экзамен 1 курс. Ответы на вопросы по игпзс опредилите предмет и методы дисциплины ипгзс
Скачать 118.47 Kb.
|
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ПО ИГПЗС 1.Опредилите предмет и методы дисциплины ИПГЗС. Предметом ИГПЗС- являются конкретные процессы возникновения и развития государственно-правовых институтов и явлений, которые развиваются в хронологии последних и проявляются в определенном историческом пространстве Задачи ИГПЗС – получить общие знания в понимании государства и права и выработать мышление юридических дисциплин. Методы ИГПЗС- Общенаучные или философские группы методов: -исторический -логический -анализ -синтез -индукция -дедукция -абстрагирование Частно-научные или специальные группы методов: -системный -системно-структурный -сравнения Эмпирические группы методов: Это практические методы, такие как анкетирование, интервью, и т.д. Методы: частонаучные, специальные методы, конкретно-исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный и т.д 2. Назовите периоды развития ИГПЗС. Период развития «Истории государства и права зарубежных стран». 1) По цивилизациям 2) По общественно-экономическим формациям 3) По историческим эпохам 3)По историческим эпохам: А) Древний Мир: Древний Восток, Древняя Греция, Древний Рим ( IV-III тыс до нэ, со времен первых государств на Др.Востоке, а заканчивается падением Римской империи в V в нэ) Б) Средние века ( сер. V в. – сер. XVII в. От падения зап.Римской империи до начала Английской буржуазной революции) В) Новое время: Европа и США, страны Востока, с сер. XVII до 1918 (до окончания первой мировой войны) Г) Новейшее время с 1918 по настоящее время. 3.Сравните и проанализируйте отличия древневосточного рабовладения от классического античного рабовладения. Истории известно два основных типа рабовладельческих хозяйств - восточные и античные. Восточное рабство возникло в IV тыс. до н.э. в Древнем Египте. К странам с восточным вариантом также относятся Древний Китай, Древняя Индия, Вавилон. Для восточного рабства характерными чертами являлись: 1) преобладание не частной, а коллективной собственности на землю и другие средства производства - на рабов в форме общинной, государственной и храмовой собственности; 2) основной производительной силой в восточных рабовладельческих государствах были свободные крестьяне - общинники и ремесленники; 3) труд рабов не стал преобладающим над трудом свободных производителей, рабы в основном использовались как домашняя прислуга; 4) восточное рабство не было классическим, в нем переплелись общественные и рабовладельческие элементы. Античное рабовладельческое общество характеризовалось более развитыми частнособственническими отношениями. Античный период хронологически охватывает первую половину I тыс. до н.э. В период античности рабовладельчество достигло полного расцвета. К странам с данным типом рабовладельчества относятся Древняя Греция и Древний Рим. .Для античных государств были характерны более высокие темпы развития общественного производства, а также формирование товарно-денежных отношений. В Древней Греции еще отсутствовала единая денежная система. В Древнем Риме уже была единая денежная монетная система, что значительно способствовало развитию торговли. Экономика по-прежнему оставалась натуральной. В III-IVвв. н.э. хозяйство Древнего Рима начинает приходить в упадок. Причиной кризиса стало обострение внутренних противоречий. Рабовладельческая система хозяйствования исчерпала себя. Кризис выразился в снижении объемов сельского хозяйства и ремесленного производства, сферы товарного обращения, усилении разорения хозяйств мелких производителей - свободных крестьян и ремесленников, упадке крупных рабовладельческих хозяйств. В наиболее развитом виде данный процесс проходил в Римской империи. Жесткая эксплуатация рабов, а также невозможность бесконечного пополнения их рядов в связи с прекращением крупных победоносных войн, сделали проблему воспроизводства рабочей силы в Риме очень острой. В последние столетия царствования Рима его территория была охвачена народными восстаниями, в которых участвовали не только рабы, но и свободные крестьяне, ремесленники. В результате в V в. н.э. Древний Рим пал под ударами варваров. На его руинах со временем возникла европейская христианская цивилизация. 4.Назовите основные черты восточной деспотии. Определите функции древневосточных государств. Признаки восточной деспотии : 1. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (фараон, раджа). 2. Наличие широко разветвлённого, структурированного государственного аппарата, состоящего из писцов, царских людей, рангированного чиновничества. 3. Полная бесправность личности по отношению к государству. Личность практически не защищена от агрессии со стороны правителя. Также если правитель нарушал религиозные догмы, то ему тут же объявляли импичмент. Если правитель следовал человеческим порокам, то он считался недостойным власти. Восточная деспотия уделяет внимание средствам осуществления власти, жизни, ищет сама себя. Форма правления в странах восточной деспотии является древневосточная теократическая монархия. По способу образования высшего органа были религиозные догматы и ритуалы, отличающиеся степенью обожествления личности правителя. Фараон – сын бога Ра, в Древнем Вавилоне – наместники бога Шараки и Мурдукай. Древний Египет – династический принцип наследования престола. Древний Вавилон – большую роль играли жрецы, которые определяли правителей. Основные черты стран Древнего Востока: 1. Тесная связь права и религии. 2. Сословный характер, содержащийся в нормах права в памятниках. 3. Формализм 4. Основной источник права обычаи и судебная практика. "Послушные призыву" - это те, кто мог непосредственно выслушать и должен был выполнить приказ своего господина. Одно и то же лицо могло иметь "послушных призыву" и состоять в группе "послушных призыву" своего господина, начальника высшего ранга, которые возглавляли особые ведомства. Три главных ведомства: военное, налоговое, общественных работ. Функции древневосточных государств: В древневосточных государствах в религиозном массовом сознании существовало мистическое отношение к верховному правителю. Признание его божественного авторитета приводило к признанию неограниченных деспотических полномочий. Это было основополагающим элементом восточной культуры, религиозной идеологии, определяющим различные стороны жизнедеятельности восточных государств. С учетом этих обстоятельств понятие "восточная деспотия" следует различать в культурно-цивилизационном, социально-историческом и формально-юридическом смыслах. В связи с этим, мы можем выделить общие для всех древневосточных государств функции: 1. Древневосточное государство, при слабом развитии рыночных отношений, призвано было выполнять контрольно-регулирующие функции, что обеспечивало особый статус управляющего сословия. 2. Государство также занималось деятельностью по поддержанию религиозно-культурного единства древневосточных обществ, обеспечивая сохранение их самобытных, фундаментальных ценностей. Значение религиозной идеологии в древневосточных государствах также определялось слабостью экономических связей и рыночных отношений, господством натурального хозяйства. В этих условиях религия была объединяющим фактором, формировалось унифицированное мировоззрение, и связующая роль отводилась правителю. 3. В массовом сознании правители наделялись всесильными, деспотическими полномочиями не только в силу божественного характера своей власти, но еще и потому, что им отводилась важнейшая функция поддержания безопасности, правосудия, справедливости в обществе. Эти представления о роли правителя поддерживались социальной деятельностью по защите неимущих слоев населения (ограничение долгового рабства, ограничения по процентам и др.) Усиление деспотических черт восточных государств обычно было связано с борьбой со знатью, а не с народом. В то же время, при общих закономерностях древневосточных многоукладных обществ, существовали специфические черты каждого из древневосточных государств, которые формировались в зависимости от времени их существования, доминирующего положения того или иного уклада с различными формами их взаимодействия, с особенностями их социальных и политических институтов, со спецификой их религиозных и культурных черт. 5.Определите особенности общественных отношений стран Восточной деспотии. Восточная деспотия характеризуется высочайшим уровнем централизации власти, вся полнота которой сосредоточивалась в одном лице (фараона, императора). Глава государства обладая, как светской (законодательной, исполнительной, военной, судебной), так и религиозной властью. Личность главы государства обожествлялась, его воля и власть имели религиозный, сакральный характер и были непререкаемы. Повеление главы государства осуществлялись с помощью громоздкого, сложного медлительного бюрократического аппарата. Восточная деспотия была порождена сравнительно низким уровнем развития общества, скованностью личности при наличии крепкой сельской общины с неразвитостью товарно-денежных отношений и господством религиозной идеологии, а также необходимостью управлять большими массами населения, проживавшего на обширных территориях, и проводить крупные общественные работы. Человек ценился невысоко, даже будучи формально свободным, он был «рабом порядка», религии, традиций. Восточная деспотия – следствие раннего состояния общества и, в частности, господства общинных отношений. Восточная деспотия могла сосредоточить силы народа на решении важнейших задач – создании ирригационных систем, ведении военных действий. Но она же тормозила раскрепощение личности, подчас деформировала общественные цели и была одной из причин «застойного» характера развития стран Древнего Востока. Излагаемая характеристика восточной деспотии есть, однако, лишь обобщенное изображение реального. Восточная деспотия типична для многих государственных образований стран Востока. Но, например, в империи Маурьев (Древняя Индия) ряд черт деспотии отсутствовал. Да и в истории Египта имели место случаи острых конфликтов светской и духовной власти, свержение фараона жречеством. 6.Назовите основные черты рабовладельческого права. Рабовладельческое право представляло собой ---совокупность обязательных норм или правил поведения, направленных на регулирование системы общественных отношений в интересах господствующего класса. Одновременно с возникновением и развитием рабовладельческого государства возникло и развивалось рабовладельческое право, представлявшее собой возведенную в закон волю рабовладельцев, совокупность общеобязательных норм, закрепляющих господствующие в обществе отношения. Рабовладельческое право имело очень большое значение для осуществления задач государства, как связанных с существованием противоречий внутри данного общества, так и других, общих для всех членов этого общества. Все же в первую очередь рабовладельческое право обеспечивало деятельность государства по удержанию рабов в подчинении. Основные чертами рабовладельческого права: 1.право носило религиозный характер; 2.право было бессистемным, не было отраслей права(гражданского, уголовного и т.д); 3.право носило казуистичный характер;(за поимку беглого раба в степи следовало наказание); 4.право носило не развитый, формальный характер; 5.сохранялись пережитки старого, которые проявлялись в неразвитости , частной собственности на землю, в патриархальных системных отношениях, а так же в коллективной ответственности в общине за свои преступления по принципу: око за око, зуб за зуб; 7.Определите особенности социальной структуры древнеиндийского общества. Охарактеризуйте касто-варновую систему. Следует отметить, что кастовое деление является общей чертой древневосточного общества. Однако в Древней Индии оно проявилось с наибольшей силой. По древнеиндийским законам Ману жители делились на четыре наследственные и замкнутые социальные группы или сословия (варны): 1) брахманы; 2) кшатрии; 3) вайшьи; 4) шудры. Представители первых трех сословий считались дважды рожденными. Совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны, их права и обязанности назывались драхмой. К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные из уст бога. Только они могли проповедовать религию. Брахманы освобождались от всех налогов и повинностей, телесных наказаний. Все должны были считаться с мнением брахмана, даже цари. Царь должен был не только слушать советы брахмана, но и доставлять ему удовольствие и подарки. Брахманам поручалось ведение судебных и иных государственных дел. Брахман не мог находиться в услужении. Законы подробно расписывали распределение занятий и обязанностей брахманов. Второй варной из дважды рожденных считались кшатрии. Из них чаще всего выходили военачальники и раджи. Кшатрии, по законам Ману, якобы созданы из рук бога. Их обязанность охранять других, в первую очередь брахманов. Они составляли военную знать. Только им разрешалось носить оружие, участвовать в походах. За убийство кшатрия штраф был в четыре раза меньше, чем за убийство брахмана. 9-летний брахман считался отцом 90-летнего кшатрия. Первые две варны являлись господствующими, привилегированными сословиями, хотя браки между брахманами и кшатриями запрещались. Закон призывал к согласию и сотрудничеству обоих сословий. Вайшьи – третья варна дваждырожденного. Они появились якобы из бедер бога. Эта категория жителей, наиболее многочисленная, занималась торговлей, земледелием, ремеслом. За убийство вайшьи штраф составлял лишь восьмую часть штрафа за убийство брахмана. К варне однорожденных относились шудры – наемные работники, слуги. Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения. Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его свидетельство всегда вызывает подозрение, его наказывают строже. Происхождение варн не вполне ясно. Весьма вероятно, что завоевание и пребывание среди враждебного народа способствовали ранней специализации двух основных политических «профессий» – жреческой и военной. В первоначальных варнах все было проще, чем впоследствии; браки между брахманом и шудрянкой не воспрещались, хотя и не поощрялись; брахманы могли выполнять работу, которая затем была признана позорящей. В первых веках нашей эры в Индии стали складываться феодальные отношения, и в связи с этим происходит процесс «преобразования» варн в касты. Принципиальным отличием новых каст от старых варн было то, что касты являлись корпорациями, т. е. имели четкую внутреннюю организацию - органы управления, кассы взаимопомощи, совместные ритуалы и обряды, определенный регламент профессиональной деятельности, нормы внутреннего и внешнего общения, свои обычаи, привычки, кухню, украшения, кастовые знаки и др. Касты включали в себя много меньшее количество членов по сравнению с прежними варнами, причем многие из них были не всеиндийскими, но региональными и локальными группами. Как и любая корпорация, каста строго стояла на страже интересов своих членов, давала каждому из них поддержку, помогала найти работу, получать обусловленную нормой плату за нее и т. п. Все перечисленные новые черты и признаки достаточно заметно отличают касту от варны. Но главный принцип при трансформации варн в касты остался неизменным: сформулированное еще древним брахманизмом и строго охранявшееся индуизмом правило гласило, что каждый принадлежит к своей касте по рождению и должен оставаться в ней всю жизнь. И не только оставаться, но и выбирать жену из своей касты, воспитывать детей в духе кастовых норм и обычаев. Кем бы он ни стал, как бы ни разбогател или, напротив, ни опустился, брахман высокой касты всегда останется брахманом, а неприкасаемый -чандала всегда неприкасаемым. 8.Проанализируйте влияние касто-варновой системы на правовое положение населения в Древней Индии по закону Манну. Примерно в IX-VIII вв. до н.э. в Древней Индии на базе старых племенных государств, растущих вместе с развитием ремесла и торговли городских центров, складываются первые более или менее крупные государства, которые ведут между собой непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти государства, кроме воспетых в древнеиндейских эпических сказаниях войн, не оставили заметного следа в индийской истории. С этого времени и ведет свое начало традиция слабых и кратковременных государственных образований, возникающих, возвышающихся и быстро приходящих в упадок, как и не востребованность централизации, сильной государственной власти, ставшая характерной чертой древнеиндейской цивилизации. Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин, главнейшие из которых заключались в варно-кастовом строе и крепости общинной организации. Жесткая варно-кастовая система с раз и навсегда определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономном индийский общины с ее натуральным хозяйством и системой патриархально- патронатных меж кастовых взаимосвязей земледельческой части общины с ремесленниками и слугами, получившей название джаджмани. Самодостаточная устойчивость и одновременная адаптивность, вариабельность индийской общины сделали ее определенном смысле внеисторичной. |