Главная страница
Навигация по странице:

  • 16.Проанализируйте развитие Афин в период расцвета государственности ( V в. До н. э.). Докажите, что в Афинах существовала система «разделения власти».

  • 17.Составте схему механизма принятия законопроекта в Афинах в 5в. до н.э. с демонстрацией системы «разделения властей».

  • 19. Назовите основные периоды развития Древнеримского государства и дайте им характеристику.

  • 21. Укажите основные отличия принципата от домината.

  • 22. Охарактеризуйте рецепцию римского права как источник феодального права эпохи средневековья. Рецепция римского права

  • 24. Определите особенности государственного устройства Византийской империи.

  • экзамен 1 курс. Ответы на вопросы по игпзс опредилите предмет и методы дисциплины ипгзс


    Скачать 118.47 Kb.
    НазваниеОтветы на вопросы по игпзс опредилите предмет и методы дисциплины ипгзс
    Анкорэкзамен 1 курс
    Дата01.06.2022
    Размер118.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIGPZS_1-40.docx
    ТипДокументы
    #562477
    страница3 из 6
    1   2   3   4   5   6

    13,14,15.Проанализируйте сущность реформы Тезея, Солона, Клисфена в Афинах.

    Особенности возникновения и развития Афинского рабовладельческого государства (II тыс. до н.э.- IIв. н.э.). реформы Тезея, Солона, Клисфена, Эфиальта и Перикла. Организация и деятельность учреждений афинской демократии в V-IVвв. до н.э.Афинское государство возникло на территории Аттики. Население Аттики постепенно соединялось вокруг Афин. Эта область была богата природными ископаемыми. Земледелием можно было заниматься лишь на небольших и немногочисленных долинах. Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание, совет старейшин, вождь. Главным источником силы и богатства этого полиса были торговля и кораблестроение. Крупный портовый город с удобной гаванью быстро превратился в экономический, торговый и культурный центр. У Афин был сильный флот, активно вели торговлю с колониями, перепродавали полученные товары другим полисам. Афины – небольшое государство. Принято называть полисом – городом-государством. Граждане полиса представляли собой общину, основанную на совместном праве пользования и распоряжения землей, совместном управлении общими делами. Важным этапом в длительном процессе образования государства в Афинах были реформы, связываемые по традиции с именем легендарного героя Тесея. Приписываемые ему реформы – результат постепенных изменений, происходивших в течение ряда веков и завершившихся к 8 в. до н. э. Одной из таких реформ было объединение племен, населявших Аттику, в единый афинский народ. В результате в Афинах был создан совет, управлявший делами всех племен. Политическая жизнь полиса развивалась по пути демократизации через острую борьбу с родовой знатью. Начиная с VI в. до н. э. в политическую жизнь афинского общества все более активно включались общинники. Некоторые из них стали заниматься ремеслом. Относительно высокий уровень производительных сил, и благоприятные природные условия самой Аттики способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. Но развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. На рубеже 7—6 вв. до н. э. перед полисом стояла серьезная проблема, которая реально угрожала его дальнейшему существованию. Свободные общинники не всегда справлялись с трудами крестьянина и часто попадали в долговую кабалу к аристократам. Если не получалось отработать долг, то крестьянин становился рабом. Из долгового рабства выбраться было практически невозможно. Новый хозяин мог продать своего земляка куда угодно, получив за него деньги. Для Афин была характерна частная собственность на землю и частное рабовладение. Афинский аристократ Солон своими реформами запретил долговое рабство для граждан и вернул очень многих рабов на родину. Отныне рабами в Афинах могли стать только пленные. Политическая реформа Солона устанавливала имущественный ценз и была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афин могли участвовать в управлении государством. Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые были причислены к первому разряду. Просто богатые – ко второму. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие были зачислены в один четвертый и последний разряд.По предложению Солона высшим органом власти было афинское Народное собрание. Оно было самым высоким органом власти и получало самые широкие полномочия: принимало законы, решало законы о войне и мире, заключало или расторгало договоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. Были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя – суд присяжных. Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияние на Народное собрание. Гелиэя была судебным и законодательным органом одновременно. Реформы Клисфена были напрвлены на ликвидацию старых племен. Взамен родоплеменному делению граждан было введено их территориальное разделение. Аттика была разделена на 10 территорий, каждая их которых включала три находящиеся в разных местах территории – городскую, прибрежную и земледельческую. Клисфену принадлежит изобретение изгнание из государства как мера наказания к лицам, которых считали опасными в политическом плане. Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы. Их было около ста. Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо него стали выбирать совет пятисот. Реформы Эфиальта. Сущность реформы Эфиальта заключалась в том, что он ограничил функции ареопага (в ведении которого остались лишь религиозные и некоторые уголовные дела). Принадлежавшее ареопагу право контроля за должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию, но главным образом – к гелиэе. Эфиальт усложнил систему отчетов, но одновременно сделал ее более гласной, предоставив народу право непосредственного контроля за деятельностью должностных лиц. Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) для всеобщего ознакомления. Реформы Перикла. С именем Перикла связано два важнейших законодательства: о гражданских правах и об оплате должностных лиц. Прежде всего, была введена плата судьям. Народный суд, учрежденный еще при Солоне, составлял основу всей демократической системы афинского государства. Роль суда была многогранна: он решал множество вопросов как между самими афинскими гражданами, так и между союзниками Афин по морскому союзу, превращаясь одновременно в важнейший инструмент контроля над ними. Следовательно, вводя такое новшество, как оплата труда чиновников, Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах самого широкого круга афинских граждан, в том числе – малообеспеченных. Другая проведенная Периклом реформа – гражданская. В соответствии с ее требованиями, гражданином Афин мог считаться лишь тот, чьи мать и отец были афинянами.

    16.Проанализируйте развитие Афин в период расцвета государственности (V в. До н. э.). Докажите, что в Афинах существовала система «разделения власти».

    Основными государственными органами и высшими должностными лицами Афин в период расцвета демократии считают народное собрание. Как такового не было объединенного правительства, не допускалось совмещение двух или более государственных должностей. Большинство должностей занимались на год, путем жеребьевки. Все высшие государственные органы были коллегиальными. В состав народного собрания входили все афинские граждане. Субъекты законодательной инициативы: любой афинский гражданин или Совет пятисот. Совет пятисот (буле) являлся высшим правительственным учреждением, избирался по жребию на год.

    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АФИНСКОЙ ДЕМОКРАТИИ Чтобы компенсировать эвпатридам потерю их политических привилегий, Солон создает новый орган управления – Совет четырехсот. Через тридцать лет после реформы временного успеха добилась аристократия, несколько изменив в своих интересах реформы Солона. Победа демоса была закреплена в 509 г. до н. э. реформами Клисфена. Клисфен упразднил политическое значение старого деления населения на четыре класса, введя территориальную организацию населения. Афины были разделены на 10 территориальных фил (округов). Каждая фила состояла из трех расположенных в разных местах территорий (триттий), делившихся на демы. Вместо Совета четырехсот Клисфен создает Совет пятисот (по 50 человек от каждой филы. Несколько позже на основе того же принципа был создан еще один орган управления – коллегия 10 стратегов, которые со временем стали высшими должностными лицами государства. Расцвет афинской демократии связан с именем Перикла, последователя и сторонника демократа Эфиальта, лидером афинского демоса, первого стратега в течение почти 15 лет. При Перикле Афины значительно укрепили свою гегемонию в первом Афинском морском союзе, что давало Аттике большие союзнические деньги. Перикл сумел перенести казну Афинского морского союза с острова Делос в Афины и широко использовал эти деньги на государственные нужды Афин (например, построил Парфенон). Перикл ввел оплату государственных должностей, чем открыл дорогу во власть неимущим гражданам. В IV в. до н. э. в период упадка афинской государственности оплачивалось даже посещение народного собрания.

    В Афинской республике стала складываться система разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, при которой ветви власти имеют различную компетенцию и возможности воздействия друг на друга. Впрочем, в Афинах принцип разделения властей был проведен в жизнь не в полном объеме, многие органы дублировали функции друг друга (особенно народное собрание - эклессия - являвшиеся и законодательным, и судебными, и контрольным органом). Тем не менее, система органов власти в республике представляла собой следующую картину. Высшая законодательная власть (и вообще верховная власть в государстве) вручалась экклесии, в деятельности которой могли принимать участие все граждане Афин, достигшие 20-летнего возраста. Из 30-35 тысяч граждан обычно присутствовало 1-2 тысячи человек (лишь для решения вопроса об остракизме требовался кворум в 6 тысяч человек). Собрание проводилось примерно 4 раза в месяц, его повестка заранее доводилась до сведения граждан (как правило, в народное собрание ходила городская часть населения, как наиболее богатая, образованная, политически активная и имеющая свободное время). Обычно голосовали путем поднятия рук (хайратония); иногда применялось тайное голосование с помощью цветных камешков, бобов, либо черепков (при остракизме имя потенциального противника демократии писалось на черепках). Вносить законопроекты и выступать в народном собрании формально мог любой, но чаще всего это делали должностные лица или так называемые демагоги - особая категория полупрофессиональных политиков. Функции народного собрания были следующие:

    а) законодательная (проект предварительно рассматривался Советом 500, принимался народным собранием и утверждался гелизей);

    б) избрание высших должностных лиц республики-стратегов;

    в) объявление войны и заключение мира;

    г) решение вопросов продовольственного снабжения (остро стоявших в торгово-ремесленных Афинах, зависимых от привозного хлеба);

    д) прием и отправление послов;

    е) дарование гражданства и многое другое.

    В целом нужно отметить, что экклесия была органом с абсолютно неопределенной компетенцией, имеющая властные полномочия во всех жизненных сферах.

    Высшая исполнительная власть вручалась Совету 500 (булэ) и коллегии 10 стратегов. Основными принципами их деятельности были:

    а) выборность (либо по жребию, либо путем голосования);

    б) сменяемость (повторное занятие одной и той же должности в течении двух сроков за исключением стратегов не допускалось);

    в) срочность (обычно 1 год);

    д) коллегиальность (страх перед тиранической, единоличной властью);

    е) подотчетность (должностные лица по истечении срока своих полномочий отчитывались либо перед народным собранием, либо перед Советом 500 и могли быть привлечены к ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей);

    ж) возмездность (все должностные лица, за исключением стратегов, получали жалование; даже голосование в народном собрании было оплачиваемым).

    17.Составте схему механизма принятия законопроекта в Афинах в 5в. до н.э. с демонстрацией системы «разделения властей».

    Афинская демократия являлась политической системой, обеспечивавшей наиболее широкое вовлечение граждан в реальное управление государством. Практически каждый гражданин хотя бы раз в жизни (а обычно гораздо чаще) успевал либо поработать в одной из коллегий, либо быть избранным дикастом или членом Совета пятисот, а кроме того, более или менее регулярно участвовал в работе экклесии. В условиях полиса политическая активность граждан представлялась не только их правом, но и в какой-то мере обязанностью. Уклонение от участия в государственных мероприятиях, демонстративный уход в частную жизнь порицались.
    В тесной связи с политической организацией демократических Афин находилась военная организация, представленная ополчением граждан призывного возраста (в возрасте 20—60 лет). Юноши, только что достигшие совершеннолетия (эфебы в возрасте 18—20 лет), проходили военное обучение под руководством специальных наставников и несли сторожевую службу на границах Аттики. После этого они становились полноценными воинами, вносились в призывные списки и в случае необходимости могли быть мобилизованы, чтобы принять участие в военном походе за пределы государства.
    Все войско делилось на десять таксисов – крупных отрядов (по одному от каждой филы), а каждый таксис, в свою очередь, на лохи -отряды меньшей численности. Общее руководство всеми военными действиями как на суше, так и на море принадлежало стратегам, осуществлявшим командование коллегиально. Стратегам подчинялись другие военные должностные лица, избиравшиеся голосованием: десять таксиархов (командиров таксисов), два гиппарха (командира кавалерийских отрядов), триерархи (капитаны триер) и др.

    19. Назовите основные периоды развития Древнеримского государства и дайте им характеристику.

    Основные этапы римской государственности.

    1) Царский период (VIII — VI вв до н. э.) — с образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим (753 — 509 гг. до н. э.) - царский, складывается государство Рим. Значение родового собрания было невелико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение. Источники права: Правовые обычаи; Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената («Сенатус-Консульты»); Акты магистратов (Эдикты магистратов).

    2) Период расцвета Римского права (классический период) — период Республики (V — I вв до н. э.). Становление и утверждение республики 509 — 27 гг. до н. э. Характеризуется борьбой плебса и патрициев. Возрастание значения частной собственности; расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов.

    3) Период после классический (III - V вв.) - период Империи, который делится на принципат (I в до н. э. - IIIв н. э.) и доминат (III в н. э. - Vв н. э.). Принципат — переход от республики к монархии — царь становится первым среди равных. Доминат — абсолютная монархия, до конца римской империи. Возникает потребность в кодификации права («Дигесты», «Институции Гая»).

    21. Укажите основные отличия принципата от домината.

    Особенностью принципата как политической системы было если не полное отсутствие бюрократии, то, во всяком случае, минимальное количество чиновников и незначительный, в сопоставлении с масштабами империи, государственный аппарат на протяжении всего периода I–II вв. В наследие от Республики Империя получила уникальную для античности систему использования в качестве мелкой бюрократии (секретарей, посыльных и т. п. ) рабов, принадлежавших тому или иному господину, занимающему государственный пост. Причем, чем выше был этот пост, тем, как правило, богаче был человек его занимавший и, следовательно, тем больше рабов он мог использовать для выполнения своих государственных обязанностей. На местном же уровне Римская империя сохранила систему самоуправления, оставшуюся от полисных времен, в виде советов декурионов, отправлявших свои обязанности как почетный долг и не получавших за свою службу денег из государственной казны. В результате расходы государства на управленческий аппарат долгое время оставались минимальными.

    Политическая система домината являла собой в упрощенном виде формулу, согласно которой император был доминусом-господином, а все остальные граждане империи являлись его подданными. Доминат предполагал введение соответствующего дворцового церемониала, подобного тому, что существовал в государствах восточной деспотии. Титулатура императора теперь обязательно включала термины «священный» и «божественный» . Кроме того, система домината вводила строгую иерархию чиновничьих должностей и оформляла бюрократические структуры империи.

    22. Охарактеризуйте рецепцию римского права как источник феодального права эпохи средневековья. Рецепция римского права

            Рецепция (то есть усвоение, восприятие) римского права началось в эпоху Реформации (шестнадцатый век). В римском праве содержались четкие формулы, касающиеся частной собственности, торговых оборотов и многих других сфер общественной жизни. Католическая церковь поддержала рецепцию римского права, потому что видела в нем способы сохранения канонического права и узаконивание притязаний пап на неограниченную власть. В конце концов, эту рецепцию официально признала и королевская власть, которой была необходима централизованная Европа, подчиненная единой юрисдикции.
    24. Определите особенности государственного устройства Византийской империи.

    Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.
    Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства.
    Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Наиболее полновластно вмешивался в руководство делами церкви император Юстиниан I, нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (епископами и патриархами) как со своими чиновниками.
    Власть византийского императора в IV-VII вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать "общим законам" империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, "народом Константинополя" и армией, роль которой в избрании императора Византии неуклонно падала.
    Важным фактором политической жизни Византийского государства этого времени было одобрение кандидатуры императора "народом Константинополя". Еще в IV в. императорским указом "народу Константинополя" - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования. На этой основе в Византии возникли особые политические организации - так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов - они назывались "голубые" и "зеленые" - составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В V в. аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеимперские организации, тесно связанные друг с другом. В IV-VI вв. роль димов в политической жизни была значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий. 
    Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии -константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. человек. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.
    Именно поэтому ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного Юстиниана I, признавали в законодательных актах необходимость "согласия великого сената и народа". Это свидетельствует об устойчивости некоторых политических традиций, сохраняющихся со времен республиканской государственности.
    С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX-Х вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867-1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.
    В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора "народом Константинополя" прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.
    Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей "поставление на царство", становится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.
    Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены). Его прерогативы были неограниченными. Василевс издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.
    Характерно, что при такой всевластности его положение не было очень прочным. Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала: сын ва-силевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а "божественное избрание". Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника, принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в.
    Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть, по мнению ряда исследователей, начинает неуклонно ослабевать. Этому способствовали новые тенденции, порожденные воздействием феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые для византийской государственной практики сеньориально-вассальные отношения. Начиная с Х в. византийский самодержец нередко вынужден заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными - динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.
    Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. В Х в. в византийской "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднеесинклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили оба префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената.
    Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр - начальник дворца и квестор - главный юрист и председатель консистория. Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Общая численность византийских чиновников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражданских чиновников.
    Роль центрального государственного аппарата возросла в IX- XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии. Его структура стала еще более сложной и громоздкой. Количество ведомств ("секретов") увеличилось до 60. С IX в. вследствие роста императорского хозяйства и двора усложняется дворцовая администрация. Различия между государственными ведомствами и дворцовыми службами становятся все менее четкими. Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными делами. Другая черта, характерная для центрального управления Византии этого времени, - распыление отдельных государственных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено с VII в. на несколько неподчиненных друг другу "секретов". Судебные функции были разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для дворцовых служб императора и др
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта