Ответы по Философии на тесты. Ответы на тестовые вопросы, вызвавшие затруднение при тестировании По Аристотелю, в классификации знания выделяют
Скачать 80.7 Kb.
|
Раздел философии, занимающийся исследованием проблем человека, человеческого существования, называется антропологией. Проблема человека – центральная в философском мировоззрении, средоточием которого является вопрос об отношении человека к миру, самому себе. 28.Концепция, с позиций которой человек лишен какой-либо заданной природы, определяющей его личное бытие, называется … Концепция, с позиций которой человек лишен какой-либо заданной природы, определяющей его личное бытие, называется экзистенциализмом. Человек ничем не детерминирован, он «есть не что иное, как проект самого себя» (Ж.-П. Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм»). 29. Установите соответствие между философами и основными подходами к изучению развития общества. 1. К. Маркс 2. Ш. Монтескьё 3. М. Вебер 4. З. Фрейд Одной из важнейших задач социальной философии является исследование детерминанты социальных процессов. Натурализм рассматривает общество как естественное продолжение природы, допускает правомерность экстраполяции методов естествознания на социально-гуманитарное знание. Так, представители одной из натуралистических школ – географического детерминизма (французский просветитель XVIII века Ш. Монтескьё и русский учёный XIX века Л. И. Мечников), исследуя причины возникновения цивилизации, главное внимание уделяют роли географической среды, не учитывая качественного своеобразия общества. Сторонники идеалистического детерминизма О. Конт и Г. Гегель исходят из духовного фактора развития общества. Г. Гегель считал, что творцом истории является мировой разум, всю историю он превращает в историю мысли, которую нужно излагать и исследовать. Сущность материалистического понимания истории К. Маркса заключается в том, что он видит в экономике фундамент общества, основными отношениями в обществе являются производственные отношения. В рамках психологической и социопсихологической программ исследования общественная жизнь объясняется на основе влияния на нее психологических факторов, эмоциональных и волевых компонентов психологии индивида, сферы бессознательного, психологии межиндивидуальных отношений (З. Фрейд, К. Юнг, Л. Уорд, Г. Тард и др.). Часть философов выдвигает плюралистический подход к изучению детерминанты общественного развития и считают, что все факторы равнозначны и одинаково влияют на общественное развитие. Эта позиция получила в философии название теории факторов, сторонниками которой были М. Вебер и Р. Арон. 30. Установите соответствие между подходом к изучению истории и его характерными особенностями. 1. Деление исторического процесса на формации 2. Развитие общества во многом зависит от субъективного фактора 3. Мир разделен на центр и периферию. Линейный подход к пониманию истории заключается в том, что внимание концентрируется только на «вертикальных» связях во времени, связи между стадиями развития внутри одних и тех же социоисторических организмов понимаются односторонне, при этом учитываются только причинно-следственные связи. К таким подходам можно отнести, прежде всего, формационный подход К. Маркса. Под нелинейностью понимаются отступления от пропорциональной зависимости между причиной и следствием. Для нелинейного процесса характерны ситуации, в которых будущее неоднозначно определяется настоящим, так как у людей есть свобода воли. Таким образом, в общественное развитие вмешивается субъективный фактор. И. Валлерстайн – американский социолог, является автором Мир-системного подхода к периодизации истории. Его главный вклад состоит в координации большого числа исследований, которые включают в себя междисциплинарные исследования в социологии, политэкономии, политике и истории. Данный подход рассматривает мир как целостность, которая связанна с международным разделением труда и не регулируется никакой политической структурой. Основной идеей Мир-системного подхода является тезис о том, что капиталистический мир разделен на центр и периферию. Во главе мировой торговли стоят США. 31. Установите соответствие между науками и группами, к которым они относятся, согласно классификации наук, предложенной Г. Спенсером. 1. Математика, абстрактная механика 2. Физика, химия 3. Биология, социология
Г. Спенсер различает три группы наук, выделяя абстрактную, абстрактно-конкретную и конкретную группы. Абстрактная группа охватывает математику и абстрактную механику; абстрактно-конкретная – конкретную (физическую) механику, физику и химию; конкретная – астрономию с примыкающими к ней географическими дисциплинами (география, геология, геодезия), биологию (физиология, ботаника, зоология), психологию и социологию. Расположение указанных групп представляет собой постепенный переход от абстрактных к конкретным отраслям знания; внутри каждой группы более общие дисциплины предшествуют наукам с более ограниченным объемом. 32. Представителями вульгарного материализма, считавшими природу сознания материальной, являются … Представителями вульгарного материализма, считавшими природу сознания материальной, являются Л. Бюхнер, К. Фогт, Я. Молешотт. Согласно вульгарному материализму, мысль не менее материальна, чем материален сам физиологический процесс. Так, К. Фогт утверждал, что мысль находится в таком же отношении к мозгу, как желчь к печени или моча к почкам. 33. Установите соответствие между философскими направлениями и характерными для них понятиями. 1. Монада 2. «Мир идей» 3. «Вещь в себе» 4. «Врожденные идеи» Плюрализм – философская концепция, согласно которой существует множество несводимых друг к другу и независимых друг от друга начал. Г. Лейбниц считает, что мир состоит из бесконечного множества монад. Монады различаются по уровню сознательности. Абсолютно сознательная монада – Бог. Объективный идеализм состоит в признании первичности сверхчеловеческого сознания. Создателем объективного идеализма был Платон, считавший что «мир идей» предшествует «миру вещей». Агностицизм полагает, что человек может познать явления, сущности же остаются недоступны познанию. Наиболее полно позиция философского агностицизма выражена во взглядах И. Канта, который ввел специальные понятия для обозначения предмета, как он есть сам по себе («вещь в себе») и того, как этот предмет представляется человеку («явление»). Р. Декарт является классическим представителем дуализма. Основа – метафизика – учение о первоначалах всего существующего. Центральное понятие картезианской метафизики – субстанция (объективная реальность). Сотворенный мир Р. Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Духовная реальность обладает врожденными идеями, присущими ей, а не приобретенными в опыте. 34. В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является … Абсолютная идея (нем. die absolute Idee) – центральное понятие философии Г. Гегеля. В стремлении к полному самопознанию и самореализации абсолютная идея направляет и осуществляет процесс развития всего сущего. 35. Образ идеального государства, выстроенного в соответствии с ценностными ориентирами гуманизма и расположенного в «месте, которого нет», был создан философом … В 1516 г. английский философ, гуманист и писатель Т. Мор издает свой трактат под названием «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором описывает фантастический остров Утопия (от греч. ου-τοπος – не место, место, которого нет), идеальное государство, выстроенное на экономико-политических и нравственно-правовых основаниях, адекватных представлению о человеке, сложившемуся в ренессансной культуре. Счастье индивидуума не приносится в нем в жертву благополучию гражданского коллектива, а регламентация материальных потребностей не только не ведет к закрепощению личности, но, напротив, призвана создать оптимальные, по понятиям того времени, условия для духовной свободы и просвещения. Образ утопийского общежития, в котором упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, получаемые по происхождению, производство роскоши на потребу имущим, стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний о строе, возвышающем людей образованных и добродетельных. 36. Утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость», Б. Спиноза становится на позицию … Детерминизм – учение о всеобщей, закономерной связи и причинной обусловленности явлений и процессов реальности. Механистический детерминизм Спинозы отождествляет причинность с необходимостью и исключает случайность. Случайность, с точки зрения философа, только иллюзия. Универсальная детерминация всего сущего распространяется и на человека. Свобода воли – иллюзия, результат того, что подавляющее большинство людей осознает свои поступки, не вникая глубоко в причины, их обусловливающие. Истинная свобода – «свободная необходимость» – возможна лишь для того, кто достигает адекватных, разумно-интуитивных идей и постигает единство обретенной свободы с необходимостью. 37. Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технических прогресс и критикующее их, называется … Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технических прогресс и критикующее их, называется антисциентизмом. Для современности характерно появление тенденций антисциентизма на почве критического самосознания самой науки. 38. Установите соответствие между основными научно-техническими достижениями и этапами научно-технической революции: 1. Овладение атомной энергией 2. Развитие генной инженерии 3. Появление нанотехнологий В развитии научно-технической революции можно выделить следующие этапы: конец 40-х – 60-е гг. ХХ века – овладение атомной энергией, возникновение кибернетики, появление телевизионной сети, начало освоения человеком космического пространства; 70-е – середина 80-х гг. ХХ века– создание микропроцессоров, развитие электронно-вычислительной и робототехники, автоматизация производства; середина 80-х – 90-е гг. – появление персональных компьютеров и Интернета, развитие генной инженерии; начало XXI века – появление новых технологий в производстве (нанотехнологии), наука превращается в главную социальную силу. 39. Установите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления: 1. Атомическая модель мира 2. Плюралистическая модель мира 3. Натуралистическая модель 4. Религиозная модель Древнегреческий философ Фалес, живший в Милете, первоосновой всего существующего считал воду: все возникло из воды путем сгущения или разряжения ее. Основу философских размышлений Демокрита составляет идея атомизма. Он считал, что существует множество миров; одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты. Пустота – между мирами и атомами. Сами атомы неделимы и лишены пустоты. Августин, развивая религиозную картину мира, ввел принцип креационизма, согласно которому Бог создал мир из ничего. До акта творения ничего не было, даже пассивной материи. Поддержание существования мира рассматривается как постоянное творение его Богом вновьи вновь. Если бы творческая сила Бога иссякла, то мир бы вернулся в небытие. Субстанция рассматривается как объективная реальность. Г. Лейбниц субстанцию подразделяет на бесконечное множество субстанций, называя их монадами. Монады различаются по уровню сознательности. Абсолютно сознательная монада – Бог. Плюрализм – философская концепция, согласно которой существует множество несводимых и независимых друг от друга начал. 40. Установите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций. 1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике 2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность 3. Многонациональность, соборность, миссионизм Восточная цивилизация, или традиционное общество, воспроизводит существующий образ жизни в течение длительного времени и ее эволюция носит циклический характер. В ее основе лежит следующая система ценностей: 1) направленность на поддержание сложившегося образа жизни, ориентация на опыт предков; 2) приоритет общественных ценностей над личными; 3) созерцательность, установка не на внешнюю практическую деятельность, а на внутреннее самосовершенствование. Для Востока также характерен экстенсивный тип развития, ориентированный не на преобразование среды, а на приспособление к ней, отсюда медленное изменение производственных технологий и социальной структуры, низкий уровень социальной мобильности. Западная цивилизация, или индустриальное общество (Европа и Северная Америка) характеризуется быстрыми темпами развития на основе изменений в технике и технологии. В ее основе лежит следующая система ценностей: 1) модернизм, ориентация на все новое, на изменение жизненных условий; 2) индивидуализм, понимание личности как высшей, свободной, самостоятельной ценности 3) практицизм, установка на внешнюю познавательную активность и преобразовательную деятельность. Это ведет к интенсивному развитию западной цивилизации и плюрализму в экономике и политике. Русская цивилизация имеет свою историю, свой путь развития. Россия целиком не вписывается ни в один из двух принципиально различных типов общественного устройства – ни в Запад, ни в Восток. Образ жизни и мысли в России не был ни чисто европейским, ни чисто азиатским, ни простой суммой двух начал, он всегда отличался, и будет отличаться своеобразием. Русские мыслители (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др.) отмечали существование общероссийского духа и выделяли основные черты русского народа – многонациональность, многокультурность, соборность, державность, мессианизм, миссионизм доброту и т.д. 41. Установите соответствие между социальной группой и её характерными особенностями: 1. Молодежь 2. Башкиры 3. Член ЛДПР 4. Православные Наиболее распространенной социальной общностью является социальная группа. Социальная группа – это объединение людей по социально значимым критериям: полу, возрасту, национальности, расе, профессии, месту жительства, образованию и т.д. Один человек может одновременно являться членом нескольких групп: семьи, трудового коллектива, политической партии и т.д. Молодежь представляет собой социальную группу, выделенную, прежде всего, по возрастному критерию. Вместе с тем можно выделить те культурные черты, которые характерны для большинства представителей данной группы: особый характер отношений (дружба и приятельство), социально-психологические особенности (период становления личности), схожие черты поведения. Башкиры – это социальная группа, выделенная по этническому признаку. Этносы отличают друг от друга, в первую очередь, общность языка и культуры, но это не означает, что представители одного этноса обязательно проживают на общей территории. Важным критерием социальной дифференциации является политический признак. Люди объединяются в группы, исходя из того, что разделяют общие политические идеи – так возникают партии. К партиям, различающимся по идеологическому признаку, и относятся представители либеральной-демократической партии. Разные люди в обществе исповедуют различные религии и являются представителями различных конфессиональных объединений. Православие является одной из конфессий христианской религии. 42. «Истина – это соглашение», – считали представители … «Истина – это соглашение», – считали представители конвенционализма. C точки зрения конвенционализма, основным критерием истины является соглашение между учеными. Основателем конвенционализма принято считать А. Пуанкаре, который делает вывод о том, что аксиомы, лежащие в основе теорий, не могут рассматриваться как истинные или ложные. Они являются конвенциями – соглашениями. Выбор между теориями определяется целесообразностью применения их для решения той или иной задачи. 43. Основа существования, выступающая в качестве неизменных первоначал и принципов, называется … Основа существования, выступающая в качестве неизменных первоначал и принципов, называется субстратом. Субстрат нередко отождествлялся с понятиями материи и субстанции. 44. На формирование «предфилософии» в России повлияли …
До XVIII века мы не находим в России самостоятельной философии. Философское мировоззрение было подчинено религиозному. Этот период можно назвать периодом предфилософии – «прологом» русской философии. В философском плане в XIV – XV вв. наибольший интерес представляет влияние исихазма на русскую культуру и мышление. Исихазм – это мистическое философское течение о путях человека к единению с Богом через очищение сердца слезами и через сосредоточение сознания в самом себе (имеется сходство с методами йоги). На основе исихазма возникло движение нестяжателей под руководством Нила Сорского, который считал, что монахи должны жить своим трудом; главное их занятие – духовное самосовершенствование, стремление к моральной чистоте; борьбу со злом надо начинать с очищения своего сознания. В период формирования Московского государства в начале XVI века складывается ставшая широко известной одна из важнейших идеологем отечественной государственности – «Москва – третий Рим». Одним из наиболее крупных общественных событий XVII века стал раскол православной церкви. В центре раскола стоят три исторических лица: 1) патриарх Никон, решивший поставить «священство выше царства»; 2) царь Алексей Михайлович, «тишайший» и вместе с тем активно укреплявший могущество России; 3) протопоп Аввакум Петров, духовный вождь и мученик старой веры. |