Главная страница
Навигация по странице:

  • 46. Одной из существенных характеристик гегелевской философской системы является …

  • 47. Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции …

  • 48. Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технических прогресс и критикующее их, называется …

  • Восточная цивилизация

  • Западная цивилизация

  • 50. Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции

  • 51Принимать свою судьбу как проявление благого промысла, следовать долгу и добродетели вопреки желаниям и страстям призывает античная философская школа …

  • 53. Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был …

  • 54. Философская позиция И. Канта, утверждавшего невозможность полного и достоверного постижения сущности «вещей в себе», может быть охарактеризована как

  • 55. Определение человека как «политического животного» было сформулировано …

  • 57. К. Ясперс считает, что особенность современной технической цивилизации состоит в том, что …

  • 58. В отличие от вненаучного знания научное характеризуется …

  • Укажите соответствие между основными направлениями в философии науки и их представителями:1. Конвенциализм2. Эмпириокритицизм3. «Венский кружок»4. Эволюционная эпистемология

  • Ж. Пуанкаре

  • 62. Диалектика появилась как оппозиция …

  • 64. К. Ясперс считает, что особенность современной технической цивилизации состоит в том, что …

  • 65. Равнозначность бытия и небытия, выраженную в принятии двух начал всего сущего – атомов и пустоты, постулирует …

  • 66. Материализм исходит из понимания материи как единственно существующей (-его)

  • Ответы по Философии на тесты. Ответы на тестовые вопросы, вызвавшие затруднение при тестировании По Аристотелю, в классификации знания выделяют


    Скачать 80.7 Kb.
    НазваниеОтветы на тестовые вопросы, вызвавшие затруднение при тестировании По Аристотелю, в классификации знания выделяют
    АнкорОтветы по Философии на тесты.docx
    Дата08.02.2017
    Размер80.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы по Философии на тесты.docx
    ТипДокументы
    #2460
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    45. Принимать свою судьбу как проявление благого промысла, следовать долгу и добродетели вопреки желаниям и страстям призывает античная философская школа …

    В эллинистический период античной философии происходит смещение основных акцентов в философских учениях с онтологической проблематики в область этики. Центральным вопросом становится вопрос о счастье конкретного человека в контексте его взаимоотношений с социально-политической реальностью. Все школы этого периода ищут индивидуальные «рецепты» счастья. Школа стоицизма отождествляет счастье с добродетелью, то есть «знанием блага», и единственным путем достижения счастья считает жизнь сообразно разумной природе, свободной от желаний и страстей. Только спокойствие духа, по мнению стоиков, позволяет принять свою судьбу как проявление благого промысла, где знание нравственной необходимости совпадает с пониманием космической причинности.

    46. Одной из существенных характеристик гегелевской философской системы является …

    Панлогизм – философское воззрение, согласно которому все существующее представляет собой воплощение мыслящей субстанции, мирового разума, логической идеи. Классическим выражением панлогизма является философия Гегеля.

    47. Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции …




    Философы Возрождения, прежде всего Николай Кузанский, решали проблему соотношения Бога и мира с позиции неоплатонизма – античного учения, представляющего бытие в виде иерархии – сверхсущего Единого-Блага, Ума и Души. В отличие от средневековых схоластов, неоплатоники представляют мир не как результат одномоментного сотворения, а как результат непрерывного истечения – эманации Бога, давая тем самым живое ощущение божественности природы и человеческого восхождения к высшему, идеальному миру как вполне достижимой красоте. Онтологическую позицию неоплатоников можно охарактеризовать как мистический пантеизм.
    48. Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технических прогресс и критикующее их, называется …
    Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технических прогресс и критикующее их, называется антисциентизмом. Для современности характерно появление тенденций антисциентизма на почве критического самосознания самой науки.
    49. Установите соответствие между культурными особенностями и типами цивилизаций.
    1. Интенсивность развития, плюрализм в экономике и политике
    2. Преобладание духовной культуры над материальной, созерцательность
    3. Многонациональность, соборность, миссионизм


    Восточная цивилизация, или традиционное общество, воспроизводит существующий образ жизни в течение длительного времени и ее эволюция носит циклический характер. В ее основе лежит следующая система ценностей: 1) направленность на поддержание сложившегося образа жизни, ориентация на опыт предков; 2) приоритет общественных ценностей над личными; 3) созерцательность, установка не на внешнюю практическую деятельность, а на внутреннее самосовершенствование. Для Востока также характерен экстенсивный тип развития, ориентированный не на преобразование среды, а на приспособление к ней, отсюда медленное изменение производственных технологий и социальной структуры, низкий уровень социальной мобильности.
    Западная цивилизация, или индустриальное общество (Европа и Северная Америка) характеризуется быстрыми темпами развития на основе изменений в технике и технологии. В ее основе лежит следующая система ценностей: 1) модернизм, ориентация на все новое, на изменение жизненных условий; 2) индивидуализм, понимание личности как высшей, свободной, самостоятельной ценности 3) практицизм, установка на внешнюю познавательную активность и преобразовательную деятельность. Это ведет к интенсивному развитию западной цивилизации и плюрализму в экономике и политике.
    Русская цивилизация имеет свою историю, свой путь развития. Россия целиком не вписывается ни в один из двух принципиально различных типов общественного устройства – ни в Запад, ни в Восток. Образ жизни и мысли в России не был ни чисто европейским, ни чисто азиатским, ни простой суммой двух начал, он всегда отличался, и будет отличаться своеобразием. Русские мыслители (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, Н.О. Лосский и др.) отмечали существование общероссийского духа и выделяли основные черты русского народа – многонациональность, многокультурность, соборность, державность, мессианизм, миссионизм доброту и т.д.

    50. Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции

    Философы Возрождения, прежде всего Николай Кузанский, решали проблему соотношения Бога и мира с позиции неоплатонизма – античного учения, представляющего бытие в виде иерархии – сверхсущего Единого-Блага, Ума и Души. В отличие от средневековых схоластов, неоплатоники представляют мир не как результат одномоментного сотворения, а как результат непрерывного истечения – эманации Бога, давая тем самым живое ощущение божественности природы и человеческого восхождения к высшему, идеальному миру как вполне достижимой красоте. Онтологическую позицию неоплатоников можно охарактеризовать как мистический пантеизм.

    51Принимать свою судьбу как проявление благого промысла, следовать долгу и добродетели вопреки желаниям и страстям призывает античная философская школа …




    В эллинистический период античной философии происходит смещение основных акцентов в философских учениях с онтологической проблематики в область этики. Центральным вопросом становится вопрос о счастье конкретного человека в контексте его взаимоотношений с социально-политической реальностью. Все школы этого периода ищут индивидуальные «рецепты» счастья. Школа стоицизма отождествляет счастье с добродетелью, то есть «знанием блага», и единственным путем достижения счастья считает жизнь сообразно разумной природе, свободной от желаний и страстей. Только спокойствие духа, по мнению стоиков, позволяет принять свою судьбу как проявление благого промысла, где знание нравственной необходимости совпадает с пониманием космической причинности.

    52. Установите соответствие между выделенными Г. Гегелем мирами в истории и их особенностями.
    1. Деспотические формы правления
    2. Дух достигает полного расцвета и зрелости
    3. «Царство прекрасной свободы»
    4. Аристократия как форма правления


    В соответствии с географией Г. Гегель историю делит на Восточный мир, Греческий, Римский и Германский.
    Восточный мир – детский возраст истории. Здесь царствует деспотизм и свободным чувствует себя только деспот. Люди вращаются вокруг одного центра, то есть властителя, который стоит во главе государства как патриарх. Он требует от всех граждан соблюдать соответствующие предписания.
    Греческий мир – период юности всемирной истории, когда формируются индивидуальности. Здесь, по мнению Г. Гегеля, царствуют действительная свобода индивида, истинная гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля субъекта придерживается обычаев, привычек, общепринятых норм и законов.
    Римский мир – возраст возмужалости истории. В Риме господствует абстрактная свобода, ставящая государство и политику выше любой индивидуальности, но вместе с тем создается свободная личность, отличающаяся от индивидуальности. Преобладающей формой правления становится аристократия. Аристократия борется с царями, плебеи с аристократией.
    Германский мир – четвертый период истории. Германский народ, по убеждению Г. Гегеля, призван хранить христианские принципы духовной свободы и примирения. Дух в германском мире достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется прусская монархия.

    53. Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был …

    Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был З. Фрейд (1856–1939 гг.). Культура как бы «табуирует» многие желания и мотивы, связанные со свободным проявлением животных инстинктов, воспитывая и формируя человека с раннего детства, свобода индивида все более ограничивается развитием культуры.

    54. Философская позиция И. Канта, утверждавшего невозможность полного и достоверного постижения сущности «вещей в себе», может быть охарактеризована как

    …Учение, отрицающее полностью или частично возможность достоверного познания мира, называется агностицизмом. Классическое оформление агностицизм получает в творчестве Д. Юма и И. Канта.

    55. Определение человека как «политического животного» было сформулировано …

    Развивая теорию естественного образования государства, Аристотель писал: «Очевидно, что полис принадлежит к естественным образованиям и что человек от природы есть политическое животное».

    56. Образ идеального государства, выстроенного в соответствии с ценностными ориентирами гуманизма и расположенного в «месте, которого нет», был создан философом

    1516 г. английский философ, гуманист и писатель Т. Мор издает свой трактат под названием «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором описывает фантастический остров Утопия (от греч. ου-τοπος – не место, место, которого нет), идеальное государство, выстроенное на экономико-политических и нравственно-правовых основаниях, адекватных представлению о человеке, сложившемуся в ренессансной культуре. Счастье индивидуума не приносится в нем в жертву благополучию гражданского коллектива, а регламентация материальных потребностей не только не ведет к закрепощению личности, но, напротив, призвана создать оптимальные, по понятиям того времени, условия для духовной свободы и просвещения. Образ утопийского общежития, в котором упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, получаемые по происхождению, производство роскоши на потребу имущим, стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний о строе, возвышающем людей образованных и добродетельных

    57. К. Ясперс считает, что особенность современной технической цивилизации состоит в том, что …

    К. Ясперс отвергает представление о «демонизме» техники в современном мире и считает, что дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия научно-технического прогресса. Техника – это лишь средство, все зависит от того, что из нее сделает человек, каким проявит себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что ею может быть достигнуто, она является только орудием в руках человека.

    58. В отличие от вненаучного знания научное характеризуется …

    В отличие от вненаучного знания научное характеризуется системностью и доказательностью. Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания. Существенным признаком научного познания является его системность, то есть совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Научному знанию присуши строгая доказательность, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание.

    59. Эмпирический метод познания, в ходе применения которого получаются знания о внешних сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, называется

    Эмпирический метод познания, в ходе применения которого получаются знания о внешних сторонах и свойствах рассматриваемого объекта, называется наблюдением. Наблюдение – познавательная деятельность, связанная с преднамеренным, целенаправленным восприятием предметов и явлений внешнего мира. Наблюдение осуществляется во всех сферах человеческой деятельности – в повседневной деятельности, в науке и т.п.

    60. Укажите соответствие между основными направлениями в философии науки и их представителями:
    1. Конвенциализм
    2. Эмпириокритицизм
    3. «Венский кружок»
    4. Эволюционная эпистемология


    На рубеже XIX – XX вв. мир науки потрясли революционные открытия, которые привели к переосмыслению содержательных основоположений науки. Оформляется такое направление, как конвенциализм (conventio – соглашение). Ведущий представитель этого направления Ж. Пуанкаре провозглашает в качестве основания науки соглашения между учеными.
    Эмпириокритицизм разработал программу критической переоценки человеческого опыта, то есть попытался создать новую теорию познания. Эрнст Мах попытался преодолеть кризис в физике путем пересмотра представлений о природе человеческого познания. В основу его подхода были положены принцип «экономии мышления» и вытекающий из него идеал «чисто описательной» науки. В развитой науке всякие объяснения излишни – из «экономии» она их отбрасывает и ограничивается только простыми описаниями событий.
    «Венский кружок» был основан в 1922 году на базе философского семинара руководителем кафедры индуктивных наук Венского университета М. Шликом. Метод верификации состоит в попытке свести все знание к простейшим высказываниям, которые любой человек может проверить на опыте с помощью своих органов чувств. Именно такая проверка дала бы полное подтверждение (или опровержение) истинности той или иной научной теории. Простейшие высказывания, которые легко проверить в эмпирическом опыте, получили название «протокольные предложения».
    Представительэволюционной эпистемологии С. Тулмин, опираясь на идею идентичности биологической эволюции и познавательного процесса, кладет в основания науки «идеалы естественного порядка». Познавательный аппарат человека – это механизм адаптации, развитый в процессе биологической эволюции. Изменения происходят тогда, когда интеллектуальная среда позволяет выжить тем популяциям, которые в наибольшей степени к ней адаптированы. Ведущая роль принадлежит «научной элите», которая является носительницей научной рациональности.

    61. Основными характеристиками пространства являются …

    Основными характеристиками пространства являются трехмерная структура и обратимость. Пространство – это понятие, характеризующее взаимное расположение сосуществующих объектов

    62. Диалектика появилась как оппозиция …

    Диалектика появилась как оппозиция метафизике. Исторически между этими методами мышления и моделями развития шло противостояние. Метафизика абсолютизировала устойчивость и цикличность, а диалектика считала основой развития противоречие.

    63. Установите соответствие между выделенными Г. Гегелем мирами в истории и их особенностями.
    1. Деспотические формы правления
    2. Дух достигает полного расцвета и зрелости
    3. «Царство прекрасной свободы»
    4. Аристократия как форма правления





    В соответствии с географией Г. Гегель историю делит на Восточный мир, Греческий, Римский и Германский.
    Восточный мир – детский возраст истории. Здесь царствует деспотизм и свободным чувствует себя только деспот. Люди вращаются вокруг одного центра, то есть властителя, который стоит во главе государства как патриарх. Он требует от всех граждан соблюдать соответствующие предписания.
    Греческий мир – период юности всемирной истории, когда формируются индивидуальности. Здесь, по мнению Г. Гегеля, царствуют действительная свобода индивида, истинная гармония, мир и согласие. Индивидуальная воля субъекта придерживается обычаев, привычек, общепринятых норм и законов.
    Римский мир – возраст возмужалости истории. В Риме господствует абстрактная свобода, ставящая государство и политику выше любой индивидуальности, но вместе с тем создается свободная личность, отличающаяся от индивидуальности. Преобладающей формой правления становится аристократия. Аристократия борется с царями, плебеи с аристократией.
    Германский мир – четвертый период истории. Германский народ, по убеждению Г. Гегеля, призван хранить христианские принципы духовной свободы и примирения. Дух в германском мире достигает полного расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется прусская монархия.

    64. К. Ясперс считает, что особенность современной технической цивилизации состоит в том, что …




    К. Ясперс отвергает представление о «демонизме» техники в современном мире и считает, что дальнейшая судьба человека зависит от того способа, посредством которого он подчинит себе последствия научно-технического прогресса. Техника – это лишь средство, все зависит от того, что из нее сделает человек, каким проявит себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что ею может быть достигнуто, она является только орудием в руках человека.

    65. Равнозначность бытия и небытия, выраженную в принятии двух начал всего сущего – атомов и пустоты, постулирует …

    Равнозначность бытия и небытия, выраженную в принятии двух начал всего сущего – атомов и пустоты, постулирует Демокрит. Это воззрение отражено в его главном произведении «Великий диакосмос».

    66. Материализм исходит из понимания материи как единственно существующей (-его)

    Материализм исходит из понимания материи как единственно существующей субстанции. Материя как субстанция несотворима, неуничтожима, она вечна и бесконечна.

    67. Установите соответствие между понятиями и способами типологизации общества:
    1. Культурно-исторический тип
    2. Рабовладельческое общество
    3. Мир-империя


    К. Маркс разбил исторический процесс на определенные периоды, основой деления для него является материальный фактор – способ производства. Он ввел в социальную философию для обозначения различных этапов в развитии человечества новую категорию – общественно-экономическая формация. К. Маркс разбил всю историю на пять формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую. Каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей. Стадиальный подход в периодизации исторического процесса нашел свое проявление в вычленении таких основных стадий истории человечества, как дикость, варварство, цивилизация. Выделяются также всемирно-исторические эпохи: древневосточная, античная, средневековая, новая и новейшая истории.
    Сторонники цивилизационной типологии общества исходят из представления, что исторический процесс есть сосуществование и смена замкнутых локальных систем – цивилизаций, или культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, проходят периоды роста, расцвета, упадка и разложения. Н. Я. Данилевский утверждает, что цивилизации, или культурно-исторические типы, развиваются замкнуто и изолированно, но отсюда не следует, что они не влияют друг на друга.
    И. Валлерстайн является автором мир-системной типологии общества. Он вводит в философию понятия мир-империи, мир-экономики и мини-системы. В качестве главного критерия деления мировой истории на определенные системы он выдвигает разделение труда. Мир-империи, по его мнению, являются широкими политическими структурами и охватывают широкое разнообразие «культурных» образцов. Основной логикой такой системы является взимание дани с непосредственных производителей. Мир-экономики – это обширные неравные цепи из объединенных структур производства, рассеченные многими политическими структурами. Прибыль здесь распределяется неравным образом в пользу тех, кто способен достичь временных монополий. Мини-системы являются мини, потому что они занимают небольшое пространство и связаны с короткими промежутками времени
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта