Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет философии права.

  • Аксиологические проблемы философии права и социальной философии: объект, предмет, проблемное поле.

  • 5. Философия права и юридические науки. и 6. Философия права и другие науки.

  • Ответы на вопросы к зачету Философия права. ОТВЕТЫ Вопросы к зачету. Ответы на вопросы к зачету по дисциплине Философия права


    Скачать 92.85 Kb.
    НазваниеОтветы на вопросы к зачету по дисциплине Философия права
    АнкорОтветы на вопросы к зачету Философия права
    Дата31.03.2022
    Размер92.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОТВЕТЫ Вопросы к зачету.docx
    ТипЗакон
    #430726
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5

    Вострова К.И. группа гр. 819-ЮРZ
    Ответы на вопросы к зачету по дисциплине «Философия права».



    1. Объект философии права.


    Объектом философии права, являются право и юридические законы


    1. Предмет философии права.


    Предметом является юридическая концепция, значение закона, его место в мире. 


    1. Онтологические и гносеологические проблемы философии, социальной философии, философии права.


    Основные отрасли философского знания – онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании мира), аксиология (учение о ценностях), философская антропология (философское учение о человеке).

    Философское учение в его онтологическом и гносеологическом аспектах получило название метафизики или общей философии. В этом ракурсе анализируются и общественные явления: право, мораль, искусство и др. Достаточно вспомнить работы И. Канта "Метафизика нравов", "Метафизика нравственности", И. А. Исаева "Метафизика власти".

    Подобно общей и социальной философии, философия права также имеет отрасли знаний: онтологию, аксиологию, гносеологию, праксиологию, эпистемологию.

    Правовая онтология раскрывает природу, сущность, виды, формы правового бытия. Она дает возможность понять правовое бытие – правовую реальность и действительность, их объективный, субъективный, объектно-субъектный, субъектно-объектный и субъектно-субъектный характер. Правовая онтология исследует человека как правовое существо, жизненный мир человека и общество в соотношении с правовой реальностью. Она рассматривает правовую реальность через систему взаимодействующих и детерминирующих друг друга правоотношений, правосознания, правовой культуры, правопорядка, типов и форм государства и власти.

    Правовая гносеология исследует границы и возможности познания правовой реальности, оценивает объективность правовых знаний, соотношение объективной и юридической истин, уровень знания законов, своих прав и обязанностей людьми.

    Особое место занимает в философии права юридическая эпистемология, которая в нашей стране нуждается в серьезной разработке.

    Правовая аксиология позволяет разобраться в ценностных установках и ценностных ориентациях в правовой реальности, исследовать такие ценности, как право, закон, свобода, ответственность, равенство, общее и индивидуальное благо, правовое государство, справедливость.

    Генетическая взаимосвязь социальной философии и философии права подтверждается социальным единством их предметов.

    Социальная философия традиционно рассматривается как учение об обществе. Однако за пределами общепринятого понимания мнения исследователей не совпадают. Это объясняется тем, что общество – многогранное, многоаспектное образование. Каждый исследователь, акцентируя внимание на каком-то одном аспекте, определяет объект и предмет социальной философии по-своему.

    Так, Г. Гегель объектом социальной философии считал общество, а предметом – наиболее общие принципы возникновения и функционирования духа. Немецкие просветители И. Г. Гердер и Г. Э. Лессинг к объекту социальной философии относили человеческую историю, а к предмету – выявление в ней места и роли культуры. Социальная философия, по Ф. Ницше, исследует жизнь как "волю к власти", связанную с целями, интересами и ценностями, "полезными" в рамках общего жизненного процесса. С точки зрения Э. Фромма, предмет социальной философии – личностные и общественные основания человеческого бытия в их взаимодействии. По К. Марксу и Ф. Энгельсу, социальная философия есть учение о наиболее общих законах возникновения, развития и функционирования общественноэкономических формаций. Феноменологи Э. Гуссерль, А. Шюц, Т. Лукман, П. Бергер и другие предметом социальной философии считают жизненный мир как сферу значимого в жизнедеятельности человека.

    Нам представляется наиболее верным использовать для определения объекта и предмета социальной философии диалектикоматериалистический и феноменологический подходы.

    Диалектико-материалистическая парадигма содержит указание, прежде всего, на первенство материальной основы общества (общественного социально-экономического бытия), и вторичность духовных феноменов общественного сознания (идеалов, духовных ценностей) и социально-политических институтов. Этот подход ориентирует на существование объективных законов, согласно которым общество функционирует и развивается.

    Феноменологический подход базируется на осмыслении человека как основополагающего элемента общества, его деятельности, целей и устремлений, реализуемых в предметах и процессах, в его жизненном мире.

    Удачно преодолеть однобокость каждой из парадигм (в марксизме – недооценка роли личностного бытия, в феноменологии – игнорирование надындивидуальной социальности, общесоциальных явлений), на наш взгляд, пытался венгерский философ XX в. Д. Лукач. В работе "К онтологии общественного бытия. Пролегомены" он дал диалектико-материалистическое и системное понимание жизненного мира человека как взаимодействия подсистем "человек – природа", "человек – общество", "человек – человек", "человек – его "Я"". Такой подход позволяет рассматривать общество, человека и природу как целостность; дает возможность раскрыть сущность общества через его важнейший "срез" – человечность, духовность, субъективность; объясняет не только природу объективной закономерности развития общества, но и внутренний мир человека, его "Я", смысл жизни и другие "личностные" феномены общественной жизни, без учета которых общество (в том числе и право) предстает некой абстракцией, не связанной с человеком.

    В русле диалектико-материалистическо-феноменологического подхода можно утверждать, что объектом социальной философии является общество и жизненный мир человека, а предметом – наиболее общие принципы строения общества и жизненного мира человека, их бытия и познания. Такое понимание объекта и предмета социальной философии позволяет полагать, что она является матричной основой философии права, а философия права – составной частью социальной философии.

    Исходя из предмета философии права можно проследить ее связь с философией. Общая философия есть учение о наиболее общих принципах бытия природы, общества, человека и их познания. Социальная философия – это учение о наиболее общих принципах общества и жизненного мира человека и их познания. Предмет философии права – тоже наиболее общие принципы правового бытия и его познания.

    Философия права, опираясь на методологию объекта социальной философии, углубляет понимание собственного объекта исследования: правовой реальности как результата взаимодействия жизненного мира человека с частью его реальности, которая выражена правом и юридическими законами. В сфере правовой реальности оказываются: 1) повседневная реальность, взаимодействующая с правовыми нормами и институтами; 2) часть системного мира (нравственная, политическая, религиозная реальности), которая детерминируется правом и юридическими законами.

    Авторы настоящего учебника считают, что юриспруденция постоянно сталкивается с философско-правовыми проблемами и обращается к философии права. Юридическая наука при выработке понятийного аппарата пользуется общенаучными методами, других методов она не создает. Кроме того, ей необходимы философские методы, так как юриспруденция нуждается в предельно широких понятиях (например, "терроризм", "предел осуществления прав" и т.д.). Если эти понятия не разработаны, юристы разрабатывают их сами, опираясь на философскую методологию. Дело в том, что философско-правовая проблематика шире познавательных, методологических и иных возможностей юридической науки.

    Эта точка зрения подтверждается аналогией с другими философскими дисциплинами. Например, философия медицины – это философия, а не медицина; философия истории – это философия, а не история и т.д. Другими словами, от того, что рассматривает философия, она не перестает быть философией, если уровень рассмотрения остается философским.

    Можно сказать, что если социальная философия исследует жизненный мир человека и общества в целом и во взаимодействии со всевозможными детерминирующими его факторами, то философия права анализирует: во-первых, взаимодействие повседневной реальности жизнедеятельности человека с системным миром, т.е. миром норм, законов, установлений, предписаний; а во-вторых,– результаты взаимодействия элементов системного мира с его правовыми институтами. Например, религии и права, морали и права, искусства и права, политики и права и пр. В-третьих, философия права анализирует правовую реальность, которая детерминирована сферами общества, т.е. она выступает как экономическая, социальная, политическая, духовная правовая реальность.

    Таким образом, для познания правовой реальности следует обращаться к исследованию жизненного мира человека, понимаемому, во-первых, в единстве двух горизонтальных уровней (повседневном и системном) и, во-вторых, в таких вертикальных, пронизывающих горизонтальные уровни системах, как "человек – природа", "человек – человек", "человек – общество", "человек и его “Я”". В то же время эта правовая реальность жизненного мира человека органично связана с правовой реальностью всех сфер жизни общества. Именно эти взаимодействия и формируют правовую реальность как объект философии права.

    В едином объекте заключен и предмет философии права как философской дисциплины, исследующей наиболее общие принципы взаимодействия повседневной реальности человека с системным миром, всеобщие принципы существования, познания и преобразования правовой реальности.

    1. Аксиологические проблемы философии права и социальной философии: объект, предмет, проблемное поле.


    Исследованием ценностей, их природы, сущности, функций, детер-минационных связей и отношений занимается аксиология (учение о ценностях).

    +Многие гуманитарные и общественные науки обращаются к про­блеме ценностей, указывая не только на их роль в той или иной сфе­ре человеческой жизнедеятельности, но и на сущность. К таким от раслям знания относится и философия права, исследуюшая феноме­ны справедливости, свободы, общего блага, равенства, правосудия, ответственности, намерения, вины и т.п. В древнегреческой мифоло­гии богиня правосудия Фемида изображалась с повязкой на глазах (символ беспристрастия), с весами в одной руке и мечом в другой. Уже древние мыслители, как видим, заметили ценностно-оценочный характер человеческих поступков, их последствий.

    Для того чтобы лучше понять объект и предмет философии права, сравним их с объектом и предметом аксиологии как социально-фило­софской отрасли знания.

    Прежде всего у философии права и социально-философской акси­ологии разные объекты: у философии права — правовая реальность, у аксиологии — система ценностей общества и жизненного мира че­ловека. Конечно, правовая реальность содержит ценности, но лишь правовые.

    Предмет у философии права и аксиологии имеет общую, собст­венно философскую основу: наиболее общие принципы и их позна­ние (каждой конкретной формы бытия). У философии права — это наиболее общие принципы правовой реальности и их познание, у аксиоло­гии предметом являются наиболее общие принципы системы ценностей жизненного мира человека и общества и их познание.

    И философия права, и аксиология — дисциплины социально-фи­лософские, в своих объектах исследуют такие наиболее общие социаль­но-философские закономерности, как соотношение материального и идеального, материального и духовного, объективного и субъектив­ного, индивидуального-межиндивидуального-надындивидуального, личностного и массового, природного и социального, внешнего и внутреннего, божественного и человеческого.

    Как любые науки, и философия права, и аксиология обращаются к общефилософской методологии: они используют категории диалектики (явление — сущность, форма — содержание, возможность — действи­тельность, случайность — необходимость, хаос — порядок, система — структура — элемент, единичное — особенное — общее, причина — следствие, фактор — условия, закон — закономерность — тенденция, изменение — развитие и др.), диалектическую логику (конкретное — аб­страктное, историческое — логическое) и метафизический метод.

    Наличие общего предмета и общей философской и социально-фи­лософской методологии значительно обогащает философию права при исследовании правовых ценностей. Такое предметное взаимодей­ствие философии права и аксиологии способствует формированию теории правовой (юридической) аксиологии, которая определяет,

    должен ли социальный объект активно бороться за выбор тех или иных правовых ценностей и их осуществление или их возникновение стихийно, происходит без сознательного участия человека. Именно философия права исследует объективный и субъективный характер ценностей, роль в их формировании и развитии потребностей и инте­ресов людей, других неправовых ценностей.

    +В настоящее время, когда нашему обществу так необходимо обес­печить экономический рост, социальную гармонию, политическую стабильность и духовное возрождение, консолидировать бизнес, власть и общество, важно не только законодательно обеспечить эти процессы. Необходимо также, чтобы законы отвечали и развитию об­щественных отношений, и имеющимся материальным и социокуль­турным ресурсам, с одной стороны, а с другой — выражали ценност­ные правовые ориентации всех граждан. В этом отношении учет и в правотворчестве, и в правоприменении аксиологической природы правовой реальности имеет первостепенное значение.

    5. Философия права и юридические науки. и 6. Философия права и другие науки.

    Хотя философия права имеет давнюю и богатую историю, однако сам термин "философия права" возник сравнительно поздно, в конце XVIII в. До этого, начиная с древности, проблематика философско-правового профиля разрабатывалась— сперва в качестве фрагмента и аспекта более общей темы, а затем и в качестве отдельного самостоятельного предмета исследования — по преимуществу как учение о естественном праве (в рамках философии, юриспруденции, политической науки, теологии). У Канта философия права представлена в виде метафизического учения о праве.

    Первоначально термин "философия права" (вместе с определенной концепцией философии права) появляется в юридической науке. Его автором является немецкий юрист Г. Гуго, предтеча исторической школы права. Выражение "философия права" Гуго использует для более краткого обозначения "философии позитивного права", которую он стремился разработать как "философскую часть учения о праве".

    Юриспруденция, по замыслу Гуго, должна состоять из трех частей: юридической догматики, философии права (философии позитивного права) и истории права. Для юридической догматики, занимающейся действующим (позитивным) правом и представляющей собой "юридическое ремесло", согласно Гуго, достаточно эмпирического знания. А философия права и история права составляют соответственно "разумную основу научного познания права" и образуют "ученую, либеральную юриспруденцию (элегантную юриспруденцию)".

    При этом история права призвана показать, что право складывается исторически, а не создается законодателем (в дальнейшем данная идея была воспринята и развита К.Ф. Савиньи, Г. Пух-той и другими представителями исторической школы права).

    Философия права, по Гуго, это "частью метафизика голой возможности (цензура и апологетика позитивного права по принципам чистого разума), частью политика целесообразности того или иного правоположения (оценка технической и прагматической целесообразности по эмпирическим данным юридической антропологии)"

    Хотя Гуго и находился под определенным влиянием Канта, однако он по существу отвергал основные идеи кантовского метафизического учения о праве. Философия позитивного права и историчность права в его трактовке носили антирационалистический, позитивистский характер и были направлены против естественно-правовых идей разумного права. Его концепция историчности права отвергала разумность как истории, так и права.

    Широкое распространение термина "философия права" связано с гегелевской "Философией права" (1820 г.), огромная значимость и влияние которой сохранились до наших дней. Но "естественное право" как обозначение (по старой традиции) типа и жанра философско-правового подхода и исследования осталось до сих пор. Показательно в этой связи, что само гегелевское произведение, которое принято кратко именовать "Философией права", на самом деле увидело свет со следующим (двойным) названием: "Естественное право и наука о государстве в очерках. Основы философии права".

    Философия права, согласно Гегелю, это философская дисциплина, а не юридическая, как у Гуго. При этом юридическая наука (именуемая Гегелем также как наука о позитивном праве или как позитивная наука о праве) характеризуется им как историческая наука. Смысл такой характеристики Гегель поясняет следующим образом: "В позитивном праве то, что закономерно, есть источник познания того, что есть право, или, собственно говоря, что есть правое; тем самым позитивная наука о праве есть историческая наука, принципом которой является авторитет. Все остальное — дело рассудка и касается внешнего порядка, сопоставления, последовательности; дальнейшего применения и т. п."

    Юридическую науку Гегель расценивает как "рассудочную науку", добавляя, что "с удовлетворением требований разума и с философской наукой эта рассудочная наука не имеет ничего общего". И не следует удивляться тому, что по поводу рассудочных понятий и определений юриспруденции, представляющих собой дедукцию из официальных установлений законного авторитета, философия задает вопрос: "разумно ли при всех этих доказательствах данное определение права.

    Подлинная наука о праве, по Гегелю, представлена в философии права. "Наука о праве, — утверждает он, — есть часть философии. Поэтому она должна развить из понятия идею, представляющую разум предмета, или, что то же самое, наблюдать собственное имманентное развитие самого предмета".

    В соответствии с этим предмет философии права Гегель формулирует следующим образом: "Философская наука о праве имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление".

    Задача философии права, по Гегелю, состоит в том, чтобы постигнуть мысли, лежащие в основе права. А это возможно лишь с помощью правильного мышления, философского познания права. "В праве, — замечает Гегель, — человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права, и этим занимается наша наука в отличие от позитивной юриспруденции, которая часто имеет дело лишь с противоречиями".

    Гегелевская трактовка предмета философии права обусловлена уже его философскими идеями о тождестве мышления и бытия, разумного и действительного. Отсюда и его определение задачи философии, в том числе и философии права, — "постичь то, что есть, ибо то, что есть, есть разум.
    Гегелевское понимание предмета и задач философии права резко противостояло и прежним естественноправовым концепциям права и закона, и антирационалистической критике естественного права (Гуго и представители исторической школы права), и рационалистическим подходам к праву с позиций долженствования, противопоставления должного права — праву сущему (Кант, кантианцы Я. Ф. Фриз и другие).

    Правда, сама гегелевская идея права, составляющая предмет его философии права и по существу имеющая в виду принципы и характеристики буржуазного права, тоже выступала как должное в отношении к сущему (к полуфеодальным общественным и государственно-правовым порядкам в тогдашней Пруссии). Так что в конкретно-историческом плане эта гегелевская идея права фактически означала не "то, что есть", а то, что должно быть.

    Восходящие соответственно к Гуго и к Гегелю два подхода к вопросу об определении дисциплинарного характера философии права в качестве юридической или философской науки получили свое дальнейшее развитие в философско-правовых исследованиях XIX—XX вв.

    Представители почти всех основных течений философской мысли (от древности до наших дней) выдвигали свою версию философского правопонимания. Применительно к XIX—XX вв. можно говорить о философско-правовых концепциях кантианства и неокантианства, гегельянства, младогегельянства и неогегельянства, различных направлений христианской философской мысли (неотомизма, неопротестантизма и т. д.), феноменологизма, философской антропологии, интуитивизма, экзистенциализма и др.

    Как сами философские учения непосредственно, так и соответствующие философские трактовки права оказали и продолжают оказывать заметное влияние на всю юридическую науку и на развиваемые в ее рамках философско-правовые подходы и концепции. Но и юриспруденция, юридико-теоретические положения о праве, проблемах его становления, совершенствования и развития оказывают большое воздействие на философские исследования правовой тематики.

    Таким взаимовлиянием и взаимодействием философии и юриспруденции в той или иной мере отмечены все философские подходы к праву — независимо от их принадлежности к системе юридических наук или к философии. И хотя со второй половины XIX в. и в XX в. философия права по преимуществу стала разрабатываться как юридическая дисциплина и преподаваться в основном на юридических факультетах, однако ее развитие всегда было и остается тесно связанным с философской мыслью.

    опрос о научном профиле и дисциплинарной принадлежности философии права имеет несколько аспектов.

    Если речь идет о философии права в целом, то очевидно, что мы имеем дело с междисциплинарной наукой, объединяющей те или иные начала, как минимум, двух дисциплин — юридической науки и философии. Так что этот междисциплинарный компонент является общим для всех версий философии права, независимо от того, разработаны ли они как отдельная юридическая или философская наука.

    Когда же встает вопрос о дисциплинарной принадлежности к юриспруденции или к философии тех или иных конкретных вариантов философии права, то по существу речь идет о концептуальном различии юридического и философского подходов к основной проблеме (подразумевающей и охватывающей и все остальные, более частные проблемы) любой философии права: "Что такое право?"

    Это концептуальное различие обусловлено уже дисциплинарными особенностями философии и юриспруденции, отличием предметов их научного интереса, изучения и изученности (научно-профессиональной компетентности), спецификой философской и юридической мысли. Несколько упрощая, можно сказать: философское познание, философия (по ее предмету, методу и т. д.) — сфера всеобщего, право и правоведение — сфера особенного, искомая же философией права истина о праве[15], как и всякая истина, — конкретна. Отсюда и концептуальное различие подходов к философии права от философии и от юриспруденции: путь от философии к философии права идет от общего через особенное к конкретному (искомой истине о праве), путь же от юриспруденции к философии права — это движение от особенного через всеобщее к конкретному.

    Интерес философии к праву и философия права как особенная философская наука в системе философских наук продиктованы прежде всего внутренней потребностью самой философии самоудостовериться в том, что ее всеобщность (предметная, познавательная и т. д.) действительно всеобща, что она распространяется и на такую особую сферу, как право.

    Также и у юриспруденции (в ее движении к философии права) есть внутренняя потребность самоудостовериться, что ее особенность (предметная, познавательная и т. д.) — это действительная особенность всеобщего, его необходимая составная часть, т. е. нечто необходимое, а не произвольное и случайное в контексте всеобщего.

    В этом движении с разных сторон к философии права и философия, и юриспруденция в поисках истины о праве выходят за границы своей базовой сферы и осваивают новую предметную область. Но делают они это по-своему.

    В философии права как особой философской дисциплине (наряду с такими особенными философскими дисциплинами, как философия природы, философия религии, философия морали и т. д.) познавательный интерес и исследовательское внимание сосредоточены в основном на философской стороне дела, на демонстрации познавательных возможностей и эвристического потенциала определенной философской концепции в особой сфере права. Существенное значение при этом придается содержательной конкретизации соответствующей концепции применительно к особенностям данного объекта (права), его осмыслению, объяснению и освоению в понятийном языке данной концепции, в русле ее методологии и аксиологии.

    В концепциях же философии права, разработанных с позиций юриспруденции, при всех их различиях, как правило, доминируют правовые мотивы, направления и ориентиры исследования. Его философский профиль здесь не задан философией, а обусловлен потребностями самой правовой сферы в философском осмыслении.

    Отсюда и преимущественный интерес к таким проблемам, как смысл, место и значение права и юриспруденции в контексте философского мировоззрения, в системе философского учения о мире, человеке, формах и нормах социальной жизни, о путях и методах познания, о системе ценностей и т. д.

    Нередко при этом в поле философского анализа оказываются (в силу их фундаментальной значимости для теории и практики права) и более конкретные вопросы традиционной юриспруденции, такие, например, как: понятийный аппарат, методы и задачи юридических исследований, приемы юридической аргументации и природа юридического доказательства, иерархия источников позитивного права, совершенствование действующего права, правовой статус различных общественных и государственных институтов, воля в праве, законодательство и правоприменительный процесс, правосубъектность, норма права, правосознание, договор, соотношение прав и обязанностей, правопорядок и правонарушение, природа вины и ответственности, проблемы преступности, смертной казни и т. д.

    Главное, разумеется, не в том или ином наборе тем и проблем, а в существе их осмысливания и толкования с позиций предмета философии права, в русле его развертывания и конкретизации в общем контексте современной философской и правовой мысли.

    Степень развитости философии права, ее реальное место и значение в системе наук (философских и юридических) непосредственно зависят от общего состояния философии и юриспруденции в стране. Заметную роль при этом, помимо прочего, играют политико-идеологические факторы, а также научные традиции.

    В нашей философской литературе проблематика философско-правового характера освещается по преимуществу (за редким исключением) в историко-философском плане.

    Традиционно большее внимание, хотя и явно недостаточное, уделяется философско-правовой проблематике в юридической науке.

    Дело здесь обстоит таким образом, что философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значения (наряду с теорией права и государства, социологией права, историей правовых и политических учений, отечественной и зарубежной историей права и государства).

    И в таком качестве философия права призвана выполнять ряд существенных общенаучных функций методологического, гносеологического и аксиологического характера как в плане междисциплинарных связей юриспруденции с философией и рядом других гуманитарных наук, так и в самой системе юридических наук.
    1.   1   2   3   4   5


    написать администратору сайта