П.А.+Кропоткин+о+взаимной+помощи+как+принципе+организации+общест. П. А. Кропоткин о взаимной помощи как принципе организации общественной жизни Код, Направление подготовки
![]()
|
Приложение 2Контент-анализ статьи на тему «Конкуренция и взаимопомощь — две стороны «медали» взаимодействия популяций (к 175-летию со дня рождения Петра Алексеевича Кропоткина и 115-летию выхода его монографии «взаимная помощь как фактор эволюции»)» 1 Таблица 1. Бланк ключевых показателей2.
Таблица 2. Традиционный анализ основных показателей документа1. Фактор (4) Кропоткин (27) Эволюция (8) ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Взаимная помощь (27) ![]() ![]() Сосуществование (2) Борьба (7) ![]() ![]() Человек (5) ![]() Общество (8) Справедливость (3) ![]() Анархизм (2) (2) Выживание (1) ![]() Теория (27) ![]() ![]() Выводы В своей статье Розенберг Г.С. исследует работы П.А. Кропоткина и его представления о взаимопомощи как факторе эволюции. Тип издания — периодическое издание. Тема статьи: конкуренция и взаимопомощь – две стороны «медали» взаимодействия популяций (к 175-летию со дня рождения Петра Алексеевича Кропоткина и 115-летию выхода его монографии «взаимная помощь как фактор эволюции»). Ключевые слова: взаимная помощь, конкуренция, П.А. Кропоткин, популяция, природа, фактор, эволюция. Общее количество страниц — 8. 35 — общее количество абзацев, из которых 35 русских. 686 — общее количество строк, из которых 686 русских. Общее количество слов — 3258, из которых 3258 русских. Общее количество знаков (без пробелов) — 22719, из которых 22719 русских. Общее количество знаков (с пробелами) — 26148, из которых 26148 русских. Тремя самыми распространёнными единицами анализа являются слова «Кропоткин» (27), «взаимная помощь» (27) и «теория» (27), встречающееся в тексте чаще всего – 27 раз. Это свидетельствует о том, что в статье ключевой темой является рассмотрение взглядов Петра Алексеевича Кропоткина о взаимопомощи в обществе. Анализ материалов статьи говорит о том, что Кропоткин рассматривал взаимную помощь (27) как фактор (4) эволюции (8). Так же, как и в предыдущей статье, здесь противопоставляются идея борьбы (7), выживания (1) человека (5) в обществе (8) и идея мирного сосуществования (2), справедливости (3). В ходе исследования было выявлено, что одной из ключевых единиц анализа было слово «анархизм», которое встречалось в статье 2 раза. Анархизм (2) подразумевает под собой полную свободу человека в обществе, отрицает обязательность принудительной власти одного человека над другим. Как рассказывает автор статьи, Кропоткин познакомился с анархизмом в 1872 году, когда произошло их знакомство с теоретиком анархизма и народничества, а также мыслителем и революционером, Михаилом Александровичем Бакуниным. В восьмидесятые годы девятнадцатого века Кропоткин занимает почетное место среди самых влиятельных теоретиков анархистов. Он становится создателем анархо-коммунизма — направления, включающего в себя объединение взглядов анархистов и коммунистов. Главной являлась идея развития самоуправлений людей, их союзов и взаимная помощь между ними. В данном случае предполагался также полный отказ от социальной иерархии. Важной составляющей были равные социальные и гражданские права всех членов общества и, как следствие, равные возможности. Анализируя данные исследований Кропоткина о симбиотических взаимоотношениях видов, можно сказать, что он рассматривал эти отношения не с точки зрения «хищничества» и конкуренции, а с позиции положительного влияния видов друг на друга, с позиции взаимопомощи и взаимоподдержки. В заключении автор констатирует факт о том, что взаимопомощь выступает преобладающим фактом природы. На примере муравьев, пчел, голубей, грызунов и оленей он показывает, что объединение особей в сообщенные группы дает огромные преимущества животных перед хищниками. Таким образом, на примере природы Кропоткин понятно объясняет связь взаимной помощи, поддержки внутри группы (людей, животных) и их способностью к выживанию, превосходству над разобщенными обществами, группами. Понятия «взаимопомощь», «равенство» и «солидарность» для Кропоткина являются не абстрактными понятиями. Для Петра Алексеевича это фундамент его убеждений. И именно эти убеждения в социальном плане будут являться идеальной версией анархо-коммунизма. |