|
Культурология. Н. Я. Данилевский Главный труд Россия и Европа, в котором он обосновал идею существования обособленных культурноисторических типов (цивилизаций), которые являются основными фазами развития мировой культуры. Подобн
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Культурология
Группа 21Л173
Студент Ситникова О.Е.
МОСКВА 2022 1. Заполните таблицу «Основные культурологические школы».
Название теории
| Авторы
| Содержание теории
| Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби - Историческая концепция культуры
| Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби
| Н. Я. Данилевский - Главный труд - «Россия и Европа», в котором он обосновал идею существования обособленных культурно-исторических типов (цивилизаций), которые являются основными фазами развития мировой культуры. Подобно живым организмам, они борются друг с другом и с окружающей средой и проходят в своем развитии три стадии: зарождение, расцвет и гибель.
О. Шпенглер - «Закат Европы» - В своей концепции культуры Шпенглер утверждал принцип множественности культур, рассматривал историю как чередование культур, каждая из которых представлялась ему в виде некоего «организма», спаянного внутренним единством и обособленного от других, подобных ему организмов. Он полагал, что каждая культура уникальна и неповторима и имеет свою судьбу; любая культура представляет собой особую форму жизни и, как все живое, возникает, растет, расцветает и умирает. Вступление в стадию цивилизации – конец развития любой культуры.
А. Тойнби - сновной труд - «Постижение истории». В нем он излагал теорию круговорота (цикличности) последовательно сменяющих друг друга и независимых друг от друга локальных (местных) цивилизаций. До нашего времени из рассматриваемых им культур сохранились и существуют одновременно пять: китайская, индуистская, исламистская, западно-христианская и православно-христианская (византийская, включая Россию). Прогресс человечества Тойнби усматривал в духовном совершенствовании и восхождении к единой религии, которая в будущем станет общечеловеческой.
| З.Фрейд, К.Юнг - Психоаналитический подход
| З. Фрейд
К. Юнг
| Согласно Фрейду, поведение личности детерминировано бессознательными мотивами, в основе которых лежит сексуальное влечение, а причина внутренних конфликтов — неврозов и депрессий это, ни что иное, как неизбежные противоречия, возникающие между осознаваемой частью личности (супер эго) и неосознанными импульсивными желаниями (ид), обусловленными животной природой человека, которая, неизменно подавляется социальными и этическими установками.
Таким образом, в учении Фрейда человек — животное и человек — социальное существо находились в состоянии естественного противоречия.
Идеи же Карла Юнга касательно либидо и бессознательного были похожи на фрейдовские лишь на первый взгляд, а некоторые из них, особенно его взгляды на бессознательное, покоились на весьма экзотических для того времени воззрениях.
В целом, принимая саму идею либидо, Юнг лишил ее своей основной функции — сексуальной. В его понимании изначальным источником конфликта являлась не только сексуальная энергия, а некая психическая энергия как таковая. Сексуальная же энергия была не более чем ее частью и выходила на первый план (как и любая другая потребность) лишь в те моменты, когда становилась для личности актуальной.
| М.Вебер - Социологическая концепция
| М.Вебер
| М. Вебер выдвинул теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающих по разным законам процесса: 1) социальный (формирование социальных институтов); 2) цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации); 3) культурный (творчество, искусство, религия и философия). Правильно определить общий уровень той или иной национальной культуры можно только при рассмотрении ее по этим отдельным отраслям. Движение культуры, по Веберу, иррационально, а ее творцом является духовно-интеллектуальная элита.
| Б. Малиновский - Культура на базе потребностей
| Б. Малиновский
| Теория культуры должна начать, согласно Малиновскому, с родовых или "базовых" потребностей человека, таких как потребность в пище, сексуальном партнере, движении, физическом и психическом развитии, избавлении от боли. Из первичных потребностей в условиях общественной жизни вытекают "вторичные", называемые "социальными императивами". Иногда они противоречат первичным потребностям, удовлетворяются ценой их ущемления, но в конечном счете социальные императивы все-таки обусловлены базовыми потребностями. Социальные императивы - это потребности в экономическом обмене, авторитете, социальном контроле, системе образования. Культура есть совокупность ответов на первичные потребности и социальные императивы. Функциональность культуры состоит в том, что она прямо или косвенно удовлетворяет потребностям человека.
| П. Сорокин - Теория социальной стратификации и социальной мобильности
| П. Сорокин
| Автор работы «Человек. Цивилизация. Общество» и других исследований. История человечества — последовательная смена неких социокультурных суперсистем, сцементированных периодически меняющимся единством ценностей, норм и значений. В основе данной концепции лежит уверенность в существовании мира ценностей. Ценность служит основой и фундаментом всякой культуры. Понятие социальной мобильности в теории Сорокина характеризует степень «открытости» или «закрытости» того или иного общества и является показателем уровня его свободы и демократизации. Теория социальной стратификации рассматривает общество как живую систему многочисленных взаимопроникающих общественных страт (слоев), выделяемых по признакам образования, психологии, уровня дохода и т. п. и находящихся в состоянии сотрудничества.
| Т. Парсонс - социологическая теория
| Т. Парсонс
| Теория Парсонса была попыткой создать баланс между двумя основными методологическими традициями: утилитарно-позитивистской и герменевтико-идеалистической. Для него волюнтаризм был третьей альтернативой между этими двумя традициями. Парсонс представил теорию социальной эволюции и конкретную интерпретацию «побудительных механизмов» и направлений всемирной истории.
| Э. Кассирер, К. ЛевиСтросс - символическая концепция
| Э. Кассирер, К. Леви-Стросс
| Культура – искусственный мир, созданный людьми и выраженный определенными символами, а человек – «животное, создающее символы». С позиций символического, или семиотического, подхода, культура рассматривается как синтез разнообразных символов, некая система знаков. Чтобы изучить культуру, нужно изучить ее символы, т.к. символ – средство реализации ценностей и смыслов культуры.
|
2. Знаменитые слова Аристотеля известны всему миру: «Платон мне друг, но истина дороже». Дайте свои комментарии.
Данное высказывание помогает прийти к правде простым единсвенным способом - отбросив все «за» и «против», избавиться от симпатии к своему собеседнику. Лишь только после этого можно судить о правильности выбора. 3. Набоков говорил о себе: «Я американский писатель, родившийся в России и получивший образование в Англии, где я изучал французскую литературу, прежде чем провести пятнадцать лет в Германии». Что иллюстрирует данное высказывание?
Данное высказывание Набокова иллюстрирует его мультикультурность в литературном мире, что подчеркивает его художественную ценность. |
|
|