Главная страница

П.А.+Кропоткин+о+взаимной+помощи+как+принципе+организации+общест. П. А. Кропоткин о взаимной помощи как принципе организации общественной жизни Код, Направление подготовки


Скачать 0.52 Mb.
НазваниеП. А. Кропоткин о взаимной помощи как принципе организации общественной жизни Код, Направление подготовки
Дата31.03.2023
Размер0.52 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаП.А.+Кропоткин+о+взаимной+помощи+как+принципе+организации+общест.doc
ТипКурсовая
#1029131
страница8 из 14
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14

2.3 Формулировка основных выводов по результатам исследования


Проведенные исследования свидетельствуют о взаимопомощь является важным фактором эволюции. Общество будет не способно эволюционировать, прогрессировать без взаимной поддержки и помощи.

Взаимная помощь позволяет сформировать крепкие, доверительные отношения внутри группы.

Построение современной семейной политики приобретает «индивидуализированный» характер.

Процесс оказания взаимопомощи поколений осуществляется в виде передачи опыта, традиций, культуры, материальной, моральной, духовной помощи.

Современные тенденции оказывают противоречивое влияние на процесс осуществления взаимопомощи внутри группы. С одной стороны, достаточно напряженная обстановка зачастую подталкивает людей больше думать о самих себе, то есть включать эгоистичный вариант реакции на различные ситуации. С другой ­— современные тенденции направляют молодежь на сохранение семей (брака, детей), а также склоняют к помощи старшему поколению. Это можно проследить в повестках, в социальной рекламе, в фильмах и другом.

Основным качественным методом исследования выступило экспертное интервью. Интервьюирование позволило увидеть различные ракурсы рассмотрения взаимоотношений поколений, а именно:

  1. Сущность семейных, межпоколенных отношений;

  2. Факторы, влияющие на развитие семейных отношений;

  3. Основные причины индивидуализированного характера построения современной политики семьи;

  4. Научное знание в области взаимопомощи как фактора эволюции;

  5. Этапы процесса формирования межпоколенных отношений;

  6. Тенденции проявления взаимной помощи в семье, обществе;

  7. Влияние социальных явлений на развитие межпоколенных отношений.

Исследование обозначенных выше показателей позволило провести подробный качественный анализ современных тенденций проявления взаимной помощи в семье и обществе.

С целью комплексного исследования был проведен контент-анализ научных статей «Основные направления развития дарвиновской теории в социологии и философии: социальный дарвинизм и «Этика взаимопомощи» П. А. Кропоткина», «Конкуренция и взаимопомощь — две стороны «медали» взаимодействия популяций (к 175-летию со дня рождения Петра Алексеевича Кропоткина и 115-летию выхода его монографии «взаимная помощь как фактор эволюции»)». Общий анализ результатов исследования научных работ позволяет сделать вывод о том, что научное сообщество заинтересовано в развитии исследований на тему взаимопомощи.

В первой выбранной для анализа статье противопоставляются взгляды дарвинистов и П.А. Кропоткина. Автор описывает связь человека и природы, выделяемую Кропоткиным, который указывал на происхождение, инстинкты человека. Равноправие и взаимопомощь являются одним из факторов успешного функционирования общества и его развития.

Во второй статье автор объясняет связь взаимной помощи, поддержки внутри группы (людей, животных) и их способностью к выживанию, превосходству над разобщенными обществами, группами.

Межпоколенческую взаимопомощь в повседневной жизни семьи не способны полностью заменить другие формы помощи людям, нуждающимся в ней, из-за неизбежных проявлений определенного формализма. Тем более важно через социальную и семейную политику поддерживать и развивать собственные ресурсы семьи с традициями и социокультурными кодами естественной заботы членов семьи друг о друге. Межпоколенческая взаимопомощь в повседневной жизни семьи выступает в качестве одного из основополагающих «жизнепрактических смыслов, обладающих непосредственной очевидностью и сочетанием различных форм взаимосогласованного человеческого опыта».

Полноценная и здоровая семья способна в достаточной мере решить основные вопросы в деле межпоколенческой взаимопомощи в своей повседневной жизни. Однако и в этом случае в качестве некоторого дополнения и частичного восполнения ресурсов семьи целесообразна помощь самой семье в зависимости от ее конкретных проблем. В этом направлении в том числе может развиваться система социальной работы и социальных служб.

Результаты качественного исследования коррелируют с результатами количественно-качественного.

Заключение

В ходе исследования была реализована цель, которая заключалась в комплексном изучении концепции П.А. Кропоткина о взаимной помощи как принципе организации общественной жизни, а также в исследовании современных тенденций проявления взаимной помощи в семье.

Для реализации цели исследования и подтверждения исследовательской гипотезу в курсовой работе решены следующие теоретические и эмпирические задачи:

  1. Проведен теоретический анализ взаимопомощи как фактора эволюции в концепции П.А. Кропоткина.

  2. Изучены социальные и природные корни взаимопомощи.

  3. Изучена и описана специфика взаимной помощи в концепции П.А. Кропоткина.

  4. Разработаны методология и методика эмпирического исследования.

  5. Интерпретированы полученные результаты проведённого исследования.

  6. Сформулированы основные выводы и разработаны рекомендации по результатам исследования.

В ходе проведенного исследования получены следующие теоретические выводы.

многочисленные социально-психологические наблюдения и исследования, а также исторические примеры, как в прошлом, так и в новейшей истории, указывают на то, что стремление к превосходству и взаимопомощи можно рассматривать как единый универсальный социальный инстинкт, представляющий собой механизм сохранения и развития вида.

теория П. А. Кропоткина об универсальном механизме взаимопомощи не противоречит концепции социал-дарвинизма, а дополняет ее, указывая на диалектику проявления психобиологических детерминант поведения человека в разных исторических условиях.

Далее будут описаны эмпирические выводы по результатам исследования:

– взаимопомощь является важным фактором эволюции. Общество будет не способно эволюционировать, прогрессировать без взаимной поддержки и помощи.

– взаимная помощь позволяет сформировать крепкие, доверительные отношения внутри группы.

– построение современной семейной политики приобретает «индивидуализированный» характер.

– процесс оказания взаимопомощи поколений осуществляется в виде передачи опыта, традиций, культуры, материальной, моральной, духовной помощи.

– современные тенденции оказывают противоречивое влияние на процесс осуществления взаимопомощи внутри группы. С одной стороны, достаточно напряженная обстановка зачастую подталкивает людей больше думать о самих себе, то есть включать эгоистичный вариант реакции на различные ситуации. С другой ­— современные тенденции направляют молодежь на сохранение семей (брака, детей), а также склоняют к помощи старшему поколению. Это можно проследить в повестках, в социальной рекламе, в фильмах и другом.

Таким образом, исследовательская цель реализована, гипотеза доказана.
Глоссарий

  1. Взаимопомощь по П.А. Кропоткину1 — один из основополагающих факторов эволюции человечества. Один из главных принципов анархизма.

  2. Позитивизм2 (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

  3. Монография3 (от греч. μόνος — «один, единый» и γράφειν — «писать») — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких, тесно связанных между собой тем.

  4. Альтруизм4 (социал-дарвинизм) — (лат. alter — другой, другие) — понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага.

  5. Анархизм5 (от др.-греч. ἀναρχία — «безвластие», «безначалие», от ἀν– — «без-» и ἀρχή — «начало; начальство; власть») — общее наименование ряда систем взглядов, основывающихся на человеческой свободе и отрицающих необходимость принудительного управления и власти человека над человеком.

  6. Индивидуализм1 (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчёркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка.

  7. Коллективизм2 (фр. collectivisme) — собирательный социально-психологический термин, характеризующий любую доктрину или другую социальную установку, делающую упор на важность и ценность коллектива.

  8. Гуманизм3 — система построения гуманного человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.

  9. Сциентизм4 (фр. scientisme, от лат. scientia «наука, знание») — общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром.

  10. Состязание5 — это борьба за достижение превосходства, лучшего результата (выигрыша, признания и т. п.) или в целях поддержки биологического инстинкта выживания.

  11. Коммунизм6 (в узком смысле) — финальная фаза развития пролетарского общества, являющаяся вторым этапом после социализма, при котором средства производства становятся общей собственностью уже на этом этапе, а общество перестаёт делиться на классы.

  12. Гильдия1 (нем. Gilde — объединение купцов) — цех, объединение 10—15 человек (ремесленников) одной или схожих профессий, или целей.

  13. Социальный (общественный) институт2 — это система взаимосвязанных норм, которые опираются на коллективно разделяемые ценности, свойственные тому или иному обществу или той или иной социальной группе, и обобщаются как способы действия, мышления и чувствования.

  14. Абсолютизм3 — абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, близкой к диктатуре, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной, военной), а иногда и духовной (религиозной) власти находится в руках монарха.

  15. Мютюэлизм4 (фр. mutuellisme, от mutuel — «взаимный, совместный») — анархическое направление экономической теории и социальной и политической философии, восходящее к первой половине XIX века, в особенности — к работам Пьера-Жозефа Прудона.

  16. Урбанизация5 (от лат. urbanus — городской) — процесс повышения ролей городов, городской культуры и «городских отношений» в развитии общества, увеличение численности городского населения по сравнению с сельским и «трансляция» сформировавшихся в городах высших культурных образцов за пределы городов. — социально-психологический феномен, означающий утрату собственного Я, самосознания, из-за чего человек становится более восприимчивым к нормам толпы.

  17. Деиндивидуализация1 — социально-психологический феномен, означающий утрату собственного Я, самосознания, из-за чего человек становится более восприимчивым к нормам толпы.

  18. Эгоцентризм2 (от др.-греч. ἐγώ — «я» и лат. centrum — «центр круга») — особая познавательная позиция, характеризующаяся неспособностью к координированию различных точек зрения, что является качественным своеобразием мышления ребенка.

  19. Парадигма3 — определённый набор концепций или шаблонов мышления, включая теории, методы исследования, постулаты и стандарты, в соответствии с которыми осуществляются последующие построения, обобщения и эксперименты в области. — способ существования или действия чего-либо.

  20. Модус4 — способ существования или действия чего-либо, либо один из двух наиболее общих компонентов смысла высказывания.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   14


написать администратору сайта