Главная страница
Навигация по странице:

  • Понятие и структура правовой культуры с точки зрения философии права. и Философия права как фактор развития правовой культуры.

  • Понятие, источники и формы проявления правового нигилизма.

  • Правовой идеализм и его причины.

  • Право как мера свободы и ответственности личности.

  • Проблемы философско-правовых категорий.

  • Категории целого и части в праве.

  • Ответы на вопросы к зачету Философия права. ОТВЕТЫ Вопросы к зачету. Ответы на вопросы к зачету по дисциплине Философия права


    Скачать 92.85 Kb.
    НазваниеОтветы на вопросы к зачету по дисциплине Философия права
    АнкорОтветы на вопросы к зачету Философия права
    Дата31.03.2022
    Размер92.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОТВЕТЫ Вопросы к зачету.docx
    ТипЗакон
    #430726
    страница4 из 5
    1   2   3   4   5

    Взаимосвязь права и правосознания в контексте философии права.


    В отношении взаимодействия права и правосознания следует отметить, что правосознание — это неизбежный спутник права. Как было указано, связь права и правосознания носит взаимный характер; между данными явлениями возникает встречная зависимость. Роль правосознания в правотворческой деятельности заключается в том, что сознание в форме правовой идеологии является ключевым моментом современного правообразования.

    Государство при формулировке различных юридических норм должно опираться на правосознание и правовую культуру народа. В связи с этим возрастает значение юридической науки в работе правообразовательного (правотворческого) механизма. Не менее значимой является роль правосознания в нормальном функционировании деятельности по реализации права, т. е. правоприменительной деятельности. В данном случае роль правосознания выражается в двух основных направлениях:

    1) правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами правовых отношений юридических норм;

    2) правосознание выполняет важные функции в процессе применения правовых норм должностными лицами. В данном случае от уровня правосознания должностных лиц зависят сила права и эффективность всего правового регулирования.

    50.Понятие и структура правовой культуры с точки зрения философии права.

    Правовая культура — общий уровень знаний, и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения.

    Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов:

    Уровень правосознания и правовой активности граждан

    Этот элемент выражается в степени освоения (выражения знания и понимания) права гражданами, должностными лицами, направленности на соблюдение запретов, использование прав, исполнение обязанностей. Каждый субъект призван: осмыслить, что право представляет собой ценность в сфере общественных отношений; знатьправо, понимать его смысл, уметь истолковать те или иные положения закона, выяснить его цель, определить сферу действия; уметь применять в практической деятельности добытые правовые знания, использовать закон для защиты своих прав, свобод и законных интересов; уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д.

    Уровень (объем) знания права зависит от того, является ли гражданин профессиональным юристом, работником правотворческой или правоприменительной сферы или он занимается иной деятельностью.

    1. Понятие и структура правовой культуры с точки зрения философии права. и

    2. Философия права как фактор развития правовой культуры.

    Философия является неотъемлемой частью культуры. Культура существенно отличает человека от всей остальной природы. Хотелось бы отметить, что в формировании культуры ключевое значение принадлежит именно труду. Определенная трудовая деятельность на сегодняшний день выражает некоторую сущностную характеристику всей жизни человека. Фундаментом философии можно назвать способность к определенному абстрактному мышлению, она способствует рефлексированию. Именно успешное сочетание, как объективных, так и субъективных предпосылок и привело в конечном итоге к зарождению философии. Роль и значение философии в обществе и жизни человека определяется, в первую очередь, тем, что философия выступает как некоторая теоретическая основа мировоззрения. Также она определяется и тем, что она разрешает определенную проблему познаваемости мира, различные вопросы ориентации человека в определенном мире культуры, а также в мире различных духовных ценностей. Все это – ключевые задачи философии. В настоящее время право играет огромную роль в жизнедеятельности всего общества. Соблюдение различных регламентированных им определенных норм, в целом, дает успешно обеспечивать общественный порядок в интересах отдельной личности, а также всех граждан. Можно сказать, что в общественном сознании формируется определенное представление о современной правовой культуре именно как единстве различных знаний о праве, конкретным образом классифицированном личном отношении к нему, а также практическом действии с учетом определенных правовых требований. Основываясь на данном представлении о современной правовой культуре, можно судить также и об уровне развития человека. Хотелось бы отметить, что правовая культура – это совокупность различных знаний и навыков, умение непосредственно применять их на практике, обеспечить законность во всем обществе. Достаточно высокая определенная правовая культура подразумевает под собой убежденность личности в высокой важности права, а также избранных средств его непосредственной реализации, ответственности за то, что делают все субъекты юридической организации государства. Современные граждане, в целом, станут доверять правозащитнику именно при условии, когда будут уверены в том, что опыт, убежденность и знания юриста, определенный достигнутый уровень правовой культуры правоохранительной системы всегда достаточно надежно реализуется в конкретной ситуации. Именно при подобном понимании правовой культуры в поле зрения также попадает и сама юридическая практика, то, как она на деле реализуется, насколько ответственно и обстоятельно протекает деятельность различных организаций, отдельных личностей. Таким образом, изучение сущности и ключевых аспектов правовой культуры юриста как личности с точки зрения философии представляет на сегодняшний день большой интерес. Все это обуславливает актуальность темы данного реферата. При написании реферата использовались научные труды таких ученых и исследователей, как Арановский К.В., Данильян О.Г., Макарова З.В., Матузов Н.И. и других. 

    В широком смысле юрист – это специалист по государственно-правовым вопросам. Все правовики, от следователя до судьи, делают общее дело – охраняют закон и следят за правопорядком в стране. Деятельность юриста относят к интеллектуальным видам труда. Такая работа требует развитого дедуктивного мышления (умения мыслить от общего к частному), долговременной и оперативной памяти, устойчивости внимания, хорошей речи. Поэтому в юриспруденцию рекомендуется идти молодым людям, имеющим аналитический склад ума, уверенным в себе, эрудированным и коммуникабельным. Можно сказать, что профессиональная этика юриста – это совокупность различных нравственных установок, представлений, которые находят свое проявление в определенном поведении различных представителей некоторой социальной группы общества – юристов, обусловленных их непосредственной принадлежностью к этой профессии. Хотелось бы отметить, что профессиональная культура юриста является неотделимой от правовой культуры всего общества. То есть, чем выше определенной уровень правовой культуры современного общества, тем выше общая профессиональная культура юриста. Именно от профессионализма работы юристов сегодня зависит общее состояние всей правовой культуры общества, а также личности – не юриста. Определенная правовая культура юриста всегда усматривается именно в критическом творческом осмыслении различных законов, правовых норм, определенных правовых явлений с точки зрения их демократического и гуманистического, морального содержания. Философия именно как способ, а также определенная форма духовной деятельности появилась в Китае и Индии, однако классической формы она достигла именно в Древней Греции. Существенное увеличение потребности в получении различных знаний, а также увеличение масштабов их применения на практике активно стимулировали рост их объема, многообразия и в итоге привели к дифференциации различных знаний, которая выражается в возникновении различных наук. Философия права – это философская дисциплина, исследующая общие закономерности функционирования права, взятые в их историческом и социокультурном развитии. Она также выявляет смысл права, препарирует его основополагающие понятия. От юридических наук философия права отличается тем, что она исследует общие закономерности становления и развития права, его ценностные основания на философском уровне Философия права учит ясности и организованности юридического мышления. Структура философии права в целом соответствует структуре философии, но особое значение здесь имеют онтологические, гносеологические и аксиологические аспекты осмысления правовой реальности. Философия постоянно обращалась к анализу правовой жизни общества, поскольку без осмысления права невозможно понять смысл и источники существования социума. В свою очередь, право, будучи сложным социокультурным образованием, всегда испытывало настоятельную потребность в философско-мировоззренческих обобщениях. В практическом плане зарождение и развитие философии права связано с постоянно проявляющейся потребностью совершенствования организации и управления жизнедеятельностью общества. Философия и право, как формы общественного сознания, выполняют важные, тесно взаимосвязанные между собой функции осмысления социального бытия. Понимание, осмысление и интерпретация глубинных истоков и основополагающих понятий права, его мировоззренческих ориентиров составляют основной дискурс философии права. Философия права составляет мировоззренческое и методологическое основание теории права, при этом, формируя определенную правовую культуру личности. Именно этим и определяется ее общее практическое значение. Правовая культура – это совокупность различных знаний и навыков, умение непосредственно применять их на практике, а также обеспечить законность во всем обществе. Достаточно высокая правовая культура всегда предполагает убежденность личности в определенной важности права, а также выбранных средств его реализации, ответственности за то, что делают различные субъекты юридической организации государства. Граждане станут доверять определенному правозащитнику только при условии, когда они будут полностью уверены в том, что знания и опыт, убежденность юриста, определенный достигнутый уровень правовой культуры правоохранительной системы всегда надежно реализуется в каждой конкретной ситуации. Таким образом, можно сказать, что правовое восприятие и правовое предвидение, прочие правовые рефлексии закона, законности являются очень весомыми показателями определенного уровня культуры. Все они определяют в сознании социальных групп и личностей высокую законопослушность, при этом, формируя императивность в соблюдении закона или же, наоборот, заранее оправдывают его какое-либо нарушение со стороны граждан, государства, различных должностных лиц и самих юристов.

    1. Понятие, источники и формы проявления правового нигилизма.

    Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов.

    Разновидности нигилизма

    • Философская позиция, утверждающая, что бытие не имеет объективного смысла, причины, истины или ценности;

    • Мереологический нигилизм — философская позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют;

    • Метафизический нигилизм — философская теория, согласно которой существование объектов в реальности необязательно;

    • Эпистемологический нигилизм — отрицание знания;

    • Моральный нигилизм — метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным;

    • Правовой нигилизм — порожденное социальной средой активное или пассивное отрицание прав личности, а также установленных государством норм и правил поведения, препятствующее прогрессивному развитию общества и способное стать источником для совершения противозаконных деяний.

    1. Правовой идеализм и его причины.

    ПРАВОВОЙ ИДЕАЛИЗМ - явление, противоположное правовому нигилизму; завышает возможности правового регулирования, т.е. возможность права определять реальное поведение людей. П.и. законодателя нередко приводит к принятию нормативных актов, реализовать которые в данных социальных условиях невозможно. Такие акты остаются декларацией, что подрывает доверие к праву, является одной из причин правового нигилизма.

    +Сегодня главной причиной неуважительного, мягко говоря, отношения к закону стал продолжающийся системный кризис общества. Криминальная действительность, социальная напряженность, экономические неурядицы, люмпенизация значительной части населения, нищета, разгул «дикого капитализма», злоупотребления свободой без границ и многое другое постоянно воспроизводят правовой нигилизм в геометрической прогрессии. Он стал болезнью, поразившей все звенья и структуры государства, весь его организм. Как это ни прискорбно, но разгильдяйство, нелюбовь к порядку, дисциплине давно считаются национальными чертами российского менталитета. И явление это, безусловно, социального происхождения. Расхлябанность, произвол, своеволие и коррумпированность чиновников, игнорирование правовых и иных социальных норм достигли критической точки, за которой начинаются стихия, хаос, распад. Потеря же управляемости, выход ситуации из-под контроля создают тягу к «сильной руке», к «диктатуре закона».

    1. Право как мера свободы и ответственности личности.


    Право служит официальным мерилом действующей свободы, ее нормой, указателем границ должного и возможного. Вместе с тем оно является гарантией осуществления этой свободы, средством ее охраны и защиты. Выступая легитимной (законной) шкалой свободы, право объективно отражает достигнутый уровень развития социальной действительности. В этом смысле оно есть мера прогресса, а следовательно, и мера свободы как продукта развития, а также и мера социальной ответственности.

    Гегель рассматривал право как царство осуществленной свободы, реальное ее бытие. "Свобода бывает там, - писал он, - где господствует закон, а не произвол". Известны кантовские положения о праве как сфере свободы; в обеспечении внешней автономии личности он видел основную цель и назначение права. Пожалуй, только Лев Толстой, вопреки всему, считал право насилием над личностью.

    Правовые нормы и есть нормы свободы, но свободы юридически признанной, выраженной (оформленной) государством в виде законов и иных правовых актов. Законы - это "положительные, ясные всеобщие нормы, в которых свобода приобретает безличное, теоретическое, независимое от произвола отдельного индивида существование. Свод законов есть библия свободы" (К. Маркс). Как видим, основной смысл юридической свободы - это оградить индивида от внешнего произвола, как со стороны власти, так и со стороны окружающих сограждан.

    В этом заключается основная ценность и полезность права для личности. В праве свобода получает необходимую опору и гаранта, а личность - возможность удовлетворения своего интереса. Без права, вне права свобода могла бы оказаться "пустым звуком", остаться нереализованной и незащищенной. Именно в этом качестве право прежде всего необходимо человеку, а не как инструмент властвования и принуждения.

    Правовые нормы, будучи едиными масштабами (эталонами) человеческой деятельности, определяют границы поступков людей, меру, рамки, объем их возможного и должного поведения. Именно с помощью права, законов субъекты общественных отношений - индивидуальные и коллективные - ставятся под юрисдикцию государства, которое в интересах всего общества запрещает или разрешает определенные действия, ограничивает или расширяет сферу личных желаний и устремлений, предоставляет права, возлагает обязанности, ответственность, поощряет полезную и пресекает вредную деятельность.

    При определенных условиях свобода и права личности могут ограничиваться во имя общего блага. В Конституции РФ говорится: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ч. 3 ст. 55).

    1. Проблемы философско-правовых категорий.

    На протяжении столетий проблема системности рассматривалась в качестве одной из фундаментальных, имеющей не только теоретическое, но и практическое значение. В последнее время в различных областях науки появляются труды, посвященные проблеме системности, применительно к различным научным направления. Интерес к проблеме системности свидетельствует об актуальности этой темы в современной науке. Однако, даже глубокий научный уровень существующих разработок проблем системности как философско-правовой категории, не могут свидетельствовать о достаточной разработанности данной проблемы и отсутствии необходимости новых взглядов на некоторые дискуссионные вопросы. Именно философско-правовое понимание системности предопределяет значение этой категории для права, поскольку право представляет не что иное, как объективное системное образование. Задачей правовой науки, на наш взгляд, является выработка на основе фундаментальных философских знаний о системности, новых подходов к разрешению давно существующей правовой проблемы о системе права, в том числе отдельных правовых отраслей. Разработка проблем системности имеет существенное значение, в том числе и для разрешения некоторых фундаментальных отраслевых задач права, без разрешения которых, по нашему мнению, будет затруднено и фактически невозможно построение действенной системы правового регулирования общественных отношений. Актуальность выбранной проблемы, в том числе вызвано тем обстоятельством, что «ни одна область науки, практики, управления не может обойтись без системных представлений, системного подхода» [1, с. 3].

    Еще в философских творениях Гегеля сформулирована системная идея применительно к философии: «Каждая часть философии есть философское целое, замкнутый в себе круг, но философская идея имеется в каждой из этих частей в особенной определенности или особом элементе. Отдельный круг, именно потому, что он есть внутри себя целостность, прорывает границу своего элемента и служит основанием более обширной сферы; целое есть по этому круг, состоящий из кругов, каждый из которых есть необходимый момент, так что система их своеобразных элементов составляет всю идею, которая вместе с тем проявляется также и в каждом из них» [2, с. 33].

    Соглашаясь с Гегелем, необходимо отметить, что предметы, отношения, процессы, явления в обществе не существуют в отрыве друг от друга, поскольку их взаимосвязь и взаимозависимость предопределяет их взаимодействие и взаимопроникновение. Такая связь может быть выявлена и изучена только посредством системного анализа, который позволит выстроить определенное системное целостное, определить роль и значение каждого элемента с целью отыскания доказательств единства такой системы. Ф.Энгельс писал: «Уразумение того, что вся совокупность процессов природы находится в систематической связи, побуждает науку выявить эту систематическую связь повсюду, как в частностях, так и в целом».

    Анализируя системность как философско-правовое явление необходимо, прежде всего, определить понятие этого термина и его содержание. При этом понятие системности как правовой категории безусловно должно находится во взаимосвязи с взаимозависимости от определения системы как философско-правовой категории. Более того, правовой наукой должно быть выработано универсальное философско-правовое определение, которое с очевидность вбирало в себя, с одной стороны, фундаментальные философские признаки системы, с другой, служило внешним выражением права.

    Понятие системности следует рассматривать как трансграничную категорию, имеющую не только правовую, но и философскую основу. Идея системности была одной из основополагающих в трудах Гегеля, который сформулировал системную идею применительно к философии, в соответствии с которой каждая часть философии есть философское целое, замкнутый в себе круг, но философская идея имеется в каждой из этих частей в особенной определенности или особом элементе.

    Если переложить содержание идеи системности, высказанной Гегелем на правовую область знаний, то, на первый взгляд, системностью в праве следует признать такое состояние, при котором каждая часть права представляет собой правовое целое. Иными словами, каждая отрасль права представляет собой целое системное структурированное явление, которое пронизано определенной правовой идеей - регулирование определенной совокупности общественных отношений. Однако такой подход, несмотря на общую верность суждений Гегеля, не полностью отражает сущность права и не позволяет оценить ценность категории «системность» применительно к праву.

    +Возникает закономерный вопрос о соотношении понятий «системность», «системный подход», «система». Казалось бы, все эти однокорневые понятия характеризуют одно и то же явление. Но тогда возникает вопрос о смысле такой словесной дифференциации. Думается, разрешение этой проблемы, позволит дать обоснованную оценку применения категории «системности» к праву.

    1. Категории целого и части в праве.

    Категории целого и части соотносительны. Они имеют «право» на бытие только в соотношении друг с другом, причем это соотношение носит характер одновременности.

    Методологическое значение философских категорий целого и части можно проследить на соотношении целого и части в праве. Под правовой целостностью обычно понимают единство ее частей (компонентов), определенным образом объединенных между собой по содержанию или формальному основанию, и которые в зависимости от их природы и характера связи между ними составляют относительно устойчивую организацию целого.

    И онтологически, и гносеологически категории целого и части в праве соотносительны, поскольку вне друг друга не существуют.

    Институт права включает в себя отдельные правовые нормы со всеми их особенностями.

    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта