Главная страница
Навигация по странице:

  • Ответы на вопросы по дисциплине «История» для студентов факультета математики , физики и информатики.

  • 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.

  • Методология исторической науки (истории)

  • 2. Восточные славяне в древности: расселение, основные занятия (

  • поляне

  • 3. Феодализм в Западной Европе: понятие, основные особенности.

  • Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе.

  • 4. Развитие древнерусской государственности в Х-Х

  • Ответы Настя. Ответы на вопросы по дисциплине История для студентов факультета математики, физики и информатики


    Скачать 357.62 Kb.
    НазваниеОтветы на вопросы по дисциплине История для студентов факультета математики, физики и информатики
    АнкорОтветы Настя.docx
    Дата22.03.2018
    Размер357.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы Настя.docx
    ТипДокументы
    #17056
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    Ответы на вопросы по дисциплине «История» для студентов факультета математики, физики и информатики.
    1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.

    2. Восточные славяне в древности: расселение, основные занятия (VI-IХ вв.)

    3. Феодализм в Западной Европе: понятие, основные особенности. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе.

    4. Развитие древнерусской государственности в Х-ХII вв.

    5. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в ХIII-ХV вв.

    6. Особенности формирования русского централизованного государства в ХIV-ХVвв.

    7. Развитие русской культуры Х-ХII вв.

    8. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе ХVI в.

    9. Эпоха Возрождения. Реформация: ее экономические, политические и социокультурные, причины и последствия (ХV-ХVI вв.).

    10. Русская культура в ХIV-ХVIвв.

    11. Правление Ивана Грозного: основные направления внутренней и внешней политики.

    12. «Смутное время»: ослабление государственных начал, Земский собор 1613г.

    13. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649г.

    14. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.

    15. Екатерина II: «Просвещенный абсолютизм» в России.

    16. Русская культура в ХVIIIв.

    17. Европа в ХVIIIв.: Европейское Просвещение и рационализм.

    18. Александр I: попытки реформирования российского общества.

    19. Европейские революции ХVIII-ХIХ вв. (Франция, Германия, Италия).

    20. Крестьянский вопрос в России: этапы решения. Реформы Александра II.

    21. Русская культура ХIХ вв.

    22. Развитие Европы в конце ХIХ в. Новый этап экономического развития.

    23. Международные конфликты и войны конца ХIХ-начала ХХ вв.

    24. Особенности развития российской экономики конца ХIХ-начала ХХ вв.

    25.Революция 1905-1907 гг. в России. Причины, основные этапы, результаты.

    26. Первая Мировая война: предпосылки, основные этапы, итоги.

    27. Революция в России в 1917 г.: от февраля к октябрю

    28. Социально-экономические, политические, национальные и культурные преобразования Советской власти (октябрь 1917г. - весна 1918 г.).

    29. Особенности международных отношений в межвоенный период (1918-1939гг.).

    30. Политический кризис начала 20-х гг. в Советской России. Переход от «военного коммунизма» к НЭПу.

    31. Приход нацистов к власти в Германии (1933г.).

    32. Основные направления и итоги «Нового курса» Ф. Рузвельта в США. (30-е гг. ХХ в.)

    33. «Народные фронты» в Европе в 30-е гг. ХХ в.: Франция, Испания.

    34. Советская внешняя политика в 30-е гг. ХХ в. Международный кризис 1939-1941гг.

    35. Причины, предпосылки, периодизация Второй мировой войны. Первый этап Второй мировой войны (1939-1941гг.).

    36. Нападение фашистской Германии на СССР. Великая Отечественная война советского народа: основные этапы.

    37. Война СССР с Японией (1945г.). Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки.

    38. Начало «холодной войны». План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание НАТО (II пол. 40-х гг. ХХв.).

    39. Усиление конфронтации двух мировых систем. Корейская война. Революция на Кубе. Карибский кризис (1962г.).

    40. Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве (1953-1964гг.).

    41. Попытки обновления социалистической системы в СССР. «Оттепель» в духовной сфере.

    42. Крах мировой колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. (60-е гг. ХХ в.).

    43. Основные направления развития мировой экономики в 1945-1991гг. Создание и развитие международных финансовых структур.

    44. Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 -1989гг. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии СССР.

    45. Развитие европейской экономической интеграции. Маастрихский договор: рождение Европейского Союза. (80-е -90-е гг. ХХв.).

    46. Россия в 90-е гг. ХХ в. (политика, экономика, культура). Отношения Российской Федерации со странами СНГ.

    1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.

    Историю называют «учительницей жизни». Место истории в системе наук определяется тем, что, кроме текущего дня, все происходящее с людьми «уходит» в историю. У любой науки, у любой современной проблемы есть своя история.

    В переводе с греческого языка «история» – «рассказ о прошлом». Это рассказ о том, что произошло с людьми, народами, государствами, человечеством. История является коллективной памятью многочисленных народов, населяющих землю. Объект истории – жизнь людей в разных странах, развитие человеческих сообществ как на отдельных территориях, так и на всем земном шаре. Предметом исторической науки является деятельность людей, или субъективный фактор исторического процесса. История – это сложный процесс развития человечества, а также наука, которая изучает этот процесс.

    Историки не просто собирают факты (с лат. – «сделанное, совершившееся»), но и осмысливают их с разных теоретических позиций. Сторонники различных религий считают историю проявлением божественной воли (провиденциализм). Марксисты в историческом развитии видят пять сменяющих друг друга крупных формаций (формационный подход). Приверженцы цивилизационного подхода в мировой истории выделяют разное количество культурно-исторических типов или цивилизаций.

    Сравнительно-сопоставительный, хронологический, проблемный, статистический метод, метод периодизации и другие методы позволяют историкам реконструировать прошлое. Профессиональные историки придерживаются принципа научности (объективности), то есть стараются выявить все факты по изучаемому вопросу, а не подбирают факты под готовую схему. Любая проблема рассматривается в конкретно-исторических обстоятельствах определенного времени (принцип историзма), в развитии (принцип диалектики). Знание истории помогает людям понять себя и окружающий мир (познавательная функция), обеспечивает передачу опыта из поколения в поколение (функция социальной памяти), формирует чувство долга и любви к Родине (воспитательная функция), предостерегает от возможных ошибок (прогностическая функция). История как наука представляет собой особую форму общественного сознания, важную часть политической культуры личности. В России «Иванами, не помнящими родства» называют тех, кто плохо знает или игнорирует исторический опыт.

    История занимает важное место в группе гуманитарных и социальных наук, так как предоставляет огромный материал, «пищу для размышлений» для политологов, экономистов, социологов, этнологов, социальных психологов и других специалистов. История как наука состоит из нескольких блоков дисциплин. Историки изучают развитие человеческих сообществ на определенных территориях (история России, других стран, определенного региона, континента, всего мира). Разные стороны исторического прошлого изучаются по отраслям, отдельным предметам, проблемам: история государства и права, экономики и экономических учений, религий, культуры, гендерная, социальная и т. д. Несколько десятков вспомогательных и специальных исторических дисциплин в XVIII–XX вв. сформировалось в сфере методики и техники исторических исследований: археология, архивоведение, геральдика, нумизматика, ономастика, историческая антропология, демография, метрология и многие другие.

    Во второй половине XX в. наряду с изучением политической, социально-экономической жизни, деятельности выдающихся людей историки стали изучать отношения простых людей, особенности духовной, повседневной жизни людей, семей, небольших групп. В современной исторической науке возникли такие направления, как «история ментальностей», «новая социальная история», «новая рабочая история», «история женщин», «крестьянские исследования», «история повседневности», «гендерная история» и др.

    История России – неотъемлемая часть всемирной истории. Всемирная история и история России соотносятся как общее и особенное в историческом развитии.

    Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистемологические основы, принципы, уровни, виды, этапы, методы исторического познания и методы изложения результатов исторического познания, а также формы исторических знаний). Кроме того, методология истории изучает специфику основных теоретико-методологических направлений в исторической науке, различных научных школ. В целом она формирует научно-познавательные предпосылки для проведения конкретно-исторических исследований.

    2. Восточные славяне в древности: расселение, основные занятия (VI-IХ вв.)
    В середине I тысячелетия племена восточных славян занимали огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке.

    В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наиболее крупных союзов племен или, как их называет летописец Нестор, «племенных княжений». Согласно «Повести временных лет», картина их расселения выглядела следующим образом:


    поляне — по среднему течению Днепра;
    древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;
    славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

    дреговичи — между реками Припять и Березина;
    вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;
    кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;
    полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;
    северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Суды и Северного Донца;
    радимичи — на Соже и Десне;
    волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;
    уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Днестра, Днестра и Прута;
    белые хорваты — в предгорьях Карпат.

    Рядом с восточными славянами жили угро-финские племена: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно.

    Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зонах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трехпольным севооборотом. Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсечное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяйственными техническими культурами были лен и конопля.

    Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась земледелием: они занимались и скотоводством, разводили крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домашнюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. Занимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки.

    Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнаруживали в болотах. Из железа изготовляли железные наконечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протяжении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжигали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насыпались курганы.

    Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жизни. Основной единицей хозяйственной жизни была родовая община, члены которой сообща владели орудиями труда, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяйственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следствием этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине сохранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращивания различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к имущественному расслоению внутри сельскохозяйственной общины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья.
    3. Феодализм в Западной Европе: понятие, основные особенности.

    Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе.
    Феодализм в Западной Европе: понятие, основные особенности.

    В основе феодального способа производства лежит собственность феодалов на землю и их неполная собственность на работников — крепостных крестьян. Для феодализма характерна система эксплуатации лично зависимых от феодала непосредственных производителей материальных благ. В условиях этого способа производства крестьяне наделялись землей и имели свое хозяйство, что обеспечивало помещиков-феодалов рабочей силой. Пользуясь землей феодалов в качестве надела, крестьянин обязан был работать на них, обрабатывать помещичью землю при помощи своих орудий или отдавать ему прибавочный продукт своего труда. Хотя феодал в отличие от рабовладельца не был полным собственником крестьянина, экономическая зависимость крестьян от феодалов дополнялась их внешнеэкономическим принуждением. «Если бы помещик не имел прямой власти над личностью крестьянина, — писал В.И. Ленин, — то он не мог бы заставить работать на себя человека, наделенного землей и ведущего свое хозяйство» .

    В.И. Ленин следующим образом определяет основные признаки феодального способа производства: 1) господство натурального хозяйства, 2) наделение непосредственного производителя (крестьянин) средствами производства и землей, 3) личная зависимость крестьянина от феодала (землевладельца), 4) низкое, рутинное состояние техники производства.

    Феодальный строй, являясь очередной ступенью в поступательном развитии человеческого общества, возник в результате разложения рабовладельческого, а в тех странах, где не было сложившегося рабовладельческого способа производства, — первобытнообщинного строя. Переход от рабовладельческой социально-экономической формации к феодальной имел прогрессивное историческое значение.

    Феодальные производственные отношения явились такой общественной формой, которая сделала возможным дальнейшее развитие производительных сил. Крестьянин, имевший свое хозяйство, был заинтересован в результатах своего труда, поэтому его труд был более эффективным и производительным по сравнению с трудом раба.

    Основной формой, в которой осуществлялась эксплуатация феодалами крестьян, была феодальная рента, поглощавшая зачастую не только прибавочный труд, но и часть необходимого труда крепостных крестьян: Феодальная рента была экономическим выражением собственности феодала на землю и неполной собственности крепостного крестьянина. Исторически существовало три ее вида: 1) отработочная рента (барщина), 2) рента продуктами (натуральный оброк) и 3) денежная рента (денежный оброк). Обычно все эти виды феодальной ренты сосуществовали одновременно, однако в различные исторические периоды феодализма одна из них была превалирующей. Сначала доминирующей формой феодальной ренты была отработочная, затем — рента продуктами, а на последних этапах феодального способа производства — денежная рента.

    В наиболее классической форме смена рабовладельческого способа производства феодальным произошла на европейском континенте. К концу существования Римской империи объективной необходимостью стала замена раба, полностью не заинтересованного в своем труде, работником, который проявлял бы определенную инициативу в своей работе. Варварские племена, который находились еще на стадии разложения первобытнообщинного строя, также поднялись в своем общественном развитии на такую ступень, которая потребовала развития именно феодальных, а не рабовладельческих отношений.

    Это во многом объяснялось тем, что и франки, и германцы, и кельты, и западные славяне, — словом почти все варварские племена ощущали на себе в той или иной степени все те изменения в области хозяйственной деятельности, которые происходили в Риме в последний период его существования. Вот почему народы Западной Европы, опрокинувшие Римскую империю, вместе с римлянами перешли, минуя рабовладение, сразу же к феодальному способу производства. Рабовладельческий способ к этому времени исторически себя изжил.

    Феодализм в Западной Европе в своем развитии прошел несколько этапов. История западноевропейского феодализма делится на три больших периода. Ранний феодализм (раннее средневековье) — с V в. до конца Х в. Это время формирования феодального строя, его генезиса, когда складывается феодальное крупное землевладение и происходит постепенное закрепощение феодалами свободных крестьян — общинников. Полностью господствует натуральное хозяйство. Наиболее значительным ранним феодальным государством являлось королевство франков. Период развитого феодализма (расцвет средневековья) охватывает XI — XV вв. Это время не только полного развития феодального способа производства в деревне, но и успехов средневековых городов с их цеховым ремеслом и торговлей. На смену политической раздробленности приходят централизованные крупные феодальные государства. И, наконец, это время мощных крестьянских восстаний, потрясавших средневековое общество. Период позднего феодализма (позднее средневековье) — конец XV — середина XVII в. — время разложения феодализма и вызревания в его недрах нового, капиталистического способа производства.
    Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе.

    Технологии, производственные отношения и способы эксплуатации, политические системы, идеология и социальная психология.
    По-разному происходило возникновение и развитие феодального землевладения и связанное с ним закрепощение крестьянства. В Западной Европе, например, во Франции за военную службу королю земля предоставлялась сначала пожизненно, а затем в наследственную собственность. Работавшие на земле крестьяне-земледельцы оказывались в зависимости от владельца. С течением времени крестьяне были прикреплены как к лич-ности землевладельца-феодала, так и к земле. Крестьянин должен был работать в своем хозяйстве и хозяйстве сеньора (старшего, господина). Крепостной отдавал хозяину значи-тельную часть продуктов своего труда (хлеб, мясо, птица; ткани, кожа, обувь), а также вы-полнял многие другие повинности. Все они назывались феодальной рентой и считались платой крестьянина за пользование землей, благодаря которому кормилась его семья. Так возникла основная хозяйственная ячейка феодального способа производства, которую в Англии называли манором, во Франции и многих других странах – сеньорией, а в России – вотчиной.
    В Византии столь жесткой системы феодальных отношений не сложилось (см. выше). В Византии феодалам запрещалось содержать дружины, строить тюрьмы в име-ниях, да и жили они, как правило, в городах, а не в укрепленных замках. По обвинению в заговоре, в государственной измене любой феодальный владелец мог лишиться имущества и самой жизни.
    «Царицей» всех наук являлась теология (в переводе с греческого «учение о Боге»; богословие). Теологи толковали Священное Писание, объясняли окружающий мир с христианских позиций. Философия длительное время находилась на положении «служанки богословия». Священнослужители, особенно монахи, были наиболее образованными людьми своего времени. Они знали сочинения античных авторов, древние языки, особенно уважали учение Аристотеля. Языком католической церкви был латинский язык. Поэтому доступ к знаниям для «простецов» был фактически закрыт.
    Богословские споры зачастую носили искусственный характер. Широкое распространение получили догматизм и схоластика. Догма в переводе с греческого языка означает «мнение, учение, постановление». Под «догматизмом» понимается одностороннее, окостеневшее мышление, оперирующее догмами, то есть положениями, принимаемыми на веру в качестве непреложной истины, неизменной при любых обстоятельствах. Склонность к догматизму благополучно дожила до наших дней. Термин «схоластика» и всем известное слово «школа» имеют общее происхождение от греческого слова, означающего «школьный, ученый». На протяжении средневековья схоластика получила наибольшее распространение. Она представляла собой тип религиозной философии, в котором сочетались теолого-догматические подходы с рационалистической методикой и интересам к формально-логическим проблемам.
    В то же время в недрах теологии со временем появился рационализм (в переводе с латинского «разум, разумный»). Постепенное признание того, что истину можно получить не только с помощью веры, божественного откровения, но и путем познания, рационального объяснения, способствовало постепенному освобождению естественных наук (медицины, алхимии, географии и др.) из-под жесткого контроля со стороны церкви.
    Церковь заботилась о том, чтобы крестьянин, ремесленник, торговец, любой простой человек средневековья ощущал себя греховным, зависимым, ничтожным. Повседневная жизнь «маленького человека» находилась под всеобъемлющим контролем священника, феодала и общины. Обязательное для всех таинство исповеди заставляло человека оценивать свои поступки и помыслы, приучало к самодисциплине и самоограничению. Выделяться из общей серой массы было не принято и опасно. Одежда мужчин и особенно женщин была простого покроя, не должна была акцентировать фактуру тела.
    Для людей Средневековья был характерен страх перед Вторым пришествием Христа и Страшным судом, которого не раз в состоянии массовой истории и паники ожидали.
    Разумеется, не везде, не всегда и не все было столь мрачно. В духовной культуре средневековья, в жизни людей господствующей религиозной культуре противостояли ереси, остатки язычества, народная культура. Народ развлекали бродячие актеры – жонглеры (скоморохи). Во время праздников по улицам деревень и городов ходили ряженые (на Рождество), на площадях устраивались танцы, состязания и игры. Во время «праздников дураков», пародировавших церковную службу, низшее духовенство прямо в церкви надевало на себя чудовищные маски, пело разудалые песни, пировало и играло в кости. Умные священнослужители понимали, что взрывы необузданного, «мирского» веселья позволяют «выпускать пар», скрашивают достаточно трудную, унылую повседневность. Во многих европейских странах современные фестивали, карнавалы, традиционные мероприятия зародились во времена средневековья.
    Долгое время центрами духовной культуры были монастыри. В начале второго тысячелетия конкуренцию им составили университеты.
    4. Развитие древнерусской государственности в Х-ХII вв.

    Древняя Русь представляла собой раннефеодальную монархию, в которой боролись центробежные (сепаратистские) и центростремительные, централизаторские тенденции.
    Во второй половине XI — в XII в. произошел распад Руси на отдельные самостоятельные княжества. Начался период феодальной раздробленности. Ее причинами были:
    - раздел территории на уделы между наследниками различных ветвей Дома Рюриковичей происходил в результате действовавшего принципа «по старшинству» (к старшему в роду);
    - постоянные княжеские усобицы, в основе которых часто лежали политические амбиции тех или иных конкретных лиц, не согласных с «лествичным правом»;
    - рост крупного землевладения, укреплявший чувство уверенности в своих силах у крупных владетелей, обладавших значительными материальными ресурсами;
    - натуральный характер хозяйства, сходность номенклатуры производимых видов продовольствия и промышленных изделий, что обуславливало самообеспеченность, самодостаточность каждой из земель, слабость стимулов к развитию торговых, межрегиональных экономических связей;
    - активное развитие ремесел, что укрепляло автаркические тенденции;
    - рост и усиление городов, собственных крупных центров политической, хозяйственной и культурной жизни;
    - усиление местного аппарата управления, не заинтересованного в подчинении какому бы то ни было центральному аппарату.
    Борьба центростремительных (объединительных, скрепляющих под единым на-чалом) и центробежных (разделяющих, стремящихся к самостоятельному существованию) сил длительное время была главной проблемой феодальной эпохи в истории большинства стран Европы и Азии.. Но раздробленность, разобщенность, взаимное ослабление военно-экономических потенциалов по-разному влияли на различные цивилизационные системы. Япония, ослабленная феодальными распрями, избежала вторжения монгольских завоевателей в XIII в. только благодаря своему островному положению. К тому же ками-кадзе («священный ветер») разметал флот, на котором перевозили свою армию в Японию северные завоеватели. Китай, Индия, Арабский халифат подверглись разгрому, были под-чинены. На Западную Европу, где, например, быстро распалась империя Каролингов, у кочевников не хватило сил, так как они были потрачены на предыдущие экспедиции, в частности, на покорение русских земель в 1237-1243 годах.
    В советской историографии было принято считать, что феодальная раздробленность имела некоторые положительные стороны. Так, быстро развивались производительные силы в различных землях. Если в IX–X вв. на Руси было 24 города, то в XI в. – 62, а в XII в. – 119 городов. В некоторых исследованиях говорится даже о 300 городах, о том, что Древнюю Русь называли «гардарикой», «страной городов». В каждой земле развивались свои иконописные школы, строились каменные храмы с целью посрамить соседей. Улуч-шилась управляемость каждой из земель.
    При этом почему-то редко упоминается о тех больших людских и материальных по-терях, которые несли непрерывные феодальные войны. Под одними и теми же иконами русские люди, в языковом, культурном и этническом отношении близкие друг другу, уби-вали друг друга во имя политических амбиций Рюриковичей. Древнерусское государство находилось в весьма уязвимом геополитическом положении – между кочевым, нена-сытным и безжалостным Востоком и оседлым, но агрессивным и не менее безжалостным Западом. Такая геополитическая ситуация требовала сохранения крепкого централизованного государства, а не той аморфной конфедерации древнерусских земель, в которую превратилась держава, созданная Олегом, Святославом, Владимиром Святым и Ярославом Мудрым. То, что для некоторых европейских государств оказывалось терпимым, для русских земель было смертельно опасно. Съезд русских князей в городе Любече недалеко от Чернигова в 1097 году, по–видимому, руководствовался благими на-мерениями, когда стремился установить определенные «правила игры». Однако, с учетом последующего развития событий нельзя не признать, что установление принципа «каждый да владеет своей отчиной» фиксировало факт распада единого государства на наследственные владения князей из Дома Рюриковичей. Тем самым был подписан приговор древнерусскому государству. Но цивилизации, созданной русским народом, предстояла более сложная судьба.
    Междоусобицы продолжались. Владимиру II Мономаху (1113-1125) и Мстиславу (1125-1132) лишь ненадолго удалось восстановить былое единство. Во второй половине XII в. имелось 14 самостоятельных земель, а в первой трети XIII в. – около 30. Князья встречались и совместно действовали очень редко. По мнению современных исследователей, Русь превратилась в конфедерацию, сообщество слабо связанных между собою земель.
    Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности. Формирование различных моделей развития древнерусского общества и государства.
    На северо-западе располагалась Новгородская земля. Еще от Ярослава в 1036 году новгородцы получили особый статус за помощь, оказанную ему в политической борьбе. Формально Новгород можно считать монархией, так как правителем считался князь. Фактически Новгород был феодально-олигархической республикой, очень похожей на Венецианскую республику. Князя приглашали на определенных условиях, ограничивали его власть, могли изгнать. Основные вопросы решались на вечевом собрании, которое выбирало архиепископа, посадника и тысяцкого. Современные исследователи считают, что в Новгороде были элементы представительной демократии. Сначала проходили собрания свободных полноправных мужчин по улицам, по пяти «концам», на которые делилась новгородская территория. На общее собрание попадали несколько сот «золотых поясов», то есть наиболее богатых бояр, купцов (новгородских аристократов, олигархов того времени) из ограниченного круга семей, которые диктовали свою волю всем остальным. Посадники были выходцами из ограниченного круга новгородских семей (своеобразные «династии»). Так что новгородская демократия, как и любая другая, была относительной.
    Ввиду бедности почв и низких урожаев зерновых главным занятием новгородцев была торговля с Европой продуктами, добытыми охотой, рыболовством, бортничеством, а также скотоводством. В состав Новгородской земли входила Водская пятина (между реками Волхов и Луга), территория которой входит в состав Ленинградской области. Новгородцы защищали свои земли от скандинавов. На территории Новгородской земли появились Вологда (1147), Кострома (1152).
    Крупное значение имело Ростово-Суздальское, а затем Владимиро-Суздальское княжество. Плодородные земли владимирского «ополья» давали хорошие урожаи. Здесь строились новые города: Суздаль (1024 г.), Владимир (1108), Москва (1147) и другие.
    Князья этого княжества Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский овладевали Киевом, формально носили титул Великого князя Киевского, но продолжали жить на территории Владимиро-Суздальского княжества. Андрей Боголюбский (1157-1174) пы-тался управлять самодержавно, прекратил раздачу земель родственникам, но был убит в результате заговора. К XIII в. титул владимирского князя считался главным в северо-восточной Руси, а Всеволод III Большое Гнездо (1154-1176-1212) подчинил себе Киев, Чернигов, Рязань, Новгород. При нем княжество достигло наивысшего расцвета.
    Киев и Киевское княжество с 1130-х годов попадали в зависимость от владимиро-суздальских, черниговских, смоленских, галицко-волынских князей, не раз подвергались разорению. Значение «киевского стола» упало, а титул Великого князя Киевского приобрел номинальный характер.
    Крупнейшим в Южной Руси с XII в. стало Галицко-Волынское княжество (на территории современной Украины).
    На западе около 1021 года обособилось Полоцкое княжество (на территории современной Белоруссии).

    Необходимость государственного единства перед внешними угрозами с Запада и Востока понимали очень немногие тогдашние государственные деятели и духовные вожди народа.
    История в схемах — Феодальная раздробленность в Древней Руси: за и против.
    Положительные последствия. Отрицательные последствия.
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта