основные научные подходы к изучению культуры, основные понятия культурологии. 5

4.Структура культуры: сферы, типы, формы и виды. 7

5.Духовно-нравственные ценности как основа культуры. 8

6.Языки культуры, как форма отражения идей и ценностей культуры. 10

7.Локальные модели развития культуры (цивилизаций): А.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби; 11

10.Региональные типологии культуры: «Западный тип культуры», «Восточный тип культуры», «Срединный тип культуры». 11
  1. Культурология как наука. Структура культурологии.


Культурология (Л. Уайт), «наука о культуре» – это область знаний, которая объединяет в себе философские, исторические, антропологические, этнографические, социологические и другие исследования культуры.

Уайт подразделял культуру на три подсистемы:

1) технологическую (орудия производства, средства существования, материалы для постройки жилищ, средства для нападения и защиты и т.п.);

2) социальную (типы коллективного поведения);

3) идеологическую (идеи, верования, знания).

Культурология (Д.С. Лихачёв) – это наука о причинах и времени возникновения культур, о логике культур, о взаимодействиях и причинах гибели культур. Происхождение термина Культурология принято связывать с именем американского культурного антрополога Л. Уайта, в России впервые этот термин стал использовать академик Д.С. Лихачев.

Объект культурологии – культура как исторический и социокультурный опыт людей, закрепленный в традициях и нормах, обычаях и законах, представлениях, оценках и действиях.

Предмет культурологии – совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого социокультурного опыта, отличного от мира живой природы. Культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления.

Основные задачи культурологии:

 анализ культуры как системы культурных феноменов;

 выделение типов связей между элементами культуры;

 исследование типологии культур и культурных единиц;

 разрешение проблем социокультурной динамики;

 исследование культурных кодов и коммуникаций.


Структура культурологии

Теоретическая (фундаментальная) культурология

Прикладная культурология

Философия культуры – раздел теоретической культурологии, который исследует понятие, сущность и структуру культуры, определяет ее функцию в обществе.

Прикладная (эмпирическая) культурология – представление о культурной политике, функциях культурных институтов, а именно: об организации и технологии культурной жизни общества; о деятельности учреждений культуры, культурных центров досуга, любительских и инициативных объединений по интересам; методике проведения массовых праздников, фестивалей, форумов.

История культуры (МХК и динамика культуры) – раздел теоретической культурологии, который исследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов.




Антропология культуры (школа антропологии культуры) – раздел теоретической культурологии, который исследует взаимоотношение человека и культуры.

Направления и школы: эволюционизм, неэволюционизм, структурализм, этология культуры, функционализм




Социология культуры (макрогруппы и микрогруппы) – раздел теоретической культурологии, который исследует процесс функционирования культуры в обществе, поведения и образа жизни различных социальных групп.

Макрогруппы – это классы, слои, нации и этносы.

Микрогруппы – это классы, которые образуют различные субкультуры.




Динамика культуры

1) Ассимиляция - это процесс, когда более развитая культура, взаимодействуя с менее развитой, полностью её поглощает.

Например, Московская Русь в XIV-XVI веках полностью поглотила такие народы как меря, мурома, чудь.

2) Аккультурация - процесс изменения материальной культуры, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем.

Например, когда татары переехали в Россию, они взяли некоторые черты из русской культуры.

3) Культурное отторжение - это процесс, когда в результате взаимодействия двух культур, они принципиально не принимают нормы и ценности друг друга.

Например, религиозные гонения в СССР с 1918 года по 1991 год, которые были направлены на физическое истребление наиболее активных верующих, потому что они рассматривались как носители враждебной советскому государству идеологии.

4) Культурное заимствование - это частичное или полное принятие и использование элементов одной культуры членами другой культурной общности.

Например, когда Петр I проводил культурные реформы в России: обязал брить бороды, ввел вместо кафтанов с длинными меховыми рукавами более практичные сюртуки, на ассамблеях велел приводить с собой своих жен и дочерей. Всё это он позаимствовал у других европейских государств.

5) Культурная бифуркация - это крутой перелом развития, изменение его направления, это распад системы на составляющие ее элементы, это точка «выбора» дальнейшего пути развития культуры.

Например, точкой бифуркации в становлении государственной структуры Руси послужило татаро-монгольское нашествие, которое предрасположило целенаправленное развитие в деспотическом направлении с элементами восточной культуры.

6) Культурный лаг - это процесс, когда в результате новых технический открытий, материальная культура уходит резко вперёд, а духовная не вырабатывает новых идей.

Например, когда в Америке изобрели пишущую машинку, женщины не спешили идти работать в офисе из-за старых стереотипов. Понадобилось 50 лет на то, чтобы сломались привычные стереотипы, изменились культурные ценности и появилась новая социальная роль деловой секретарши.

7) Культурная эволюция - непрерывный процесс развития культуры от простых форм к более сложным.

Например, Крещение Руси в IX веке стало поворотным пунктом в истории и культуре восточнославянских племен. Вместе с новой религией они восприняли от Византии письменность, книжную культуру, навыки каменного строительства, каноны иконописи, прикладное искусство.

8) Культурная революция - коренные изменения в духовной жизни общества, преобразование и смена базовых ценностей господствующего уклада и образа жизни, сопровождающие переворот в социально-экономической и политической сферах.

Например, великая революция (XVIII - XIX в.), в которой произошёл переход от боярской культуры, базирующейся от патриархальных нормах и полуварварских обычаях, к дворянской культуре, построенной на уточненных манерах и светском этикете.

9) Культурный застой - это процесс, когда культура осознанно выбирает путь на принципиальное повторение какой-то системы ценности.

Например, когда Россия XX в. переходила от социальной стратегии развития к политической, образовалась новая рыночная структура в которой взгляды населения отражали предшествующий этап развития.

10) Культурная интеграция - это процесс, когда независимые культуры объединяются в рамках общей культуры.

Например, объединение Руси, в котором княжества объединились в одну общую культуру.

11) Культурная дезинтеграция - это процесс, когда общая культура распалась на отдельные независимые культуры.

Например, распад Руси, в котором древнерусское государство разделяется на независимые друг от друга земли.

  1. Методы культурологических исследований.


Общенаучные методы используются во всех науках. В основном это методы и приемы формальной логики, такие как анализ, синтез, дедукция, индукция, гипотеза, аналогия, диалектика.

Частнонаучные методы имеют не универсальное, а прикладное значение, используются только в конкретной науке. Например, в культурологии. К ним относят следующие подходы: аксиологический, семиотический, Герменевтический, Социокультурный (анализ).

Специальные методы используются для родственных наук. Например, гуманитарных. К ним относят следующие подходы: Биосферный, генетический, деятельностный, исторический, Психологический, Онтологический и другие.

Междисциплинарные методы – методы, которые используются и гуманитарными, и естественными науками. В рамках культурологии применяются синергетический метод и моделирование.

 Синергетический метод (И. Пригожин) – междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы в том числе и социокультурных

 Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте, модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности (вещного или мыслительного), оригинала модели.

Место культурологии в системе инженерного образования

Культурологический подход к сферам специализированной деятельности отличается тем, что культурологический уровень ее изучения предполагает исследования выходящих за пределы узкой специальности.

Предметом культурологического анализа специализированной (инженерной) деятельности являются ценностно-нормативные установки и механизмы, регулирующие ее функционирование в социуме, допустимый предел социальной цены и социальных последствий этого функционирования, а также взаимодействие и взаимопонимание между профессиональным инженерным сообществом и другими.
  1. Проблема определения понятия «культура». Основные научные подходы к изучению культуры, основные понятия культурологии.


Сегодня в науке насчитывается, по разным данным, от 400 до 500 определений культуры. Они дают характеристику многим аспектам этого понятия. Это совокупный результат деятельности человека; правила, организующие поведение людей; традиции и верования, символы.

Таким образом, анализ понимания и практика применения понятия «культура» бесконечны во времени и пространстве. ... культура – продукт именно человеческого творчества. Человек посредством культуры открывает мир и самого себя, реализуя свой потенциал.

Основные научные подходы и понятия культурологии

аксиологический подход, определяющий культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством;

психологический подход, характеризующий культуру как набор поведенческих стереотипов и мотиваций, обеспечивающих социальную коммуникацию;

исторический подход, рассматривающий культуру как систему конкретно-исторических типов общественного развития;

нормативный подход, изучающий социальные нормы, определяющие поведение человека; в таком понимании культура предстает как сумма разных видов приобретенного поведения, основанного на социальных стандартах, моделях, передающихся от поколения к поколению в рамках определенного общества;

семиотический подход, рассматривающий культуру как огромную информационную знаковую систему, в которой с помощью особых кодов созданы сценарии человеческого поведения, законы социума, религиозные и художественные тексты;

социологический подход, позволяющий исследовать культуру как часть социальной системы, социальных отношений, определенный социальный институт; социология культуры исследует роли, которые играет культура в обществе (воспитательную, ценностноориентирующую, коммуникативную и др.), но в рамках социологического подхода культура рассматривается, прежде всего, как способ упорядочивания (регуляции) социальных отношений;

деятельностный подход, понимающий культуру как способ деятельности, как систему внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым реализуется активность людей в обществе; согласно данной научной позиции, в основе бытия человека лежит деятельность, целенаправленная, орудийная и продуктивная активность;

информационный подход, рассматривающий культуру как социальную информацию, сохраняемую и накапливаемую с помощью создаваемых людьми знаковых средств.

Термины

Культурные ценности – это значимость чего-либо в духовной жизни человека или общества (язык, традиции).

Культурная картина мира – это система образов, представлений, знаний об устройстве мира и месте человека в нем. Результат специфического видения мира, в котором обитает человек.

Культурный код – это 1) ключ к пониманию данного типа культуры. Культурный код позволяет понять преобразование значения в смысл; 2) совокупность знаков, смыслов, которые заключены в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.

Культурные нормы – это совокупность определённых правил, принятых в обществе.

Культурная самоидентичность – это способность людей относить себя к определённой культуре, к её стереотипам и символам.

Инкультурация – это процесс приобщения человека или группы к культуре, усвоение существующих привычек, норм и образцов поведения, свойственных данной культуре.

Культурная инновация – это объекты, нормы, ценности и т. д., которые впервые появились в культуре данного общества в результате изобретения или заимствований из других культур.

Культурные традиции – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся долгое время.

Социокультурный институт – это организационная структура внутри общественной системы, которая обеспечивает определённые направления человеческой жизнидеятельности.

Артефакт – это любой искусственно созданный носитель (объект) социально-культурной информации.

Социальная коммуникация – социальное взаимодействие людей по поводу передачи, хранения и использования информации, осуществляющееся при помощи языка и других знаковых систем.

Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством хранения и передачи человеческого опыта.
  1. Структура культуры: сферы, типы, формы и виды.


Сферы культуры

Материальная культура – это культура, объектами которой выступают орудия труда, средства производства, одежда, быт, жилище, средства сообщения – все то, что является процессом и результатом материальной деятельности человека, это предметы ремесел, производства, техника, сооружения, орудия труда, т.е. все, что сделано руками человека.

Духовная культура – духовный опыт человечества, достижения в науке, искусстве, общественной жизни и т.д.

Социальная культура – это производство, развитие и совершенствование общественных условий жизни человека.

Типы культуры

Массовая культура – это культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий, носит коммерческий характер.

Элитарная культура – это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью, включающая в себя искусство для искусства, серьезную музыку, высокоинтеллектуальную литературу. Пласт элитарной культуры связан с жизнью и деятельностью «верхушки» общества – элиты. Но между элитарным и массовым искусством нет четких границ.

Формы культуры

Доминирующая культура – это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества.

Субкультура – это культура, которая как правило, не отрицает доминирующей культуры, но имеет специфические особенности в правилах поведения, языке, символике. Каждое общество имеет свой набор субкультур: молодежной, профессиональной, этнической, религиозной, диссидентской и т.д.

Контркультура – это субкультура, которая не просто отличается от доминирующей, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Контркультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, 65 материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

Маргинальная культура – культура личности или группы, чьи ценности и модели поведения одновременно соотнесены с различными культурными системами, но ни в одну не интегрированы полностью. Например, мигранты из деревни в город, эмигранты, представители смешанных браков, этномаргиналы (этнические меньшинства), социомаргиналы – группы в процессе перемещения; экономические маргиналы – безработные, «новые бедные», криминальные маргиналы. Наиболее крайний вариант – группы, отрицающие все культурные традиции и социальные нормы (бродяги, наркоманы).

Виды культуры

Политическая культура – это совокупность норм и ценностей, которые разделяются большинством граждан и находят выражение в их политической деятельности, в оценке политических событий и в отношении к политике и ее компонентам.

Правовая культура – это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом.

Хозяйственная культура – специализированная сфера культуры, где потенции человека реализуются в деятельности, содержанием и целью которой является хозяйствование в самом широком смысле слова, то есть реализуются потенции человека как субъекта хозяйствования. Хозяйствовать – значит взаимодействовать со средой, прежде всего природной, получая материальные средства к жизни и распоряжаясь ими. В самом общем смысле хозяйствование – это преобразование энергии и вещества природы в формы, необходимые человеку (материальные блага).

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.
  1. Духовно-нравственные ценности как основа культуры.


Определяющей функцией культуры является гуманистическая – воспитательная, духовно-нравственная. Суть ее отражает понятие «культура души». От этой главной, системообразующей функции расходятся другие функциональные модификации культуры: адаптивная, регулятивная, познавательная.

Адаптивная функция культуры представлена взаимодополняющими функциями: адаптации (приспособления), социализации (включения человека в общественную жизнь) и гармонизации (примирения рациональных и иррациональных начал в человеке). Главная культурная задача, решаемая в рамках данной функции, состоит в превращении человека из биологического существа в социальное и стабилизации его в этом качестве.

Регулятивная функция может быть представлена тремя взаимодополняющими функциями: аксиологической, нормативной, семиотической.

Познавательная функция включает в себя гносеологическую, коммуникативную и трансляционную функции

 Духовно-нравственная культура, как развитый механизм личностной саморегуляции, который обеспечивает реализацию индивидуальных ценностей и смыслов с учетом безопасного и гуманного взаимодействия с самим собой и другими. Духовно-нравственная культура - это продукт социализации, образования, воспитания и самовоспитания. 

Другие функции культуры

Аксиологическая (ценностная) функция. Культура – это прежде всего нормативная система, и как таковая она формирует у человека определенные ценностные ориентации (наиболее значимые предпочтения личности). Мерилом их оценки выступает нравственное содержание. Если ценностные ориентации приобретают только прагматический характер, это может угрожать и самой личности, и обществу. Но культура не только совокупность норм, она является также совокупностью знаковых систем (речи, языка формул, искусства и т.д.).

Семиотическая (знаковая) функция предполагает знание человеком специальных знаковых систем.

Гносеологическая (познавательная) функция культуры определяется ее способностью концентрировать в себе опыт многих поколений и через его призму давать народам целостное представление о них самих.

Коммуникативная функция позволяет людям вступать в общение друг с другом. Но для позитивного общения важно достичь определенного уровня взаимопонимания, формирование которого зависит от владения общей системой смыслов и специфическими языками.

Функцию трансляции, передачи социального опыта от поколения к поколению обозначают также как информативную, или функцию исторической преемственности. В этой функции культура выступает как память человечества.

Ценность культурная В содержании культуры важное место занимают ценности. В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях – аксиология. Существуют различные подходы к пониманию ценностей. Обычно ученые исходят из следующих представлений. Ценность – это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать материальные предметы, процессы или духовные явления (знания, представления, идеи). Но сама по себе ценность не предмет, а особый вид смысла, который усматривает в предмете или явлении человек. Ценностный смысл существует в сознании человека, но он как бы объективизируется и принимает вид особого духовного образования – ценности как некоторой сущности, заключенной в предмете. Если предмет становится желанным, удовлетворяющим запросы, потребности личности, он обретает ценность. Следовательно, не сам предмет, а отношение к нему человека приводит к появлению ценности. Однако на практике ценностью называют не только способность объекта удовлетворять потребности, но и сам этот объект. Ценность в культурологии не тождественна экономическому пониманию ее как стоимости (денежного выражения ценности). Ценности не всегда можно выразить в денежной форме. Нельзя в товарно-денежной форме выразить вдохновение, воспоминание, радость творчества и иные проявления души человека. Ценность следует отличать от полезности. Ценная вещь может быть бесполезной, а полезная – не иметь ценности. В аксиологии приняты различные варианты классификации 48 ценностей. Есть классификации, в которых ценности выстраиваются в иерархической последовательности – от низших (чувственных) до высших (святых). Чаще всего ценности подразделяют на духовные, социальные, экономические, материальные. На основе ценностных представлений, господствующих в культуре, образуется система ценностных ориентаций личности. Каждый индивид упорядочивает их посвоему. В качестве ценностных ориентаций могут выступать семейное счастье, материальное благополучие, любовь, успешная карьера, порядочность и др. У человека высокой культуры определяющими становятся духовные ценности. Ценности нередко оказываются несовместимыми друг с другом. Поэтому человек практически обрекается на муки выбора альтернативных ценностей.
  1. Языки культуры, как форма отражения идей и ценностей культуры.


Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).

Объект исследования конкретно-научного структурализма – культура как совокупность знаковых систем, важнейшая из которых – язык, но в которую входят также наука, искусство, религия, мифология, обычаи и т.д.

Как бы ни были различны определения культуры, даваемые разными авторами, в них всегда предполагается, что содержание культуры находит выражение в языке. Под языком в обиходе обычно понимают естественный разговорный язык – русский, английский, китайский и т.д. Всякий разговорный язык представляет собой систему знаков, или код, с помощью которого люди общаются, выражают и передают друг другу разнообразную информацию. Существуют другие знаки и системы знаков, способные служить этой цели (например, язык жестов, знаки дорожного движения, нотная грамота, штриховые товарные коды, картографические знаки и др.). Языком в широком смысле называют не только разговорный, вербальный язык, но и любую систему знаков. Знаковые средства и накапливаемая с их помощью информация – важнейшие, всеобщие и необходимые компоненты любой культуры
  1. Локальные модели развития культуры (цивилизаций): А.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби;




  1. Региональные типологии культуры: «Западный тип культуры», «Восточный тип культуры», «Срединный тип культуры».


Типологизация – это метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих на земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы.

Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет разные культуры в единое целое и отличает от других

Важной особенностью исторического развития культуры стало ее разделение на различные типы. Наиболее крупные типы культуры, обособившиеся в ходе развития цивилизации, получили несколько условное название: западный и восточный. Центрами формирования западного типа культуры стали Египет, Древняя Греция, Рим, а в настоящее время – страны Европы и Америки. Восточный тип культуры развивался в Китае, Индии, Японии и в ряде других стран Азии и Африки. Имея некоторые общие черты, эти типы различаются по основной мировоззренческой направленности, по пониманию целей, способов, приемов человеческой деятельности.

Восточный тип культуры ориентирует человека на достижение его жизненных целей преимущественно путем совершенствования своих духовных качеств, тренировки психики, развития внутренней духовной культуры, путем изменения своего отношения к окружающему миру. Эта традиция выразилась, например, в буддизме.

Западный тип культуры ориентирует человека на достижение своих жизненных целей преимущественно путем изучения внешнего мира и подчинения его себе с помощью техники, на перестройку общественной жизни. 

Существуют специфические культуры, а также – срединные культуры, т. е. культуры, тесно связанные с определяющими культурами.

Срединная культура – обозначает устойчивую совокупность ценностных ориентаций в обществе, обусловливающую единство и целостность его жизни. Такое «ядро культуры» не позволяет специфическим крайностям разрушать данный способ жизнедеятельности, предотвращает опасность раскола общества на «субкультуры», возникновения «контркультуры».

Например, в качестве срединной культуры может выступать маргинальная культура. Люди маргинальной культуры испытывают затруднение с культурной идентификацией, не могут четко определиться, кто они, какова их культура.



написать администратору сайта