Главная страница
Навигация по странице:

  • 6. В настоящее время, как утверждает известный российский социолог С.И.Голод, можно говорить о том, что семья в своем развитии выходит на стадию супружества.

  • 7. Характерным признаком постсовременной семьи, как в России, так и за рубежом, является автономия супругов

  • 24.Экономическая культура и ее роль в экономическом поведении.

  • Экономическая культура в широком смысле слова

  • Экономическая культура в узком смысле слова

  • ответы по социологии. Ответы по дисциплине социология. Ответы по дисциплине Социлогия Возникновение социологи. О. Конт как основатель социологии


    Скачать 64.97 Kb.
    НазваниеОтветы по дисциплине Социлогия Возникновение социологи. О. Конт как основатель социологии
    Анкорответы по социологии
    Дата13.11.2019
    Размер64.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы по дисциплине социология.docx
    ТипДокументы
    #95057
    страница4 из 4
    1   2   3   4

    5. В последнее время широкое распространение получили семьи, альтернативные браку. Это прежде всего внебрачное сожительство, когда супруги, живя вместе и ведя общее хозяйство, не регистрируют свой брак или регист­рируют его, когда может или уже появился ребенок. Сожительство – это удел молодых. Его пик приходится на вторую половину третьего десятиле­тия жизни индивида. В последующем идет снижение удельного веса таких отношений. Либерализация общественного мнения по отношению к сожи­тельству обуславливает взгляд на него как на нормальное явление и не дает оснований говорить об уменьшении их количества в будущем.

    Хочется отметить еще одну своеобразную форму брака – это так называемый Годвин-брак, предполагающий раздельное проживание супругов. У. Годвин утверждал, что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее самостоятельному развитию супругов вследствие несовершенства людей и различия их склонностей и потребностей. «Брачный сепаратизм», как известно, это попытка разрешить напряжение, возникшее между мужем и женой путем их временного разъезда. Кроме того, чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, тем полнее индивид такого социума сознает себя как индивидуальность. Тем насущнее его потребность в обособлении. Созвучная тенденция прослеживается и в семье.

    С появлением «новых русских» широкое распространение получила еще одна модель альтернативной семьи, которой сербский юрист М. Босанац дал название «семья-конкубинат», означающее возможность мужчины жить в официальном браке и при этом иметь параллельный союз с другой женщи­ной, имеющей от него внебрачного ребенка или, сохранив неформальную связь с первой женой, юридически оформить брак с бывшей конкубиной.

    При этом он выполняет обязанности мужа, отца по отношению к той и другой семье. Зачастую женщины знают о существовании друг друга и не возражают против этого.

    6. В настоящее время, как утверждает известный российский социолог С.И.Голод, можно говорить о том, что семья в своем развитии выходит на стадию супружества. Понять это можно так: норма семейной жизни меняется – родители в такой семье отказываются полностью подчинять собственные интересы интересам детей. Основные семейные ценности формируются во взаимодействиях мужа и жены и лишь впоследствии стано­вятся естественной базой для межпоколенных отношений «родители-дети».

    Муж и жена, безусловно, всегда составляли основу семьи и были супругами. Но это был либо союз экономический, либо реп­родуктивный, либо воспитательный, но не союз-супружество. Супружество же – это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое мораль­ными принципами и поддерживаемое имманентными ему ценностями. Прин­ципы, лежащие в основе супружества, реализуются в результате социальных сдвигов, сопровождавшихся индивидуализацией мужчин (расширение изби­рательности, рост внутренней ответственности и автономии от социальных общностей) и распространением этих качеств на женщин, что, конечно же, было бы невозможным без их экономической и гражданской эмансипации.

    Семья-содружество способствует индивидуальному развитию, которое осуществляется через раскрытие индивидуального своеобразия каждого из супругов. В такой семье отношения между супругами определяются не род­ством (как в патриархальной семье) и не рождением детей (как в детоцентристском типе), а свойством. В границах одного семейного типа возникают богатые и разнообразные отношения между полами и поколениями, созда­ются широкие возможности для самореализации каждого индивида.

    7. Характерным признаком постсовременной семьи, как в России, так и за рубежом, является автономия супругов. Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, чем ярче член такого социума сознает себя как индивидуальность, тем, в принципе, насущнее его потребность в обособлении. Созвучная тенденция, без сомнения, прослеживается и в семье. Здесь, в частности, автономность выражается в том, что интересы каждого из супругов шире семейных и круг значи­мого общения для каждого из них выходит за рамки супру­жества. Их эмоциональные устремления регулируются не столько обычаями, традициями и внешними предписаниями, сколько индивидуальными представлениями, эстетическим идеалом и нравственными ценностями.

    Ребенок в постсовременной семье осознает, что его обя­занности (и ответственность) по отношению к родителям состоят не столько в регулярной помощи в домашнем хо­зяйстве или в успешной учебе, сколько в том, чтобы полнее использовать возможности, предоставляемые ему для разви­тия и реализации своих способностей и таланта. В свою очередь, родители, отходя от скрупулезной регламентации, поддерживают этику самореализации как социально-нрав­ственную ценность. Впрочем, это всего лишь эскиз, требую­щий тщательной проработки.

    В современном типе семьи опека подростка, как прави­ло, продолжается долго — вплоть до брака. Для постсов­ременного же, напротив, характерно поощрение юношеской самостоятельности. Супружеская семья — исторически на­именее стереотипизированное образование. Если иметь в виду зрелую ее стадию, то здесь открываются уникальные возможности для разнообразных и богатых отношений между полами и между поколениями, появляются широкие возможности индивидуальной самореализации для всех.

    В то же время возрастут требования к качеству межлич­ностных отношений, взаимной терпимости, уважению прав и достоинства личности каждого члена семьи.

    8. В последнее время в семье отношения между мужем и женой строились по принципу взаимозаменяемости, где отсутствовало жесткое закрепление обязанностей. Но в то же время намечается тенденция, связанная с традиционализацией семейных ролей: за мужчиной закрепляется роль добытчика, кормильца, а за женщиной роль хранительницы семейного очага, матери. Это связано с двумя моментами: во-первых, появившиеся в обществе богатые мужчины могут безбедно содержать свою семью, жена становится хозяйкой дома со всеми вытекающими отсюда обязанностями, во-вторых, сокращение производства прежде всего сказалось на женщинах, оставив их без работы. Такая традиционализация носит зачастую вынужденный харак­тер и не всегда и не во всем соответствует потребностям, как женщин, так и мужчин и даже, в целом, всего общества. Поэтому в процессе обществен­ного развития должны быть найдены новые механизмы, соответствующие правам отдельных членов семьи и поддерживающие эффективное выпол­нение семьей своих основных функций в изменяющихся социально-экономических условиях.

    24.Экономическая культура и ее роль в экономическом поведении.

    Экономическая культура выступает составной и существенной частью общей культуры. Цивилизованный человек — это личность с развитой экономической культурой. Разные ученые по-разному определяют ее сущность. Однако все эти определения сводятся к тому, что экономическую культуру можно рассматривать, как и политическую, в узком и широком смыслах слова.

    Экономическая культура в широком смысле слова — это совокупность созданных обществом материальных и духовных средств производственной деятельности: машины, сооружения, города, дороги и т. д.; экономические знания, умения, навыки, способы и формы общения людей, экономический интеллект.

    Экономическая культура в узком смысле слова — это типичный способ экономического мышления и деятельности народа, группы, индивидов. С его помощью люди адаптируются к конкретным социально-экономическим условиям своего существования. В экономическую культуру включается также совокупность экономических интересов, ценностей, норм, правил, умений и навыков, которые являются регуляторами экономического поведения. Другими словами, экономическая культура состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний. Образно говоря, экономическая культура представляет собой тот инструмент, «язык», с помощью которого люди могут общаться между собой в процессе экономической деятельности и поведения и соответственно понимать сущность экономических явлений и процессов, происходящих в данном обществе и во всем мире. Каждой экономической эпохе характерен свой уровень и тип экономической культуры населения. При этом, разумеется, разные группы населения имеют существенно различные уровни экономической культуры. Так, ученые-экономисты обладают теоретическим экономическим сознанием. Чиновники государственных структур, директора, менеджеры, предприниматели должны обладать культурой практического экономического мышления. А для массового сознания в экономической культуре важны прежде всего производственные и потребительские мотивации.Современная экономическая культура во многом совпадает с цивилизованностью, социальностью общества. В ней главная роль отводится учету интересов индивидов и групп людей. Традиционные «идолы» экономического развития (прибыль, количественный рост) заменяются более человеческими целями. Экономическая культура выполняет несколько функций: познавательную, прикладную, воспитательную и т. д. Новые экономические знания стимулируют критическую переоценку старых знаний и осознание тенденций развития общества на перспективу. Что касается прикладной функции экономической культуры, то активность субъектов экономических отношений во многом зависит не только от уровня их экономических знаний, но и от умения применять их на практике, т. е. от экономического сознания людей.

    Выводы. /. Экономическая культура является составной частью общей культуры. Цивилизованное общество без нее немыслимо. 2. Экономическая культура представляет собой такой «язык», с помощью которого люди могут общаться между собой в процессе экономической деятельности и поведения. 3. Для каждой экономической эпохи характерен свой уровень и тип экономической культуры людей. 4. Экономически культурная личность — это человек, который обладает современными экономическими знаниями, умениями, навыками, опытом, помогающими ему хорошо ориентироваться в существующих социально-экономических отношениях и избегать ошибок, неправильных экономических действий.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта