Ответы по Философии на тесты. Ответы на тестовые вопросы, вызвавшие затруднение при тестировании По Аристотелю, в классификации знания выделяют
Скачать 80.7 Kb.
|
68. Движущей силой общественного развития является божественное провидение, считают представители _____________ подхода.
Движущей силой общественного развития является божественное провидение, считают представители теологического подхода. История – борьба между земным миром (где царствует зло, грех, скорбь) и царством божием (основанном на благочестии, смирении, любови). 69. Установите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками. 1. Высшие формы движения материи сводимы к низшим. 2. Развитие присуще только живым организмам. 3. Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой. 4. Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.
Наиболее видным представителем градуалистической модели диалектики был английский философ Г. Спенсер. Составными частями спенсеровской трактовки развития являлись идеи сводимости высших форм движения материи к низшим (социальной – к биологической, биологической – к химической и физической). Он признавал только постепенность в развитии, отрицая скачки. Натуралистическая диалектика – это диалектика естественнонаучных материалистов. Наиболее ярко она представлена теорией эволюции, предложенной Ч. Дарвиным. Данная теория не учитывала специфики социального развития. Теория равновесия начала складываться с XVII века в целях объяснения общества. Ее главной идеей было представление об обществе как равновесной системе, подчиняющейся законам механики. Позднее, в XIX в., общество стало рассматриваться по аналогии с живым организмом, саморегулирующимся и устойчиво равновесным. В настоящее время в теорию равновесия включаются данные кибернетики и ее принципы. Диалектико-материалистическая модель, предложенная К. Марксом и Ф. Энгельсом, основана на взаимосвязи и взаимозависимости всех сторон и всех явлений этого мира. Таким образом, существует единый, закономерный мировой процесс движения. 70. Представителями русского космизма являются … На рубеже XIX – XX вв. возникает философия русского космизма, в которой на первый план выдвигаются проблемы единения человека с космосом. Космизм с самого начала разделился на два направления: 1) мистическо-теологическое, 2) естественно-научное. Наиболее ярким представителем первого направления является Н. Ф. Федоров, в основе его концепции поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления. Он рассматривает вопросы творческих возможностей человека, заключающиеся в постоянном расширении его поля деятельности вплоть до космических масштабов. К. Э. Циолковский явился одним из первых теоретиков освоения человеком космического пространства. Он считал космос живым и разумным, верил в возможность освоения околоземного пространства. К. Э. Циолковский является одним из основоположников концепции ноосферы, которая получила свое наиболее полное развитие в трудах В. И. Вернадского. В. И. Вернадский развил учение о биосфере и коэволюции биосферы и человека, обосновал переход биосферы в ноосферу. Главным фактором, формирующим биосферу, по его мнению, выступает живое вещество, осуществляющее многообразные геохимические и планетарно-космические функции. 71. Доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство, независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций, называется … Доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство, независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций, называется гуманизмом. Также под гуманизмом понимается: 1) сложившееся в эпоху Возрождения движение образованных людей; 2) философское мировоззрение, ставящее в центр исследований проблему человека 72. Многообразие производимых человеком предметов, а также природные вещи и явления, измененные воздействием человека, называются Многообразие производимых человеком предметов, а также природные вещи и явления, измененные воздействием человека, называются материальной культурой. В современных трактовках под материальной культурой понимается все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению потребностей его существования, технологической стороне жизни. 73. Установите соответствие между характерными чертами развития науки и этапами ее развития. 1. Научные знания являются частью философского знания. 2. Превращение науки в самостоятельную область деятельности. 3. Наука становится важным условием общественного прогресса. 4. Научный труд есть вид индустриального труда. Период преднауки (с I тыс. до н.э. до XVI в.) характеризуется тем, что зачатки научного знания формировались внутри натурфилософии как ее элементы. XVI – XVII вв. – эпоха научной революции – период борьбы создателей новых научных идей с догматизмом религиозного мировоззрения. Наука обретает собственную методологию и включается в решение вопросов, связанных с практической деятельностью. Классическая наука (XVIII – XIX вв.) характеризуется появлением множества новых научных дисциплин, возникают технические науки, возрастает социальная роль науки, ее развитие рассматривается мыслителями того времени как важное условие общественного прогресса. Постклассическая наука (ХХ век) есть результат научной революции рубежа XIX –XX вв. в области математики, физики, биологии. Научно-техническая революция второй половины ХХ века сократила до минимума дистанцию между научными открытиями и их практическим применением. Научный труд в наши дни – вид индустриального труда. Современная наука стала могущественной силой, воздействующей на общество, технику, экономику, культуру и повседневную жизнь. 74. Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, называется … Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, называется наукой. 75. Согласно идеям К. Г. Юнга, основными психологическими типами людей являются … Решение: К. Г. Юнг – швейцарский психолог, родоначальник аналитической психологии, ученик З. Фрейда. В своем фундаментальном произведении «Психологические типы» Юнг выделяет два психологических типа людей: «экстравертов» и «интровертов». Интроверты обращены в себя, все самое важное в их жизни происходит у них внутри. Интроверты спокойны, вдумчивы, рассудительны. Экстраверты, напротив, активны, деятельны, безрассудны и неосмотрительны. В хорошем своем проявлении экстраверты – общительны, оптимистичны, легки на подъем. По Юнгу, существование этих базовых типов личности присутствовало во все времена и во всех культурах. 76. Одной из характерных черт немецкой классической философии является … Теоретическими источниками немецкой классической философии, определившими ее специфические черты, являются крупнейшие достижения предшествующего духовного развития человечества, в особенности идейное наследие французского и немецкого Просвещения и рационализм Нового времени. 77. Взаимосвязь проблемы истины с анализом логической структуры языка является предметом исследования в философской школе … В связи с концепцией анализа языка науки в философской школе неопозитивизма был введен термин «верифицируемость» (от лат. verificare – доказать истину). В неопозитивистской трактовке «верифицируемость» означает, что всякое претендующее на научно-познавательное значение утверждение о мире посредством логического анализа составляющих его терминов должно быть сводимо к совокупности так называемых протокольных предложений, фиксирующих данные «чистого опыта». Тем самым принцип верифицируемости выступил как критерий истинности утверждений о мире. 78. Подход, согласно которому культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, называется … Подход, согласно которому культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, называется аксиологическим. Эта система значима для конкретного общества в конкретных исторических условиях. 79. Учение, согласно которому смыслом человеческой жизни является достижение счастья, называется … Учение, согласно которому смыслом человеческой жизни является достижение счастья, – эвдемонизм (греч. «эвдемония» – счастье, блаженство). Это сформировавшийся в Античности принцип жизнепонимания, а позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали. Предпосылкой эвдемонизма является сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и ее независимости от внешнего мира. Эвдемонизм отличается от гедонизма пониманием счастья: это не просто длительное и гармоничное удовольствие, а результат преодоления стремления к чувственным наслаждениям путем самоограничения, отрешение от привязанностей к внешнему миру и его благам (Аристотель, Сенека, Спиноза). Эвдемонизм в некотором смысле противостоит и сотериологизму – религиозному учению о спасении души, придающем большую значимость страданиям, нежели счастью. 80. Установите соответствие между научными событиями и основными этапами развития науки. 1. Создание научных лабораторий 2. Исследования Г. Галилея 3. Научно-техническая революция 4. Создание А.Эйнштейном теории относительности XVIII – XIX вв. – эпоха научных революций, начинается с исследований Н. Коперника и Г. Галилея и увенчивается физико-математическими трудами И. Ньютона и Г. Лейбница. В этот период были заложены основы современного естествознания, начинается систематизация и обобщение отдельных разрозненных знаний. XVIII – XIX вв. – период классической науки, образуется множество отдельных дисциплин, в которых накапливается и систематизируется научный опыт. Наука становится самостоятельной отраслью общественного труда, возникают научные лаборатории. Первая половина XX века характеризуется революционными открытиями в целом ряде наук, к одним из наиболее важных таких достижений относится формулировка А. Эйнштейном теории относительности. Вторая половина XX века приводит науку к новым преобразованиям, которые характеризуются как научно-техническая революция. 81. С точки зрения Л. Мамфорда, строгая иерархическая социальная организация, приводящая к увеличению количества материальных благ ценой ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности, называется … С точки зрения Л. Мамфорда («Миф о машине», 1967 – 1970), строгая иерархическая социальная организация, приводящая к увеличению количества материальных благ ценой ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности, называется мегамашиной (например, армия, объединения работников в группы). Мегамашины приводят к дегуманизации. 82. Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется
Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется сущностью. Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его функционирования и развития. 83. Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет _______ функцию. Одной из самых важных является гуманистическая функция философии. Нет на свете ни одного человека, который бы не рассуждал над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Философия, конечно, не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Н. А. Бердяев является одним из тех философов, которые лучше всех представлял, в чем заключается гуманистическое предназначение философии. 84. Установите соответствие между философами и созданными ими теориями развития общества. 1. А. Тойнби 2. К. Маркс 3. У. Ростоу 4. Г. Риккерт Цивилизационная теория общества исходят из представления, что исторический процесс есть сосуществование и смена замкнутых локальных систем – цивилизаций, или культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, проходят периоды роста, расцвета, упадка и разложения. Данную теорию разрабатывали многие мыслители: Н. Данилевский, О. Шпенглер, К. Леонтьев, А. Тойнби. Формационная теория К. Маркса и Ф. Энгельса, в соответствии с которой в основе общественного развития лежит материальное производство. Развитие производительных сил обусловливает смену общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это ступень в развитии общества, цельная социальная система, которая функционирует и развивается по своим законам на основе определенного способа производства. Собственность на средства производства определяет место человека в обществе. Теория стадий экономического роста У. Ростоу исходит из того, что по мере совершенствования технологий увеличивается доля накопления капитала в национальном доходе. В результате этих изменений общество проходит стадии: 1) традиционную (аграрное общество), 2) переходную (появление предпринимательства), 3) стадию «сдвига» (промышленная революция, социально-экономические преобразования), 4) период «зрелости» (индустриальное общество), 5) эру «высокого уровня массового потребления», идеальным типом которого является англо-американский образец. Согласно теории ценностей (Г. Риккерт, М. Вебер), в основе развития общества лежат ценности как осознанные интересы людей, побуждающие их к определенным действиям. Социальная система предполагает существование разделяемых всеми общих ценностей, при этом все ценностные системы равноправны. Типы ценностей: 1) целерациональные, определяемые разумно поставленной целью и лежащие в основе практической деятельности, 2) ценностно-рациональные, определяемые убеждениями о добре, красоте, чести, достоинстве и т.д., 3) аффективные, возникающие под влиянием сильных эмоций и переживаний, 4) традиционные, основанные на длительной привычке. 85. Установите соответствие между социальными явлениями и понятиями социальной философии. 1. Деление общества на бедных и богатых 2. Национальная принадлежность 3. Главный инженер стал директором предприятия 4. Католик принял православие В социологии используется термин «социальная стратификация». Социальная стратификация, по мнению П. А. Сорокина, – это дифференциация некой данной совокупности людей на классы в иерархическом ранге, то есть деление общества на определенные социальные слои. При простой дифференциации (различии) люди могут принадлежать к одной и той же страте (слою). Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью из одной социальной позиции в другую. Выделяют два типа социальной мобильности – горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность предполагает переход индивида из одной социальной группы в другую, находящуюся на одном и том же социальном уровне. Вертикальная мобильность предполагает переход из одного социального плата в другой. П. А. Сорокин выделяет два типа вертикальной мобильности – восходящую (социальный подъем) и нисходящую (социальный спуск). 86. Результаты конкретных наук, неполное знание о предмете понимаются как ____________ истина.
Результаты конкретных наук, неполное знание о предмете понимаются как относительная истина. Относительная истина объективна по содержанию и исключает заблуждения и ложь. Так, классическая механика до возникновения теории относительности, считалась истинной в некотором абсолютном смысле. В дальнейшем выяснилось, что ее уже нельзя считать истинной без ограничений. 87. Взаимосвязь проблемы истины с анализом логической структуры языка является предметом исследования в философской школе … В связи с концепцией анализа языка науки в философской школе неопозитивизма был введен термин «верифицируемость» (от лат. verificare – доказать истину). В неопозитивистской трактовке «верифицируемость» означает, что всякое претендующее на научно-познавательное значение утверждение о мире посредством логического анализа составляющих его терминов должно быть сводимо к совокупности так называемых протокольных предложений, фиксирующих данные «чистого опыта». Тем самым принцип верифицируемости выступил как критерий истинности утверждений о мире. 88. Учение, согласно которому смыслом человеческой жизни является достижение счастья, называется Учение, согласно которому смыслом человеческой жизни является достижение счастья, – эвдемонизм (греч. «эвдемония» – счастье, блаженство). Это сформировавшийся в Античности принцип жизнепонимания, а позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали. Предпосылкой эвдемонизма является сократовская идея внутренней свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и ее независимости от внешнего мира. Эвдемонизм отличается от гедонизма пониманием счастья: это не просто длительное и гармоничное удовольствие, а результат преодоления стремления к чувственным наслаждениям путем самоограничения, отрешение от привязанностей к внешнему миру и его благам (Аристотель, Сенека, Спиноза). Эвдемонизм в некотором смысле противостоит и сотериологизму – религиозному учению о спасении души, придающем большую значимость страданиям, нежели счастью. 89. Равноправность всех возможных направлений пространства называется … Равноправность всех возможных направлений пространства называется изотропностью. Свойства однородности пространства и времени и изотропности пространства тесно связаны с фундаментальными физическими законами. |