Главная страница
Навигация по странице:

  • 3.Общество как социокультурный феномен. Культура и общество.

  • . Индивид понимается как человек активный, или субъект действий.

  • 6. Социальный институт: их виды и роль в обществе. Социальный или общественный институт

  • Виды социальных институтов

  • 8.Типология обществ. Индустриальное и постиндустриальное общество.

  • Постиндустриальная цивилизация

  • 9.Типология обществ. Глобализация в современном обществе.

  • Глобальными институтами управления являются: международное право; межгосударственные организации

  • Социальная структура личности в социологии отражается в культуре и наоборот. В структуре личности соотносятся традиционные и современные пласты культуры.

  • 11. Социализация, её средства,агенты,этапы

  • ответы по социологии. Ответы по дисциплине социология. Ответы по дисциплине Социлогия Возникновение социологи. О. Конт как основатель социологии


    Скачать 64.97 Kb.
    НазваниеОтветы по дисциплине Социлогия Возникновение социологи. О. Конт как основатель социологии
    Анкорответы по социологии
    Дата13.11.2019
    Размер64.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы по дисциплине социология.docx
    ТипДокументы
    #95057
    страница1 из 4
      1   2   3   4

    Ответы по дисциплине «Социлогия»

    1. Возникновение социологи. О.Конт как основатель социологии.

    Огюст Конт (1798-1857) обычно считается «отцом» социологии. Именно он дал этой науке наименование, составив слово «социология» из слов, взятых из двух разных языков: латинского «societas» («общество») и греческого «logos» («слово», «учение»). Но, конечно, дело не в новом названии. Значительным был вклад этого мыслителя в становление социологии. Он первым предложил использовать научный метод для изучения общества, полагая, что с помощью науки можно познать скрытые законы, которые управляют всеми обществами. Не случайно новую науку Конт сначала назвал «социальной физикой» и лишь затем «социологией». Конт поставил своей задачей разработку рационального подхода к изучению общества, основу которого составили бы наблюдения и эксперимент. Это в свою очередь обеспечило бы практический фундамент для нового, более устойчивого общественного порядка.

    В целом позитивистскую социологию Конта составили две основные концепции, которые сохранились на протяжении всей истории социологической мысли:

    социальная статика, раскрывающая существующие в определенный момент взаимоотношения между социальными институтами. В обществе, как в живом организме, части гармонично согласованы между собой, поэтому обществам в большей мере присуща стабильность;

    социальная динамика — учение об изменениях социальных систем, их прогрессе.

    Конт отмечал, что существуют противоречия между приспособлением человека к наличным условиям, с одной стороны, и стремлением изменить их — с другой. В связи с этим Конт писал о законе трех стадий прогресса человечества:

    первая стадия - теологическая (до 1300 г.), на которой господствуют мифология, фетишизм, политеизм или монотеизм. В это время состояние умов приводит к военно-авторитарному порядку, который достигает своего завершения в «католическом и феодальном режиме». По мере развития интеллекта пробуждается критицизм, подрывающий религиозные убеждения. С падением веры начинается распад социальных связей, разложение достигает апогея в период революционных кризисов, которые Конт считал неизбежными для развития общества;

    вторая стадия — метафизическая (до 1800 г.), для которой характерны Реформация, Просвещение, Революция. В этот период абстракции метафизического разума противопоставляются исторически сложившейся реальности, что приводит к возмущению существующими социальными порядками;

    третья стадия- позитивная,которая рождена промышленным производством и развитием естественных наук. На этом этапе и возникает социология как позитивное научное знание, свободное и от теологии, и от метафизики.

    Исторической заслугой Конта явилась его идея закономерности прогрессивного развития общества и стремление изучать данную закономерность исходя из самого общества. Кроме того, социологический анализ общества Конт обусловливал практической мотивацией, полагая, что изучение общества должно обеспечивать базу научного предвидения, социального переустройства общества и контроля над явлениями общественной жизни. Конт внес серьезный вклад в формирование ключевых представлений о социальной реальности, считая ее частью всеобщей системы мироздания. Он обосновал идею автономии «социального существования» по отношению к индивидуальному, одним из первых разрабатывал такие понятия, как «социальный организм» и «социальная система», обосновал разделение обществ на военный и индустриальный типы, предсказал выдвижение на авансцену социальной жизни новых членов общества — предпринимателей, инженеров, рабочих, ученых. Формулируя эволюционистскую парадигму, он доказывал, что все общества в своем развитии раньше или позже проходят одни и те же стадии.

    Чрезвычайно значим тезис Конта о том, что структура и развитие общества подчинены действию законов, которые необходимо изучать и на основе которых следует строить социальную практику.

    3.Общество как социокультурный феномен. Культура и общество.

    Общество — это исторически сложившаяся на определенной тер­ритории система отношений и форм жизнедеятельности людей. Об­щество состоит из отдельных индивидов, но не сводится к их сумме. Это системное образование, представляющее собой целостный, са­моразвивающийся социальный организм. Системность общества обеспечивается особым способом взаимодействия и взаимозависи­мости его частей — социальных институтов, социальных групп и от­дельных индивидов.

    Его признаки: -социальность – выражение общественной сущности жизни людей, социальной специфики их отношений и взаимодействий;

    -установление новых взаимодействий между людьми – способность общества образовывать новые связи между людьми и возобновлять те из них, которые утратили на некоторое время свое значение. Социальные взаимодействия существуют только в человеческом обществе и осуществляются на психологическом уровне. Индивиды, участвующие во взаимодействиях, составляют социальную группу: ?территория – существенный фактор общества, на котором разворачиваются те или иные социальные взаимодействия и который определяет особенности общества. Территориальное своеобразие играет важную роль в формировании типичных черт жизнедеятельности, культуры, обычаев этносов; -необратимость эволюции социокультурной системы как целого – невозможность для общества по мере удаления системы от точки равновесия вернуться к прежнему состоянию; • саморегуляция– способность общества обладать самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне создавать высокий, необходимый для каждого исторического этапа его развития уровень организации социальных взаимодействий. Он обеспечивает его устойчивое и направленное саморазвитие. Социальные процессы воплощают динамику общества как целостной системы; • наличие социальной структуры и социальных институтов, регулирующих общественную жизнь. Социокультурный подход характеризует общество как целостную, открытую систему, взаимодействующую с окружающей средой; • наличие субъектов социального развития, т.е. все социальные процессы происходят под влиянием сознания воли и деятельностилюдей. Индивид понимается как человек активный, или субъект действий. Само действие субъекта есть компонент взаимодействия с другими субъектами. В этих взаимодействиях человек представляется как многомерное, биосоциокультурное существо; -социальное пространство и социальное время – признаки общества, составляющие основу его существования, функционирования и развития. Они определяют историческую эпоху или территорию, к которой можно отнести общество. Они не всегда совпадают с физическим пространством и временем. Так, люди, находящиеся рядом в физическом пространстве, разделены непреодолимыми границами в социальном отношении.

    Все названные признаки общества взаимодействуют друг с другом и обеспечивают целостность и устойчивость общественного развития.

    4.Общество как система.

    Понимание общества как системы прошло длительную эволюцию от классической социологии эпохи Э. Дюркгейма и К. Маркса до современных работ по теории сложных систем. Уже у Дюркгеймаразвитие социального порядка ассоциируется с усложнением общества.Особую роль в понимании систем сыграла работа Т. Парсонса «Социальная система» (1951).Он сводит проблему системы и индивида к взаимоотношению между системами, поскольку рассматривает как систему не только общество, но и личность. Между этими двумя системами, согласно Парсонсу, существует взаимопроникновение: невозможно представить себе систему личности, которая не была бы включена в систему общества. Социальное действие и его компоненты также являются частью системы. Несмотря на то что действие само складывается из элементов, вовне оно выступает как целостная система, качества которой активизируются в системе социального взаимодействия. В свою очередь система взаимодействия является подсистемой действия, гак как каждый единичный акт состоит из элементов системы культуры, системы личности и социальной системы. Таким образом, общество представляет собой сложное переплетение систем и их взаимодействий.

    По мнению немецкого социолога Н. Лумана, общество представляет собой аутопойетическую систему — саморазличающую и самообновляющуюся. Социальная система обладает способностью отличать «себя» от «других». Она сама воспроизводит и определяет собственные границы, отделяющие ее от внешней среды. Кроме того, согласно Луману, социальная система в отличие от природных систем строится на основе смысла, т.е. в ней обретают смысловое согласование ее различные элементы (действие, время, событие).

    Современные исследователи сложных социальных систем фокусируют свое внимание не только на чисто макросоциологических проблемах, но и на вопросах, как реализуются системные изменения на уровне жизни индивидов, отдельных групп и общин, регионов и стран. Они приходят к выводу, что все изменения происходят на различных уровнях и взаимосвязаны в том смысле, что «высшие» возникают из «низших» и снова возвращаются к низшим, оказывая на них влияние. Нап р им ер, социальное неравенство проистекает из разницы в доходах и благосостоянии. Это не просто идеальная мера распределения доходов, но реальный фактор, продуцирующий определенные социальные параметры и оказывающий влияние на жизнь индивидов. Так, американский исследователь Р. Уилкинсон показал, что в тех случаях, когда степень социального неравенства превышает определенный уровень, оно оказывает влияние на здоровье индивидов само по себе, вне зависимости от фактического благосостояния и дохода.

    Общество обладает самоорганизационным потенциалом, что позволяет рассматривать механизм его развития, особенно в ситуации трансформации, с позиций синергетического подхода. Под самоорганизацией понимаются процессы спонтанного упорядочения (перехода от хаоса к порядку), образования и эволюции структур в открытых нелинейных средах.
    6. Социальный институт: их виды и роль в обществе.

    Социальный или общественный институт— исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил.

    Виды социальных институтов

    1. Потребность в безопасности и порядке (государство).

    2. Потребность в добывании средств существования (производство).

    3. Потребность в получении знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования).

    4. Потребности в решении духовных проблем (институт религии).

    8.Типология обществ. Индустриальное и постиндустриальное общество.

    Индустриальная цивилизация и ее основные признаки: машинный способ производства; производство носит рыночный характер, т. е. большая часть произведенного продукта предназначается для прода­жи; преимущественно городской образ жизни (большая часть населе­ния живет в городах); высокий уровень социальной и географиче­ской мобильности; сравнительно высокий общий уровень образова­ния и профессиональной подготовки населения; наряду с частным образованием существует государственная система образования.

    В эпоху индустриализации значительные изменения происходят в социальной структуре общества: происходит рост городского насе­ления и одновременно уменьшается количество сельских жителей; возникают крупные промышленные центры — города-гиганты (ме­гаполисы); большое количество сельских поселений приходит в упадок; значительно возрастает количество людей, занятых в про­мышленном производстве.(рабочих, техников, инженеров и т. д.).

    Постиндустриальная цивилизация — новый качественный этап в развитии общества. Для нее характерны следующие признаки: авто­матизация и компьютеризация большинства процессов в промыш­ленном производстве и сфере услуг; внедрение автоматических сис­тем управления (АСУ) во многие сферы жизнедеятельности людей; главный продукт производства и продажи — информация; сокраще­ние количества людей, занятых в промышленности, и рост числа работников, занятых в науке, информации и сфере услуг; наряду с ростом городского населения растет число людей, имеющих благо­устроенное жилье (коттедж) в сельской местности; выравнивание городского и сельского уровней жизни.
    9.Типология обществ. Глобализация в современном обществе.

    Глобализация представляет собой процесс движения к мировому экономическому, финансовому, информационному и гуманитарному пространству, обусловливающему преодоление государственных барьеров на пути движения информации, капиталов, товаров и услуг и возрастание роли наднациональных институтов регулирования экономики.

    В более широком понимании глобализация означает углубление интернационализации производства и капитала, расширение экономического влияния ТНК, интенсификацию международной торговли, усиление межстрановой миграции рабочей силы и создание мирового рынка труда, обострение конкуренции в мировом масштабе, конвергенцию экономических систем, усиление процессов интеграции, создание информационного общества.

    В современных условиях интернационализация производства подтверждается тем, что мировой ВВП составляет примерно 30 трлн. долл., а интернационализированная часть мировой экономики – около 13 трлн. долл., т.е. степень глобализации мировой экономики приближается к половине ВВП всех стран мира.

    Для процесса глобализации наиболее важным становится межстрановая миграция капитала. Экспорт капитала в виде прямых инвестиций растет в 2-3 раза быстрее, чем экспорт товаров. Прямые инвестиции направляются в подавляющей массе в развитые страны и способствуют повышению взаимосвязанности и эффективности национальных экономик. Что касается портфельных инвестиций, то их деление на внутренние и внешние вообще не поддается фиксированию и оценке из-за интернационализации капитала в результате деятельности ТНК. Распространенные в мире с середины 90-х гг. процессы слияний и приобретений (СиП), обусловили международный характер современных ТНК.

    Глобальными институтами управления являются:

    международное право;

    межгосударственные организации,которые формируют общие цели мирового сообщества и призваны вводить их в мировую политику (Организация объединенных наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, Всемирная торговая организация (ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) специализированные неправительственные международные организации (Гринпис, Красный крест и др.).

    10. Понятие «личность». Прооцессы формирования личности и их описание в социологии.

    Понятие личности — одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом.

    Под структурой личности понимают соотношение основных компонентов личности как социального образования.

    К проблеме структуры личности в социологии существует не один подход. Структура личности в социологии – один из самых спорных вопросов. Ее рассмотрение отличается достаточно большим разночтением.

    Существует концепция 3.Фрейда, по которой структура личности в социологии складывается из трех основных элементов - это Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго). Оно представляет собой подсознательное, в котором господствуют инстинкты. В нем выделяются две потребности: агрессия и либидо. Я – это элемент сознания, которое связано в бессознательным, поскольку «оно» периодически прорывается наружу. Сверх-Эго представляет собой внутреннего цензора, который включает совокупность моральных принципов и норм. Сознание пребывает в конфликте с проникающими в него бессознательными инстинктами, а с другой стороны – с запретами, которые диктует Сверх-Я. Разрешение этих конфликтов опосредуется сублимацией (вытеснением). Современными российскими авторами структура личности в социологии видится как сочетание трех компонентов: памяти, культуры, деятельности. Память включает в себя оперативную информацию и знания, культура – ценности и социальные нормы, деятельности – реализацию потребностей, желаний, интересов человека.

    Социальная структура личности в социологии отражается в культуре и наоборот. В структуре личности соотносятся традиционные и современные пласты культуры. В условиях кризиса, когда затрагивается высший культурный слой, нижний традиционный слой может активизироваться сам. Это происходит в условиях ломки нравственных и идеологических норм и ценностей. Характерно подобное послойное снятие культурных пластов и при определенных психических заболеваниях. В ходе анализа структуры личности невозможно не рассмотреть вопрос соотношения социального и индивидуального начал. Каждая личность неповторима и уникальна. С другой стороны, личность является существом социальным, коллективным, ей присущ коллективизм. Теории личности в социологии направлены на изучение связи процесса развития и формирования личности с развитием и функционированием социальных общностей, связи личности и общества, отдельных групп. Наиболее известными теориями личности в социологии являются теория зеркального «Я», психоаналитическая теория, ролевая теория личности и марксистская теория.

    Теория зеркального «Я» была разработана Дж.Мидом и Ч.Кули. Согласно этой доктрине личность является отражением реакций других людей. Определяет суть человека самосознание.

    Психоаналитическая теория во главе с З.Фрейдом нацелена на раскрытие противоречий внутреннего мира человека, психологических аспектов связи человека и социума.

    Ролевая теория была выведена Т.Парсонсоном, Р.Минтоном и Р.Мертоном. Согласно ей социальное поведение описывается двумя основными понятиями: «социальная роль» и «социальный статус». Статус означает позицию человека в социальной системе. Роль – это действия, которые выполняет человек, которому свойственен определенный статус.

    Марксистская теория видит личность как продукт развития индивида в социуме.

    11. Социализация, её средства,агенты,этапы

    Социализация(становление личности) — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе Сущностный смысл социализации раскрывается на пересечении таких ее процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация индивида.

    В отечественной науке при определении стадий (этапов) социализации исходят из того, что она происходит более продуктивно в трудовой деятельности. В зависимости от отношения к трудовой деятельности выделяются следующие ее стадии:
      1   2   3   4


    написать администратору сайта