Главная страница
Навигация по странице:

  • 9. Эпоха Возрождения. Реформация: ее экономические, политические и социокультурные, причины и последствия (Х

  • 1640-1688 гг

  • Реформация и ее экономические, политические, социокультурные причины

  • ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ МАРТИН ЛЮТЕР

  • 10. Русская культура в Х

  • 11. Правление Ивана Грозного: основные направления внутренней и внешней политики.

  • 12. «Смутное время»: ослабление государственных начал, Земский собор 1613г.

  • Ответы Настя. Ответы на вопросы по дисциплине История для студентов факультета математики, физики и информатики


    Скачать 357.62 Kb.
    НазваниеОтветы на вопросы по дисциплине История для студентов факультета математики, физики и информатики
    АнкорОтветы Настя.docx
    Дата22.03.2018
    Размер357.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы Настя.docx
    ТипДокументы
    #17056
    страница3 из 14
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

    ХРИСТОФОР КОЛУМБ (1451-1506), мореплаватель. Руководил четырьмя испанскими экспедициями для поисков кратчайшего пути в Индию (1492-1493, 1493-1496, 1498-1500, 1502-1504). Официальной датой открытия Америки считается 12 октября 1492 г., когда корабли Колумба достигли острова Самана (Багамские острова). Колумб открыл Саргассово и Карибское моря, все Большие Антильские, несколько Малых Антильских и Багамских островов, небольшой (150 км) участок Южной и часть (1700 км) побережья центральной Америки.

    В 1519 г. португалец Магеллан по поручению испанского короля совершил первое кругосветное плавание. Он открыл пролив, отделяющий материк Южной Америки от Огненной Земли, получивший название Магелланов пролив. Он пересек Тихий океан, дошел до Филиппинских островов, где погиб в сражении с туземцами. В сентябре 1522 г. 16 путешественников из 234 вернулись в Испанию. Следующее кругосветное путешествие в 1577-1580 гг. совершил англичанин Фрэнсис Дрейк, начинавший как удачливый пират. Он получил от королевы одну тысячу фунтов стерлингов и полную свободу действий (карт-бланш), включая грабеж встречных судов. Во время своего путешествия он открыл пролив длиною 460 и шириною 1120 километров между архипелагом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами, соединяющий Атлантический и Тихий океаны и названный его именем. Королева получила на 600 тыс. фунтов стерлингов награбленных сокровищ (два годовых дохода казны). Сам Фрэнсис Дрейк может служить символом новой эпохи. Он умер вице-адмиралом, членом парламента, рыцарем и национальным героем, так как в 1588 г. фактически командовал английским флотом, разгромившим испанскую «Непобедимую армаду». В 1597-1598 гг. португалец Васко да Гама обогнул Африку с юга (мыс Доброй Надежды) и достиг Индии. В XVII в. была открыта Австралия.

    Великие географические открытия в огромной степени стимулировали развитие капиталистических отношений, процессы первоначального капиталистического накопления, формирования единого мирового хозяйства.

    Результатом притока огромных количеств золота и серебра из вновь открытых территорий лишь на первых порах было усиление государств, снаряжавших первопроходцев. В скором времени Европу поразила «революция цен», а точнее их рост на большинство промышленных и продовольственных товаров. Это в свою очередь привело к разорению социальных слоев с фиксированными доходами, не обладавших ресурсами для маневра. Обеднение дворян, крестьян, ремесленников сопровождалось обогащением промышленников, владельцев мануфактур и купцов.

    Великие географические открытия стимулировали развитие товарно-денежных отношений. В европейских государствах получает развитие кредит, преобразуется денежная система (возникает торговля ценными бумагами), создаются товарные и фондовые биржи, развивается купеческий и ростовщический капитал.

    Важным источником накопления средств становится расширение масштабов подневольного труда. В Англии в связи с ростом спроса на шерсть продолжались притеснения крестьянства. У крестьян отбирали земли, которые огораживались для выпаса овец. Крестьяне оставались без средств к жизни, продавали свой труд за пропитание или погибали. Государственному деятелю и философу Томасу Мору принадлежат слова о том, что «овцы поедают людей». К середине XVIII в. крестьянство как класс исчезло в Англии. Против разорившихся, несчастных людей в 1547 г. был принят «Статут против бродяг и нищих». За кражу вещи, которая стоила столько же, сколько поросенок, полагалась смертная казнь через повешение. Людей, уклонявшихся от работы, пороли и заковывали в кандалы. За повторный самовольный уход с работы превращали в пожизненных рабов и клеймили. По некоторым данным, при Генрихе VIII (правил в 1509-1547) было казнено 72 тыс. человек, а в правление его дочери Елизаветы I (правила в 1558-1603) свыше 89 тыс. человек1. За третью попытку покинуть место принудительного труда казнили как государственных преступников. Разорившиеся крестьяне и ремесленники пополняли растущие ряды английского рабочего класса.

    Еще худшим было положение населения в колониях. Испанцы и португальцы хозяйничали в Центральной Америке. В 1607 г. была основана первая колония в Северной Америке — Виргиния. В новые земли ехали не только колонисты, но и вывозились черные рабы. В 1517 г. торговлю людьми официально одобрил император Карл V. В 1562 г. англичане начали торговать рабами в Америке. С середины XVII в. работорговля приобрела ужасающий размах. По оценкам историков, в XV- XIX вв. работорговцы вывезли из Африки 80 млн человек2. Дело в том, что индейцы массами гибли от рук завоевателей как в вооруженных конфликтах, так и на тяжелых работах, к выполнению которых они оказались физически недостаточно подготовлены. Христианская мораль вполне мирилась с истреблением миллионов индейцев и вывозом миллионов африканцев для работы в американских владениях европейских монополий. Ограбление туземных территорий, уничтожение и жесточайшая эксплуатация, пот и кровь колоний были важными источниками первоначального накопления капитала, прогресса европейских государств.

    Европейские страны в своих колониях проводили схожую экономическую политику. Испания, Португалия, Голландия, Франция, Англия первоначально перенесли в свои колониальные владения проверенные временем феодальные структуры. В колониях создавались плантационные хозяйства. Они работали на внешний рынок, но с применением полурабского труда туземного населения.

    Экономически крепнущая буржуазия нуждалась в сильном государстве, которое могло бы обеспечить разнообразные интересы богатых людей. Таким типом государства становится абсолютная монархия. Монархи через систему налогообложения и ссуды поддерживали развитие мануфактурного производства, особенно связанного с обеспечением нужд армии и двора. Широкое распространение получает передача прав на сбор государственных налогов на откуп частным лицам (откупная система), что привело к появлению откупщиков-финансистов. Нуждались в дипломатической, военной и финансовой поддержке торговые компании. Так, в Англии в середине XVI в. возникли Русская (Московская), Восточная, Левантийская, Гвинейская, Ост-Индская и другие лидеры торговой и колониальной экспансии. Помощь государства требовалась владельцам мануфактур и в поддержании порядка на производстве, в обеспечении предприятий дешевой рабочей силой.

    В XVI в. применительно к Европе можно говорить о нескольких крупных силах, имевших самостоятельные интересы. Это: слабеющий феодальный класс; быстро крепнущая буржуазия; массы рядовых тружеников и католическая церковь. Не будет преувеличением сказать, что в условиях значительных социально-экономических изменений последняя вызывала всеобщее раздражение.

    9. Эпоха Возрождения. Реформация: ее экономические, политические и социокультурные, причины и последствия (ХVVI вв.)
    Возрождение
    Историки по-разному датируют начало генезиса современной индустриальной цивилизации, занимающей в сегодняшнем мире доминирующее положение. Начало Нового времени связывали с Английской буржуазной революцией 1640-1688 гг с открытием Христофором Колумбом Америки в 1492 г., с другими крупными событиями. Между тем для формирования нового общества, которое называют капиталистическим, буржуазным, индустриальным, одним из главных факторов стал пересмотр человеком взглядов на свое предназначение в этом мире. Этот пересмотр происходил в течение нескольких веков и по-разному в разных странах. Но начался этот мощный духовный процесс с Ренессанса.

    Первоначально Ренессанс развивался только в Италии. В развитии Реннесанса выделяют Проторенессанс (Предвозрождение), охватывающий XIII в. (или двухсотые годы — дученто) и XIV в. (трехсотые — треченто); раннее Возрождение — XV в. (кватроченто); Высокое Возрождение — с 80-х гг. XV в. до 30-х гг. XVI в. (чинквиченто); позднее — до конца XVI в.

    Родиной Возрождения стала Флоренция богатый промышленный и торговый город в центральной части Италии. Флорентийские купцы скупали грубо выделанные ткани в Англии, окрашивали их (технологию окраски долго держали в секрете) и с большой прибылью продавали. Во Флоренции в XIV в. были созданы первые в мире мануфактуры (с латинского — делаю руками). Если предприниматель всю работу, все операции по изготовлению того или иного продукта, проводил в своих помещениях и под своим руководством, то это была централизованная мануфактура. Если предприниматель нанимал отдельных мастеров, живших в деревне и работавших каждый в своей мастерской, то мануфактура называлась рассеянной. Эксплуатация наемного труда была важным источником обогащения флорентийских дельцов. Богатые люди гордились своими успехами, проникались пониманием своей значимости, стремились украсить свою жизнь и увековечить свое имя. Они могли создать условия для творческих людей. Во Флоренции создавали свои шедевры Дантеу Петрарка, Боккаччо, Джотто, Донателло, Леонардо да Винчи, Микеланджело и др.

    Если в прежние столетия земная жизнь считалась лишь подготовкой к жизни загробной, чем-то не очень важным, то в эпоху Возрождения к людям вернулся вкус к жизни и ее радостям. Вместо идеи «первородного греха» (люди должны страдать за грехопадение Адама и Евы) формируется концепция «естественного права человека на счастье». Если раньше достоинствами личности считались смирение, аскетизм, воздержанность в выражении чувств, то отныне на первое место выходили смелость, активность, инициатива, умение работать, делать деньги, веселиться, любить. Если христианские теологи считали, что высшей добродетелью является безбрачие, и определяли, как часто и каким образом верующие должны вступать в интимные отношения, то уже в «Декамероне» Боккаччо сексуальная жизнь итальянцев выглядит насыщенной и разнообразной. Как ЭТО бывало ВО все ЭПОХИ, новые духовные веяния очень быстро стали сказываться на внешнем облике людей. В моду вошла одежда, не скрывающая, а подчеркивающая физические достоинства человека. Женщины стали носить декольте, обнажили плечи и грудь, использовали разнообразные ухищрения, чтобы подчеркнуть привлекательность своих форм, призванных указывать на способности к деторождению и ярким эмоциям. Куртизанки признавались дамами. В то же время широко применялись пояса целомудрия. Мужская одежда подчеркивала физическую силу, мужественность, финансовую состоятельность, не должна была мешать активным движениям. Мужчины с помощью специальных ухищрений старались обратить внимание дам на область гульфика, который также появился в это время. В мире художников, артистов более терпимым стало отношение к гомосексуализму. Все большее число людей ставило своей целью прожить жизнь счастливо, интересно, без ненужных мучений. Человек, осознавший свои силы, веривший в свою звезду, отличался своеволием, склонностью к авантюризму, энергией и темпераментом.

    В итальянской литературе под влиянием диалогов Платона получил распространение мотив платонической любви, которая трактовалась как асексуальная, духовная. Со временем стала подчеркиваться крепость молодых мужчин, способных ответить женщине с сильным темпераментом. Высмеивались старики, стремящиеся возбудить потенцию с помощью врачей. Резко возросло число внебрачных детей. Внебрачное происхождение перестало быть проклятием.

    Распространение сифилиса, который считали завезенным моряками Христофора Колумба, объявлялось карой за распущенность. Но позитивное отношение к сексу, чувственность, эротизм получали все более широкое распространение.

    Свое название этот своеобразный период в истории Европы получил в связи с открытием, возрождением античной культуры. Для утверждения идеала гармонической, раскрепощенной творческой личности, для оценки человека как высшего начала бытия античная эпоха, в центре которой бесспорно стоял человек, имела огромное значение, в ней искали оправдание и поддержку титаны и рядовые труженики Ренессанса. Еще Эсхил изображал Прометея «мучеником человеколюбия».

    Древнегреческому мыслителю Протагору (около 490 — около 420 г. до н. э.) приписывают афоризм «человек есть мера всех вещей». С опорой на античное наследие в условиях Возрождения быстрее стали развиваться гуманитарные науки — этика, история, педагогика, поэтика, риторика.

    Возвращение гуманизма (от лат. человеческий) происходило во всех сферах жизни. В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения — общественные здания, дворцы (палаццо), городские и особенно загородные дома (виллы).

    Итальянцы стали подражать памятникам и статуям греков и римлян. Вновь стали широко использоваться арочные галереи, колоннады, различные своды, купола, архитектурные ордера. Своими произведениями прославились Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Тициан. Государи того периода окружали себя поэтами и живописцами, покровительствовали искусствам. Самыми знаменитыми из них были папа Лев X в Риме и Козимо Медичи во Флоренции.

    Интерес к человеку проявился в мощном развитии портретной живописи, в детальном изображении человеческой фигуры, в том числе обнаженной. В середине XV в. нидерландский живописец Ван Эйк изобрел технику живописи масляными красками. В литературе интерес к античности, к ее сюжетам сочетался с вниманием к народной культуре. Все проявления человеческих чувств, от любви до ненависти, все жанры — трагедия, комедия, фарс, сатира, сонет, новелла — нашли своих выдающихся представителей во многих европейских странах. В музыке, как и в других областях искусства, возникло много нового — сольная песня, кантата, оратория, опера.

    Эпоха Возрождения во многих странах породила выдающихся людей, имена которых навсегда вошли в мировую культуру. Многие отрасли человеческого творчества получили мощный толчок в своем развитии.

    Еще Фрэнсис Бэкон в противовес схоластическому методу выдвинул наблюдение и эксперимент как надежный инструмент научного знания. В науке английский ученый видел путь к построению совершенного общества. Польский ученый Николай Коперник создал новую гелиоцентрическую теорию, которая совершила переворот в представлениях о Вселенной. Эта теория была поддержана в трудах немецкого астронома Иоганна Кеплера и итальянского ученого Галилео Галилея, который сконструировал подзорную трубу и с ее помощью открыл горы на Луне, фазы Венеры, спутники Юпитера и т. д. За приверженность новой теории Джордано Бруно был сожжен инквизицией на костре. В эту эпоху Стивен сформулировал теоремы гидростатики; Тарталья внес крупный вклад в теорию баллистики; Кардано открыл решение алгебраических уравнений третьей степени. Трудами Г Кремера (Меркатора) были составлены новые географические карты, возникла океанография. Фундаментальное значение имел труд Везалия «О строении человеческого тела», положивший начало анатомии. М. Сервет высказал положение о наличии легочного круга кровообращения. Медик Парацельс сблизил медицину и химию, сделал важные открытия в фармакологии. Леонардо да Винчи в своих инженерных проектах далеко опередил современную ему техническую мысль, создав, например, модель летательного аппарата. Очень многие отрасли науки и техники начинаются с главы, посвященной периоду с конца XV до первых десятилетий XVII в.
    Реформация и ее экономические, политические, социокультурные причины

    В Средние века все христиане Западной Европы были католиками, имели одну веру, повиновались папе и епископам. Христиан, несогласных в чем-то с верой (их называли диссидентами), заставляли отречься от своих взглядов. Лиц, отказавшихся отречься, считали еретиками и передавали для суда и наказания светским властям. В XIII в., после большого крестового похода на альбигойцев в Южной Франции, были учреждены трибуналы для розыска и наказания еретиков. Возникла инквизиция, которая действовала во Франции, Англии, Италии и Германии.

    Жизнь духовенства повсеместно вызывала недовольство. Монахов и священников упрекали в накоплении богатств, в бессовестной торговле индульгенциями: документами, которые за деньги отпускали любые грехи. Римских пап обвиняли в интриганстве, роскоши и иногда в разврате. Епископы понимали необходимость реформ, но не торопились с их проведением.

    Наиболее острой неприязнь к церкви была в Германии. Страна была раздроблена на множество мелких княжеств, в дела которых папа римский вмешивался особенно бесцеремонно. Большую зависть у всех групп населения вызывали экономические позиции, привилегированное положение местных духовных иерархов — архиепископов, епископов, прелатов — и монастырей.

    ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

    МАРТИН ЛЮТЕР (1483-1546), монах, профессор Виттенбергского университета, в октябре 1517 г. прибил на дверях местного собора свиток с 95 тезисами, в которых содержалась программа реформирования, коренных изменений в жизни католической церкви. Главным было требование «дешевой» церкви, ликвидация власти папы над немецкой церковью, подчинение последней светской власти. Лютер выступал: за секуляризацию (изъятие) большей части церковного имушества и переход ее в руки государства; за роспуск духовных орденов; за отказ от культа святых, икон, мощей; против практики продажи индульгенций, удостоверяюших отпушение грехов. Лютер считал, что для удостоверения милости Божьей человек не нуждается в посредничестве такой организации, какой была Римская церковь. Он считал высшим авторитетом Священное Писание, а не Священное Предание, решения папы и церковных соборов. Папа осудил буллой выступление Лютера, но Лютер в 1520 г. публично сжег буллу и объявил, что христиане должны повиноваться только Свяшенному Писанию, а не папе. Несколько немецких князей взяли Лютера под свою защиту. Он перевел Библию на немецкий язык. Многие немцы приняли его реформу. Немецкие князья при уничтожении епископств и монастырей завладевали их имуществом и землей. Сторонников Лютера называли реформаторами, или протестантами. Позже стал использоваться термин «лютеранство». Весь шведский народ вместе с королем принял лютеранство в 1529 г.

    Реформация затронула многие европейские страны и проходила в разных формах. В самой Германии | лютеранское учение к концу 20-х гг. XVI в. утвердилось в ряде княжеств и городов на севере и в центре страны. Стремление императора Священной Римской империи Карла V восстановить прежний порядок привело к сплочению и коллективному протесту сторонников реформы. Протестанты к 1555 г. одержали победу в войне против императора. Аугсбургский мир установил принцип «чья власть, того и вера».

    В Швейцарии лидером одной из разновидностей бюргерской (городской) Реформации стал священник города Цюриха УльрихЦвингли (1484-1531). Он был решительным сторонником республики и, в отличие от Лютера, обличал «тиранию» монархов и князей. В Цюрихе горожане стали сами избирать пасторов и магистрат. Там же, в Швейцарии, в Женеве француз Жан Кальвин (1509-1564) не признавал ни одного таинства. Поклонение иконам и даже кресту считал идолопоклонством, из праздников признавал только воскресенье, а в церковной иерархии только сан священника. В книге «Наставление в христианской вере» он обосновал возможность для человека изменить в лучшую сторону тот приговор, который вынесен каждому человеку Богом еще до сотворения мира. Для этого люди должны быть активны, трудолюбивы, бережливы, расчетливы. Жан Кальвин учил, что предпринимателю, преуспевающему в своей деятельности, суждено спасение и на том свете, а для хорошего рабочего открывается путь в обеспеченные собственники. Кальвин оправдывал рабство и колониальную политику. Наилучшим строем он считал олигархическую республику. В общине, которая сама избирала и контролировала своих руководителей, действовали строгие порядки и суровые наказания. «Лучше быть в аду, чем с Кальвином в раю», — говорили современники.

    Постепенно Реформация набирала обороты. В Дании в 1536 г. была проведена конфискация земель церкви и монастырей. Король стал главой реформированной церкви, сам назначал угодную ему церковную администрацию, а лютеранство с тех пор и до наших дней стало государственной религией. «Реформация по-датски», «сверху» была проведена в Норвегии, что обеспечило ее подчинение Дании, а затем в Исландии, В Швеции сохранились епископы, но высшим из них стал король. Остальные должны были присягать ему, а не папе.

    В Англии церковь возражала против произвола и сомнительных брачных союзов Генриха VIII. Он женился шесть раз (церковная «норма» -- не более трех браков), причем двух своих жен казнил. Специальным актом 1534 г. монастырские земли были конфискованы в пользу казны» к радости многих придворных и чиновников. Культ и догматика остались прежними, но епископов назначал сам король, папа утратил свое влияние. Эту церковь назвали англиканской. Сопротивлявшиеся католики и наиболее радикальные протестанты в количестве более 70 тыс. человек были казнены по приказу Генриха VIII. На духовную жизнь английского общества и подготовку его к английской революции XVII в. большое влияние оказывал кальвинизм.

    ИСТОРИЯ В ТАБЛИЦАХ. РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КАТОЛИЧЕСТВОМ, ПРАВОСЛАВИЕМ

    И ПРОТЕСТАНТИЗМОМ




    Католичество

    Православие

    Протестантизм

    Организация

    Единая церковь, возглавляемая Римским папой

    Совокупность самостоятельных (автокефальных) церквей

    Отсутствие единой организации, отмена церковной иерархии

    Богословские

    вопросы

    Святой дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-сына. Церковь является хранителем и распорядителем Святого духа, а потому выше светских властей и непогрешима

    Святой дух исходит только от Бога-отца

    Посредники между людьми и Богом не нужны. Право толковать Священное Писание имеют не только священники, но и прихожане

    Луша

    после смерти

    Попадает в огненное чистилище, время пребывания в котором можно сократить (индульгенции)

    Попадает в рай либо в ад

    Главные условия спасения души — вера и добродетельное поведение

    В области культа

    Крестятся слева направо. Причащение хлебом. Крещение обливанием. Миропомазание в 7-8 лет. Главный праздник — Рождество (рождение Иисуса как человека)

    Крестятся справа налево. Причащение хлебом и вином. Крещение окунанием. Миропомазание при крещении. Главный праздник — Пасха (конец земной жизни Иисуса)

    Признание только двух таинств — крещения и причащения, отмена пышных богослужений, индульгенций, икон, упрощение обрядов

    Для

    священников

    Обет безбрачия (целибат)

    Можно иметь семью не монахам

    Отмена монашества

    Особенности

    системы

    ценностей

    Подчеркивание человеческой сущности Христа, стремление к улучшению земной жизни

    Акцент на божественности Христа, на стремлении к спасению души

    Хозяйственная деятельность угодна Богу; приумножение богатств — богоугодное дело; стимулирование развития экономики

    Реформация встретила ожесточенное сопротивление католической церкви. Для войны с сатаной (лютеранами, кальвинистами, а позже и с православными) в 1540 г. был создан Орден иезуитов (общество, или воинство Иисуса). Иезуиты не вели монастырской жизни. Они стремились стать духовниками, советниками, наставниками в школах, писателями, механиками на заводах, миссионерами, купцами и т. д. Их объединяло стремление распространять преданность папе и ненависть к еретикам.

    Иезуиты стремились повлиять на правителей, подвигнуть их к насилию по отношению к протестантам. Так, во Франции 2 августа 1572 г., в ночь накануне дня Святого Варфоломея, по приказу короля Карла IX католики перебили две тысячи протестантов. Во Франции кальвинистов называли гугенотами, по имени привидения, являвшегося верующим. За две недели по стране было перебито 30 тыс. человек. Варфоломеевская резня была отмечена благодарственным молебном и медалью, выбитой по указанию папы римского. После сложной борьбы Нантским эдиктом (1598) короля Генриха IV протестанты получили возможность свободного вероисповедания, но Франция осталась католической страной.

    Нидерланды принадлежали испанскому королю, но приняли протестантизм. Испанский король жестокими мерами пытался вновь обратить голландцев в католичество. Последовало восстание, жестокая война и образование протестантской Республики Соединенных провинций.

    В Германии инициатором затяжной Тридцатилетней войны (1618-1648) стал воспитанник иезуитского университета в Баварии чешский король Фердинанд II. Он считал себя орудием искоренения ереси, полагал, что «лучше пустыня, чем страна, заселенная еретиками». Кровопролитная война опустошила страну. Население Германии сократилось с 21 до 13 млн человек. По Вестфальскому миру протестанты получили свободу вероисповедания, но Германия раздробилась на 300 отдельных земель. Потери населения были настолько велики, что в некоторых общинах мужчин обязывали к многоженству на протяжении десяти лет. Ослабление Германии сопровождалось возвышением Швеции.

    В результате контрреформации католицизму удалось сохранить свои позиции во Франции, Чехии, Венгрии, Польше, Италии, Испании, на территории южной Германии, но лицо Европы изменилось. В странах, где вызревала новая цивилизация, формировались капиталистические отношения, церковь была поставлена на службу промышленной и торговой буржуазии, не мешала активности богатых, предприимчивых людей, не изымала значительную часть их доходов на свои нужды. Пришло понимание того, что каждый имеет право свободного выбора религии. Таким образом возникло понятие свободы совести.


    10. Русская культура в ХIVVIвв.
    В XIV в. начинается новый подъем русской культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль), Новгороде (церкви Фёдора Стратнпата, Петра и Павла на Славне). Создается Лаврентьевская летопись. В живописи прославились Феофан Грек и Андрей Рублёв, автор знаменитой иконы «Троица».
    В XV в. с участием итальянских мастеров (Фиорованти, Антон Фрязин и др.) возводятся Успенский собор, Грановитая палата, новый кремль в Москве. Создаются литературные шедевры — «Задонщина» Софония Рязанского, «Сказание о Мамаевом побоище», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
    Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III, мечтавший о захвате церковных земель. В 1503 г. еретиков сожгли. «Нестяжатели» во главе с Нилом Сорским выступали против обладания Церковью имуществом и за невмешательство в светские дела. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким настаивали на обратном и ставили Церковь выше великого князя. Монах Филофей выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей православных традиций Византии. Иван Пересветов призывал Ивана IV ограничить влияние бояр, усилить царскую власть и укрепить положение дворян. Андрей Курбский, бежав в Литву, обличал тиранию Ивана IV, отстаивая права знати, а Иван Грозный в переписке с ним доказывал право царя как помазанника Божия на любой произвол.
    В XVI в. в зодчестве возникает шатровый стиль, образцами которого стали Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве и церковь Вознесения в Коломенском. В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в Москве и крепость города Смоленска.
    В 1550-х гг. начинается книгопечатание. Первая датированная печатная книга — «Апостол» Ивана Фёдорова. Шедевром ремесла стала «Царь-пушка» Андрея Чохова.
    ЕЩЁ

    Татаро-монгольское нашествие нанесло страшный удар развитию русской культуры. Это сказалось в том, что на время прекратилось развитие каменного зодчества, исчезли некоторые ремесла. Весь XIII в. характеризуется застоем в русской культуре.

    С начала XIV в. наметился новый подъем культуры в русских землях, который продолжался в течение XIV-XV вв. Практически во всех крупных городах, таких, как Москва, Новгород, Тверь, Ростов, Псков, Нижний Новгород и других, расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища, в монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось все больше.

    Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличии высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему историческому периоду. Наряду с ними появились и новые легенды (например, "Сказание о граде Китеже"). В XIV в. дорогой пергамент стал заменяться бумагой, в обиход входит более беглое и свободное письмо - полуустав.

    Создаются новые летописные своды. Первый общерусский летописный свод - "Троицкая летопись", созданная в Москве в 1408 г. (погибла в московском пожаре 1812 г.). К 1480 г. относится создание Московского летописного свода. В 1442 г. появился первый русский Хронограф, составленный Пахомием Лагофетом, в котором своеобразно рассматривалась всемирная история, включавшая историю Руси.

    Одним из самых распространенных литературных жанров были исторические повести: "О битве на Калке", "О разорении Рязани Батыем", "О мамаевом побоище", "Задонщина". Выдающимся памятником русской культуры XV в. явилось "Хождение за три моря" тверского купца Афанасия Никитина (наблюдения об Индии и др. странах, лежащих между Индией и Русью). Ценные географические описания других территорий представлены в "хождениях" новгородца Стефана и смолянина Игнатия в Царьград.

    Церковная ("житийная") литература также получила широкое распространение: "Житие Дмитрия Донского"; "Житие Стефана Пермского" Епифания премудрого, "Похвала Сергиевой добродетели", "Житие митрополита Петра" того же автора.

    Возобновляется активное каменное строительство. При Дмитрии Донском в Москве строится белокаменный Кремль, в XV в. - кирпичный Кремль при помощи итальянских мастеров. В XV в. строятся Успенский собор (архитектор - Аристотель Феораванти), Архангельский собор (усыпальница московских князей), Благовещенский собор (псковскими мастерами), Грановитная палата.

    Русская живопись XIV-XV вв. поднялась на новую, высшую ступень своего развития. В Новгороде, при росписи Волотовской церкви, а позднее в Москве в конце XIV-начале XV в. работал выдающийся художник Феофан Грек. Он расписал вместе с Симеоном Черным московскую церковь Рождества Богородицы, участвовал в оформлении Архангельского собора в Москве. Крупнейшим русским художником конца XIV - начала XV в. был Андрей Рублев. Он расписал совместно с Феофаном Греком и живописцем Прохором из Городца Благовещенский собор во Владимире и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре. Рублев создал знаменитое произведение "Троицу". Для творчества Рублева характерен отход от церковных канонов живописи, его произведения поражают своей эмоциональностью.

    Большого развития достигло русское прикладное искусство. Сохранились выдающиеся образцы ювелирных изделий, резьбы по дереву и камню, деревянной скульптуры, произведений шелкового шитья. Подъем русской культуры отражал развитие великорусской народности.

    В XVI веке русская культура развивалась под знаком государственного объединения страны и упрочения ее независимости. Все больше преодолеваются областные различия и выдвигаются на первый план общерусские тенденции.

    Литература XVI в. отличалась публицистичностью. Это объяснялось борьбой в обществе между боярством и прогрессивным дворянством. Один из самых ярких публицистов XVI в. - Иван Пересветов. Он выступил с проектами реформ, имеющих целью создание сильной самодержавной власти. Другой автор, Ермолай-Еразм, высказывался против чрезмерного усиления крепостничества. Нужно отметить, что яркие, талантливые публицисты А.Курбский и Иван Грозный - в полемике, которую открыл Андрей Курбский своим посланием Ивану после бегства в Литву в 1564 г., выражают архаичную позицию: отношение к государству как творению божественному. Правда, делают они из этого противоположные выводы. Иван - о праве на самовластие, Курбский - о долге государя заботиться о своих подданных.

    С середины XVI в. начинает свою историю российское книгопечатание. Издание книг в Москве началось еще в 1553 г. Выходили так называемые анонимные издания. В 1563 г. в Москве приступил к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редактором книг. Первые его издания в Москве - книги Святого писания. Всего во второй половине XVI в. в России было издано около 20 больших печатных книг.

    Высокого уровня достигает в этот период архитектура. В первой половине XVI в. в России идет интенсивное строительство каменных церквей и крепостей. Своеобразие русского зодчества связано появлением в XVI в. шатрового стиля: покрытие храма делалось в форме многогранной пирамиды - шатра. Храм Вознесения в Коломенском (1532 г.) и Покровский собор на Красной площади (Собор Василия Блаженного) - выдающиеся памятники этого стиля. Живопись в XVI в. представлена, как и в предыдущий период, росписью храмов и иконописью. Продолжателем традиций Рублева в иконописи называют Дионисия. Его работы отличает изысканный, утонченный колорит и рисунок. Наиболее известные его работы - иконы Успенского собора московского Кремля и роспись церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (под Вологдой).

    Большое развитие в России получило литейное дело. В 80-е годы XV в. в Москве стал действовать государственный пушечный двор. В конце XVI в. пушки изготовлял мастер Андрей Чохов. В 1586 г. он отлил знаменитую Царь- пушку весом 40 т., длиной 5 м и диаметром 890 мм., которая представляет собой подлинное произведение искусства.

    Вторая половина XVI в. оказалась неблагоприятной для развития русской культуры. В бедствиях конца века многие культурные процессы уходят вглубь и заявляют о себе вновь только в следующем столетии. Отрицательную роль сыграли и падение Византии, и ослабление культурных связей со странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Но главная причина - создание централизованного Русского государства, требовавшее мобилизации всех духовных сил и материальных ресурсов, вызвавшее усиление социальной напряженности в обществе, яростную борьбу с ересями и свободомыслием, жесткий контроль государства над всеми формами искусства.
    11. Правление Ивана Грозного: основные направления внутренней и внешней политики.

    Вопрос об Иване Грозном - один из важнейших вопросов истории России. Современникам он казался личностью загадочной и страшной. Родился в 1530. Отец умер через 3 года, оставив его сиротой. Правила мать-регентша. Она избавилась от трех дядей мужа (Юрия Ивановича и Андрея Старицкого) и от своего (Михаила Глинского), заточив их в тюрьму. В 1538 его мать умерла, Иван 4 остался круглым сиротой, началось боярское правление (1538-1547). В результате распрей верх одержали родственники его матери, Глинские. В 1546 он решает жениться чтобы править независимо от бояр.

    Таким образом, он демонстрирует независимость Руси от золотой орды, подчеркивает притязания Руси на византийское наследие. Царский титул позволил занять ему важные позиции в отношениях с западной Европой.

    Восстание (пожар в Москве) дает толчок к реформам Ивана 4. Он желает установить самодержавную власть. В 1549 состоялся первый земский собор, в 1550 - второй, издан новый судебник. Он приблизил к себе духовенство. Державой стал управлять совет "Избранная Рада" (неофициально).

    Проведены церковные преобразования. В 1550 были отменены боярские кормления, появляется стрелецкое войско. Иван 4 провел военные преобразования, в результате которых появляются два воинских формирования: боярское (1 воин на коне со 150 десятин от боярской земли), и по прибору (в стрелецкое войско). С помощью стрелецкого войска царь добивался уменьшения зависимости от бояр.

    За годы правления Ивана 4 были известны около 20 приказов:

    Посольский, Разрядный, Поместный, Стрелецкий, Разбойный, Большой приход и тд.

    Золотая Орда распалась и множество ханов нападали на окраины государства. В 1545 организуется поход на Казань, после неудачной попытки она была взята в 1552, была взята Астрахань, приняла российское подданство Большая Ногайская Орда, был заключен мир с Сибирским Ханством.

    В 1553 Иван 4 устроил "концерт" с целью проверки верности ближайших подданных. В 1558 начинается война против Ливонского Ордена чтобы восстановить киевские границы. В 1564 г. русские войска терпят два крупных поражения от Давлет-Гирея. Россия воевала на два фронта. В 1566 в Москву въехало Литовское посольство с предложением мира, но земский собор проголосовал за продолжение войны и войска столкнулись с войсками речи посполитой, как называли Литву и Польшу. В 1583 было заключено плюсское соглашение со Швецией, по которому Россия отдавала Ивангород, Нарву и все Балтийское побережье. Опричнина сыграла негативную роль в военном поражении. 1564 Иван 4 опять "дает концерт", отрекаясь от власти, в результате он может казнить всех без противничества духовенства, а также учредил опричнину, выделив значительные территории на западе, севере, в центре и на юге страны, которые и составляли его личное особое владение. Суд осуществляла опричная боярская дума. В опричнину вошли города: Можайск, Вязьма, Козельск, Перемеышь, Суздаль и тд. К опричнине отошли важные торговые пути на севере и востоке. Была создана гвардия телохранителей. Из опричных земель (экономически и политически развитых) он выселял всех добровольно не пожелавших вступить в опричнину. Опричники ходили в черном, к седлу прикрепляли собачью голову и метлу … В 1565 началась новая серия жестоких расправ.

    В 1571 г. Давлет-Гирей подошел к Оке. Опричники ослушались приказа Ивана 4 и не вышли защищать границы, Гирей спалил все Замоскворечье. В сражениях под Серпуховым русская армия разбила врага и опричнину отменили, царь запретил упоминать об этом страшном и ненавистном в народе слове.
    12. «Смутное время»: ослабление государственных начал, Земский собор 1613г.
    «Смутное время»: ослабление государственных начал, попытки возрождения традиционных («домонгольских») норм отношений между властью и обществом

    После смерти бездетного Федора I Ивановича (правил номинально в 1584— 1598) и трагической гибели царевича Дмитрия Ивановича (1591) в 1598-1605 гг. Московским государством правил царь Борис Федорович Годунов, первый выборный глава государства. Он был членом Опричного двора при Иване Грозном, был женат на дочери Малюты Скуратова, а его сестра была женой Федора Ивановича. Будучи регентом при слабоумном Федоре и самостоятельным правителем, Борис Годунов пытался проводить разумную, осторожную внутреннюю и внешнюю политику. В годы пребывания Б. Годунова у власти были основаны Воронеж, Курск, Белгород, Тобольск, Тюмень и другие известные города.

    Но в правление Бориса Годунова начался социально-политический кризис в развитии Московского царства, который получил название Смуты, или Смутного времени.

    Причинами Смуты историки считают следующие:

    • Тяжелый, затяжной хозяйственный кризис, который был вызван опричниной, но приобрел катастрофический характер в результате нескольких неурожайных лет в 1600-1603 гг. От голода умерли сотни тысяч людей. Попытки государства оказать помощь голодающим, регулировать цены успеха не имели. Массовый характер приобрело бегство крестьян на окраины, что резко отразилось на доходах землевладельцев.

    • Знатные княжеские семьи считали Бориса Годунова выскочкой, узурпатором власти, который воспользовался тем, что Федор Иванович был женат на его сестре Ирине. В народе распространялось мнение, что царевич Дмитрий был убит по заданию Бориса, что этот царь «не от Бога», «не настоящий», за что Бог наказал русский народ непогодой и голодом. Борис Годунов преследовал недоброжелателей, чем все больше изолировал себя от политической элиты.

    • Напряженность в русском государстве была выгодна соседям, Швеции и Польше в первую очередь. Швеция стремилась закрепиться на северо-западе, а Польша была не прочь поглотить все Московское государство.

    • Пресечение династии Рюриковичей-Даниловичей открывало большие возможности для борьбы за власть. Династическим кризисом первым воспользовался Борис Годунов, но было немало и других претендентов на трон.

    • В стране происходил процесс закрепощения крестьянства, ухудшалось положение простых людей, которые рассчитывали на «доброго царя», на «чудо».

    В силу всех этих обстоятельств авантюрист-самозванец (предположительно — Григорий Отрепьев) стал выдавать себя за спасшегося царевича Дмитрия, сына царя Ивана IV Грозного.

    _____________________________________________________________________________

    Земский собор 1613г.

    Земский собор 1613 года — конституционное собрание представителей различных земель и сословий Московского царства, составившееся для избрания на престол нового царя. Открылся 7 января 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля. 21 февраля (3 марта) 1613 года собор избрал на царство Михаила Романова, положив начало новой династии.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта